РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ 7
1.1. Сущность и значение ранней профориентации детей среднего
дошкольного возраста 7
1.2. Особенности отношения к труду детей среднего дошкольного
возраста 14
1.3. Педагогические средства ознакомления детей с миром профессий 20
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
МИРОМ ПРОФЕССИЙ 30
2.1. Организация исследования 30
2.2. Анализ констатирующего этапа 33
2.3. Программа формирующего эксперимента 38
2.4. Анализ формирующего эксперимента 47
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ 7
1.1. Сущность и значение ранней профориентации детей среднего
дошкольного возраста 7
1.2. Особенности отношения к труду детей среднего дошкольного
возраста 14
1.3. Педагогические средства ознакомления детей с миром профессий 20
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
МИРОМ ПРОФЕССИЙ 30
2.1. Организация исследования 30
2.2. Анализ констатирующего этапа 33
2.3. Программа формирующего эксперимента 38
2.4. Анализ формирующего эксперимента 47
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
В настоящее время ранняя профориентация является актуальным направлением деятельности образовательных организаций. Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что значительная часть молодого поколения делает свой профессиональный выбор под влиянием окружающих их субъектов (сверстников, родителей и др.). Это обусловлено незнанием реальности, желанием немедленного получения высоких карьерных результатов и как следствие он испытывают неудовлетворенность своим профессиональным выбором. В связи с этим важно ориентировать молодежь на выбор направлений профессионального образования.
Работу в этом направлении нужно начинать уже с дошкольного возраста, так как дошкольный возраст - сензитивный период для формирования направленности ребенка в сфере трудовой деятельности человека. У детей возникает интерес к профессиональной деятельности взрослых, формируется отношение труду и его результатам.
Целевые установки в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ориентированы на создание условий для позитивной социализации ребенка дошкольного возраста. Профессиональное самоопределение является одной из важнейших составляющих процесса социализации подрастающего поколения [49].
Проблема ознакомления детей с миром профессий не нова для отечественной дошкольной педагогики. Ученые С.А. Козлова, М.В. Крулехт В.И. Логинова, А.Ш. Шахманова, подчеркивали важность ознакомления детей с миром профессий.
На современном этапе появляются методические разработки, раскрывающие перед детьми мир профессий, но они основаны на словесных методах формирования представлений у детей, что обедняет практику дошкольного образования в этом направлении. Поэтому существует противоречие между социальным заказом на осуществление ранней профориентации, начиная с дошкольного образования, и отсутствием научнообоснованных организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса в дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования: каковы педагогические условия осуществления ранней профориентации детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытноэкспериментальным путем проверить совокупность педагогических условий осуществления ранней профориентации детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: ранняя профориентация дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия ранней
профориентации детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что ранняя профориентация детей среднего дошкольного возраста будет являться результативной при следующих педагогических условиях:
• если содержание педагогического взаимодействия с детьми среднего дошкольного возраста обогащено профессионально ориентированным содержанием;
• если профессионально ориентированное содержание реализуется с учетом индивидуальных особенностей ребенка;
• если профессионально ориентированное содержание реализуется с помощью таких средств, как игра, художественные средства; через такие формы, как экскурсии; с помощью таких методов, как беседы, наблюдение за трудом взрослых, рассказ, поручение.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность ранней профориентации детей среднего дошкольного возраста.
2. Определить особенности отношения к труду детей среднего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть педагогические средства ознакомления детей с миром профессий.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по ознакомлению детей с миром профессий.
5. Проанализировать результаты формирующего эксперимента.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение;...
Работу в этом направлении нужно начинать уже с дошкольного возраста, так как дошкольный возраст - сензитивный период для формирования направленности ребенка в сфере трудовой деятельности человека. У детей возникает интерес к профессиональной деятельности взрослых, формируется отношение труду и его результатам.
Целевые установки в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ориентированы на создание условий для позитивной социализации ребенка дошкольного возраста. Профессиональное самоопределение является одной из важнейших составляющих процесса социализации подрастающего поколения [49].
Проблема ознакомления детей с миром профессий не нова для отечественной дошкольной педагогики. Ученые С.А. Козлова, М.В. Крулехт В.И. Логинова, А.Ш. Шахманова, подчеркивали важность ознакомления детей с миром профессий.
