Только Word
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Теоретические подходы к понятию самооценки 6
1.2. Психологические особенности становления самооценки в юношеском
возрасте 13
1.3. Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте 20
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 31
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ НА САМООЦЕНКУ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 33
2.1. Организация и методики исследования 33
2.2. Анализ результатов исследования 35
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 49
Одна из наиболее важных особенностей юношеского возраста заключается в том, что в этот жизненный период происходит активное формирование «Я-концепции», индивидуум уже способен к полноценному восприятию многоуровневой информации и сложным межличностным взаимоотношениям (предполагающим ответственность, целенаправленность), а также к рефлексии и адекватной самооценке собственного поведения и эмоциональных, характерологических черт.
Данный возраст от 16 до 18 является определенным «трамплином» в мир общественных взаимосвязей, при этом ключевыми становятся близкие, интимные взаимоотношения (дружба, любовь), т.е. те отношения, где индивидуальность «значимого другого» может проявиться во всей своей уникальности и красоте. Исследование коммуникативных и эмпатических ресурсов юношей и девушек представляется нам интересными именно вследствие возрастной специфики респондентов: юность, гибкая и сильная, может, как в зеркале, отразить или индивидуальные способности человека к полноценному общению, будь то богатый «скрытый» эмпатический потенциал или нарушение эмоционально-личностных установок и болезненно «искажённая», эмоционально-отчуждённая личность.
В коллективе самооценка становится основой для формирования официального и неофициального статуса личности, адекватного выполнения социальных ролей.
Самооценка человека в значительной степени определяется выполняемыми им социальными ролями, статусом, занимаемым им в коллективе. Индивид смотрит на себя глазами своей группы, оценивает свое поведение с точки зрения общепринятых норм. Взаимоотношения людей, так или иначе связанных с субъектом, социальные роли и статус, которые ему приходится исполнять, определяют значение его «Я».
В исследованиях (Кон И.С., В.С. Мухина) отмечается изменение критериев самооценки в юношеский период. На первый план в системе самооценок юношей начинают выходить социальные качества, а не успешность в учебе как в младшем школьном возрасте или внешность как у подростков. Самооценка - это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так как на определённой ступени развития самосознание становится самооценкой. Самосознание - это знание к себе, отношение к этому знанию и как результат - отношение к себе, и проявляется оно в виде самооценки. [15;24]
Проблемами юношеского возраста, такими как взаимоотношения среди сверстников, формирование самооценки занимались многие отечественные и зарубежные ученые А. Н. Леонтьев, А.И.Кошель, Т.Ю.Сычева и другие [17; 20; 33].
Изучению данного возрастного периода посвящены работы таких авторов как Кон И.В, Выготский Л.С., Божович Л.И, Давыдов В.В., Бернс Р., Бороздина и многие другие [7; 11; 15; 16].
Чтобы определить степень своих успехов, индивид отмечает, как исполняют определенную роль другие люди. Чтобы заслужить уважение окружающих и уважать себя самому, он стремится доказать, что может исполнить эту роль не хуже других.
Однако общественная оценка значимости разных ролей различна. Человек судит о своих успехах не только по тому, как он исполнил выпавшую ему роль, но и потому, какую роль доверили ему исполнять.
Каждый человек обладает личной репутацией и обычно борется за ее упрочение. Поэтому сохранение и повышение социального статуса является важным мотивом поведения многих людей.
Актуальность данного исследования состоит в том, что в старшем школьном возрасте уровень самооценки активно влияет на становление личности подростка, его социализацию и адаптацию к новым условиям.
Взаимосвязь межличностных отношений и самооценки старших школьников является ценным показателем для школьного психолога или учителя, позволяющими оценить темпы психологического развития отдельных школьников и всего учебного коллектива в целом, помогает составить социальный портрет класса, а так же выявить качество процесса образования, и его соответствие возрастным нормам. Помимо этого, самооценка является ярким показателем возможных психологических проблем отдельных учащихся и взаимоотношений в коллективе.
Цели исследования - изучение влияния межличностных отношений на самооценку старшеклассников, разработка рекомендаций для учителей, работающих в общеобразовательных заведениях в старших классах....
