Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проявления психической травмы в младшем школьном возрасте 6
1.1. Психологические особенности младшего школьного возраста 6
1.2. Определение психической травмы в психологической науке 14
1.3. Особенности проявления психической травмы в младшем школьном
возрасте 23
1.4. Психолого-педагогические приемы работы, направленные на
профилактику психической травмы 32
Выводы по Главе 1 38
Глава 2. Состояние проблемы проявления психической травмы в младшем школьном возрасте 40
2.1. Методическая организация исследования 40
2.2. Результаты эксперимента и их обсуждение 45
2.3. Разработка программы по коррекции психологического баланса ребенка,
переживающего психотравму 58
Выводы по главе 2 64
Заключение 66
Список используемых источников 69
Приложение 76
Актуальность исследования. В современном мире у младшего школьника появилось гораздо больше давления оказываемого из окружающей среды. В нашей повседневной жизни мы редко замечаем, что определенные внешние проявления ребенка сигнализируют нам о том, что тот или иной этап его жизни нанес серьезный отпечаток на его душевное состояние. Наше окружение часто влечет за собой возникновение стрессов, ухудшение психического здоровья, а затем и возникновение различных психических расстройств и болезней.
З. Фрейд в работе «Исследование истерии» писал: «Травматическое воздействие может оказать любое событие, которое вызывает чувство ужаса, страха, стыда, душевной боли; и, разумеется, от восприимчивости пострадавшего зависит вероятность того, что это происшествие приобретет характер травмы». К сожалению, в данный период времени ни у кого нет гарантии в том, что психика современных детей будет достаточно устойчива, чтобы справится с нарастающим давлением и требованиями общества. И хотя не так уж просто оценить распространенность проблем с психическим и соматическим здоровьем в разных странах, по общему мнению, от 10 до 20% детей страдает из-за одной или нескольких поведенческих или эмоциональных проблем. Общепризнанно, что решающий вклад в психологическую адаптацию ребенка вносят именно детско-родительские отношения. Поэтому особую актуальность данная проблема приобретает в первую очередь для института семьи, в котором формируется и развивается личность. Поскольку именно семья обладает главным авторитетом для ребенка в его младшем возрасте, то при правильном подходе можно избежать многочисленных психических расстройств, неврозов и психосоматических заболеваний. Также эта проблема не обойдет стороной и образовательные учреждения, в которых педагоги, психологи и другие специалисты могут столкнуться с подобным явлением.
Цель исследования — исследовать особенности переживания психической травмы в младшем школьном возрасте.
Объект исследования — психическая травма.
Предмет исследования — особенности переживания психической травмы ребенком младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования заключается в положении о том, что психическая травма представляет собой глубокие и мучительные переживания человека, связанные с травматическими событиями его жизни, накопления возбуждения, с которыми он не в состоянии справиться или которые частично преодолеваются посредством бессознательных механизмов защиты, ведущих к образованию невротических симптомов. Мы предполагаем, что в младшем школьном возрасте психическая травма проявляется в психосоматических симптомах, нарушениях сна, повышенном уровне тревожности, демонстрации девиантного поведения.
Задачи исследования:
1. Проанализировав литературу, дать определение психической травме, описать её разновидности.
2. Проследить связь психической травмы с психическим здоровьем ребенка младшего школьного возраста в теоретической литературе.
3. Выделить критерии психотравмы и подобрать диагностический инструментарий.
4. Проанализировать полученные результаты эксперимента.
5. Предложить методические рекомендации по работе с психотравмой в младшем школьном возрасте.
База исследования: Констатирующий эксперимент проводился на базе МАОУ Гимназии №5. В нем принимал участие ученик Е.Б. 4 класса «А» в возрасте 9 лет. Период проведения констатирующего эксперимента: 28.08.18г.-21.10.18г.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы; тестирование; проективный метод; контент-анализ.
Структура ВКР состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Проанализировав научную литературу, мы можем дать определение психической травме. Существует множество понятий о психической травме, большое количество ученых, таких как Г.К. Ушаков, Б.А. Воскресенский, В.Н. Мясищев, Ф. Руппер и др., смогли классифицировать это понятие. Многие ученые, имеющий весомый научный авторитет, такие как, З. Фрейд, А.И. Введенский, И.П. Павлов и др., доказывают колоссальные возможности развития этого недуга. Принимая во внимание проанализированные высказывания ученых, можно озвучить следующий тезис. Психическая травма может являться ничем иным как, зачатком, некой отправной точкой в психических расстройствах личности. Этот процесс трансформации может быть достаточно долговременным, годами не проявляя себя чем-то большим, чем нарастающее чувство тревоги, а то и вообще находиться в анабиозе.
