ВЛИЯНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ
ХАРАКТЕРА НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1. Понятие и виды акцентуаций характера 5
1.2. Понятие «межличностные отношения» 28
1.3. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте 40
Выводы по главе 1 44
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 46
2.1. Обоснование методик исследования влияния акцентуаций характера
на межличностные отношения в подростковом возрасте 46
2.2. Результаты исследования влияния акцентуаций характера на
межличностные отношения в подростковом возрасте и их анализ 56
Выводы по главе 2 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ
ХАРАКТЕРА НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1. Понятие и виды акцентуаций характера 5
1.2. Понятие «межличностные отношения» 28
1.3. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте 40
Выводы по главе 1 44
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 46
2.1. Обоснование методик исследования влияния акцентуаций характера
на межличностные отношения в подростковом возрасте 46
2.2. Результаты исследования влияния акцентуаций характера на
межличностные отношения в подростковом возрасте и их анализ 56
Выводы по главе 2 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
Подростковый возраст традиционно считается самым сложным в сфере образования. В этом возрасте происходит резкое тотальное переосмысление мироустройства и появляются новые моральные ценности.
Межличностные отношения в подростковом возрасте переходят на новую ступень осознанности. Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является общение и взаимодействие со сверстниками. Следовательно, межличностные отношения становятся наиболее осознанным процессом и формируются на основе симпатии и антипатии. Однако межличностные отношения имеют тесную взаимосвязь с акцентуациями характера. Акцентуации характера оказывают прямое влияние на формирование межличностных отношений. Владея информацией о данной взаимосвязи, педагог способен выстроить более эффективное взаимодействие с подростком.
Цель исследования: выявить взаимосвязь акцентуаций характера и межличностных отношений в подростковом возрасте.
Объект исследования: межличностные отношения.
Предмет исследования: взаимосвязь акцентуаций характера и
межличностных отношений.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к исследованию
акцентуаций характера.
2. Проанализировать теоретические подходы к исследованию
межличностных отношений.
3. Подобрать психодиагностический инструментарий для выявления взаимосвязи акцентуаций характера и межличностных отношений в подростковом возрасте.
4. Выявить особенности взаимосвязи акцентуаций характера и межличностных отношений в подростковом возрасте.
Гипотеза: у подростков с определенными акцентуациями характера будут чаще встречаться определенные типы межличностных отношений, а именно: для гипертимного типа наиболее свойственны дружелюбный и альтруистический тип межличностных отношений, для циклоидного - дружелюбный и альтруистический в сочетании с подозрительным, для сензитивного наиболее характерен зависимый тип; для подростков психастенического типа характерны подчиняемый и зависимый типы межличностных отношений, шизоидам свойственны эгоистичный и подозрительный тип, у эпилептоидов преобладают авторитарный и агрессивный типы, у истероидов - эгоистичный стиль; у неустойчивых и конформных подростков преобладать подчиняемый и зависимый типы межличностных отношений.
Теоретической основой исследования послужили представления об акцентуациях К. Леонгарда, А.Е. Личко, В.П. Дворщенко и др., и подходы к исследованию межличностных отношений Т. Лири, Л.Н. Собчик, Е.П. Ильина и др.
Методы исследования: теоретические - анализ, сравнение, обобщение; эмпирические - тестирование. Для получения эмпирических данных использовались методики: тест личностных акцентуаций
(Модифицированный вариант методики ПДО) В.П. Дворщенко, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири в адаптации Л.Н. Собчик.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованных источников.
Межличностные отношения в подростковом возрасте переходят на новую ступень осознанности. Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является общение и взаимодействие со сверстниками. Следовательно, межличностные отношения становятся наиболее осознанным процессом и формируются на основе симпатии и антипатии. Однако межличностные отношения имеют тесную взаимосвязь с акцентуациями характера. Акцентуации характера оказывают прямое влияние на формирование межличностных отношений. Владея информацией о данной взаимосвязи, педагог способен выстроить более эффективное взаимодействие с подростком.
Цель исследования: выявить взаимосвязь акцентуаций характера и межличностных отношений в подростковом возрасте.
Объект исследования: межличностные отношения.
Предмет исследования: взаимосвязь акцентуаций характера и
межличностных отношений.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к исследованию
акцентуаций характера.
2. Проанализировать теоретические подходы к исследованию
межличностных отношений.
