ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие готовности к школьному обучению в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Сущность мотивационной готовности к школе 13
1.3. Понятие родительского отношения и его влияния на формирование
мотивационной готовности к школе 22
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К
ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Организация исследования и описание методик исследования 31
2.2. Анализ результатов исследования 33
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по оптимизации детско-
родительских отношений в период мотивационной подготовки готовности к обучению в школе старших дошкольников 44
Выводы по главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие готовности к школьному обучению в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Сущность мотивационной готовности к школе 13
1.3. Понятие родительского отношения и его влияния на формирование
мотивационной готовности к школе 22
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К
ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Организация исследования и описание методик исследования 31
2.2. Анализ результатов исследования 33
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по оптимизации детско-
родительских отношений в период мотивационной подготовки готовности к обучению в школе старших дошкольников 44
Выводы по главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
Формирование и развитие готовности детей к обучению в школе в настоящее время становится все актуальнее. Это связано с увеличением числа детей не готовых к школе. По некоторым данным число неготовых к школьному обучению в городских школах составляет 10-50 %, а в сельских - 75-90 %. Необходимо отметить, что среди детей не готовых к обучению в школе многие умеют читать, писать и владеют счетом. Тем не менее у таких детей возникают трудности с учебой [1].
Рассматривая проблему готовности детей к обучению в школе следует отметить, что она традиционно находилась в сфере научных интересов ведущих психологов нашей страны. В отечественной литературе имеется значительное количество работ, целью которых является изучение проблемы готовности детей к школьному обучению: М.М. Безруких, Л.А. Венгер, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.Е. Кравцова, Т.Д. Марцинковская и др. Исследованием мотивационной (личностной, социальнопсихологической) готовности занимались Ш.А. Амонашвили, Л.В. Артемова, Т.И. Бабаева, Р.С. Буре, А.М. Виноградова, В.К. Котырло и др., которые особо в структуре психологической готовности к обучению в школе выделяют значимость мотивационного компонента, а также утверждают, что мотивационный компонент выступает не только как составляющая структуры учебной деятельности, но и в целом воспитания.
Анализ литературных источников и опыт педагогов-психологов показывает, что ежегодно увеличивается рост детей неготовых к школе, не желающих идти в школу, среди которых все чаще попадают дети с достаточно высоким уровнем умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Поэтому компонент «мотивационная готовность ребенка к школе» на сегодняшний день является значительным аспектом в развитии дошкольника и имеет социальный заказ со стороны родителей и педагогов.
Актуальность проблемы мотивационной готовности к школьному обучению детерминирована также и ростом числа «немотивированных» детей (Г.Н. Жаворонков, И.А. Невский, Ю.И. Юричка). Специалисты считают, что проблема неуспевающих в школе детей выходит за рамки психологической проблемы и становится одной из актуальных и трудно решаемых социальных проблем.
Обозначенные явления обусловили постановку проблемы исследования, которая состоит в недостаточном освещении особенностей развития мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить взаимосвязь родительского отношения и мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести анализ по проблеме готовности к школьному обучению в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить особенности мотивационной готовности к школьному обучению.
3. Эмпирическим путем выявить характеристики мотивационной готовности к школьному обучению старшего дошкольного возраста.
5. Разработать методические рекомендации по развитию
мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - мотивационная готовность к школе.
Предмет исследования - взаимосвязь родительского отношения и мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что существует взаимосвязь типа родительского отношения и степени мотивационной готовности к школе и сформированности внутренней позиции школьника детей старшего дошкольного возраста
Методы исследования:
• теоретический - теоретико-методологический анализ литературы по проблеме исследования;
• эмпирические - тестирование, опрос
• статистические - количественно-качественный анализ полученных данных, метод корреляции Спирмена....
Рассматривая проблему готовности детей к обучению в школе следует отметить, что она традиционно находилась в сфере научных интересов ведущих психологов нашей страны. В отечественной литературе имеется значительное количество работ, целью которых является изучение проблемы готовности детей к школьному обучению: М.М. Безруких, Л.А. Венгер, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.Е. Кравцова, Т.Д. Марцинковская и др. Исследованием мотивационной (личностной, социальнопсихологической) готовности занимались Ш.А. Амонашвили, Л.В. Артемова, Т.И. Бабаева, Р.С. Буре, А.М. Виноградова, В.К. Котырло и др., которые особо в структуре психологической готовности к обучению в школе выделяют значимость мотивационного компонента, а также утверждают, что мотивационный компонент выступает не только как составляющая структуры учебной деятельности, но и в целом воспитания.
