Реферат 2
Введение 4
1 Теоретические основы разработки электронного пособия 7
1.1 Технологии лазерной маркировки кабельной продукции 7
1.2 Лазерные маркировочные системы VideoJet 11
1.3 Требования к уровню подготовки электромонтажников, работающих на
лазерном маркировочном станке 13
1.4 Электронные средства обучения и необходимость использования их в
подготовке электромонтажников для работы с лазерной системой 16
1.5 Технология разработки электронных учебных пособий 18
2 Описание разработанного электронного учебного пособия 24
2.1 Постановка задачи 24
2.2 Общая характеристика электронного учебного пособия 25
2.3 Этапы разработки и выбор средств реализации пособия 26
2.4 Структура и интерфейс электронного пособия 33
2.5 Описание основных разделов электронного учебного пособия 37
2.5.1 Аннотация 37
2.5.2 Тема «Система лазерной маркировки VideoJet 3130 Описание
системы» 39
2.5.3 Тема «Программа управления лазерной системой SmartGraph» .. 40
2.5.4 Раздел «Практика» 41
2.6 Средства контроля 44
2.7 Апробация электронного пособия 47
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложение 53
Лазерные технологии уже давно перешагнули стены лабораторий и вышли на промышленные просторы. Постоянный темп развития и внедрения новых технологий в нашу жизнь обуславливают применение этих технологий в производстве. Самые востребованные на сегодня лазерные методы обработки материалов — резка, сварка и маркировка.
Одним из важнейших процессов современного производства является маркировка выпускаемой продукции. Маркировка деталей, узлов или конечного изделия позволяет производителю контролировать объём выпускаемой продукции, контролировать качество и продвигать свою торговую марку. Конечный пользователь получает на маркированном изделии информацию о типе и параметрах продукции. Лазерная маркировка позволяет управлять лазерным излучением, точно дозируя энергию для маркировки в пространстве и во времени. Номенклатура материалов, маркируемых лазером, очень широка: металлы и сплавы, керамика, пластик, полупроводники, стекло, дерево и т.д. Лазерная маркировка на производстве не влияет на свойства маркируемой продукции и осуществляется качественно, точно и быстро, это новое слово в обеспечении качества продукции, повышения производительности [25].
В настоящее время лазерная маркировка и гравировка применяются практически во всех отраслях промышленного производства:
• для идентификационного и защитного кодирования промышленных образцов;
• нанесения надписей на приборные панели, кабельную продукцию, измерительный инструмент;
• изготовление табличек и шильдов.
Достоинства гравировки и маркировки лазерным излучением огромны:
• миниатюрность наносимой информации;
• отсутствие механического воздействия на изделие, что позволяет маркировать тонкостенные, хрупкие детали, а также узлы и изделия в сборе;
• высокая точность и качество нанесения знаков, что гарантирует надежность и стабильность их считывания;
• высокая производительность;
• а также возможность полной автоматизации.
Несмотря на экономический кризис в стране, в процессе модернизации производства на предприятии ПАО «Завод УРБО. Уралмаш НГО Холдинг» была введена в эксплуатацию система лазерной маркировки VideoJet 3130 [18].
Станок является высокотехнологичным оборудованием, управление которым осуществляется с помощью автоматизированной системы управления технологическим процессом, программой SmartGraph [7].
На этапе внедрения данного оборудования проведено обучение использованию станка только одного электромонтажника производственного участка. Сразу же появилась необходимость в сотрудниках, готовых использовать новые технологии и пройти обучение, готовых совмещать 3 специальности: электромонтажника, оператора ПК и оператора лазерного станка.
Так как на специализированные курсы для сотрудников нужно выделить немалую сумму денег, что в период кризиса весьма затруднительно, процесс подготовки электромонтажников к использованию новой технологии необходимо проводить на предприятии. Для обучения сотрудников было предложено использовать технологию наставничества и специально разработанное электронное учебное пособие по основам лазерной маркировки кабельной продукции на станке VideoJet 3130, в котором будут представлены: теория по лазерной системе, практические задания с описанием технологии выполнения операции, средства контроля.
