Введение 3
Глава 1. Положение пожилых людей как актуальная социальная проблема 7
1.1. Современная социальная политика в отношении пожилых людей.. 7
1.2. Особенности жизни человека в пожилом возрасте 21
1.3. Сущность понятия социального самочувствия 30
Глава 2. Включение пожилых людей в активную социальную деятельность с целью улучшения их социального самочувствия в условиях Комплексного центра социального обслуживания 36
2.1. Изучение особенностей самочувствия и социальной активности пожилых людей в Комплексном центре социального обслуживания... 36
2.2. Организация включения пожилых людей в активную социальную деятельность на базе Комплексном центре социального
обслуживания 43
Заключение 48
Список использованных источников 50
Приложения 54
В современном геополитическом пространстве нет ни одной страны, ни одного государства, которых не коснулась бы проблема старения населения.
В России, так же, как во всём мире, положительная динамика наблюдается не только в количественных данных, отображающих номинальную численность пожилых людей в социуме, но и в процентном соотношении данной возрастной категории с другими возрастными группами.
Это обусловлено с одной стороны снижением рождаемости, c другой стороны развитием медицины и совершенствованием системы социальной поддержки пожилых людей в обществе. Повышение уровня и качества жизни людей старшего возраста ведут к увеличению средней продолжительности жизни, которая приблизилась к 80 годам. Так как с каждым годом увеличивается количество людей пожилого возраста, то проблема повышенного внимания к социальным нуждам этой категории граждан не теряет актуальности.
Социальный статус человека в старости меняется, прежде всего, из -за прекращения или ограничения трудовой деятельности человека, сменой ценностных ориентиров, изменением самого образа жизни и общения. Все это предполагает необходимость поиска новых подходов, форм и методов работы и общения с пожилыми людьми.
Социальная политика государства в отношении пожилых людей направлена на сохранение здоровья и продление активного образа жизни гражданам пожилого возраста. Государство стало рассматривать пожилых людей не как объектов социальной защиты, а как субъектов социальной активности. Необходимость решения различных проблем и потребностей пожилых людей указывает на важность и значимость совершенствования условий жизнедеятельности пожилых и их включенности в жизнь современного общества. Следовательно, целью данного процесса будет вовлечение пожилых людей в социальную жизнь и продление периода активного долголетия. Использование опыта и потенциала людей старшего возраста может являться основой для дальнейшего развития современного общества, а для пожилых людей возможностью для самореализации.
«Не старость сама по себе должна вызывать уважение, а качество прожитых лет», — считал В.М. Шукшин, как бы предвосхищая движение за «качество жизни», охватившее сейчас многие высокоразвитые страны, в том числе и Россию.
В объективных условиях возрастает значимость социальной работы с представителями старшего поколения, направленной на предоставление им возможности оставаться активными и полезными гражданами, на создание условий для повышения их качества жизни посредством организации различных форм социальной интеграции пожилых людей в общество. В этой связи имеет место объективная необходимость в исследовании взаимосвязи между социальным самочувствием пожилых людей и их социальной активностью, поскольку их использование позволит расширить коммуникативный потенциал такой категории граждан как пожилые люди.
На основании вышесказанного можно утверждать, что тема выпускной квалификационной работы, сформулированная как «Взаимосвязь социального самочувствия пожилых людей и особенностей их социальной активности», является актуальной.
Степень разработанности темы. Исследования жизнедеятельности пожилых людей отражены в трудах Л.С. Выготского, И.В. Давыдовского, Б.Г. Ананьева, А.Т. Шаталова, О.В. Красновой, М.В. Ермолаевой, В.Д. Альперович, Д. И. Фельдштейна, М.В. Гамезо и др.
В последние годы появилось немало публикаций, посвящённых исследованию социального самочувствия пожилых людей. Проблемы активизации поведения людей старшего возраста, их социального самочувствия в обществе исследовали авторы: Е.И. Данилова, Н.Г. Ковалева, Н.Ф. Дементьева, Ж.Т. Тощенко, А.В. Дмитриев, А.В. Писарев, и др....
В последние годы появилось множество научных публикаций и монографий, посвящённых проблеме исследования социального самочувствия пожилых людей.
Учёными активно изучаются вопросы о том, каковы параметры оценки социального самочувствия пожилых людей, какие методы следует использовать при проведении такого рода исследований, каким образом социальное самочувствие пожилых людей зависит от объективных параметров качества их жизни и т.д.
В контексте проблемы социального самочувствия поднимается вопрос о взаимосвязи его с особенностями образа жизни пожилых людей. Вместе с тем, именно этот вопрос по-прежнему остаётся малоизученным.
Целью нашего исследования стало выявление взаимосвязи между социальным самочувствием пожилых людей с их социальной активностью.
Участниками исследования стали пожилые люди в возрасте 65-83 лет, являющиеся получателями государственных и муниципальных услуг МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Кировского района города Красноярска».
