Введение 3
Глава 1. Теоретические основы взаимосвязи родительского отношения и особенностей межличностных отношений ребенка младшего школьного
возраста 8
1.1. Понятие родительского отношения в психологии 8
1.2. Особенности межличностных отношений 22
1.3. Работа педагога с родителями и детьми для оптимизации детско - родительских отношений и межличностных отношений детей младшего
школьного возраста 32
Выводы по Главе 1 38
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей влияния родительского отношения на межличностные отношения ребенка младшего
школьного возраста 39
2.1. Методическая организация исследования 39
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 50
2.3. Методические рекомендации по развитию межличностные отношения
ребенка младшего школьного возраста 66 2.4 Психолого-педагогическая программа работы педагога по улучшению родительского отношения и межличностных отношений детей младшего
школьного возраста в кругу сверстников 70
Выводы по Главе 2 76
Заключение 78
Список используемых источников 81
Приложения 87
В современных условиях возрастает значимость психологической адаптации личности к изменяющемуся миру социальных взаимоотношений. Совокупность внешних факторов определяет особенности процесса формирования адаптационных механизмов индивида к среде.
Каждый возрастной период развития личности характеризуется своей ведущей активностью, играющей значимую роль в формировании данных адаптационных механизмов и развитии личности в целом .
В связи с тем, что младший школьный возраст является своего рода «переломным этапом» становления личности, возрастает актуальность изучения особенностей и условий возникновения негативных психологических состояний у детей младшего школьного возраста .
Младший школьный возраст является важным этапом личностного развития, периодом вхождения ребенка в новые социальные отношения . Изменение социальной ситуации развития, повышение груза ответственности ребенка и уровня требований к нему, предъявляемого со стороны взрослых, может способствовать обострению различного рода личностных дисфункций . В связи с этим особенно важной для ребенка становится поддержка значимых взрослых людей - родителей. Особенности взаимоотношений родителя с ребенком могут стать не только основой формирования его личностных и поведенческих особенностей, но и фактором коррекции негативных эмоциональных состояний . В этом отношений приобретает значимость изучения стиля детско-родительских отношений в семье младшего школьника.
В настоящее время большинством научных школ и направлений признана важная роль семьи и семейных взаимоотношений в формировании личности. Родительские отношения в каждой психологической школе описываются весьма различными понятиями и терминами , которые определяются исходными теоретическими позициями авторов . Вместе с тем, практически во всех подходах можно усмотреть исходную дихотомию, которая задает двойственность или поляризацию родительского отношения.
С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности, безусловное принятие и внимание, целостное отношение к нему. С другой - родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем . Именно родитель приводит ребенка к реальности, является носителем общественных норм и правил, оценивает его действия, осуществляет необходимые санкции, которые обусловлены определенными родительскими установками.
Специфика родительского отношения заключается в его постоянном изменении с возрастом ребенка и неизбежном отделении ребенка от родителей. В отечественной психологии достаточно подробно разработана проблема периодизации психического развития ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина и другие). Было показано, что с возрастом изменяется мировоззрение ребенка, тип его ведущей деятельности, отношения со взрослыми и сверстниками, формы общения со взрослыми и др. очевидно, что с развитием ребенка должно изменяться и отношение родителей к нему. Те отношения, которые сложились в младенчестве, оказываются неприемлемыми для ребенка трех лет или , тем более, - младшего школьника. Важность данной проблемы подчеркивал еще Л.С. Выготский, отмечая, что, особенности и стиль семейного воспитания является психологическим пространством интерпсихических схем межличностного взаимодействия , переходящих затем во внутренний план и становящихся интрапсихическими . Таким образом, особенности взаимоотношений родителя с ребенком могут быть прочно усвоены последним и стать основой формирования межличностных отношений .
Изучение влияния семьи и семейных отношений на развитие личности ребенка также отражено в работах отечественных психологов и психотерапевтов: В.М. Воловика, А.М. Захарова, И.М. Марковской, В.К. Мягер, Т.М. Мишиной, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса и др., и зарубежных исследователей А. Адлера, Н. Аккермана, О. Баха, С. Минухина, Ф. Райса, К. Роджерса, В. Сатир и др.
В настоящее время большинством научных школ и направлений признана значимость семьи и семейных взаимоотношений в формировании личности ребенка....
Проблема взаимосвязи родительского отношения и особенностей межличностных отношений ребенка младшего школьного возраста в научной литературе представлена фрагментарно, и остается до конца не изученной.
В ходе теоретического анализа литературы нами была определена теоретическая сущность межличностных отношений младших школьников в коллективе сверстников у детей с разным типом родительских отношений . Были изучены различные теоретические аспекты проблемы: это собственно понятие «межличностные отношения», его структура, этапы развития и типология. Так же были рассмотрены основные особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте и возможные приёмы формирования эффективного социального поведения детей . Было изучено понятие «тип родительского отношения», рассмотрели отдельно каждую позицию и их характеристику.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс для выявления особенностей межличностных отношений младших школьников с разным типом родительских отношений .
