ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ УВАЖИТЕЛЬНОГО
ОТНОШЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ТРАДИЦИЯМ
СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ТРАДИЦИЯМ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ 7
1.1. Понятия уважительного отношения в современной науке 7
1.2. Особенности воспитания уважительного отношения детей
старшего дошкольного возраста 12
1.3. Условия воспитания уважительного отношения старших
дошкольников к традициям Северных народов 18
Выводы по Главе 1 27
ГЛАВА2. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
ВОСПИТАНИЯ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ТРАДИЦИЯМ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ 29
2.1. Изучение воспитания уважительного отношения старших дошкольников к традициям северных народов 29
2.2. Реализация педагогических условий воспитания уважительного
отношения старших дошкольников к традициям северных народов,
проживающих на территории Красноярского края 37
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 43
Выводы по Главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Актуальность. За последние несколько десятков лет Россия пережила кризис нравственных ценностей: обесценилось значение духовности, что привело к распространению в среде детей озлобленности,
недоброжелательности и агрессивности. Взаимные проявления нетерпимости и культурного эгоизма через СМИ, социальное окружение, семью все больше проникают и в образовательные учреждения.
Ребенок по мнению В.П. Зиньковского, Д.С. Лихачева является членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и предавать культурное наследие этноса. Именно дошкольное детство является тем периодом, в который начинается социализация ребенка, то есть приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческим ценностям.
Значимость народной культуры состоит в ее способности формировать и развивать психические процессы и качества личности дошкольника, которые являются основополагающими: память, речь, мышление,
воображение, умственную и творческую активность, чувство национального самосознания.
Приобщение детей к культурным традициям других народов также является одним из средств развития духовности. В народных традициях отображаются и сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через народную сказку, овладевая языком своего народа, знакомясь с традициями и обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о национальной культуре.
Анализируя проведенные исследования (В.В. Бойко, А.Г. Асмолова, Н. Едыгова, А. Грачева, и других) можно понять, что воспитание у дошкольников уважительного отношения к традициям разных народов до сих пор не получили необходимого научного обоснования. Несмотря на имеющуюся социальную потребность общества, на сенситивность дошкольников к усвоению ценностей, на имеющуюся потребность педагогики осваивать технологии формирования толерантности у дошкольников, теоретические исследования явно недостаточны. Отсутствуют специальные исследования, в которых была бы представлена цельная концепция того, как воспитать у дошкольников уважительное отношение к традициям разных народов. Конечно, важность уважительного отношения к традициям разных народов не отрицается, но зачастую педагоги не действуют целенаправленно, воспитывая уважительное отношение к народным традициям.
Из-за этого возникают ряд противоречий:
• между нуждами образовательной практики в научном методическом и в содержательном обеспечении воспитания уважительного отношения к традициям разных народов, а также недостаточной его разработкой в педагогической теории и на практике;
• между усиливающейся интеграцией образования, миграционными потоками, которые приводят к ассимиляции и интеграции культур, и отсутствием разработок, касающихся построения толерантной среды внутри образовательных учреждений.
Эти противоречия определили проблему исследования: «Какие педагогические условия, созданные в детском саду, будут способствовать воспитанию уважительного отношения к традициям малых народов?», что и определило тему исследования «Педагогические условия воспитания уважительного отношения старших дошкольников к традициям Северных народов, проживающих на территории Красноярского края».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно- экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий, способствующих воспитанию уважительного отношения старших дошкольников к традициям Северных народов, проживающих на территории Красноярского края.
Объект исследования - воспитание уважительного отношения старших дошкольников к традициям Северных народов.
Предмет исследования - педагогические условия воспитания уважительного отношения старших дошкольников к традициям Северных народов, проживающих на территории Красноярского края....
Анализ философско-этической и психолого-педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы:
уважительное отношение - это проявление уважения, основанного на нравственных качествах личности. Составляющими уважения является правдивость и доверие, внимательное отношение к убеждениям и стремлениям, готовность проявить понимание, пойти на компромисс. По своей структуре уважительное отношение состоит из трех составляющих: мировоззренчески-познавательного, эмоционально-волевого,
деятельностного.
