ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЕТСКОГО ЦЕНТРА
|
Только Word
Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ по проблеме исследования
1.1 Копинг-стратегии как фактор поведения личности 8
1.2 Особенности копинг-стратегий в юношеском возрасте 15
1.3 Особенности личностных качеств при формировании копинг-стратегий..23
Выводы по главе 1 32
Глава 2 Эмпирическое исследование влияния личностных качеств на формирование копинг-стратегий 34
2.1 Этапы и методы исследования 34
2.2 Анализ результатов исследования 42
Глава 3 Методические рекомендации 56
3.1 Рекомендации по резуальтам исследования 56
Заключение 58
Библиографический список 60
Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ по проблеме исследования
1.1 Копинг-стратегии как фактор поведения личности 8
1.2 Особенности копинг-стратегий в юношеском возрасте 15
1.3 Особенности личностных качеств при формировании копинг-стратегий..23
Выводы по главе 1 32
Глава 2 Эмпирическое исследование влияния личностных качеств на формирование копинг-стратегий 34
2.1 Этапы и методы исследования 34
2.2 Анализ результатов исследования 42
Глава 3 Методические рекомендации 56
3.1 Рекомендации по резуальтам исследования 56
Заключение 58
Библиографический список 60
Активно меняющиеся условия жизни обусловливают возникновение проблем оптимального функционирования личности, связанных с понятием психологического приспособления к требованиям среды, что в современной литературе определяется как копинг-процессы, или совладание со стрессом (R. Lazarus, 1966). «Копинг» (от англ. coping - совладание, преодоление) - процессы, направленные на преодоление стрессовых ситуаций [2]. Впервые термин “coping” был использован в 1962 г. L. Murphy. В свое книге R. S. Lazarus “Psychological Stress and the Coping Process” (1966) характеризует копинг как «стремление к решению проблем, которое предпринимает индивид, если требования имеют большое значение для его хорошего самочувствия (как в ситуации, связанной с большой опасностью, так и в ситуации, направленной на большой успех), поскольку эти требования активируют адаптивные возможности» [53]. Таким образом, «копинг», или «преодоление стресса», рассматривается как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям.
Большинство отечественных и зарубежных авторов считают, что уровень тревожности, самооценка, эмпатия и другие личные особенности могут повлиять на выбор определенных копинг-стратегий поведения. [7, 13, 55] Часть авторов утверждают, что люди с высокой тревожностью в большинстве случаев используют эмоциональные копинг-стратегии (избегание, обвинение и т.д.), которые связаны со снижением уровня самооценки. Высокая самооценка при этом обусловливает использование когнитивных копинг-стратегий. А по мнению О.В. Бузовкиной, человек c высокой самооценкой скорее всего возьмет на себя смелость управлять ситуацией, в отличие от человека с низкой самооценкой, который вместо того чтобы самому влиять на события, считает, что все разрешится само собой, он в большей степени ориентирован на защиту [8].
В научной литературе достаточно подробно освящается проблема совладающего поведения, в том числе и в аспекте влияния на него личностных особенностей человека (прежде всего, в работах В.А. Бодрова, Л.Ф. Бурлачук, Л. Девидсона, Л.И. Дементий, К.И. Корнева, Р Лазаруса, С.К. Нартова-Бочавер, С. Фолкмена, Х. Хекхаузена и др.).
Юноши и девушки являются самой уязвимой частью населения, полностью зависящей от мира взрослых, и при этом, как и взрослые, часто оказывается в тяжелых жизненных ситуациях, которые могут спровоцировать деструктивные стратегии поведения. Поэтому в современной психологии проблема формирования копинг-стратегий в поведение является одной из привлекательных для исследователей, которые рассматривают, каким образом, какими способами человек справляется со сложными ситуациями своей жизни, как он их разрешает, чем объясняется выбор определенным человеком конкретного вида копинг-стратегий, чем он руководствуется при выборе и реализации определенной стратегии преодолевающего поведения. Также хочется подчеркнуть, что типы копинг-стратегий могут переходить в друг друга, однако в основном они рассматриваются отдельно друг о друга. На наш взгляд применение всех стратегий в зависимости от той или иной ситуации является более эффективным. Так как в каких-то ситуациях человеку просто необходима поддержка третьих лиц, а с какими-то ситуациями человек может справиться самостоятельно или он просто будет избегать столкновения с проблемной ситуацией, заранее подумав о ее негативных последствиях. Все это говорит о том, что нет стратегий, которые были бы эффективны во всех ситуациях: одна и та же стратегия может быть реализована как конструктивно, так и не конструктивно. Таким образом, все предложенные копинг-стратегии не являются универсальными....
