РАССКАЗЫ В.Ю. ДРАГУНСКОГО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты использования рассказов В.Ю. Драгунского
как средства развития нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 Понятие «нравственные представления» и его особенности 8
1.2 Характеристика развития нравственных представлений детей старшего
дошкольного возраста 144
1.3 Воспитательный потенциал рассказов В.Ю. Драгунского как средства
развития нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста 20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию рассказов В.Ю. Драгунского как средства развития нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста 298
2.1 Диагностика нравственных представлений детей старшего дошкольного
возраста 298
2.2 Система работы по использованию рассказов В.Ю. Драгунского как
средства развития нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста 33
2.3 Анализ эффективности системы работы по использованию рассказов В.Ю. Драгунского как средства развития нравственных представлений детей
старшего дошкольного возраста 40
Заключение 47
Список использованных источников 50
Приложение 54
Глава 1. Теоретические аспекты использования рассказов В.Ю. Драгунского
как средства развития нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 Понятие «нравственные представления» и его особенности 8
1.2 Характеристика развития нравственных представлений детей старшего
дошкольного возраста 144
1.3 Воспитательный потенциал рассказов В.Ю. Драгунского как средства
развития нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста 20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию рассказов В.Ю. Драгунского как средства развития нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста 298
2.1 Диагностика нравственных представлений детей старшего дошкольного
возраста 298
2.2 Система работы по использованию рассказов В.Ю. Драгунского как
средства развития нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста 33
2.3 Анализ эффективности системы работы по использованию рассказов В.Ю. Драгунского как средства развития нравственных представлений детей
старшего дошкольного возраста 40
Заключение 47
Список использованных источников 50
Приложение 54
Актуальность исследования. Сегодня наблюдается высокая степень неустойчивости и неопределенности современной социальной ситуации, которая требует от человека использования по максимуму его ресурсов в различных видах деятельности, постоянной готовности к ответу на требования и вызовы современности, а также высокой степени способности к адаптации и интеграции в условиях меняющейся действительности. Неразрешенные трудности процесса социализации молодежи (несформированность социализации в семье, в образовательном учреждении, в коллективе) негативно влияют на формирование таких базовых понятий, как «доброта», «милосердие», «честность», «нравственность» и приводят к доминированию у молодых людей материальных ценностей, эгоизма, направленности на удовлетворение собственных потребностей за счет других. Трансформированные базовые ценности и правила общества переходят в содержание жизни детей, неуклонно деформируя их нравственный облик.
На этапе дошкольного возраста активно происходит личностное развитие ребенка, у него формируются основы самосознания и начинают появляться первые нравственные представления, которые в дальнейшем определяют его взаимоотношения с другими людьми и позволяют ему регулировать собственное поведение. На основании ФГОС ДО, в качестве одного из ведущих принципов нравственного воспитания детей дошкольного возраста выступает процесс, направленный на приобщение детей к социокультурным нормам, формирование у него представлений о традиционном укладе семьи, общества и государства в целом. Основой Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения становится формирование базовых компетентностей современного человека: информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Все эти процессы основаны насформированных предварительно нравственных представлений, что придает данной проблеме большую актуальность.
Система нравственных ценностей личности развивается в конкретных социокультурных условиях и отражает нравственные ценности того или иного общества. Очевидно, что общественные нравственные ценности оказывают серьезное влияние на индивидуальные нравственные ценности, транслируя на них культурно-историческую специфику.
Социокультурные изменения в обществе требуют принятия каждым членом этого общества ответственности за свою судьбу. Они стимулируют незаметное постепенное утверждение в общественном сознании новой системы ценностных ориентаций. Входящие в жизнь молодые люди, которые не были связаны с прежними ценностями, не в полной мере воспринимают и ценности свободного демократического общества.
Нравственные представления детей дошкольного возраста активно изучались в исследованиях А.Ф. Афтоносьева, А.В. Бабаяна, В.Г. Белинского, И.Ф. Богдановича, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.С. Демкова, П.Н. Енгалычева, С.А. Козловой, Л. Колберга, Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой, А.Г. Ободовского, Ж. Пиаже, Е.В. Субботского, В.А. Сухомлинского, Г.А. Урунтаевой, К.Д. Ушинского, Г.П. Щедровицкого, С.Г. Якобсона и других исследователей.