Воспитание уважительного отношения детей старшего дошкольного возраста представляет собой сложный процесс, который разворачивается в рамках нравственного воспитания ребенка и представляет формирование системы доминирующих мотивов, соответствующих моральным нормам общества. Анализ психологических исследований (Л.С. Выготский, А.М. Леушина, С.Л. Рубинштейн) позволил сделать выводы, что психологопедагогическими особенностями воспитания уважительного отношения детей старшего дошкольного возраста являются: формирование
нравственного сознания ребенка, наличие определенных знаний, представлений и суждений о роли уважения, правилах проявления уважения, регулируемых общественными нормами (когнитивный компонент); развитие определенных личностных качеств, обусловливающих уважительное отношение, понимание собственных эмоциональных состояний, причин связанных с ними; нравственные мотивы, потребности, самооценка ребенка (эмоциональный компонент); деятельностная категория понятия «уважительное отношение» представляет собой наличие у ребенка опыта уважительного отношения, способность регулировать собственное поведение, стремление действовать в соответствии с общественными морально-этических норм (практический компонент).
Педагогическими условиями, обеспечивающим успешность воспитания уважительного отношения к традициям Северных народов, могут выступать:
• создание развивающей предметно-пространственной среды в детском саду с целью обеспечения эмоционально-положительного восприятия воспитанниками традиций северных народов;
• систематическое обогащение знаний старших дошкольников о традициях северных народов;
• привлечения детей к участию в традициях северных народов в контексте творческой интерпретации национальных игр с последующей поведенческой проекцией.
Констатирующий эксперимент проводился на базе групп дошкольного образования Никольской средней общеобразовательной школы Емельяновского района Красноярского края. В исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста, из них 20 составили контрольную, а 20 - экспериментальную группы.
С целью изучения воспитания уважительного отношения детей старшего дошкольного возраста к традициям северных народов нами были использованы следующие диагностические методики: выбора,
индивидуальной беседы и творческих заданий. Каждая из этих методик соответствовала одному из критериев воспитания уважительного отношения детей к традициям северных народов: когнитивному, эмоциональному и практическому.
Полученные результаты констатирующего этапа исследования позволяют говорить о преобладании среднего и низкого уровня воспитания уважительного отношения к традициям северных народов детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах.
Дальнейшая работа была связана с реализацией педагогических условий, способствующих воспитанию уважительного отношения к традициям северных народов детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе....
1. Абрамова Н., Александер Б., Вайнштейн И. Арктика - мой дом. Народы Севера Земли. Культура народов Севера: Полярная энциклопедия школьника. М. Северные просторы. 2001. 264 с.
2. Артемова Л.В. Формирование общественных черт характера в процессе взаимоотношений старших дошкольников. Дошкольное воспитание, 1970, № 3. С.45-51.
3. Белоусова С. С. Формирование ценностного отношения к Малой
родине как основа патриотического воспитания подрастающего поколения // X Всероссийская научно-практическая конференция «Детство, открытое миру: актуальные вопросы образования. Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т
педагогики и психологии детства / под ред. Е.В. Коротаевой. Екатеринбург, 2016. С. 46-47.
4. Волохов А.В. Теория и методика социализации ребенка в детских общественных организациях: Дисс. док. пед. наук. Ярославль, 1999. 467 с.
5. Галкина М.В. Оптимизация роли народного искусства в формировании эстетически развитой личности школьника // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». 2009. № 4. С. 156-159.
6. Гизатуллина К. Нравственное воспитание в многонациональной школе: опыт и проблемы. М.: LAP Lambert Academic Publishing. 2012. 156 с.
7. Гусева И.А. Социально-педагогическое обеспечение развития субъектности студента в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2006. 205 c.
8. Звонарева А.Т. Народные обряды, обычаи и приметы. М. Центрполиграф, 2009. 128 с.
9. Измайлова В.В. Педагогическое обеспечение: сущность и структура понятия. Ярославский педагогический вестник. 2012. № 2. Том II. С. 11 - 14.
10. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. М. Акад. Проект. 2004. 173 с.
11. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М. Академия, 2003. 176 с.
12. Коровкина Т.Е. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления будущего учителя на начальном этапе обучения в вузе: дисс. ... канд. пед. наук. Кострома. 2004. 211 с.
13. Коротких О.В. Воспитание детей в духе миролюбия в традициях народной педагогики. М. Инфра-М, 2014. 128 с.
14. Леонтьев А.И., Леонтьева М.В. Неведомые земли и народы Севера. М. Академия. 2009. 195 с.
15. Любимова Ю.С. Этнопедагогический подход как основа эстетического воспитания младших школьников // Весщ БДПУ. Сер. 1. ПедагоПка. ПсххалоПя. ФшалоПя. 2007. № 2. С. 15 - 19....32