Юность - это период завершения физического развития, а также формирования личности. Старшеклассник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь, перед ним встает необходимость выбора своего жизненного пути. Большие изменения в собственном организме и внешности, связанные с половым созреванием, известная неопределенность положения (уже не ребенок, но и еще взрослый), осложнения жизнедеятельности и расширения круга лиц, с которыми личность должна соотносить свое поведение, - все это вместе взятое активизирует в юношеском возрасте ценностноориентационную деятельность. Речь идет о познании собственных качеств, усвоении новых знаний, об отношении и общении со старшими или сверстниками, поскольку юноша особенно обеспокоен их оценкой и пытается строить свое поведение на основе осознанно произведенных или усвоенных критериев и норм.
Самооценка - продукт самосознания. В то же время становление самосознания - процесс сложный и многогранный. Важным этапом для формирования самосознания является юношеский возраст. Так как в этот период у юноши складывается представление об окружающей действительности, происходит смена ролей, появляется необходимость принятия важных решений, касающихся профессии, ценностных ориентаций, образа жизни и т.д. «Я - концепция» в юношеском возрасте, с одной стороны, становится более устойчивой, а с другой - претерпевает определенные изменения, обусловленные целым рядом причин (физиологические и психологические изменения, развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей, приводящих к усложнению и дифференциации «Я - концепции», в частности к появлению способности различать реальные и гипотетические возможности, требования, исходящие от социальной среды).
Круг общения старшеклассников отмечается расширением его сферы общения и углублением отношений.
Расширение сферы общения прослеживается в следующем: увеличивается продолжительность общения с товарищами (3 - 4 часа в будни, 7 - 9 часов в выходные и праздничные дни); растет количество референтных социальных групп, в которые входит старшеклассник (класс, спортивная команда, компания друзей по месту жительства).
Формирование образа своего «Я» в результате самопознания в ранней юности зависит не только от общения с непосредственным окружением, но и от контактов с более широкой социальной средой. Но наиболее важно общение со значимыми лицами, в котором юноши и девушки нередко получают о себе прямую информацию в оценочных терминах. С возрастом роль оценок окружающих в формировании самооценки снижается, но всегда остается весьма существенной. Свидетельство тому - весьма высокая и положительная взаимосвязь самооценок с оценками, ожидаемыми юношами и девушками от различных значимых лиц из их окружения.
Данные, представленные в интеркорреляционной матрице свидетельствуют, что:
1) «социометрический статус» отрицательно коррелирует с показателем «внешность» (p<0,05) и показателем «уверенность в себе» (p<0,05), что свидетельствует о повышении социального статуса среди одноклассников при условиях снижения самооценки по показателю внешности и уверенности в себе. Мы можем предположить, что старшеклассники более охотно общаются со сверстниками, не склонными к завышенной самооценке своей внешности и уверенности.
2) «авторитет у сверстников» имеет положительную взаимосвязь с показателем «внешность» и «характер» (p<0,05). Данная взаимосвязь указывает на повышение самооценки внешности и собственного характера при высокой самооценке собственного авторитета у сверстников.
Таким образом, показатель социального статуса старшеклассников в коллективе оказывает влияние на самооценку только через взаимосвязь с самооценкой внешности и уверенности в себе.
Частично подтвердилась гипотеза в проведенном эмпирическом исследовании о том, что влияние межличностных отношений старшеклассников влияет на уровень самооценки.
1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2012.
2. Абульханова К.А. Детство Юность Молодость / К.А. Абу-льханова, А.Н. Славская; Российская академия образования, Московский психолого-социальный институт - М: Издательство МПСЫ, 2010.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2010.
4. Андриенко Е.В. Социальная психология. М.: «Академия», 2013.
5. Архипова А. Ю. Я - концепция в юношеском возрасте [Текст] / А. Ю. Архипова // Психология в России и за рубежом: материалы международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011.
6. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие - М., 1999.
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Изд-во Института практической психологии, 2001.
8. Бородкина Л.В. Особенности восприятия межличностных взаимодействий при депрессивных расстройствах в юношеском возрасте.// Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2009. - № 2 (9).
9. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. - Т.13.-1992, №4.
10. Волков Б.С. Психология юности и молодости: учебное пособие для вузов / Б.С. Волков - М: Трикста: Академический проект, 2006.
11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. / Выготский Л.С. - СПб.: Союз, 2013.
12. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск: Новое знание, 1993.
13. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб: Питер, 2009.
14. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1998.
15. Кон И.С. Психология ранней юности / И С Кон - М, 1989....42