ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ ТРЕВОГИ ДЕТЬМИ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И В СИТУАЦИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ЗНАЧИМЫМИ ВЗРОСЛЫМИ 8
1.1. Понятия тревоги и страха 8
1.2. Особенности переживания тревоги в младшем школьном возрасте 18
1.3. Понятия значимые взрослые для детей младшего школьного возраста23
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ
ТРЕВОГИ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Организация и методическое обеспечение исследования 31
2.2 Анализ результатов исследования 34
2.3 Разработка рекомендаций по снижению тревожности у детей младшего
школьного возраста 42
Выводы по главе 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Актуальность исследования. Младший школьный возраст - это «период вхождения ребенка в новые социальные условия, а изменение социальной ситуации развития, повышение груза ответственности и уровня требований к нему может способствовать обострению страхов», а значит, и повышению тревожности.
Нужно, прежде всего, отметить, что тревожность является таким психическим свойством, которое меняется вместе с возрастом человека, т.е. нет такого возраста, в котором не переживалась бы тревога. Это и сделало проблему тревожности одной из главных для психологических исследований.
Возрастные изменения проявляются в содержании тревожности, в источниках ее возникновения и в формах проявления, а также в том, каким образом человек снижает ее уровень. Это означает, что в каждом возрасте возникают характерные для него ситуации, ведущие к переживанию тревожности. которые способны вызвать тревожность.
В школьном возрасте тревожность часто выступает характерным признаком дезадаптации ребенка, только начинающего свою активную социальную жизнь. Это может приводить к серьезным проблемам со здоровьем ребенка, с его отношением к другим людям, к деятельности. Трудно жить такому ребенку, утратившему ощущение благополучия жизни.
Данная проблема осложняется тем, что довольно часто в практике школьной жизни дети с выраженной тревожностью считаются наиболее «удобными» для учителей и родителей: они всегда готовят уроки, стремятся выполнять все требования педагогов, не нарушают правила поведения в школе. С другой стороны, это не единственная форма проявления высокой школьной тревожности; зачастую это проблема и наиболее «трудных» детей, которые оцениваются родителями и учителями как «неуправляемые», «невнимательные», «невоспитанные». Такое разнообразие проявлений школьной тревожности обусловлено неоднородностью причин. Вместе с тем, несмотря на очевидность различий поведенческих проявлений, в основе лежит единый синдром - школьная тревожность, которую не всегда бывает просто распознать.
Отмечено, что важную роль в развитии эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста имеют значимые взрослые. Большое влияние на формирование личности оказывает близкое социальное окружение - семья и педагоги. В качестве одной из основных причин тревоги при контакте со взрослыми могут быть неблагоприятное отношение к детям, конфликты, нетактичное поведение и грубость.
Первейшей целью образования на сегодняшний день становится познавательное, личностное и общекультурное развитие детей, которое обеспечит их формированием ключевых компетенций, среди которых лидирует «умение учиться». Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» своего образовательного процесса. Это требует создания в образовательной среде определенных педагогических условий для включения детей младшего школьного возраста в активную познавательную деятельность.
Успеваемость обучения напрямую зависит от многих факторов педагогического и психологического порядка, одним из которых является тревожность, под которой мы понимаем психологическое состояние повышенного беспокойства, эмоционального напряжения в ситуации возможной угрозы.
...
Целью выполнения работы являлось исследование тревожности детей младшего школьного возраста в учебной деятельности и в ситуациях взаимодействия со значимыми взрослыми.
Анализ литературных источников по теме исследования помог углубленному изучению понятий страха и тревоги. Было выявлено, что страх и тревогу нельзя обобщать, в современной психологии принято разграничивать эти два понятия.
Страх имеет конкретный источник опасности, оцениваемый как угроза в настоящее время, «здесь и сейчас». Чаще всего угроза представляет собой какой-либо материальный предмет. Включается защитная функция организма, направленная на устранение этой самой угрозы.