В ходе исследования было выявлено, что на формирование межличностных отношений в младшем школьном возрасте влияют ряд факторов. Положение в группе определяется как личностными качествами ребёнка, так и теми требованиями, которые сложились в группе. Особой любовью, популярностью среди детей младшего школьного возраста пользуются, как правило, дружелюбные дети, умеющие придумывать и организовывать игры, общительные, развитые в умственном отношении, имеющие художественные способности , успешно участвующие в занятиях, достаточно самостоятельные, владеющие навыками необходимыми для разных видов деятельности, весёлые эмоциональные, имеющие привлекательную внешность, аккуратные и опрятные.
Рассмотрев типы родительских отношений, мы знаем, что каждой позиции присущ типичный стиль взаимодействия и функционирования индивида, который предписывает ему конкретные действия.
Так, было установлено, что чем выше уровень принятия родителем своего ребенка, тем более выражена тенденция у ребенка к благополучному и положительному отношению к значимым взрослым (своим родителям, родственникам, учителю). Также такие дети имеют выраженное положительное отношение к друзьям, стремление к общению в группах, и демонстрируют более высокий уровень социальной нормативности поведения, низкий уровень конфликтности, сниженное стремление к любознательности, низкий уровень тревожности и враждебности к окружающим.
При родительском типе отношения «кооперация» младшие школьники характеризуются благоприятными отношениями в кругу семьи и в кругу сверстников. Такие дети неконфликтны и социально приспособлены. испытывают достаточно высокий уровень уверенности в отношениях со взрослыми и сверстниками. Таким детям чаще свойственен статус предпочитаемых и принимаемых в группе.
При родительском типе отношения «симбиоз» дети в большей степени привязаны к матери, и в меньшей степени привязаны к отцу. Такие дети являются более конфликтными в межличностных взаимоотношениях: им свойственно проявление тревожности и враждебности по отношению к детям. Кроме этого, такие дети зачастую имеют статус пренебрегаемых в группе.
Контролирующий тип отношения к ребенку способствует неблагоприятному развитию межличностных отношений ребенка со взрослыми и сверстниками. При проявлении родителем типа отношения «инфантилизация», у ребенка наблюдается более высокий уровень стремления к получению знаний, поскольку ребенок стремится оправдать ожидания родителя. Также, чем больше родитель видит в своем ребенке несмышленого, неудачливого ребенка, тем в большей степени ребенок испытывает неуверенность и обеспокоенность в отношениях со взрослыми и в большей степени враждебен по отношению к сверстникам.
Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть полезны учителю в практической работе и родителям для развития благоприятных отношений в кругу семьи.
Разработанная психолого-педагогическая программа работы педагога по улучшению родительского отношения и межличностных отношений детей младшего школьного возраста в кругу сверстников направлена на поэтапное, последовательное развитие межличностных отношений младших школьников в кругу сверстников за счет изменения характера родительского отношения в семейном окружении ребенка. Ожидается, что результатом реализации данной программы будет являться улучшение показателей межличностного взаимодействия младших школьников во взаимодействии со взрослыми, с членами семьи, а также со сверстниками.
1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-на- Дону : Изд-во Ростов.ун.та, 1998. 448 с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб. : Питер, 2010. 288 с.
3. Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность: В сб.: Новые ценности образования: забота - поддержка - консультирование. М. : Инноватор, 1996. 278 с.
4. Арбузова Е. Н., Анисимов А. И., Шатрова О. В. Практикум по психологии общения. СПб. : Речь, 2008. 178 с.
5. Богуславская З.М., Холева Л.А. Некоторые особенности общения родителей и детей в семье // Психология: Респ. Межвед. Науч. Сб. N. 10. С.78-85.
6. Боулби Дж., Мельникова М., Бенедек Т., Эйнсворт М. Психология привязанности. М. : ERGO, 2005. 360 с.
7. Буренкова Е. В. Исследование взаимосвязи стиля семейного воспитания, личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого. Пенза : Изд-во Пенз. ун-та, 2000. 205 с.
a. Баумринд Д. Воспитание компетентных детей // Развитие ребенка сегодня и завтра, 1989. С. 349-378.
8. Варга А. Я., Хамитова И. Ю. Теория семейных систем Мюррея Боуэна // Журнал практического психолога. 2009. N 2. С. 5-14.
9. Василькова Ю. В. Социальный педагог : педагогический опыт и методы работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., доп. М. : Академия, 2010. 208 с.
10. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. М. : Медицина, 1977. С. 14-24.
11. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): учеб.пособие. Мн. : ТетраСистемс, 2010. 432 с.
12. Колоненко Ю. В. Особенности формирования межличностных отношений младших школьников на игровых занятиях // Молодой ученый. 2014. N 20. С. 657-659.
13. Комановский И. В. Сознательная дисциплина, формируемая семейными традициями, как черта нравственной культуры школьников // Психолого-педагогические основы воспитания сознательной дисциплины младшего школьника в разных видах деятельности. Рязань : Изд-во Рязан.ун- та, 1998. С. 33-39.
14. Кравцова Е. Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. М.: Педагогический университет Первое сентября, 2008. 305 с.
15. Клеманс A. осуществляет власть в семье и в школе: стили воспитания в интеграции в школе . Лозанна: Изд-во Пресса политех. и науч. работ, 2006. 30 с...62