Также мы проследили связь психической травмы с психическим здоровьем детей младшего школьного возраста. Возрастные особенности переживания психотравмы рассматривались в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, С.Я. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и многих других. Травмирующие жизненные события часто влекут за собой возникновение стрессов, ухудшение психического здоровья, а затем и возникновение различных психических расстройств и болезней. Психическая травма формируется по определенным законам, а также имеет своеобразные признаки проявления. Она может проявится сразу, а может долгие годы находится в состоянии покоя. Поэтому нужно обращать внимание даже на, порой незначительные, сигналы психики ребенка, поскольку упущенное время способствует развитию душевного дисбаланса. Так же стоит обращать внимание и на детские страхи, процесс формирования которых заключается в том, что на детский душевный процесс имел возможность оказать давление определенный отрицательно заряженный стимул, в результате чего остался отпечаток в виде психической травмы, которая, конечно же неосознаваемая, в последствии начинает тревожить ребенка, что впоследствии приводит к невротическому заболеванию. Оно же в свою очередь может проявляться в виде определенных невротических повторений или же ритуалов, которые могут мешать ребенку радоваться спокойной жизни. Нельзя не сказать и о законах формирования ранней (детской) психической травмы, о которых писала И. Млодик. Психическая травма возникает неожиданно, меняет мир человека и ведет к ретравматизации.
На основе анализа теоретической литературы мы выделили критерии, основываясь на отклонения которых можно предположить о наличии психической травмы, такие как: уровень тревожности; соматические симптомы; нарушение сна и уровень социализации. Констатирующий эксперимент был проведен на конкретном ученике по запросу школы. В качестве диагностической батареи нами были использованы следующие методики: Карта наблюдений Д. Стотта; «Полуструктурированное интервью для оценки травматических переживаний детей»; 16-факторный опросник личности Р.Кеттелла (детский вариант); «Клинические опросники для раннего выявления соматизированных психических нарушений»; Методика «Незаконченные предложения»; Проективная методика «Семья животных»; методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн.
Проанализировав проведенные методики, мы можем констатировать, что у исследуемого ребенка обнаружен факт наличия психической травмы. Перед проведением исследования мы предположили, что у ребенка присутствует тревожность (рисуночный тест «Семья животных», «Полуструктурированное интервью для оценки травматических переживаний детей»), но оказалось, что кроме тревожности мальчик переживает депрессию («Клинические опросники для раннего выявления соматизированных психических нарушений», карта наблюдений Стотта) и другие негативные эмоции. О наличии соматических проявлений и нарушений сна нам свидетельствуют показатели таких методик, как Полуструктурированное интервью для оценки травматических переживаний детей», «Клинические опросники для раннего выявления соматизированных психических нарушений». Об ухудшении социального поведения нам говорит наличие девиаций, на что указывают карта наблюдений Стотта и 16факторный опросник личности Р.Кэттелла.
Составленная программа основана на преимущественно психоаналитическом подходе, включает в себя психоаналитические игровые техники, проективные методы, арт-терапевтические техники, анализ сновидений, мечтаний, ассоциаций. Данная программа может быть использована психологами и психотерапевтами для восстановления психологического баланса у детей младшего школьного возраста.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 672 с.
2. Александровский Ю.А. Глазами психиатра, второе, дополнительное издание, М.: Советская Россия, 1985. 256 с.
3. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976. 272 с.
4. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1993. 400 с.
5. Блонский П. П. Психология младшего школьника. М., Воронеж: МОДЭК, МПСИ, 2006.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) М., Просвещение, 1968. 464 с. (Акад. пед. наук СССР).
7. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995.
8. Берн Э., Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. С- Петербург, 1994. 432 с.
9. Брене Б.: Все из-за меня (но это не так). Правда о перфекционизме, несовершенстве и силе уязвимости/ Букша К., перевод на русский язык. ООО Издательская Группа Азбука-Аттикус, 2014.
10. Буянов М.И., Беседа о детской психиатрии: Кн. для учителя.: Просвещение, 1986.208с.
11. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд. Московского университета 1984
12. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Журнал практической психологии и психоанализа, №4 декабрь 2001
13. Виолайф. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wiolife.ru/ psihologiya/psihoterapiya/priznaki-psihicheskoj-travmy
14. Выготский Л.С. Психология развития ребенка.М.: Смысл, 2004. 512 с.
15. Гериш А. Г., Баженов Н. Н. Большая медицинская энциклопедия / Б. В. Петровский. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1981. Т. 2.
... всего 83 источника