3. Подобрать психодиагностический инструментарий для выявления взаимосвязи акцентуаций характера и межличностных отношений в подростковом возрасте.
4. Выявить особенности взаимосвязи акцентуаций характера и межличностных отношений в подростковом возрасте.
Гипотеза: у подростков с определенными акцентуациями характера будут чаще встречаться определенные типы межличностных отношений, а именно: для гипертимного типа наиболее свойственны дружелюбный и альтруистический тип межличностных отношений, для циклоидного - дружелюбный и альтруистический в сочетании с подозрительным, для сензитивного наиболее характерен зависимый тип; для подростков психастенического типа характерны подчиняемый и зависимый типы межличностных отношений, шизоидам свойственны эгоистичный и подозрительный тип, у эпилептоидов преобладают авторитарный и агрессивный типы, у истероидов - эгоистичный стиль; у неустойчивых и конформных подростков преобладать подчиняемый и зависимый типы межличностных отношений.
Теоретической основой исследования послужили представления об акцентуациях К. Леонгарда, А.Е. Личко, В.П. Дворщенко и др., и подходы к исследованию межличностных отношений Т. Лири, Л.Н. Собчик, Е.П. Ильина и др.
Методы исследования: теоретические - анализ, сравнение, обобщение; эмпирические - тестирование. Для получения эмпирических данных использовались методики: тест личностных акцентуаций
(Модифицированный вариант методики ПДО) В.П. Дворщенко, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири в адаптации Л.Н. Собчик.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованных источников.
Проведя данное исследование, мы сформировали частичное представление о взаимосвязи межличностных отношений и акцентуаций характера в подростковом возрасте. Мы раскрыли процесс и особенности возникновения и формирования, обозначили основные отличия межличностных отношений подросткового возраста от остальных возрастных этапов. Затем мы раскрыли основные виды межличностных отношений, обозначив нормативные проявления тех или иных видов и степень проявления, выходящую за рамки нормативности.
Вторая глава представляет собой практическое исследование, в котором мы выдвинули гипотезу о взаимосвязи акцентуаций характера и межличностных отношений. Наша гипотеза подтвердилась частично, из-за отсутствия среди испытуемых эпилептоидного типа не удалось провести целостное исследование. Исследования показали следующие результаты: у представителей гипертимного типа преобладает дружелюбный стиль поведения, у сензитивного - подчиняемый, у истероидов - эгоистичный, у конформного - подозрительный и альтруистический, у шизоидного - подозрительный, у лабильного - агрессивный, у астено-невротического - подозрительный, у циклоидного - зависимый и дружелюбный, у психастенического - подчиняемый.
Частично расхождение результатов исследования с гипотезой могло возникнуть из-за иррационального представления подростков о своих особенностях и поведении, а также малого количества респондентов. У некоторых особенности проявления той или иной стратегии может являться единичными случаями.
Вторая глава представляет собой практическое исследование, в котором мы выдвинули гипотезу о взаимосвязи акцентуаций характера и межличностных отношений. Наша гипотеза подтвердилась частично, из-за отсутствия среди испытуемых эпилептоидного типа не удалось провести целостное исследование. Исследования показали следующие результаты: у представителей гипертимного типа преобладает дружелюбный стиль поведения, у сензитивного - подчиняемый, у истероидов - эгоистичный, у конформного - подозрительный и альтруистический, у шизоидного - подозрительный, у лабильного - агрессивный, у астено-невротического - подозрительный, у циклоидного - зависимый и дружелюбный, у психастенического - подчиняемый.
Частично расхождение результатов исследования с гипотезой могло возникнуть из-за иррационального представления подростков о своих особенностях и поведении, а также малого количества респондентов. У некоторых особенности проявления той или иной стратегии может являться единичными случаями.
Подобные работы
- Особенности межличностных отношений у подростков с разным типом акцентуаций характера
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СПЕЦИФИКА СТАТУСНО-РОЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
С ПРОЯВЛЕНИЯМИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ
С РАЗНЫМ ТИПОМ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО
СВЕРСТНИКАМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Особенности общительности подростков в зависимости от типа акцентуации характера (Пермский государственный национальный исследовательский университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - Профилактика межличностных конфликтов в подростковой среде
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Особенности страхов у подростков с акцентуациями характера
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА
У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019





