Объект исследования - ООО «ИНТРАНСГАЗ» (г. Воронеж).
Основной вид деятельности - продажа и поставки сжиженного углеводородного газа.
Проведен анализ данных за 2022-2023 годы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы ассортиментной политики на торговом предприятии на предприятии 5
1.1 Сущность и значение торгового ассортимента 5
1.2 Классификация торгового ассортимента 13
1.3 Методы анализа эффективности торгового ассортимента 16
2 Анализ торгового ассортимента на примере ООО «ИНТРАНСГАЗ» 26
2.1 Организационно-правовая характеристика ООО «ИНТРАНСГАЗ» 26
2.2 Анализ показателей финансово-экономической деятельности ООО «ИНТРАНСГАЗ» 31
2.3 Анализ ассортимента ООО «ИНТРАНСГАЗ» 36
2.4 Анализ конкурентов и целевой аудитории для ООО «ИНТРАНСГАЗ» 45
3 Рекомендации по совершенствованию товарного ассортимента ООО «ИНТРАНСГАЗ» 54
3.1 Разработка мероприятий по формированию оптимального ассортимента в ООО «ИНТРАНСГАЗ» 54
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ А Данные торгового ассортимента за 2022 год 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Данные торгового ассортимента за 2023 год 63
ПРИЛОЖЕНИЕ В АЗС Газпромнефть по направлению Москва-Воронеж 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Ассортимент АЗС Teboil 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Ассортимент АЗС Лукойл 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Ассортимент АЗС Газпромнефть 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Ассортимент АЗС ИНТРАНСГАЗ 68
В современной динамичной экономической среде розничная торговля играет ключевую роль в удовлетворении потребностей потребителей, предоставляя им доступ к широкому ассортименту товаров и услуг. Одним из важнейших аспектов успешной деятельности розничных предприятий является формирование оптимального торгового ассортимента, который соответствует запросам и предпочтениям целевой аудитории, обеспечивает конкурентное преимущество и максимизирует прибыль [2, с. 19].
Актуальность исследования формирования оптимального торгового ассортимента на предприятии розничной торговли обусловлена рядом факторов. Во-первых, динамичное развитие технологий и изменение потребительских предпочтений создают необходимость в постоянном анализе и обновлении ассортимента товаров и услуг. Во-вторых, увеличение конкуренции на рынке требует от розничных предприятий разработки стратегий, направленных на улучшение эффективности торгового ассортимента для привлечения и удержания клиентов. Кроме того, в условиях экономических нестабильностей и изменения потребительского спроса особенно важно умение адаптироваться к переменам, реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и обеспечивать гибкость в управлении ассортиментом.
Целью данной дипломной работы является изучение и анализ процесса формирования оптимального торгового ассортимента на предприятии розничной торговли с учетом современных требований рынка и потребительских предпочтений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты формирования торгового ассортимента, выявить основные принципы и методы оценки эффективности ассортимента.
2. Изучить практику формирования торгового ассортимента на предприятиях розничной торговли, выявить основные тенденции и проблемы, с которыми сталкиваются компании в этом процессе.
3. Разработать рекомендации по оптимизации торгового ассортимента с учетом выявленных особенностей и потребностей конкретного предприятия.
4. Провести экономический анализ предложенных рекомендаций и оценить их влияние на финансовые показатели предприятия.
5. Сформулировать выводы и предложения по дальнейшему совершенствованию процесса формирования торгового ассортимента на предприятии розничной торговли.
Реализация поставленных задач позволит не только расширить теоретическое понимание процесса формирования торгового ассортимента, но и предложить конкретные практические рекомендации, способствующие повышению эффективности деятельности предприятия розничной торговли.
Объектом исследования дипломной работы является ООО «ИНТРАНСГАЗ» — дистрибьютор таких компаний, как Роснефть, Петролеум Трейдинг, РЕСУРС, УФА-ОЙЛ, Сибур, Газпром, а также других российских и международных поставщиков.
Предметом исследования является формирование оптимального товарного ассортимента на предприятии розничной торговли.
Методологическими основами исследования стали обзор существующих теорий, утверждений и литературы, сбор, изучение и анализ данных, обработка результатов исследования, выводы и рекомендации, оценка практической значимости рекомендаций.
В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что формирование оптимального торгового ассортимента на предприятии розничной торговли играет ключевую роль в успешной деятельности компании. Ассортимент товаров напрямую влияет на конечного потребителя, его удовлетворенность, лояльность к бренду и уровень продаж предприятия.
В ходе анализа было выявлено, что формирование оптимального ассортимента требует комплексного подхода, учитывающего потребности и предпочтения целевой аудитории, конкурентное окружение, сезонные факторы, тренды рынка и другие важные факторы. Важно также учитывать экономические аспекты при составлении ассортимента, чтобы обеспечить эффективное управление запасами, минимизацию издержек и максимизацию прибыли.
В первой главе были рассмотрены сущность и значение торгового ассортимента в экономической деятельности предприятия, приведены описания понятия ассортимента от экспертов в экономической сфере, показатели и факторы, которые могут влиять на ассортиментную политику и номенклатуру предприятия. Были рассмотрены классификация торгового ассортимента и методы анализа его эффективности.
