Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи агрессивности студентов и их межличностными отношениями 6
1.1 Теоретический анализ основных подходов исследования агрессии и
проявления агрессивности в зарубежной и отечественной психологии 6
1.2 Анализ исследований проблем межличностных отношений в психологии
13
1.3 Теоретический анализ особенностей студенческого возраста 19
Вывод по главе 1 23
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи между проявлением агрессивности студентов и их межличностными отношениями 25
2.1 Описание методик исследования 25
2.2 Анализ полученных данных 26
Вывод по главе 2 37
Заключение 39
Библиографический список 42
Приложение 1 46
Приложение 2 55
Приложение 3 60
Особенности агрессивного поведения и проявления агрессивности таковы, что затрагивая эмоциональную сферу личности, они способствуют усугублению морального диссонанса, формированию стрессового и депрессивного состояний. Высокий уровень агрессивности у лиц юношеского возраста является настораживающим фактором, так как негативно влияет не только на учебную деятельность, взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, индивидуальное развитие, но и на успешность их будущей личной и профессиональной деятельности.
Проблема проявлений агрессивности всегда привлекала разных специалистов - ее изучением занимаются практически все отрасли науки вплоть до истории. Агрессивность стала частью жизни современного человека, и как отмечают юристы, агрессивность можно охарактеризовать как имеющую высокую степень интенсивности, причем не только в среде взрослых людей, но и в среде подростков.
В последнее время проблема агрессивного поведения юношества приобретает все более острую социальную направленность и привлекает внимание юристов, социологов, педагогов, психологов, которые все больше внимания уделяют вопросам контроля агрессивных проявлений и “снижения” агрессивности, в особенности юношеской. Современная реальность заставляет психологов по новому взглянуть на проблему агрессивности в обществе. Агрессивное поведение в наши дни скорее обыденность, чем исключение.
Агрессия, проявление агрессивности и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно как выражение антигуманизма, насилия, культа грубой силы. В некоторых случаях об агрессивных действиях говорят как об энергично наступательных и дают им положительную оценку. Это обычно делается, когда речь идет о спортивных состязаниях, отсутствие у команды спортивной «злости» или агрессивности оценивается как существенный недостаток. Такая «положительная» агрессия является скорее исключением, имеющим место в узкой специальной сфере.
В повседневной жизни встречаются формы грубого насильственного поведения, относящиеся к агрессии. Для научного осмысления человеческой агрессии необходимо уточнить смысл и значение этого понятия. В историкоэтимологическом словаре современного русского языка термин “агрессия” (от латинского aggression) трактуется как нападение, приступ; (от позднелатинского aggressor) зачинщик; тот, кто нападает. В психологическом словаре агрессия рассматривается как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.). В литературе используется различная терминология: различают агрессию, агрессивность, агрессивное поведение. Четкого определения понятия “агрессия” до сих пор нет. Понятие агрессивности чаще всего определяется как устойчивая характеристика человека, склонного к частому проявлению гнева, злости, раздражения и обиды.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между проявлением
агрессивности студентов и их межличностными отношениями.
Объект исследования: проявление агрессивности студентов.
Предмет исследования: проявление агрессивности в межличностных отношениях студентов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные подходы исследования агрессии в зарубежной и отечественной психологии.
2. Проанализировать проблему межличностных отношений студентов.
3. Проанализировать психологические особенности студенческого возраста.
4. Определить взаимосвязь между агрессивностью и межличностными отношениями у студентов....
В ходе выполнения дипломного исследования были проведены теоретический анализ и практическое исследование.
В первой части был проведен теоретический анализ литературы по основным подходам исследования агрессии и проявлений агрессивности в зарубежной и отечественной психологии, по исследованиям проблем межличностных отношений и по особенностям студенческого возраста.