Электронное пособие позволит сотруднику самостоятельно изучить материал, минимально отвлекая других сотрудников от работы. Ранее наставник в процессе обучения, уделял обучаемому сотруднику достаточно много времени, так как должен был донести до него большой объем информации, дать ему возможность записать какие-то важные моменты, помочь обучаемому сформировать необходимые умения. Электронное пособие даст возможность обучаемым работать в своем темпе в зависимости от способностей, перечитывать информацию заново, если это необходимо, заниматься самостоятельно, что позволить сократить время, которое, наставник затрачивает на его обучение.
Объектом исследования является процесс обучения электромонтажников технологии маркировки кабельной продукции на лазерном станке VideoJet 3130.
Предметом исследования являются материалы для обучения электромонтажников технологии маркировки кабельной продукции на лазерном станке VideoJet 3130.
Цель работы — разработать электронное учебное пособие для подготовки электромонтажников к использованию технологии маркировки кабельной продукции на лазерном станке VideoJet 3130.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ различных источников, посвященных теме.
2. Отобрать и структурировать теоретический материал.
3. Разработать практические работы и средства контроля.
4. Разработать структуру и интерфейс электронного пособия.
5. Реализовать учебное пособие в электронном виде.
6. Провести апробацию учебного пособия.
В рамках выпускной квалификационной работы было разработано электронное пособие «Управление лазерной системой VideoJet»
Успешное изучение электромонтажниками нового оборудования для маркировки кабельной продукции, применяемого на предприятии, обеспечит взаимозаменяемость сотрудников, поможет им в дальнейшем с обслуживанием этого оборудования и продлит срок его службы.
Работники успешно освоившие данную тему смогут быстро и качественно запустить систему, создать нужный текстовый шаблон и произвести маркировку на продукции.
Одной из наиболее перспективных возможностей является использование в процессе обучения компьютерных средств обучения. При использовании электронных учебных пособий происходит более продуктивная учебная деятельность обучающихся, что способствует лучшему пониманию, усвоению и осознанию представленного учебного материала. Использование компьютерных технологий постепенно становится образовательным стандартом, который внедряется во все структуры, проводящие подготовку специалистов.
Электронные учебные пособия предполагают различные формы подачи учебного материала, выполнения упражнений и проведения контроля знаний. ЭУП призвано не заменить традиционные методы обучения и обычные учебные материалы, такие как печатное издание книг и учебников и т.д., а наоборот, должно дополнять процесс обучения.
Исходя из этого, была поставлена цель — создать электронное учебное пособие по изучению лазерной системы VideoJet и программы её управления.
Электронное учебное пособие построено таким образом, чтобы начинающий сотрудник смог самостоятельно изучить запуск и управление системой, на практике получить навыки маркировки, минимально отвлекая своего руководителя—наставника от выполнения его основных функций.
В результате выполнения выпускной квалификационной были решены все поставленные задачи:
1. Были проанализированы специализированные литературные и интернет—источники по теме исследования, на основании анализа была отобран и систематизирован материал для проектирования содержания электронного учебного пособия.
2. Для разработки электронного учебного пособия была рассмотрена методическая литература с целью выявления требований, предъявляемых к электронным учебным пособиям, а именно проведен анализ материалов по теме исследования «Управление лазерной системой VideoJet»: проанализировано литература и интернет-источники. Анализ показал, что информации по данной теме мало из-за новизны технологий, в большинстве случаев информация разрознена и не показывается в достаточном объеме. Было установлено, что на сегодня нет электронного учебного пособия на данную тему для использования в учебном процессе для подготовки электромонтажников, работающих в цехе №346 ПАО «Завод УРБО. Уралмаш НГО Холдинг».
Интерфейс электронного практикума был разработан с помощью программы по созданию сайтов Website X5 с помощью которой оформлялся внешний вид электронного практикума, а именно начертание шрифтов, выбор цвета и картинок для фона документа, его расположения.
