Реферат 2
Введение 4
1 Теоретические основы разработки электронных учебных пособий 6
1.1 Система дистанционного обучения и электронные учебные пособия 6
1.2 Электронное учебное пособие в образовательном процессе 11
1.3 Определение понятия электронного учебного пособия среди других
аналогичных терминов 12
1.4 Общие требования к представлению информации в электронном учебном
пособии 15
1.5 Принципы электронного учебного пособия 17
1.6 Лабораторный практикум в электронном учебном пособии 19
1.7 Обзор аналогов 21
2 Методический раздел 23
2.1 Педагогический адрес 23
2.2 Анализ учебной документации 23
2.3 Общая характеристика программно-методического обеспечения
дисциплины 30
2.4 Методические рекомендации по использованию пособия для
преподавателя 32
2.5 Структура электронного учебного пособия 34
3 Интерфейс и содержание электронного учебного пособия 36
3.1 Интерфейс электронного учебного пособия 36
3.2 Описание электронного учебного пособия 41
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложение 61
Компьютерные технологии и инструментальные средства активно разрабатываются и внедряются сегодня во многие сферы. Образование и учебные курсы не стали исключением. Компьютеры и информационные технологии ставят перед преподавателями новые задачи в обучении. Одна из таких задач сегодня - потребность в электронных учебных пособиях (ЭУП) и внедрение их в учебный процесс. Наиболее важным становится процесс создания качественных электронных учебных пособий, самоучителей, курсов, лабораторных практикумов и прочих вспомогательных учебных материалов и обучающих систем.
Практически по всем направлениям учебных дисциплин создаются электронные учебники и самоучители. Однако, создание и организация учебных курсов с использованием электронных обучающих средств является непростой технологической и методической задачей. Но индустрия компьютерных учебно-методических материалов расширяется в силу их востребованности и социальной значимости. Например, компьютерные средства обучения полезны при самостоятельной и индивидуальной работе, они очень важны для личностноориентационной системы обучения. Многие статистические исследования показывают, что использование и применение обучающих программ по различным дисциплинам позволяет повысить не только интерес к будущей специальности, но и успеваемость по данной дисциплине. Многие учащиеся воспринимают лучше информацию зрительно. Такие программы дают возможность каждому учащемуся независимо от уровня подготовки активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль. С помощью таких программ можно быть не пассивным наблюдателем, а активным участником.
В этой связи актуальным является создание компьютерных обучающих средств, в частности электронных образовательных пособий.
Электронное обучающее пособие является универсальной и необходимой формой для обучения студентов. При помощи таких пособий осуществляется индивидуальный подход к каждому студенту. Многоуровневость позволяет изучать предмет с различной степенью глубины. И наконец, использование нетрадиционных форм подачи и контроля материала оживляет и создает благоприятную обстановку в учебной группе.
Объект исследования - процесс обучения дисциплине «Приборы и автоматы для контроля точности и качества» студентов направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) профиля подготовки «Машиностроение и материалообработка» профилизации «Сертификация, метрология и управление качеством в машиностроении».
Предмет исследования - учебные материалы по теме «Приборы и автоматы контроля точности и качества».
Цель работы - создать электронное учебное пособие, содержащее в себе лабораторные работы по теме «Приборы и автоматы для контроля точности и качества» и теоретические сведения, необходимые для их выполнения.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи исследования:
• проанализировать учебную литературу и другие источники по теме «Приборы и автоматы контроля точности и качества»
• отобрать и систематизировать учебный материал
• структурировать теоретический материал по теме исследования
• систематизировать лабораторные работы по теме исследования
• подобрать структуру и интерфейс электронного учебного пособия
• реализовать электронное учебное пособие
• провести апробацию электронного учебного пособия.
Использование электронных учебных пособий в учебном процессе позволяет глубже изучить материал, познакомиться подробнее с интересующими или плохо усвоенными темами. Различные графические и видео материалы предоставляют наглядную демонстрацию учебной информации. При работе с электронными учебными пособиями происходит не только репродуктивная деятельность студентов, но и абстрактно-логическая, что помогает лучше осознать и усвоить учебный материал. Очень важен тот факт, что студент имеет возможность и на лекции, и на практических занятиях, и в процессе самостоятельной работы пользоваться одним и тем же электронным ресурсом, использование которого в образовательном процессе формирует целостный образ изучаемого предмета.
В рамках выпускной квалификационной работы было создано электронное учебное пособие, а именно «приборы и автоматы для контроля и качества», которое включает в себя теоретический материал, в котором имеются наглядные иллюстрации различных измерительных приборов, ссылки на видеоматериал по раскрытым в ЭУП темам, лабораторные работы и вопросы самоконтроля к ним, а также тесты и формы отчета.