Проведенный теоретический анализ позволил сделать следующие выводы:
До настоящего времени не существует единого понимания агрессивности и четкого ее определения. Существует несколько основных концепций изучения агрессивности. Часть из них сходится во мнении, что агрессивность это неизбежный врожденный инстинкт, инстинкт борьбы за выживание. Другие считают агрессивность устойчивой - личностной характеристикой индивида. Третьи полагают, что проявления агрессивности являются реакцией на фрустрацию, которая возникает, когда индивид не может удовлетворить желаемые им потребности. Четвертые придерживаются мнения, что агрессивность - это реакция на определенный стимул, поддерживающийся ориентацией на какой либо образец поведения. В данном исследовании агрессивность принимается как устойчивая характеристика индивида, которая проявляется в негативных эмоциональных и поведенческих реакциях на действия других людей.
Анализ литературы по проблеме межличностных отношений позволяет сделать выводы, что огромное влияние на формирование межличностных отношений студентов оказывают такие факторы, как особенности студенческой группы, место студента в этой группе, личные качества студента и студенческая среда в целом.
Что касается студенческого возраста, в него входят младший юношеский и юношеский возраста. В этом возрасте у студентов достигается пик психологического, социального и биологического развития. Они самоопределяются в профессии и готовятся вступить во взрослую жизнь.
Во второй главе было проведено практическое исследование взаимосвязи между проявлением агрессивности студентов и их межличностными отношениями, что послужило для следующих выводов.
1. В межличностных отношения выявлен низкий уровень выраженности по параметрам зависимый, подчиняемы, авторитарный и агрессивный типы межличностных отношений. Также низкий уровень выявлен по таким «положительным» показателям, как дружелюбие и альтруистичность. 1/5 испытуемых показала высокую выраженность по параметру агрессивный тип межличностных отношений. Экстремальная выраженность по параметру эгоистичный тип межличностных отношений свойственна 8%, а по параметрам авторитарный и подозрительный - 4% студентов от выборки.
2. Все формы проявления агрессивности (Басса-Дарки) свойственны студентам, при этом преобладающему большинству студентов свойственен средний уровень выраженности данных форм агрессии.
3. Было выявлено, что студенты очной формы обучения проявляют больший негативизм и чаще, чем заочники проявляют свою агрессивность открыто, как через негативные чувства, так и через содержание словесных ответов.
4. В проявлении агрессивности выявлены гендерные особенности.
5. В анализе взаимосвязи между проявлением агрессивности студентов и их межличностными отношениями, было обнаружено следующее:
- Чем студенты больше проявляют такие параметры межличностных отношений как авторитарный и эгоистичный, тем больше уровень проявления ими вербальной агрессии и негативизма.
• При большей выраженности параметров «агрессивный» и «подозрительный» тип межличностных отношений у студентов в большей степени проявляется физическая и вербальная агрессия, негативизм, раздражение и подозрительность.
• Студенты, которые более зависимы в меньшей степени проявляют обиду.
• Чем более студентам характерен альтруистичный тип межличностных отношений, тем меньше у них такие проявления агрессивности, как косвенная агрессия, негативизм, раздражение и обида.
• Студенты, которым в межличностных отношениях более свойственно проявление дружелюбия, менее склонны к проявлению вербальной агрессии, негативизма, раздражения и обиды.
Таким образом, гипотеза, которая бала сформулирована нами следующим образом: агрессивность в межличностных отношениях студентов проявляется в негативизме, раздражении, подозрительности, а так же физической и вербальной агрессии, подтверждена.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. Пособие для вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.
2. Абульханова К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. - 224 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания - СПб.: Питер, 2001. - 288 с. - (Серия «Мастера психологии»).
4. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 375 с.
5. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология в XX столетии: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 288 с.
6. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 1989. - 224 с.
7. Бандура А. Теория социального научения. - СПБ.: Евразия, 2000. - 320 с.
8. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.: прайм-Еврознак, 2001. - 512 с.
9. Бодалев А. А. Психология общения, - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 256 с.
10. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 2001 - 352 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
11. Волков Б. С. Психология юности и молодости: Учебное пособие. - М.: Академический Проект: Трикста, 2006. - 256 с.
12. Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - Издание 2-е, дополненное. - М.: Политиздат, 1978. - 279 с.
13. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. Пособие. - Минск: ТетреСистемс, 2000. - 432 с.
14. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 252с.
15. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - 355 с....40