Анализ литературных источников и опыт педагогов-психологов показывает, что ежегодно увеличивается рост детей неготовых к школе, не желающих идти в школу, среди которых все чаще попадают дети с достаточно высоким уровнем умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Поэтому компонент «мотивационная готовность ребенка к школе» на сегодняшний день является значительным аспектом в развитии дошкольника и имеет социальный заказ со стороны родителей и педагогов.
Актуальность проблемы мотивационной готовности к школьному обучению детерминирована также и ростом числа «немотивированных» детей (Г.Н. Жаворонков, И.А. Невский, Ю.И. Юричка). Специалисты считают, что проблема неуспевающих в школе детей выходит за рамки психологической проблемы и становится одной из актуальных и трудно решаемых социальных проблем.
Обозначенные явления обусловили постановку проблемы исследования, которая состоит в недостаточном освещении особенностей развития мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить взаимосвязь родительского отношения и мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести анализ по проблеме готовности к школьному обучению в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить особенности мотивационной готовности к школьному обучению.
3. Эмпирическим путем выявить характеристики мотивационной готовности к школьному обучению старшего дошкольного возраста.
5. Разработать методические рекомендации по развитию
мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - мотивационная готовность к школе.
Предмет исследования - взаимосвязь родительского отношения и мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что существует взаимосвязь типа родительского отношения и степени мотивационной готовности к школе и сформированности внутренней позиции школьника детей старшего дошкольного возраста
Методы исследования:
• теоретический - теоретико-методологический анализ литературы по проблеме исследования;
• эмпирические - тестирование, опрос
• статистические - количественно-качественный анализ полученных данных, метод корреляции Спирмена....
Готовность к школе - сложное интегральное понятие, определяемое «как готовность к усвоению определённой части культуры, входящей в содержание образования в виде учебной деятельности, что предполагает достаточный уровень развития ребёнка». Данное понятие составляют три взаимосвязанные части - физическая, психологическая и педагогическая (или специальная) готовность.
Важная составляющая готовности к школе - мотивационная готовность, входящая в психологическую и предполагающая высокий уровень развития следующих мотивов: учебно-познавательный (восходит к познавательной потребности, связан с интересом к новым знаниям и умениям); широкий социальный (основан на понимании необходимости и значимости учения, на стремлении ребёнка к роли ученика); позиционный (основан на внешней атрибутике обучения: форме, школьных
принадлежностях и пр.); оценочный (основан на стремлении ребёнка к получению высших оценок, одобрения его учебной деятельности); внешний (подчинение требованиям родителей); игровой (неадекватно перенесённый в учебную деятельность).
Мотивационная готовность представляет из себя механизм произвольного поведения, который формируется у будущего первоклассника перед поступлением в школу. Это сплав познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми на новом уровне. Регуляция своих действий объясняется созреванием определенных структур головного мозга именно к данному возрасту.
Система мотивов, определяющих желание ребёнка идти в школу следующая. Это могут быть адекватные (познавательный, социальный и оценочный) мотивы и неадекватные (внешний, позиционный и игровой). Каждый из этих мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребёнка, но важно установить какой мотив является доминирующим.
В результате проведенного исследования были получены следующие данные мотивационной готовности к школе дошкольников и типа родительского отношения:
Большинство детей старшего дошкольного возраста имеют среднюю степень мотивационной готовности к обучению в школе, у которых желание идти в школу не является выраженной, не всегда их мотивация является познавательной, желанием узнать что-либо.
Исследование доминирующего мотива в мотивационной сфере детей показало, что дети имеют выраженный познавательный интерес, далее представлен игровой мотив - старшие дошкольники выбрали поиграть с игрушками.
У большинства старших дошкольников внутренняя позиция школьника не сформирована, преобладает так называется «дошкольная» позиция.
Родительское отношение к старшим дошкольникам характеризуется следующими показателями: большинство родителей характеризуются
принятием ребенка, проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу, наличие оптимальной психологической дистанции, родители учитывают соответствие успехов и неудач ребенка в соответствии с их возрастом, учитывают интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка.
С целью исследования взаимосвязи типа родительского отношения и показателей мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста был проведен корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции Спирмена.