В рамках формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста следует выделить эффективность и важность участия в данном процессе таких социальных институтов, как семья и детский сад.
Педагог дошкольного учреждения располагает множеством методов, позволяющих осуществлять формирование нравственных представлений в старшем дошкольном возрасте. В частности, эффективным методом работы с детьми при формировании у них нравственных представлений является приобщение их к литературе....
На этапе дошкольного возраста активно происходит личностное развитие ребенка, у него формируются основы самосознания и начинают появляться первые нравственные представления, которые в дальнейшем определяют его взаимоотношения с другими людьми и позволяют ему регулировать собственное поведение. На основании ФГОС ДО, в качестве одного из ведущих принципов нравственного воспитания детей дошкольного возраста выступает процесс, направленный на приобщение детей к социокультурным нормам, формирование у него представлений о традиционном укладе семьи, общества и государства в целом. Основой Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения становится формирование базовых компетентностей современного человека: информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Все эти процессы основаны насформированных предварительно нравственных представлений, что придает данной проблеме большую актуальность.
Система нравственных ценностей личности развивается в конкретных социокультурных условиях и отражает нравственные ценности того или иного общества. Очевидно, что общественные нравственные ценности оказывают серьезное влияние на индивидуальные нравственные ценности, транслируя на них культурно-историческую специфику.
Социокультурные изменения в обществе требуют принятия каждым членом этого общества ответственности за свою судьбу. Они стимулируют незаметное постепенное утверждение в общественном сознании новой системы ценностных ориентаций. Входящие в жизнь молодые люди, которые не были связаны с прежними ценностями, не в полной мере воспринимают и ценности свободного демократического общества.
Нравственные представления детей дошкольного возраста активно изучались в исследованиях А.Ф. Афтоносьева, А.В. Бабаяна, В.Г. Белинского, И.Ф. Богдановича, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.С. Демкова, П.Н. Енгалычева, С.А. Козловой, Л. Колберга, Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой, А.Г. Ободовского, Ж. Пиаже, Е.В. Субботского, В.А. Сухомлинского, Г.А. Урунтаевой, К.Д. Ушинского, Г.П. Щедровицкого, С.Г. Якобсона и других исследователей.
В рамках формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста следует выделить эффективность и важность участия в данном процессе таких социальных институтов, как семья и детский сад.
Педагог дошкольного учреждения располагает множеством методов, позволяющих осуществлять формирование нравственных представлений в старшем дошкольном возрасте. В частности, эффективным методом работы с детьми при формировании у них нравственных представлений является приобщение их к литературе....
При написании выпускной квалификационной работы ставили перед собой цель проанализировать эффективность использования рассказов В.Ю. 0 Драгунского как средства развития нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста. Для достижения цели исследования были решены следующие задачи и сследования.
Проанализировали понятие «нравственные представления» и его особенности. Сделали вывод о том, что в контексте дошкольной психологии нравственные представления являются психическим новообразованием когнитивного компонента нравственного сознания, которое опосредовано наличием субъективного отношения и смысла. В процессе развития нравственных представлений их зарождение отмечается еще в младенчестве и происходит за счет удовлетворения потребности ребенка в 0 получении новых впечатлений и реализации элементарных уровней познавательной деятельности. При этом нравственные представления необходимо понимать не только как образ нравственного поведения, но также и в качестве способности к анализу образцов нравственности, что обусловлено развитием наглядно- образного мышления, выступающего в качестве психического новообразования дошкольного возраста.
Изучили характеристику развития нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста. Заключили, что на возрастном этапе старшего дошкольного возраста дети уже имеют вполне сформированные нравственные представления, способны различать нравственные качества, однако для них еще является затруднительным формулирование нравственных норм. В данном возрасте дети нуждаются в том, чтобы с ними на базе детского сада и семьи проводили целенаправленное развитие по формированию у них понятий о различных нравственных качеств и
привлекали к участию в упражнениях, направленных на формирование навыков определения нравственных н орм.