Для достижения цели исследования была разработана анкета, содержащая два типа вопросов: вопросы, направленные на изучение особенностей социального самочувствия пожилых людей, которое проявляется в их субъективных оценках собственного состояния здоровья, жилищных условий, общей удовлетворённости жизнью и т.д. и вопросы, предназначенные для оценки социальной активности пожилых людей.
Содержащимся в тексте анкеты качественным параметрам оценки социального самочувствия и социальной активности были присвоены количественные показатели, что обеспечило возможность дальнейшей уровневой дифференциации респондентов (высокий, средний и низкий уровни социального самочувствия и социальной активности).
Анализ результатов исследования показал, что большая часть участников исследования (56 %) относятся к категории людей со средним уровнем социального самочувствия. Не плохой показатель и у части участников (28 %) с высоким уровнем социального самочувствия.
Небольшую долю составили пожилые люди (16%) с низким уровнем.
Что касается социальной активности участников исследования, то здесь наибольший показатель (48%) был выявлен у пожилых людей с низким уровнем социальной активности. Однако следует отметить, что быть социально активными им мешает преклонный возраст и низкие физические возможности, а отнюдь не их осознанный выбор.
Обработка первичных данных с применением стандартизованных методов математической статистики показала наличие прямой сильной связи между показателями социального самочувствия и социальной активности.
Кроме того, были конкретизированы факторы социальной активности пожилых людей и оценено влияние каждого из них на социальное самочувствие участников исследования.
Оказалось, что в большей степени на социальное самочувствие пожилых людей оказывает влияние их вовлечённость в широкий круг межличностных коммуникаций, в деятельность, связанную с личностным саморазвитием и в деятельность, связанную с воспитанием подрастающих поколений.
В этой связи коррекционно-развивающая работа с пожилыми людьми в условиях Комплексного центра социального обслуживания населения выстраивалась, ориентируясь на те виды социальной активности, которые оказывают наиболее значимое влияние на улучшение их социального самочувствия.
Таким образом, поставленные в исследовании задачи выполнены, гипотеза подтверждена экспериментальным путем.
1. Александрова М.Д. Старение: социально -психологический аспект // Психология старости и старения: хрестоматия. - М.: Академия, 2003.
2. Анцыферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости // Психологический журнал. - 2011. - Т. 22, №
3. - С. 86-99.
3. Белякова Е.Г. Социальные образовательные программы как средство психологической поддержки людей пожилого возраста / Е.Г. Белякова, Е.В. Неумоева, О.В. Огороднова // Интеграция инновационных процессов в системе российского образования. Материалы. Всероссийской научно - практической конференции. 1-2 марта 2007 года. Часть 1: «Актуальное состояние и перспективы интеграции инновационных процессов в образовании». - Тюмень: ТОГИРРО, 2007. - С. 51-53.
4. Белякова Е.Г. Ценности и смыслы пожилого человека: возможности
социально-психологической помощи в условиях образовательного процесса // Семейная политика: опыт, проблемы и перспективы ее реализации. Материалы региональной научно-практической
конференции. Январь-февраль 2008 года. - Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2008. - С. 164-168.
5. Ванюхина Н.В. Мотивы учения студентов «Университета третьего возраста» // Карельский научный журнал. - 2014. - № 1. - С. 48-51.
6. Данильченко О.О. Университет третьего возраста // 7-я Международная
студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2015. - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https ://www. scienceforum.ru/2015/814/10789
7. Демидова Т.Е. Социальная политика в отношении пожилых людей: проблемы и перспективы // Учёные записки РГСУ. - 2012. - № 7 (107). - С. 6-12.
8. Дьяченко Л.И. Значение философского дискурса старости // Альманах современной науки и образования. - 2010. - № 12 (43). - С. 13-15.
9. Елютина М.Э. Мир старости как форма социокультурного текста: дис. ... д-ра соц. наук. Саратов, 1999.
10. Ерусланова Р. И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: Учебное пособие для бакалавров / Р. И. Ерусланова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013.
11. Кобозева Н.Н. Социальное самочувствие как социологическая категория / Н.Н. Кобозева // Вестн. Ставропол. гос. ун-та [Ставрополь]. - 2007. - № 50. - С. 117-122.
12. Ковалев А. С. Исторический опыт социальной помощи пожилым людям: учебное пособие для вузов; Краснояр. гос. пед. ун -т. им. Астафьева. - Красноярск, 2011.
13. Кон И.С. Социологическая психология. Избранные психологические труды. М.: Воронеж, 1999.
14. Краснова О.В., Галасюк И.Н., Шинина Т.В. Психология личности пожилых людей и лиц с ограничениями здоровья: Учебное пособие для слушателей профессиональной переподготовки по специальности «Психологическая работа в учреждениях социальной сферы» / Под ред. О.В. Красновой. - М.: ДСЗН, 2010.
15. Крживицкий Л. Антропология и психические расы. М.: Белые львы, 2015. 384 с....32