Тревога же - это некое предчувствие опасности, источник которой не определен человеком, она может быть неадекватной, несоизмеримой с реальностью, нерациональной. В некотором смысле тревога предупреждает возникновение угрозы. Тревога может быть неадекватной, несоизмеримой с реальностью, нерациональной.
Также, в ходе теоретического исследования мы узнали, что человек может переживать 3 вида страхов или фобий:
Люди с простыми фобиями испытывают смертельный страх перед определенным предметом, местом или ситуацией. Социальные фобии - это когда люди избегают ситуаций, где много народу, например, вечеринок, потому что они боятся что-либо сделать, чтобы себя не скомпрометировать. А страдающие агорафобией являются жертвой сложного феномена, основанного на страхе перед незнакомыми местами. В моей дипломной работе представлены следующие виды фобий.
Понятие тревожности в современной психологии рассматривается как психическое свойство, индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к переживанию тревоги.
Фрейд выделил 3 основных вида тревоги:
1) объективную (реальный страх), вызванную прямой внешней опасностью;
2) невротическую, связанную с не известной ранее угрозой;
3) моральную или «тревожность совести», которая возникает вследствие восприятия опасности, идущей от «Сверх-Я». Она выражается в чувствах вины или стыда за те действия, которые осуждаются со стороны «Сверх-Я».
Эмоциональная сфера младших школьников обладает целым рядом особенностей: склонностью ребенка бурно реагировать на те факты и явления, которые, так или иначе, его задевают; реакцией сдерживания негативных эмоций; постепенным ростом способности к эмпатии; активным реагированием ребенка на крупные и яркие объекты; активным формированием морально-этических чувств; непредсказуемостью эмоционального и поведенческого реагирования ребенка на одни и те же ситуации; довольно высокой эмоциональной лабильностью.
Все эти особенности обусловливают предрасположенность ребенка младшего школьного возраста к переживанию широкого спектра эмоциональных состояний, а так же подверженностью к тревожности и страхам.
Многие дети с приходом в школу становятся беспокойными, замкнутыми. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны, главным образом, с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий и ритма жизни.
...
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. М.: Академический Проект, 2010. 672 с.
2. Астапов В.М. Тревога и тревожность: хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. 296 с.
3. Баринов Д.Н. Страх как социальный феномен // Гуманитарный научный вестник. 2019. № 2. С. 39-48.
4. Баркер А. Как решить любую проблему. М.: Претекст, 2014. 320 с.
5. Белов В.Г. Психологические особенности тревожности у учащихся младших классов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 10. С. 36-41.
6. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М.: Образовательный центр «Пед. Поиск», 1997. 112 с.
7. Быданов Н.М. Феномены страха и тревоги в психоанализе З. Фрейда и Ж. Лакана // Пироговские чтения: материалы XXVI научной конференции студентов и молодых исследователей (Нижний Новгород). 2020. С. 140-143.
8. Гуляихин В.Н., Тельнова Н.А. Страх и его социальные функции // Философия социальных коммуникаций. 2010. №1 (10). С. 49-56.
9. Гуров В.А. Тревожность и здоровье младших школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 4 (82). С. 56-60.
10. Егоров А.П. Психология страха // Традиции и инновации в современной психологии и педагогике: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа). 2019. С. 64-66.
11. Ефимов И.О. О вреде и пользе компьютера и телевизора. М.: Дошкольная педагогика, 2010. № 5. С. 34-38.
12. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 448 с.
13. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург: Деловая книг, 1995. 346 с.
14. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард; под ред. Л.Я. Гозмана, М.С. Егоровой. СПб.: Питер, 2017. 464 с.
15. Колпакова А.С. Детские страхи и их причины у детей младшего школьного возраста / А.С. Колпакова, Е.В. Пронина // Альманах современной науки и образования. 2014. № 4 (83). С. 83-85.
... всего 38 источников