Исследовали воспитательный потенциал рассказов В.Ю. Драгунского как средства развития нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста. Выяснили, что в старшем дошкольном возрасте данные рассказы интересны, так как героями рассказом являются сверстники читателей, а также, потому, что рассказы реалистичны и опыт героя можно применить по отношению к своим поступкам. Старшие дошкольники уже лучше воспринимают произведения и могут дать сознательную,
мотивированную оценку характерам, при этом они могут использовать в своих суждениях критерии поведения человека в нашем обществе, сложившиеся под влиянием воспитания. Все это придает высокий уровень значения потенциала рассказов В.Ю. Драгунского для воспитания нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Провели диагностику нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста. В результате проведения диагностики нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста было выяснено следующее: для детей старшего дошкольного возраста обеих принявших участие в эксперименте групп оказался характерен преимущественно средний уровень понимания детьми нравственных норм, преимущественно средний уровень сформированности нравственных представлений, преимущественно средний уровень эмоционального отношения к нравственным нормам.
Разработали и апробировали систему работы по использованию рассказов В.Ю. 0 Драгунского как средства развития нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.В процессе апробации работы по использованию рассказов В.Ю. Драгунского как средства развития нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста нами использовались различные методы использования рассказов В.Ю. Драгунского как средства развития нравственных представлений детей 48
старшего дошкольного возраста: чтение рассказов, проведение этических бесед, разыгрывание эпизодов из рассказов, придумывание нескольких вариантов завершения рассказа, подразумевающих использование отрицательных и положительных поступков, изобразительная деятельность, дидактические игры, музыкальная деятельность...
Проанализировали понятие «нравственные представления» и его особенности. Сделали вывод о том, что в контексте дошкольной психологии нравственные представления являются психическим новообразованием когнитивного компонента нравственного сознания, которое опосредовано наличием субъективного отношения и смысла. В процессе развития нравственных представлений их зарождение отмечается еще в младенчестве и происходит за счет удовлетворения потребности ребенка в 0 получении новых впечатлений и реализации элементарных уровней познавательной деятельности. При этом нравственные представления необходимо понимать не только как образ нравственного поведения, но также и в качестве способности к анализу образцов нравственности, что обусловлено развитием наглядно- образного мышления, выступающего в качестве психического новообразования дошкольного возраста.
Изучили характеристику развития нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста. Заключили, что на возрастном этапе старшего дошкольного возраста дети уже имеют вполне сформированные нравственные представления, способны различать нравственные качества, однако для них еще является затруднительным формулирование нравственных норм. В данном возрасте дети нуждаются в том, чтобы с ними на базе детского сада и семьи проводили целенаправленное развитие по формированию у них понятий о различных нравственных качеств и
привлекали к участию в упражнениях, направленных на формирование навыков определения нравственных н орм.
Исследовали воспитательный потенциал рассказов В.Ю. Драгунского как средства развития нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста. Выяснили, что в старшем дошкольном возрасте данные рассказы интересны, так как героями рассказом являются сверстники читателей, а также, потому, что рассказы реалистичны и опыт героя можно применить по отношению к своим поступкам. Старшие дошкольники уже лучше воспринимают произведения и могут дать сознательную,
мотивированную оценку характерам, при этом они могут использовать в своих суждениях критерии поведения человека в нашем обществе, сложившиеся под влиянием воспитания. Все это придает высокий уровень значения потенциала рассказов В.Ю. Драгунского для воспитания нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Провели диагностику нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста. В результате проведения диагностики нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста было выяснено следующее: для детей старшего дошкольного возраста обеих принявших участие в эксперименте групп оказался характерен преимущественно средний уровень понимания детьми нравственных норм, преимущественно средний уровень сформированности нравственных представлений, преимущественно средний уровень эмоционального отношения к нравственным нормам.
Разработали и апробировали систему работы по использованию рассказов В.Ю. 0 Драгунского как средства развития нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.В процессе апробации работы по использованию рассказов В.Ю. Драгунского как средства развития нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста нами использовались различные методы использования рассказов В.Ю. Драгунского как средства развития нравственных представлений детей 48
старшего дошкольного возраста: чтение рассказов, проведение этических бесед, разыгрывание эпизодов из рассказов, придумывание нескольких вариантов завершения рассказа, подразумевающих использование отрицательных и положительных поступков, изобразительная деятельность, дидактические игры, музыкальная деятельность...
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДРУЖБЕ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2020