Выполненные задачи:
1. Разработано электронное пособие с разделами: «Аннотация», «Тема №1. Система лазерной маркировки VideoJet 3130. Описание системы», «Тема №2. Программа управления лазерной системой SmartGraph», «Практика».
2. Разработаны 2 практические работы, включающие в себя названия, цели, задачи, практические задания и пошаговую технологию их выполнения, контрольные задания и вопросы.
3. Разработаны средства контроля: контрольные вопросы, тестовые задания.
4. Проведена апробация продукта на предприятии, с сотрудниками участка подготовки кабельной продукции цеха №346 ПАО «Завод УРБО. Уралмаш НГО Холдинг», которая показала, что разработанное электронное пособие позволяет приобрести необходимые знания и умения по управлению лазерной системы VideoJet.
Для предприятия данная работа является первым шагом к обучению персонала при помощи электронных учебных пособий. Выполненная работа показала достоинства электронного учебного пособия при использовании его в процессе подготовки персонала, возможность быстро дополнять и изменять при необходимости информацию.
Таким образом, можно считать, что поставленные задачи решены, а цель достигнута.
1. Беляев М.И., Вымятнин В.М., Григорьев С.Г Теоретические основы создания образовательных электронных изданий [Текст]: учеб. пособие / М.И. Беляев , В.М. Вымятнин , С.Г. Григорьев и др., М.: Вильямс 2012. — 86 с.
2. Беляев М.И. Технологии создания электронных обучающих средств
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docplayer.ru/349194-
Tehnologiya-sozdaniya-elektronnyh-sredstv-obucheniya-avtory-belyaev-m-i- grinshkun-v-v-krasnova-g-a-30-08-2007-11-01-n-a-savchenko.html (дата обра
щения 06.01.2017)
3. Деревнина А. Ю. Принципы создания электронных учебников [Текст]: учеб. пособие / А. Ю. Деревнина — СПб. Питер, 2013. — 48—50 с.
4. Ильина М.А. Электронные учебные пособия, и их важность в учебном процессе. — Электронный научный журнал «Информационнокоммуникационные технологии в педагогическом образовании» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://journal.kuzspa.ru/articles/87/ (дата обращения: 09.01.2017).
5. Кириленко Т.А. Электронные учебные пособия как средство активизации учебной деятельности обучающихся [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/page-article-30.html (дата обращения: 07.01.17).
6. Красильников В.В. Теоретические основы разработки электронных образовательных изданий [Электронный ресурс] - Режим доступа www.sspi.ru. (дата обращения 06.01.2017)
7. Лазерные маркираторы Videojet [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www. videoj et. ru/ru/homepage/products/laser-marking-systems. html (дата обращения: 07.01.2017).
8. Монастырей П. Этапы создания электронных учебников [Текст]: учеб. пособие / П. Монастырев, Е. Аленичева, СПб. БХВ-Петербург. — 2013. - 100 с.
9. Общие требования к электронным средствам обучения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.superinf.ru/view_article.php?id=416 (дата обращения: 08.01.2017).
10. Оборудование и системы маркировки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.videojet.ru/ru/homepage/general/equipments.html (дата обращения: 09.01.2017).
11. Осетрова Н.В. Книга и электронные средства в образовании [Текст]: учеб. пособие / Н.В. Осетрова, А.И. Смирнов, А.В. Осин - М.: Логос, 2013. - 142 с.
12. Профессия и специализация электромонтажников [Электронный
ресурс]. — Режим доступа: http://www.stroitelstvo-
new.ru/elektromonter/specializacia-elektromontazhnikov. shtml (дата обращения: 07.01.2017).
13. Проектирование электронных учебно-методических комплексов
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/proektirovanie-elektronnykh-uchebno- metodicheskikh-kompleksov-i-metodiki-ikh-primeneniya-v-s (дата обращения: 08.01.2017).
14. Сибак [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sibac.info/studconf/social/xiv/35000 (дата обращения: 07.01.2017).
15. Трегубова О.П. Создание электронного учебника [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/526252 (дата обращения: 07.01.2017)...30