На современном этапе появляются методические разработки, раскрывающие перед детьми мир профессий, но они основаны на словесных методах формирования представлений у детей, что обедняет практику дошкольного образования в этом направлении. Поэтому существует противоречие между социальным заказом на осуществление ранней профориентации, начиная с дошкольного образования, и отсутствием научнообоснованных организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса в дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования: каковы педагогические условия осуществления ранней профориентации детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытноэкспериментальным путем проверить совокупность педагогических условий осуществления ранней профориентации детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: ранняя профориентация дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия ранней
профориентации детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что ранняя профориентация детей среднего дошкольного возраста будет являться результативной при следующих педагогических условиях:
• если содержание педагогического взаимодействия с детьми среднего дошкольного возраста обогащено профессионально ориентированным содержанием;
• если профессионально ориентированное содержание реализуется с учетом индивидуальных особенностей ребенка;
• если профессионально ориентированное содержание реализуется с помощью таких средств, как игра, художественные средства; через такие формы, как экскурсии; с помощью таких методов, как беседы, наблюдение за трудом взрослых, рассказ, поручение.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность ранней профориентации детей среднего дошкольного возраста.
2. Определить особенности отношения к труду детей среднего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть педагогические средства ознакомления детей с миром профессий.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по ознакомлению детей с миром профессий.
5. Проанализировать результаты формирующего эксперимента.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение;...
Проведенное исследование подтверждает гипотезу нашей работы и позволяет сделать следующие выводы.
Анализ теоретических аспектов подтвердил актуальность проблемы ознакомления детей с миром профессий. В процессе теоретического анализа было уточнено понятие «ранняя профориентация», которое рассматривается как система определенных мероприятий, направленных на развитие личностных особенностей, индивидуальных возможностей, наклонностей, интересов, способностей и потребностей при выборе профессии.
Уже со среднего дошкольного возраста следует начинать работу по ранней профориентации. Педагогу необходимо обеспечить детей информацией о всем многообразии профессий, а также формировать интерес к трудовой деятельности, уважительное отношение к труду и его результатам.
Содержание профориентационной работы с детьми данной возрастной группы целесообразно формировать с учетом индивидуальных предпочтений ребенка, семейного окружения (профессии родителей, бабушек, дедушек). Индивидуализация и дифференциация работы по ранней профориентации осуществляется также с учетом пола ребенка.
Для реализации профориентированного содержания в работе с детьми среднего дошкольного возраста целесообразно использовать совокупность педагогических средств. К ним относятся: игра, художественные средства, экскурсии. Основным видом игры, где осуществляется непосредственное знакомство с трудом взрослых - сюжетно-ролевая игра. Данный вид игр помогает знакомиться с разнообразием существующих в мире профессий, а также закреплять полученные дошкольниками представления о них. Дидактические игры помогают осознать общественную значимость труда взрослого. Выделяется три вида дидактических игр: игры с предметами, словесные игры, настольно-печатные игры. Словесные игры способствуют пополнению словарного запаса ребенка профессиональной терминологией. Игры с предметами помогают детям сделать вывод о том, для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Настольно-печатные игры закрепляют полученные знания о профессиональном мире взрослых.
Художественные средства - литературные произведения для детей (стихи, рассказы), произведение устного народного творчества (сказки, пословицы, поговорки), иллюстрации, фильмы несут в себе богатый потенциал. Они вызывают интерес детей к труду, желание быть похожими на человека трудящегося. Экскурсии (фото-путешествие и видео-экскурсии) дают возможность ребенку погрузиться в неизведанный мир и познакомиться с деятельностью взрослых, непосредственно наблюдая за трудовым процессом.
Важное значение в ознакомлении детей с профессиональным миром взрослых отводится методам (наблюдение, беседа, трудовые поручения). Наблюдение за трудом взрослых помогает уточнить и обогатить представления детей о мире профессий, способствует появлению уважительного отношения к труду. Беседа позволяет уточнять и систематизировать представления, полученные ребенком в результате наблюдений, в процессе общения и деятельности. Трудовые поручения формируют у детей интерес к труду, воспитывают чувство ответственности за порученное дело.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствует, что дети в среднем знают всего 3-4 профессии. Они затрудняются в определении качеств человека и не всегда могут назвать результат труда взрослых. Также не все дети знают профессии свих родителей.
С учетом полученных данных была спланирована дальнейшая работа. В ходе которой были использованы разнообразные методы, формы и средства обучения: художественные средства, экскурсии, просмотр мультфильмов, составление рассказов о профессиях родителей, проведение сюжетно-ролевых игр, рассматривание иллюстраций.
Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику в ознакомлении детей 4-5 лет с миром профессий в процессе использования таких педагогических условий:
• если содержание педагогического взаимодействия обогащено профессионально ориентированным содержанием;
• если профессионально ориентированное содержание реализуется с учетом индивидуальных особенностей ребенка;
• если профессионально ориентированное содержание реализуется с помощью таких средств, как художественные, игра, через такие формы, как, экскурсии, с помощью таких методов как беседы, наблюдение за трудом взрослых, рассказ, поручение.
Таким образом, ознакомление детей с миром профессий -это важный и необходимый процесс в рамках ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Анализ теоретических аспектов подтвердил актуальность проблемы ознакомления детей с миром профессий. В процессе теоретического анализа было уточнено понятие «ранняя профориентация», которое рассматривается как система определенных мероприятий, направленных на развитие личностных особенностей, индивидуальных возможностей, наклонностей, интересов, способностей и потребностей при выборе профессии.
Уже со среднего дошкольного возраста следует начинать работу по ранней профориентации. Педагогу необходимо обеспечить детей информацией о всем многообразии профессий, а также формировать интерес к трудовой деятельности, уважительное отношение к труду и его результатам.
Содержание профориентационной работы с детьми данной возрастной группы целесообразно формировать с учетом индивидуальных предпочтений ребенка, семейного окружения (профессии родителей, бабушек, дедушек). Индивидуализация и дифференциация работы по ранней профориентации осуществляется также с учетом пола ребенка.
Для реализации профориентированного содержания в работе с детьми среднего дошкольного возраста целесообразно использовать совокупность педагогических средств. К ним относятся: игра, художественные средства, экскурсии. Основным видом игры, где осуществляется непосредственное знакомство с трудом взрослых - сюжетно-ролевая игра. Данный вид игр помогает знакомиться с разнообразием существующих в мире профессий, а также закреплять полученные дошкольниками представления о них. Дидактические игры помогают осознать общественную значимость труда взрослого. Выделяется три вида дидактических игр: игры с предметами, словесные игры, настольно-печатные игры. Словесные игры способствуют пополнению словарного запаса ребенка профессиональной терминологией. Игры с предметами помогают детям сделать вывод о том, для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Настольно-печатные игры закрепляют полученные знания о профессиональном мире взрослых.
Художественные средства - литературные произведения для детей (стихи, рассказы), произведение устного народного творчества (сказки, пословицы, поговорки), иллюстрации, фильмы несут в себе богатый потенциал. Они вызывают интерес детей к труду, желание быть похожими на человека трудящегося. Экскурсии (фото-путешествие и видео-экскурсии) дают возможность ребенку погрузиться в неизведанный мир и познакомиться с деятельностью взрослых, непосредственно наблюдая за трудовым процессом.
Важное значение в ознакомлении детей с профессиональным миром взрослых отводится методам (наблюдение, беседа, трудовые поручения). Наблюдение за трудом взрослых помогает уточнить и обогатить представления детей о мире профессий, способствует появлению уважительного отношения к труду. Беседа позволяет уточнять и систематизировать представления, полученные ребенком в результате наблюдений, в процессе общения и деятельности. Трудовые поручения формируют у детей интерес к труду, воспитывают чувство ответственности за порученное дело.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствует, что дети в среднем знают всего 3-4 профессии. Они затрудняются в определении качеств человека и не всегда могут назвать результат труда взрослых. Также не все дети знают профессии свих родителей.
С учетом полученных данных была спланирована дальнейшая работа. В ходе которой были использованы разнообразные методы, формы и средства обучения: художественные средства, экскурсии, просмотр мультфильмов, составление рассказов о профессиях родителей, проведение сюжетно-ролевых игр, рассматривание иллюстраций.
Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику в ознакомлении детей 4-5 лет с миром профессий в процессе использования таких педагогических условий:
• если содержание педагогического взаимодействия обогащено профессионально ориентированным содержанием;
• если профессионально ориентированное содержание реализуется с учетом индивидуальных особенностей ребенка;
• если профессионально ориентированное содержание реализуется с помощью таких средств, как художественные, игра, через такие формы, как, экскурсии, с помощью таких методов как беседы, наблюдение за трудом взрослых, рассказ, поручение.
Таким образом, ознакомление детей с миром профессий -это важный и необходимый процесс в рамках ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Подобные работы
- Ознакомление с профессиональными праздниками как форма работы по раннему профориентированию детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Развитие представлений у детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых (Современные концепции дошкольного образования, Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - ПРОФОРИЕНТАЦИЯ РАБОТА СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2021 - Сюжетно-ролевые игры как средство закрепления представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста (Дошкольное образование)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2018 - Исследование сформированности представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста (Нижневартовский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности (Башкирский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023





