Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №149037

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ 7
1.1. Сущность и значение ранней профориентации детей среднего
дошкольного возраста 7
1.2. Особенности отношения к труду детей среднего дошкольного
возраста 14
1.3. Педагогические средства ознакомления детей с миром профессий 20
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
МИРОМ ПРОФЕССИЙ 30
2.1. Организация исследования 30
2.2. Анализ констатирующего этапа 33
2.3. Программа формирующего эксперимента 38
2.4. Анализ формирующего эксперимента 47
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 62

В настоящее время ранняя профориентация является актуальным направлением деятельности образовательных организаций. Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что значительная часть молодого поколения делает свой профессиональный выбор под влиянием окружающих их субъектов (сверстников, родителей и др.). Это обусловлено незнанием реальности, желанием немедленного получения высоких карьерных результатов и как следствие он испытывают неудовлетворенность своим профессиональным выбором. В связи с этим важно ориентировать молодежь на выбор направлений профессионального образования.
Работу в этом направлении нужно начинать уже с дошкольного возраста, так как дошкольный возраст - сензитивный период для формирования направленности ребенка в сфере трудовой деятельности человека. У детей возникает интерес к профессиональной деятельности взрослых, формируется отношение труду и его результатам.
Целевые установки в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ориентированы на создание условий для позитивной социализации ребенка дошкольного возраста. Профессиональное самоопределение является одной из важнейших составляющих процесса социализации подрастающего поколения [49].
Проблема ознакомления детей с миром профессий не нова для отечественной дошкольной педагогики. Ученые С.А. Козлова, М.В. Крулехт В.И. Логинова, А.Ш. Шахманова, подчеркивали важность ознакомления детей с миром профессий.
На современном этапе появляются методические разработки, раскрывающие перед детьми мир профессий, но они основаны на словесных методах формирования представлений у детей, что обедняет практику дошкольного образования в этом направлении. Поэтому существует противоречие между социальным заказом на осуществление ранней профориентации, начиная с дошкольного образования, и отсутствием научно­обоснованных организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса в дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования: каковы педагогические условия осуществления ранней профориентации детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно­экспериментальным путем проверить совокупность педагогических условий осуществления ранней профориентации детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: ранняя профориентация дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия ранней
профориентации детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что ранняя профориентация детей среднего дошкольного возраста будет являться результативной при следующих педагогических условиях:
• если содержание педагогического взаимодействия с детьми среднего дошкольного возраста обогащено профессионально ориентированным содержанием;
• если профессионально ориентированное содержание реализуется с учетом индивидуальных особенностей ребенка;
• если профессионально ориентированное содержание реализуется с помощью таких средств, как игра, художественные средства; через такие формы, как экскурсии; с помощью таких методов, как беседы, наблюдение за трудом взрослых, рассказ, поручение.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность ранней профориентации детей среднего дошкольного возраста.
2. Определить особенности отношения к труду детей среднего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть педагогические средства ознакомления детей с миром профессий.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по ознакомлению детей с миром профессий.
5. Проанализировать результаты формирующего эксперимента.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение;...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование подтверждает гипотезу нашей работы и позволяет сделать следующие выводы.
Анализ теоретических аспектов подтвердил актуальность проблемы ознакомления детей с миром профессий. В процессе теоретического анализа было уточнено понятие «ранняя профориентация», которое рассматривается как система определенных мероприятий, направленных на развитие личностных особенностей, индивидуальных возможностей, наклонностей, интересов, способностей и потребностей при выборе профессии.
Уже со среднего дошкольного возраста следует начинать работу по ранней профориентации. Педагогу необходимо обеспечить детей информацией о всем многообразии профессий, а также формировать интерес к трудовой деятельности, уважительное отношение к труду и его результатам.
Содержание профориентационной работы с детьми данной возрастной группы целесообразно формировать с учетом индивидуальных предпочтений ребенка, семейного окружения (профессии родителей, бабушек, дедушек). Индивидуализация и дифференциация работы по ранней профориентации осуществляется также с учетом пола ребенка.
Для реализации профориентированного содержания в работе с детьми среднего дошкольного возраста целесообразно использовать совокупность педагогических средств. К ним относятся: игра, художественные средства, экскурсии. Основным видом игры, где осуществляется непосредственное знакомство с трудом взрослых - сюжетно-ролевая игра. Данный вид игр помогает знакомиться с разнообразием существующих в мире профессий, а также закреплять полученные дошкольниками представления о них. Дидактические игры помогают осознать общественную значимость труда взрослого. Выделяется три вида дидактических игр: игры с предметами, словесные игры, настольно-печатные игры. Словесные игры способствуют пополнению словарного запаса ребенка профессиональной терминологией. Игры с предметами помогают детям сделать вывод о том, для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Настольно-печатные игры закрепляют полученные знания о профессиональном мире взрослых.
Художественные средства - литературные произведения для детей (стихи, рассказы), произведение устного народного творчества (сказки, пословицы, поговорки), иллюстрации, фильмы несут в себе богатый потенциал. Они вызывают интерес детей к труду, желание быть похожими на человека трудящегося. Экскурсии (фото-путешествие и видео-экскурсии) дают возможность ребенку погрузиться в неизведанный мир и познакомиться с деятельностью взрослых, непосредственно наблюдая за трудовым процессом.
Важное значение в ознакомлении детей с профессиональным миром взрослых отводится методам (наблюдение, беседа, трудовые поручения). Наблюдение за трудом взрослых помогает уточнить и обогатить представления детей о мире профессий, способствует появлению уважительного отношения к труду. Беседа позволяет уточнять и систематизировать представления, полученные ребенком в результате наблюдений, в процессе общения и деятельности. Трудовые поручения формируют у детей интерес к труду, воспитывают чувство ответственности за порученное дело.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствует, что дети в среднем знают всего 3-4 профессии. Они затрудняются в определении качеств человека и не всегда могут назвать результат труда взрослых. Также не все дети знают профессии свих родителей.
С учетом полученных данных была спланирована дальнейшая работа. В ходе которой были использованы разнообразные методы, формы и средства обучения: художественные средства, экскурсии, просмотр мультфильмов, составление рассказов о профессиях родителей, проведение сюжетно-ролевых игр, рассматривание иллюстраций.
Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику в ознакомлении детей 4-5 лет с миром профессий в процессе использования таких педагогических условий:
• если содержание педагогического взаимодействия обогащено профессионально ориентированным содержанием;
• если профессионально ориентированное содержание реализуется с учетом индивидуальных особенностей ребенка;
• если профессионально ориентированное содержание реализуется с помощью таких средств, как художественные, игра, через такие формы, как, экскурсии, с помощью таких методов как беседы, наблюдение за трудом взрослых, рассказ, поручение.
Таким образом, ознакомление детей с миром профессий -это важный и необходимый процесс в рамках ранней профориентации детей дошкольного возраста.