Анализ выявленных корреляционных связей показал следующее:
• Чем больше родители принимают ребенка, тем выше степень мотивационной готовности к обучению в школе и положительное отношение к школе детей старшего дошкольного возраста;
• Чем больше родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему, тем выше степень мотивационной готовности к обучению в школе, более сформирована внутренняя позиция школьника и положительное отношение к школе детей старшего дошкольного возраста;
• Чем больше родитель ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным, и не предоставляет ребенку самостоятельности,
• Чем больше родители проявляют авторитарность по отношению к ребенку, устанавливают жесткие дисциплинарные рамки, тем ниже степень мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
• При стремлении родителей инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность, ребёнок представляется неуспешным, тем более негативное отношение к школе присутствует у дошкольника и тем ниже степень мотивационной готовности к школе.
Важная составляющая готовности к школе - мотивационная готовность, входящая в психологическую и предполагающая высокий уровень развития следующих мотивов: учебно-познавательный (восходит к познавательной потребности, связан с интересом к новым знаниям и умениям); широкий социальный (основан на понимании необходимости и значимости учения, на стремлении ребёнка к роли ученика); позиционный (основан на внешней атрибутике обучения: форме, школьных
принадлежностях и пр.); оценочный (основан на стремлении ребёнка к получению высших оценок, одобрения его учебной деятельности); внешний (подчинение требованиям родителей); игровой (неадекватно перенесённый в учебную деятельность).
Мотивационная готовность представляет из себя механизм произвольного поведения, который формируется у будущего первоклассника перед поступлением в школу. Это сплав познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми на новом уровне. Регуляция своих действий объясняется созреванием определенных структур головного мозга именно к данному возрасту.
Система мотивов, определяющих желание ребёнка идти в школу следующая. Это могут быть адекватные (познавательный, социальный и оценочный) мотивы и неадекватные (внешний, позиционный и игровой). Каждый из этих мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребёнка, но важно установить какой мотив является доминирующим.
В результате проведенного исследования были получены следующие данные мотивационной готовности к школе дошкольников и типа родительского отношения:
Большинство детей старшего дошкольного возраста имеют среднюю степень мотивационной готовности к обучению в школе, у которых желание идти в школу не является выраженной, не всегда их мотивация является познавательной, желанием узнать что-либо.
Исследование доминирующего мотива в мотивационной сфере детей показало, что дети имеют выраженный познавательный интерес, далее представлен игровой мотив - старшие дошкольники выбрали поиграть с игрушками.
У большинства старших дошкольников внутренняя позиция школьника не сформирована, преобладает так называется «дошкольная» позиция.
Родительское отношение к старшим дошкольникам характеризуется следующими показателями: большинство родителей характеризуются
принятием ребенка, проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу, наличие оптимальной психологической дистанции, родители учитывают соответствие успехов и неудач ребенка в соответствии с их возрастом, учитывают интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка.
С целью исследования взаимосвязи типа родительского отношения и показателей мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста был проведен корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции Спирмена.
Анализ выявленных корреляционных связей показал следующее:
• Чем больше родители принимают ребенка, тем выше степень мотивационной готовности к обучению в школе и положительное отношение к школе детей старшего дошкольного возраста;
• Чем больше родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему, тем выше степень мотивационной готовности к обучению в школе, более сформирована внутренняя позиция школьника и положительное отношение к школе детей старшего дошкольного возраста;
• Чем больше родитель ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным, и не предоставляет ребенку самостоятельности,
• Чем больше родители проявляют авторитарность по отношению к ребенку, устанавливают жесткие дисциплинарные рамки, тем ниже степень мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
• При стремлении родителей инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность, ребёнок представляется неуспешным, тем более негативное отношение к школе присутствует у дошкольника и тем ниже степень мотивационной готовности к школе.
Подобные работы
- Развитие социального интеллекта детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2023 - ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ
НА МОТИВАЦИОННУЮ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2016 - Количественные и качественные особенности когнитивной и эмоциональной сферы старшего дошкольного возраста разного пола в связи с различными типами реакции на фрустрацию
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ
РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - Деятельность педагога по подготовке детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, к обучению в школе
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ МАТЕРИНСКОГО ВОСПИТАНИЯ
НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ОБУЧЕНИЮ
В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая готовность к школе детей дошкольного возраста с
диагнозом сахарный диабет
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Родительские установки на обучение в школе как фактор формирования мотивационной готовности детей к школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018





