Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №149096

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы63
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие готовности к школьному обучению в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Сущность мотивационной готовности к школе 13
1.3. Понятие родительского отношения и его влияния на формирование
мотивационной готовности к школе 22
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К
ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Организация исследования и описание методик исследования 31
2.2. Анализ результатов исследования 33
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по оптимизации детско-
родительских отношений в период мотивационной подготовки готовности к обучению в школе старших дошкольников 44
Выводы по главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59

Формирование и развитие готовности детей к обучению в школе в настоящее время становится все актуальнее. Это связано с увеличением числа детей не готовых к школе. По некоторым данным число неготовых к школьному обучению в городских школах составляет 10-50 %, а в сельских - 75-90 %. Необходимо отметить, что среди детей не готовых к обучению в школе многие умеют читать, писать и владеют счетом. Тем не менее у таких детей возникают трудности с учебой [1].
Рассматривая проблему готовности детей к обучению в школе следует отметить, что она традиционно находилась в сфере научных интересов ведущих психологов нашей страны. В отечественной литературе имеется значительное количество работ, целью которых является изучение проблемы готовности детей к школьному обучению: М.М. Безруких, Л.А. Венгер, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.Е. Кравцова, Т.Д. Марцинковская и др. Исследованием мотивационной (личностной, социально­психологической) готовности занимались Ш.А. Амонашвили, Л.В. Артемова, Т.И. Бабаева, Р.С. Буре, А.М. Виноградова, В.К. Котырло и др., которые особо в структуре психологической готовности к обучению в школе выделяют значимость мотивационного компонента, а также утверждают, что мотивационный компонент выступает не только как составляющая структуры учебной деятельности, но и в целом воспитания.
Анализ литературных источников и опыт педагогов-психологов показывает, что ежегодно увеличивается рост детей неготовых к школе, не желающих идти в школу, среди которых все чаще попадают дети с достаточно высоким уровнем умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Поэтому компонент «мотивационная готовность ребенка к школе» на сегодняшний день является значительным аспектом в развитии дошкольника и имеет социальный заказ со стороны родителей и педагогов.
Актуальность проблемы мотивационной готовности к школьному обучению детерминирована также и ростом числа «немотивированных» детей (Г.Н. Жаворонков, И.А. Невский, Ю.И. Юричка). Специалисты считают, что проблема неуспевающих в школе детей выходит за рамки психологической проблемы и становится одной из актуальных и трудно решаемых социальных проблем.
Обозначенные явления обусловили постановку проблемы исследования, которая состоит в недостаточном освещении особенностей развития мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить взаимосвязь родительского отношения и мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести анализ по проблеме готовности к школьному обучению в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить особенности мотивационной готовности к школьному обучению.
3. Эмпирическим путем выявить характеристики мотивационной готовности к школьному обучению старшего дошкольного возраста.
5. Разработать методические рекомендации по развитию
мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - мотивационная готовность к школе.
Предмет исследования - взаимосвязь родительского отношения и мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что существует взаимосвязь типа родительского отношения и степени мотивационной готовности к школе и сформированности внутренней позиции школьника детей старшего дошкольного возраста
Методы исследования:
• теоретический - теоретико-методологический анализ литературы по проблеме исследования;
• эмпирические - тестирование, опрос
• статистические - количественно-качественный анализ полученных данных, метод корреляции Спирмена....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Готовность к школе - сложное интегральное понятие, определяемое «как готовность к усвоению определённой части культуры, входящей в содержание образования в виде учебной деятельности, что предполагает достаточный уровень развития ребёнка». Данное понятие составляют три взаимосвязанные части - физическая, психологическая и педагогическая (или специальная) готовность.
Важная составляющая готовности к школе - мотивационная готовность, входящая в психологическую и предполагающая высокий уровень развития следующих мотивов: учебно-познавательный (восходит к познавательной потребности, связан с интересом к новым знаниям и умениям); широкий социальный (основан на понимании необходимости и значимости учения, на стремлении ребёнка к роли ученика); позиционный (основан на внешней атрибутике обучения: форме, школьных
принадлежностях и пр.); оценочный (основан на стремлении ребёнка к получению высших оценок, одобрения его учебной деятельности); внешний (подчинение требованиям родителей); игровой (неадекватно перенесённый в учебную деятельность).
Мотивационная готовность представляет из себя механизм произвольного поведения, который формируется у будущего первоклассника перед поступлением в школу. Это сплав познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми на новом уровне. Регуляция своих действий объясняется созреванием определенных структур головного мозга именно к данному возрасту.
Система мотивов, определяющих желание ребёнка идти в школу следующая. Это могут быть адекватные (познавательный, социальный и оценочный) мотивы и неадекватные (внешний, позиционный и игровой). Каждый из этих мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребёнка, но важно установить какой мотив является доминирующим.
В результате проведенного исследования были получены следующие данные мотивационной готовности к школе дошкольников и типа родительского отношения:
Большинство детей старшего дошкольного возраста имеют среднюю степень мотивационной готовности к обучению в школе, у которых желание идти в школу не является выраженной, не всегда их мотивация является познавательной, желанием узнать что-либо.
Исследование доминирующего мотива в мотивационной сфере детей показало, что дети имеют выраженный познавательный интерес, далее представлен игровой мотив - старшие дошкольники выбрали поиграть с игрушками.
У большинства старших дошкольников внутренняя позиция школьника не сформирована, преобладает так называется «дошкольная» позиция.
Родительское отношение к старшим дошкольникам характеризуется следующими показателями: большинство родителей характеризуются
принятием ребенка, проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу, наличие оптимальной психологической дистанции, родители учитывают соответствие успехов и неудач ребенка в соответствии с их возрастом, учитывают интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка.
С целью исследования взаимосвязи типа родительского отношения и показателей мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста был проведен корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции Спирмена.
Анализ выявленных корреляционных связей показал следующее:
• Чем больше родители принимают ребенка, тем выше степень мотивационной готовности к обучению в школе и положительное отношение к школе детей старшего дошкольного возраста;
• Чем больше родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему, тем выше степень мотивационной готовности к обучению в школе, более сформирована внутренняя позиция школьника и положительное отношение к школе детей старшего дошкольного возраста;
• Чем больше родитель ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным, и не предоставляет ребенку самостоятельности,
• Чем больше родители проявляют авторитарность по отношению к ребенку, устанавливают жесткие дисциплинарные рамки, тем ниже степень мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
• При стремлении родителей инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность, ребёнок представляется неуспешным, тем более негативное отношение к школе присутствует у дошкольника и тем ниже степень мотивационной готовности к школе.


