Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование изучения взаимосвязи особенностей общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и показателей их психологической готовности к школе 7
1.1. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста...7
1.2. Психологическая характеристика особенностей общения детей
старшего дошкольного возраста со сверстниками 12
1.3. Влияние общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками на их психологическую готовность к школе 16
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи особенностей
общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и показателей их психологической готовности к школе 29
2.1. Организация, проведение и анализ результатов констатирующего
этапа исследования 29
2.2. Направления и содержание формирующего этапа исследования..35
2.3. Организация, проведение и анализ результатов контрольного этапа
исследования 39
Выводы по второй главе 41
Заключение 43
Библиографический список 46
Приложения 51
Актуальность исследования. Дошкольное детство - это пора жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир. В своей деятельности, прежде всего, в своих играх, ребенок осваивает мир человеческих предметов, а также мир отношений - способы общения с окружающими. При этом возникает и развивается в том числе, мотивация к школьному обучению [13].
Психологическая готовность к школе формируется благодаря общению с взрослыми и сверстниками, в разнообразных формах предметной, игровой, предтрудовой бытовой и учебной деятельности.
Проблема психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школе широко исследовалась в отечественной психологии (В.С. Мухина, Е.Е. Кравцова, Н.И. Гуткина, А.Л. Венгер, К.Н. Поливанова и др.).
В качестве составных компонентов психологической готовности к школе данные ученые рассматривают личностную (или мотивационную), интеллектуальную и волевую готовность. Личностная, или мотивационная, готовность к школе включает стремление ребенка к новой социальной позиции школьника. Эта позиция выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям и к самому себе как к ученику. В известной работе Л.И. Божович, Н.Г. Морозовой и Л.С. Славиной было показано, что к концу дошкольного детства стремление ребенка в школу побуждается широкими социальными мотивами и конкретизируется в его отношении к новому социальному, «официальному» взрослому — к учителю.
В исследованиях отечественных и зарубежных ученых уделяется большое внимание изучению различных аспектов психологической готовности ребенка к школе, отмечается также значимость общения старшего дошкольника со сверстниками в обеспечении его психологической готовности к школьному обучению [15]. При этом специфика взаимосвязи обозначенных категорий остается малоизученной. В то же время современные исследователи в области дошкольного образования отмечают: эффективных программ развития общения старших дошкольников со сверстниками как необходимого условия обеспечения их психологической готовности к школе недостаточно [16].
Указанные положения делают явными противоречия между необходиомстью изучения взаимосвязи различных аспектов общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и показателей их психологической готовности к школе и, в то же время, недостаточной представленностью исследований в данной области в научной и практико ориентированной литературе, что позволяет обозначить проблему исследования: теоретическое обоснование и эмпирическое исследование взаимосвязи особенностей общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и показателей их психологической готовности к школе.
Цель исследования: выявить специфику взаимосвязи особенностей общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и показателей их психологической готовности к школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть и проанализировать научные источники по исследуемой проблеме.
2. Подобрать методы и методики диагностики изучаемых явлений.
3. Провести эмпирическое исследование особенностей общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и показателей их психологической готовности к школе.
4. Выявить взаимосвязь общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и показателей их психологической готовности к школе.
5. Проанализировать результаты исследования, сопоставить их с гипотезой.
6. Разработать и апробировать систему психолого-педагогических мероприятий, позволяющих оптимизировать общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и показатели их психологической готовности к школе....
В своей работе мы изучили особенности общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и показателей их психологической готовности к школе. Свой взгляд на данный вопрос мы строим исходя из такого понимания, что показатели готовности к школе формируются благодаря общению со сверстниками, в разнообразных формах предметной, игровой, предтрудовой бытовой и образовательной деятельности.
Поставив целью нашей работы выявление особенностей взаимосвязи показателей готовности к школе, и общения у детей старшего дошкольного возраста, нами были использованы методы теоретического анализа литературы, методы эмпирического исследования - стандартизированные психодиагностические методики:
1) методика «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения», автор М.Семаго, Н.Семаго;
2) «Диагностика развития общения со сверстниками» Орлова И.А., Холмогорова В.М.
В ходе работы были решены следующие исследовательские задачи:
1. Рассмотрены и проанализированы научные источники по исследуемой проблеме.
2. Подобраны методы и методики диагностики изучаемых явлений.
3. Проведены эмпирическое исследование особенностей общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и показателей их психологической готовности к школе.
4. Выявлена взаимосвязь общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и показателей их психологической готовности к школе.
5. Проанализированы результаты исследования и сопоставлены с гипотезой нашего исследования.
6. Разработана и апробирована система психолого-педагогических мероприятий, позволяющих оптимизировать общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и показатели их психологической готовности к школе.
Решение указанных задач позволило доказать гипотезу исследвания: показатели психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школе взаимосвязаны с особенностями их общения со сверстниками: при этом для дошкольников, умеющих организовать речевое общение, проявляющих интерес к взаимодействию со сверстниками, характерна выраженная учебная мотивация, высокий уровень произвольности и интеллектуального развития. В то же время детям, не умеющим организовывать общение, склонным к конфликтам, свойственна сниженная учебная мотивация, неоптимальный уровень произвольности.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась.
1. Алферов А. Д. Психология развития школьников. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2010. - 384 с.
2. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет [Электр. ресурс]
3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя/ Предисл. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 2003. - 208 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. [Электр. ресурс].
6. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества. М., 2003. - 96 с.
7. Вишневецкая Т.Ю., Макарова А.Ю., Молоткова Т.Н. Изучение факторов риска развития отклонений в состоянии здоровья детей 6-летнего возраста, посещающих детские образовательные учреждения г.Люберцы Московской области // Здоровье населения и среда обитания: Информ. бюллетень. - 2010. - № 1. - С.4-7.
8. Войнов В.Б. Представления о зрелости ребенка в аспекте оценки уровня его здоровья // Начальная школа До и После. - 2012. - № 2. - С. 1214.
9. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца; предисл. О.М. Дьяченко. - 2-е изд. - М.: Междунар. образоват. и психол. колледж, 2005. - 144 с.
10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - М.: Смысл, 2011. - 224 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Астрель, 2008. - 672 с.
12. Выготский Л.С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. - 2-е изд. - М.: МПСИ, 2010. - С. 51-67.
13. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. - 3-е изд. - М.: Академический проект, 2010. - 256 с.
14. Грудненко Е.А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности // Тенденции развития педагогической науки: Материалы межд. заочной науч.- практ. конф. 23 октября 2010 г. - [Электр. ресурс].
15. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2000. - 184 с.....52