Был проведен анализ литературы и интернет-источников, выяснено, что на данный момент в свободном доступе не существует электронного учебного пособия, посвященного обучению работе с приборами и автоматами для контроля качества и различных поверок, для использования в учебном процессе и подготовки студентов различных форм обучения и направлений подготовки, изучающих дисциплину «Приборы и автоматы для контроля точности и качества».
Электронное учебное пособие создано с учетом требований, предъявляемых к педагогическим программным средствам, имеет удобный, интуитивно понятный интерфейс, снабжен иллюстрациями и видеоуроками.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
• проанализирована учебная литература и другие источники по теме «приборы и автоматы для контроля и качества»;
• отобран и систематизирован учебный материал;
• структурирован теоретический материал по теме исследования;
• структурированы лабораторные работы по теме исследования;
• подобраны структура и интерфейс электронного учебного пособия;
• реализовано электронное учебное пособие;
• проведена апробация электронного учебного пособия.
Создано электронное учебное пособие, которое можно использовать при организации учебного процесса для всех форм обучения, в том числе организовывать самостоятельную работу, можно изучать теоретический материал, закреплять основной понятийный аппарат, выполнять подготовку к лабораторным занятиям.
Таким образом, поставленные задачи решены, а цель достигнута.
1. Апробация электронных учебников в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации [Текст] / Федеральный институт развития образования. - Москва : Федеральный институт развития образования, 2012. - 56 с.
2. Андреев А. А. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии [Текст] / А. А. Андреев, В. И. Солдаткин //Cloud of science. - 2013. - №. 1.. - С. 14-20.
3. Ахметова Д. З. Дистанционное обучение: от идеи до реализации: монография [Текст] / Д. З. Ахметова. - Казань : Познание, 2011. - 176 с.
4. Бойко Е. В. Объектно-ориентированный подход к созданию электронных учебников [Текст] / Е. В. Бойко // Вестник Красноярского государственного педагогического университета. - 2011. - №2. - С. 39 - 46.
5. Бурцева Л. П. Методика профессионального обучения : учебное пособие [Текст] / Л. П. Бурцева. — Москва : ФЛИНТА : Наука, 2015.— 157 с.
6. Девяткин Е. М. Комплекс электронных лабораторных установок по общей физике [Текст] / Е. М. Девяткин, С. Л. Хасанова, Н. В. Чиганова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 4. - Режим доступа: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=24956 (дата обращения: 24.01.2017).
7. Ильина М. А. Электронные учебные пособия, и их важность в учебном процессе [Электронный ресурс] / М. А. Ильина // Информационнокоммуникационные технологии в педагогическом образовании. - 2012. - № 3. - Режим доступа: http://journal.kuzspa.ru/articles/87/ (дата обращения: 20.01.2017).
8. Кашинцева Л. Н. Использование электронного учебнометодического пособия по математике для организации самостоятельной работы студентов колледжа [Электронный ресурс] / Л. Н. Кашинцева. - Режим до-
ступа: https://www.scienceforum.ru/2013/pdf/4714.pdf (дата обращения
19.01.2017).
9. Козлова Е. И. Электронные учебные издания в современном вузе : учебно-методическое пособие [Текст] / Е. И. Козлова. - Москва : Форум, 2013. - 207 с.
10. Колесникова Е. А. Проблемы современных электронных учебных изданий [Текст] / Е. А. Колесникова // Вестник Таджикского национального университета : серия гуманитарных наук. - 2014. - №3. С. 213 - 215.
11. Компьютерные технологии обучения русскому языку и культуре речи в школе и вузе : монография [Текст] / под ред. З. П. Ларских. - Елец : Елецкий государственный университет им И.А. Бунина, 2010. - 197 с.
12. Кузюк И. Г. Электронные учебные пособия в современном образовательном процессе [Электронный ресурс] / И. Г. Кузюк, В. В. Туч // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки : сборник статей по материалам конференции. - Новосибирск, 2013. - С. 94-99. - Режим доступа: http://sibac.info/archive/social/8(11).pdf (дата обращения 19.01.2017).
13. Кругликов Г. И. Методика профессионального обучения : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / Г. И. Круг ликов. — Москва : Издательский центр «Академия», 2013. — 320 с.
14. Кручинин В. В. Компьютерные технологии в науке, образовании и производстве электронной техники. [Электронный ресурс] / В. В. Кручини. - Москва : ТУСУР, 2012. - 154 с. - Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/4945 (дата обращения 23.01.2017).
15. Майстренко А. В. Информационные технологии поддержки инженерной и научно-образовательной деятельности [Текст] / А. В. Майстренко, Н. В. Майстренко, И. В. Дидрих. - Тамбов : [б.и.], 2014. - 81 с...33