Большинство отечественных и зарубежных авторов считают, что уровень тревожности, самооценка, эмпатия и другие личные особенности могут повлиять на выбор определенных копинг-стратегий поведения. [7, 13, 55] Часть авторов утверждают, что люди с высокой тревожностью в большинстве случаев используют эмоциональные копинг-стратегии (избегание, обвинение и т.д.), которые связаны со снижением уровня самооценки. Высокая самооценка при этом обусловливает использование когнитивных копинг-стратегий. А по мнению О.В. Бузовкиной, человек c высокой самооценкой скорее всего возьмет на себя смелость управлять ситуацией, в отличие от человека с низкой самооценкой, который вместо того чтобы самому влиять на события, считает, что все разрешится само собой, он в большей степени ориентирован на защиту [8].
В научной литературе достаточно подробно освящается проблема совладающего поведения, в том числе и в аспекте влияния на него личностных особенностей человека (прежде всего, в работах В.А. Бодрова, Л.Ф. Бурлачук, Л. Девидсона, Л.И. Дементий, К.И. Корнева, Р Лазаруса, С.К. Нартова-Бочавер, С. Фолкмена, Х. Хекхаузена и др.).
Юноши и девушки являются самой уязвимой частью населения, полностью зависящей от мира взрослых, и при этом, как и взрослые, часто оказывается в тяжелых жизненных ситуациях, которые могут спровоцировать деструктивные стратегии поведения. Поэтому в современной психологии проблема формирования копинг-стратегий в поведение является одной из привлекательных для исследователей, которые рассматривают, каким образом, какими способами человек справляется со сложными ситуациями своей жизни, как он их разрешает, чем объясняется выбор определенным человеком конкретного вида копинг-стратегий, чем он руководствуется при выборе и реализации определенной стратегии преодолевающего поведения. Также хочется подчеркнуть, что типы копинг-стратегий могут переходить в друг друга, однако в основном они рассматриваются отдельно друг о друга. На наш взгляд применение всех стратегий в зависимости от той или иной ситуации является более эффективным. Так как в каких-то ситуациях человеку просто необходима поддержка третьих лиц, а с какими-то ситуациями человек может справиться самостоятельно или он просто будет избегать столкновения с проблемной ситуацией, заранее подумав о ее негативных последствиях. Все это говорит о том, что нет стратегий, которые были бы эффективны во всех ситуациях: одна и та же стратегия может быть реализована как конструктивно, так и не конструктивно. Таким образом, все предложенные копинг-стратегии не являются универсальными....
Таким образом, в написании магистерской диссертации на тему «Влияние личностных качеств на формирование копинг-стратегий поведения молодых специалистов детского центра» была определена цель и сформулированы задачи исследования. Для достижения данной цели и проверки выдвинутой гипотезы было проведено эмпирическое исследования на выборке из 42 молодых специалистов (24-девушки и 18-юношей) в возрасте от 17 до 20 лет.
Этапами исследования стали.
Теоретический анализ подходов к определению природы копинг- стратегий в отечественной и зарубежной психологии;;
Подготовка пакета методик для исследования личных качеств и копинг- стратегий в поведении;
Проведение исследования влияние личностных качеств на формирование копинг-стратегий среди молодых специалистов детского центра;
Разработка рекомендаций для работы с молодыми специалистами детского центра «Dreamland»:
Выбор копинг-стратегий поведения имеет большое значение для тех, кто ввиду своей профессиональной деятельности подвержен стрессу или испытывает повышенные эмоциональные нагрузки. Копинг-стратегии представляют собой объединение когнитивных, эмоциональных и поведенческих процессов индивида, помогающих справиться с требованиями социума на основе внутренних ресурсов и возможностей. Модели поведения выбираются в соответствии с определенной проблемой, но при этом немаловажно и состояние человека. На основе эмпирического исследования были получены данные, подтверждающие заявленную гипотезу исследования.