Во второй главе были рассмотрены организационно-правовая характеристика выбранного предприятия для анализа и организационная структура. Проанализированы показатели финансово-экономической деятельности компании, как они менялись в 2022 и 2023 годах и на что повлияли. Был проведён совмещённый ABC и XYZ-анализы ассортимента за 2022 и 2023 года, их динамика изменений, анализ целевой аудитории ООО «ИНТРАНСГАЗ», анализ конкурентов и их ассортиментной политики, проведён сравнительный анализ.
В третьей главе были рассмотрены проблематика формирования оптимального ассортимента на предприятии ООО «ИНТРАНСГАЗ», выявлены ассортиментные позиции, которым в первую очередь нужна модернизация. Были предложены мероприятия по созданию оптимальной ассортиментной политики. Также были предложены мероприятия для выявления неудовлетворительного спроса по каждой группе товаров, мероприятия для улучшения мерчандайзинга и маркетинга в минимаркетах при АЗС ООО «ИНТРАНСГАЗ». Предложена разработка более гибкой программы лояльности. Проведена оценка эффективности предложенных мероприятий, рассмотрены конкретные примеры увеличения объёма выручки.
Задачи, поставленные в начале, были решены, достигнута поставленная цель – изучение и анализ процесса формирования оптимального торгового ассортимента на предприятии розничной торговли с учетом современных требований рынка и потребительских предпочтений.
Опираясь на выполненную работу, можно сделать вывод о том, что компания ООО «ИНТРАНСГАЗ» показывает стабильные финансово-экономические показатели ежегодно, являясь конкурентноспособным игроком на рынке АЗС Воронежа. Используя предложенные рекомендации в третьей главе, компания может повысить свою выручку на 28% уже в течение 2024 года. В 2025 году рост выручки компании продолжит свою положительную динамику. Ценовая политика компании привлекает клиентов из разных групп: от людей со средним доходом до больших компаний, пользующихся партнёрскими услугами ООО «ИНТРАНСГАЗ». Имеющийся ассортимент достаточно широк, что является одним из главных критериев для успеха предприятия розничной торговли. Предложенные изменения ассортиментной политики на 2024 и 2025 годы помогут компании привлечь больше клиентов, что положительно отразится на выручке.
1. Алексеев А.В. Развитие оптового и розничного рынка в России. //Маркетинг. – 2019. – № 1. – С. 12–14.
2. Алексеев А. В. Современный розничный рынок: обретение устойчивости // ЭКО. – 2019. – № 12. С. 19–23.
3. Абрютина А.В. Экономический анализ торговой деятельности. М, «Финансы и статистика. 2019. – 416с.
4. Артемьева О. А. Финансовый маркетинг: Теория и практика: Учебник для магистров / О. А. Артемьева; под общ. ред. С. В. Карпова. - М.: Юрайт, 2019. – 424 c.
5. Багиев Г.Л., Тарасевич В. М. Маркетинг: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2020. – 576 с.
6. Балабанов И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2020. – 524 с.
7. Балакирев С. Управление товарным ассортиментом // Современная торговля. – 2019. - N 2. – С. 26–33.
8. Белоусова С. Н. Маркетинг: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. – 314 с.
9. Беспалюк К. М. Вариация научных подходов к управлению бизнес-портфелем предприятия / К. М. Беспалюк, И. В. Парий // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 10. – С. 411–416.
10. Виноградова С. Н. Организация и технология торговли: Учебник. – Мн.: Выш.школа, 2021. – 223 с.
11. Данько Т. П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость: Учебник / Т. П. Данько, М. П. Голубев. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 416 c.
12. Гарифулин А.Ф. Эффективное управление ассортиментом организации // ПЭО: планово-экон. отдел. – 2019. – № 6.
13. Гордеев Д. Управление ассортиментом в современных экономических условиях // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2019. - №2. - Ч. 1. - С. 59–63.
14. Дашков Л. П. Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – М.: Маркетинг, 2019. – 481 с.
15. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. — СПб, Питер Ком, 2019. — 896с.
16. Лисовский П. Управленческие перспективы планирования ассортимента в розничной сети // Справочник экономиста. – 2019. – № 7. – С. 54–66.
17. Новикова Н. Г. Логистический подход к управлению торговым ассортиментом и конкурентная стратегия торговой организации // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2020. – № 5. – С. 40–45.
18. Официальный сайт компании ПАО «Газпромнефть» [Электронный ресурс] // URL: https://www.gazprom-neft.ru/ (дата обращения: 15.04.2024);
19. Официальный сайт компании ООО «ИНТРАНСГАЗ» [Электронный ресурс] // URL: https://intransgaz.ru/ (дата обращения: 15.04.2024);
20. Официальный сайт компании ПАО «Лукойл» [Электронный ресурс] // URL: https://lukoil.ru/ (дата обращения: 15.04.2024);
21. Официальный сайт компании ООО «Teboil» [Электронный ресурс] // URL: https://teboil.ru/ (дата обращения: 15.04.2024).