Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь стиля семенного воспитания и развития общения у младших школьников

Работа №149093

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы111
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ
РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие «общение» в психологии и педагогике. Особенности общенияу
младших школьников 6
1.2. Стиль семейного воспитания как фактор развития общения у младших
школьников 23
1.3. Приемы формирования у родителей стиля воспитания, благоприятно
воздействующего на общение младших школьников 29
Выводы по Главе 1 32
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 34
2.1. Методическая организация исследования 34
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 41
2.3. Методические рекомендации по работе с родителями 55
Выводы по Главе II 63
Заключение 65
Список используемых источников 68
Приложение 72

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше. Не любит его так и не заботится столько о нем. И, вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально - психологические факторы, имеющие воспитательное значение.Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не
4 стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.
Цель работы - изучить стили родительского воспитания и их влияние на общение младших школьников.
Объект исследования - стили родительского воспитания; особенности общения младших школьников.
Предмет исследования - взаимосвязь родительского стиля воспитания и особенностей общения младшего школьника.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что:
1) стиль родительского отношения взаимосвязан с особенностями общения ребенка;
2) наиболее благоприятно влияют на развитие общения детей такие стили воспитания как повышенная моральная ответственность , доминирующая гиперпротекция ;
3) такие стили как эмоциональное отвержение, гипопротекция препятствуют эффективному формированию навыков общения у детей.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ научной литературе по изучаемой проблеме.
2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения актуального уровня развития общения младших школьников , стилей семейного воспитания ....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Младший школьный возраст является важным периодом становления личности ребенка - здесь закладываются основные ценности, формируется мировоззрение человека. В этот период очень важную роль играет степень участия и степень вовлеченности семьи в жизнь ребенка, которая является важным в развитии навыков общения. Именно в семье в первую очередь дети усваивают жизненные ценности, социальные ожидания и модели поведения .
Формирование навыков общения у младших школьников является одной из актуальных задач современной школы, так как степень их сформированности влияет и на результативность обучения детей, и на процесс их социализации, развития личности в целом.
В работе были изучены многие теоретические аспекты: это понятие «общение», уровни, аспекты, функциональная характеристика структуры общения, стиль семейного воспитания как фактор развития общения у младших школьников, были представлены особенности общения младших школьников со сверстниками.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс для определения взаимосвязи стилей семейного воспитания и уровня общения у младших школьников
В результате были выявлены следующие особенности младших школьников по уровням благополучия в сфере общения. По данным таблицы о взаимосвязях стиля семейного воспитания и уровня общения младшего школьного возраста можно пронаблюдать , что
припотворствующей гиперпротекции активность в социальном общении низкая. Младший школьник по отношению к коллективу проявляет интерес к вопросам коллективной жизни, участвует в большинстве коллективных дел, но не стремится к ним самостоятельно выполнять роль исполнителя.
При доминирующейгиперпротекцииразвитость навыков общения высокая, у младших школьников выражена постоянная потребность и
66 способность к общению. Они являются успешными чтецами, собеседниками.При стиле «эмоциональное отвержение» развитость навыков общения низкая, так как присутствует недостаток в общении, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот, не такой». Так же при эмоциональном отвержении выявлен средний уровень активности в социальном общении. Дома ребенок недополучает внимания и чувствует себя ненужным но, находясь в социуме, это может быть школа или группа сверстников, он проявляет активное общение. И высокий уровень при эмоциональном отвержении имеет негативное эмоциональное состояние, связанное с общением. При этом стиле воспитания младший школьник всегда испытывает чувство одиночества, ему не хватает общения и понимания его близкими людьми.
Такой стиль воспитания как гипопротекция, приводит к тому, что активность в социальном общении у детей находится на среднем и низком уровнях. Это характеризуется недостатком внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребенка, его дела, доходящий иногда до полной безнадзорности, не включение его в семейную общность. Эмоциональное состояние, связанное с общением при стиле «повышенная моральная ответственность» является недостаточно благоприятным. Здесь прослеживается игнорирование реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточное внимание к его психофизическим особенностям, несоответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования.
Для проверки гипотезы о наличии связи между стилем семейного воспитания и уровнем развития общения младших школьников был проведен расчет коэффициента корреляции по методу ранговой корреляции Спирмена. Расчет показал, что между стилем семейного воспитания и уровнем развития общения младших школьников существует слабая и обратная связь, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу. Это делает важно работу с
67 родителями, направленную на оптимизацию стиля семейного воспитания в целях благоприятного развития детей, в том числе - навыков общения. Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о том, стили семейного воспитания влияют на развитие общения у младших школьников, на психическое развитие в целом и общее развитие....


1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб.пособие. СПб.: Речь, 2004. 244 с.
2. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тексты. М.: ВЛАДОС, 2002. 208с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2006. 254 с.
4. Белкина В.Н. Психология и педагогика социальных контактов детей: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ имени К.Д. Ушинского, 2004. 201 с.
5. Батаршев А.В. Психология личности и общения. М.: Владос, 2004. 422 с.
6. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды /А.А Бодалев. М.: Педагогика, 2001. 328с.
7. Буренкова Е.В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания, личностных отношений ребёнка и стратегии поведения / Буренкова Е.В. Дис. канд. псих. Наук:Пенза, 2000. 237 с.
8. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб.пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Ось, 2001. 224 с.
9. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2003. 320с.
10. Волобуева И. Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений / И. Волобуева, Школьный психолог №8. 2010. 45с.
11. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.:Эксмо , 2003. 512 с.
12. Галигузова Л.Н. Ступени общения : От года до семи лет /Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова, М.: Наука, 1992. 143с.
13. Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В., Чернова А.А., Развитие навыков общения у детей младшего школьного возраста в группе сверстников : Современные проблемы науки и образования. М.: 2014. № 6.
14. Дереклеева Н.И. Организация родительских собраний в 1-11 классах /
Н.И. Дереклеева. М.: Русское слово, 2000. 48 с.
15. Доманецкая Л.В. Психология семьи и семейного воспитания: Учеб.пособие / Доманецкая Л.В, Красноярск гос. пед. ун-т. им. В.П. Астафьева, 2013. 212с....52


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