Большая часть молодых специалистов выбирают адаптивные и относительно адаптивные копинг-стратегии на когнитивном , эмоциональном и поведенческом уровнях.
Анализ результатов позволяет говорить нам о выраженном типе поведения компромиссе, среди молодых специалистов детского центра Dreamland.
У большинства молодых специалистов в достаточной степени не сформирована активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы. Уровень выраженности стратегии избегания проблем выражен слабо.
Выявлены прямые взаимосвязи между «эмоциональной стабильностью респондентов» и «копинг-стратегией, ориентированной на решение задачи, проблемы» (r=426, при р> 0,01); между «эмоциональной стабильностью» и «копинг-стратегией, ориентированной на эмоции» (r=328, при р> 0,01); между «консерватизмом- радикализмом» и «копинг-стратегией, ориентированной на избегание» (r=362, при р> 0,01); между «практичность - мечтательностью респондентов» и «нервно-психической устойчивостью» (r=362, при р> 0,01).
Таким образом, гипотеза о наличии значимых взаимосвязей между выбором копинг-стратегий поведения и личностными особенностями респондентов нашла свое подтверждение.
Этапами исследования стали.
Теоретический анализ подходов к определению природы копинг- стратегий в отечественной и зарубежной психологии;;
Подготовка пакета методик для исследования личных качеств и копинг- стратегий в поведении;
Проведение исследования влияние личностных качеств на формирование копинг-стратегий среди молодых специалистов детского центра;
Разработка рекомендаций для работы с молодыми специалистами детского центра «Dreamland»:
Выбор копинг-стратегий поведения имеет большое значение для тех, кто ввиду своей профессиональной деятельности подвержен стрессу или испытывает повышенные эмоциональные нагрузки. Копинг-стратегии представляют собой объединение когнитивных, эмоциональных и поведенческих процессов индивида, помогающих справиться с требованиями социума на основе внутренних ресурсов и возможностей. Модели поведения выбираются в соответствии с определенной проблемой, но при этом немаловажно и состояние человека. На основе эмпирического исследования были получены данные, подтверждающие заявленную гипотезу исследования.
Большая часть молодых специалистов выбирают адаптивные и относительно адаптивные копинг-стратегии на когнитивном , эмоциональном и поведенческом уровнях.
Анализ результатов позволяет говорить нам о выраженном типе поведения компромиссе, среди молодых специалистов детского центра Dreamland.
У большинства молодых специалистов в достаточной степени не сформирована активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы. Уровень выраженности стратегии избегания проблем выражен слабо.
Выявлены прямые взаимосвязи между «эмоциональной стабильностью респондентов» и «копинг-стратегией, ориентированной на решение задачи, проблемы» (r=426, при р> 0,01); между «эмоциональной стабильностью» и «копинг-стратегией, ориентированной на эмоции» (r=328, при р> 0,01); между «консерватизмом- радикализмом» и «копинг-стратегией, ориентированной на избегание» (r=362, при р> 0,01); между «практичность - мечтательностью респондентов» и «нервно-психической устойчивостью» (r=362, при р> 0,01).
Таким образом, гипотеза о наличии значимых взаимосвязей между выбором копинг-стратегий поведения и личностными особенностями респондентов нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ НА ФОРМИРОВАНИЕ
ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЕТСКОГО ЦЕНТРА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Копинг-стратегии матерей, воспитывающих детей младенческого возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2021 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО КОМАНДНОГО СОСТАВА (НА МАТЕРИАЛЕ УЧЕБНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВУЗОВ МЧС РОССИИ)
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Исследование личностных характеристик родителей с различной самооценкой адаптации к условиям дистанционного обучения детей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021 - Взаимосвязь эмоционального интеллекта со стратегиями совладающего поведения у сотрудников бизнес - организации (Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - ВЛИЯНИЕ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА
ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017 - Психологические компоненты пищевого поведения взрослого населения (на примере г. Барнаула)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2021