1. Авдеев Д.Э. Ранняя профессиональная ориентация в условиях дошкольного образовательного учреждения - региональный опыт // Материалы международной научно-практической конференции «Педагогические проблемы в образовании: практика и теория» (г. Димитровград, 24 ноября-10 декабря 2017 г.). Димитровград, 2018. С. 175­177. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34964146 (дата обращения 17.01.2020).
2. Антонова М.В., Гришняева И.В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. Пенза, 2017. № 2. С. 93-96. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28849218 (дата обращения: 24.11.2019).
3. Арсёнова М.А., Тимошина Е.И. Ценностные основы воспитания
трудолюбия у дошкольников // Воспитание и обучение детей младшего возраста. М., 2018. № 7. С. 391-392. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35185918 (дата обращения: 17.01.2020).
4. Баранова Н.А., Гугуман Т.В., Попова В.Ф., Романенко О.Г.
Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых // Молодой ученый. Казань, 2015. № 7. С. 731-734. URL:
https://moluch.ru/archive/87/16681/ (дата обращения: 16.01.2020).
5. Баширова И.А., Кобякова А.В., Петряева Е.М. Формирование по­
зитивных установок к труду в ходе ранней профориентации дошкольников в дошкольной образовательной организации // Образование сегодня: векторы развития. Тольятти, 2018. № 8. С. 81-84. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36798226 (дата обращения: 16.01.2020).
6. Буре Р.С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового вос­питания: учеб. пособие. СПб., 2006. 139 с.
7. Воспитание дошкольников в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Золик и др.: 2 - е изд., перераб. и доп. М., 1980. 207 с.
8. Габдрахманова М. Р., Хазратова Ф. В. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых // Научно-методический электронный журнал «Концепт». Киров, 2015. Т. 26. С. 61-65. URL: https://e- koncept.ru/2015/95297.htm (дата обращения: 24.11.2019).
9. Гаврилова Н.Б., Кулебина Н.А., Макаренко М.В., Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников // Традиции и новации в дошкольном образовании. Чебоксары, 2018. № 1. С. 13-15. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32653953 (дата обращения: 15.01.2020).
10. Галущак Т.В., Долинская М.Л., Кладова О.Н. Ранняя
профориентация дошкольников в ДОУ // Материалы IV международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития образования, науки и технологий» (г. Москва, 28 сентября 2018 г.). М., 2018. С. 36-38. URL: http://co-nf.ru/wp-
content/uploads/2018/09/Sbornik_28.09.2018.pdf (дата обращения: 23.11.2019).
11. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с осно­вами методик воспитания и обучения. СПб., 2013. 464 с.
12. Горгола В.В. Ранняя профориентация дошкольников //Материалы
международной научно-практической конференции «Вопросы образования и науки» (г. Тамбов, 30 ноября 2017 г.). Тамбов, 2017. С. 165-168. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32439972 (дата обращения:
23.11.2019) .
13. Горохова М.Ю., Никулина Е.Б. Формирование ценностного отно­шения к труду и его результатам у детей старшего дошкольного возраста: ме­тодическое пособие / авторы-составители: Е.В. Басова, А.А. Безгина, Т.В. Ведута. Самара, 2013. 32 с.
14. Доронина М.В. Ранняя профориентация дошкольников в дополнительном образовании в контексте антропокосмической концепции воспитания К.Э. Циолковского // Идеи К.Э. Циолковского в контексте современного развития науки и техники: материалы 53-х научных чтений (г. Калуга, 18-19 сентября 2018 г.). Калуга, 2018. С. 425-427. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37099533(дата обращения: 16.01.2020).
15. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. М., 2013. 526 с....33


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