1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 448 с.
2. Антропова М.В., Кольцова М.М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / под ред. М.В. Антроповой, М.М. Кольцовой; Науч. исслед. ин-т физиологии детей и подростков Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1983.160 с.
3. Архипова Г.К., Коваленко В.И. Учебная мотивация как критерий готовности к школе // Смальта. 2016. № 2. С.61-64.
4. Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе? М.: Вентана-Граф, 2004. 63 с.
5. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 320 с.
6. Боген М.М., Боген М.В. Ваш ребенок идет в школу: Психологическая и физическая подготовка. М.: КД Либроком, 2009. 190 с.
7. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.: Знание, 1994. 234 с.
8. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: МГУ, 1992. С. 26­37.
9. Гариен М. Мальчики и девочки учатся по-разному! Руководство для педагогов и родителей: пер. с англ. М.: Астрель; Тверь: ACT, 2004. 301 с.
10. Горева О.Б. Мотивационная готовность к обучению в школе // Вестник педагогического опыта. 1999. №5. С.35-38.
11. Готовность к школе / под ред. И.В. Дубровиной. М.: Наука- Академия, 1995. 119 с.
12. Грудненко Е.А. Психологическая готовность ребенка к школе. СПб.: Детство-пресс, 2013. 176 с.
13. Гуткина Н. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2007. 208 с.
14. Доронова, Т.Н. Пол или гендер?: (девочки налево, мальчики направо!) / Татьяна Николаевна Доронова // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2009. N 3. С.3-6.
15. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по- разному. Самара: Федоров, 2008. 160 с....51


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