Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности профессиональных намерений старших подростков

Работа №148935

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы57
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретические аспекты изучения профессиональной мотивации старших подростков
1. Анализ понятия «профессиональные намерения»
1.2 Психологические особенности профессиональных намерений старших подростков
1.3 Психолого-педагогические условия формирования профессиональных намерений старших подростков
Глава 2 Организация и проведение исследования особенностей профессиональных намерений старших подростков
2.1 Диагностика профессиональных намерений старших подростков
2.2 Методические рекомендации по формированию профессиональных намерений старших подростков
Заключение
Список использованных источников
Приложения


Современный этап развития общества, характеризуемый сложностью и неоднозначностью процессов, происходящих на российском рынке труда, создает предпосылки для качественного изменения подготовки выпускников общеобразовательных школ к выбору будущей профессии. В данных условиях необходимо существенное переосмысление целей и задач воспитательно-образовательного процесса средних образовательных учреждений, создание условий для формирования и самореализации компетентного, творческого, развивающегося человека, способного к адаптации в быстро меняющейся обстановке.
Как показывает анализ практики работы средних образовательных учреждений, проблеме формирования профессиональных намерений школьников не уделяется должного внимания, вследствие этого старшеклассникам сложно осуществить и реализовать выбор собственной стратегии жизни и будущей профессиональной деятельности.
Вместе с тем изучение отечественной психолого-педагогической литературы показывает, что существуют разработанные методологические подходы к процессу самоопределения личности. Накоплены ценные идеи, положения, посвященные рассматриваемой проблеме.
Профессиональные намерения учащихся рассматривают в своих трудах такие авторы, как А.В. Мудрик, Э.Ф. Зеер, Л.И. Божович, Л.М. Митина, Е.А. Климов, О.А. Зимовина, А.Е. Голомшток, С.Н. Чистякова, Л.В. Благонадежина и др.
Анализ научных исследований и практики свидетельствует о том, что недостаточно изученной является проблема формирования
профессиональных намерений старшеклассников в современных условиях социально-экономических перемен с учетом возможностей, предоставляемых личностно-ориентированным образованием. В этой связи актуализируется необходимость разработки теоретических подходов и педагогических
технологий, позволяющих учитывать поэтапность развития
профессиональных намерений, возрастные особенности учащихся старших классов, используя потенциал личностно-ориентированного образования.
Цель: исследование особенностей профессиональных намерений
старших подростков.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2. Разработать программу диагностики профессиональных намерений старших подростков;
3. Провести исследование профессиональных намерений учащихся 9-х и 11-х классов, провести сравнительный анализ результатов исследования при помощи методов статистической обработки, интерпретировать и проанализировать данные;
4. Разработать методические рекомендации по развитию профессиональных намерений старших подростков.
Объект исследования: профессиональное самоопределение старших подростков.
Предмет исследования: особенности профессиональных намерений старших подростков.
Гипотеза исследования: профессиональные намерения старших
подростков характеризуются наличием следующих особенностей: слабо выраженный профессиональный интерес, знания о профессии отсутствуют или не соответствуют действительности, неадекватная оценка собственной пригодности к профессии, профессиональные планы не обоснованы.
В нашем исследовании использовались эмпирические и теоретические методы.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений об особенностях профессиональных намерений старших подростков.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данной работа была направлена на исследование особенностей профессиональных намерений старших подростков.
В связи с поставленной целью в первой главе нами были рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе. В результате чего было установлено, что понятие «профессиональные намерения» представляет осознанное отношение к определенной профессиональной деятельности, а также стремление получить образование по избранной профессии. В психолого-педагогической литературе профессиональное намерение рассматривается как высшая стадия развития профессионального интереса. Мы также выявили, что начинается процесс формирования профессиональных намерений ещё в раннем детстве под влиянием социальной ситуации развития и ведущей деятельности ребёнка.
Профессиональные намерения учащихся могут соответствовать различным стадиям: стадия предразмышления; стадия длительных и безрезультатных размышлений; стадия разнотипных намерений; стадия выбора однотипных профессий; стадия конкретных, но не обоснованных профессиональных планов; стадия обоснованных профессиональных намерений. Становление профессиональных намерений проходит путь от предположения до формирования целостного профессионального плана. Начало этого пути обусловлено появлением выраженного интереса к определённой сфере деятельности. Одним из психологических условий развития профессиональных намерений учащихся являются сформированная осознанность.
В рамках экспериментальной работы нами была разработана программа диагностики профессиональных намерений, выделены критерии и уровни на основе методики Э.Ф. Зеера. Исследование профессиональных намерений проводилось на базе нескольких школ г.Красноярска. В исследовании приняли участие учащиеся 9 и 11 классов в количестве 109 человек.
Нами были получены следующие результаты: 45% учащихся 9 класса имеют низкий уровень профессиональных намерений, в 11 классе этот показатель достигает 20% от общего числа учащихся. 31% учащихся 9 класса имеют средний уровень профессиональных намерений против 24% одиннадцатиклассников со сходным результатом. Высокий уровень развития профессиональных намерений имеют 23% и 55% учащихся в 9 и в 11 классах соответственно. При этом, нами было установлено, что в 9 классе 41% учащихся не имеют выраженного интереса к какой-либо профессиональной деятельности, а также у 45% учащихся знания о профессии отсутствуют, либо не соответствуют действительности. Что касается оценки своей пригодности к профессии, то в 9 классе более половины респондентов, а именно 53% учащихся, имеют средний уровень и всего 15% - высокий. Анализ сформированности профессиональных планов девятиклассников показал, что наибольшее количество учащихся имеют средний и высокий уровень сформированности данного показателя.
Для развития профессиональных намерений необходимо проводить специальную профориентационную работу в общеобразовательных учреждениях, которая может включать в себя информационно­просветительскую работу в виде семинаров-практикумов, деловых игр, а также встреч с представителями профессий. Кроме того, в работу по профориентированию учащихся должны входить выездные мероприятия с целью более ясного ознакомления с конкретными профессиями, а также образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку специалистов.
Полученные результаты позволили нам сделать вывод о том, что профессиональные намерения старших подростков характеризуются слабо выраженным профессиональным интересом, отсутствием или неадекватностью знаний о профессии, необоснованностью профессиональных планов, а также неадекватностью оценки собственной пригодности к профессии. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась.


1. Бирюкова Т.А. Психологические аспекты профессионального становления личности // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. 2014. №1-1.
2. Бодров В. Психология профессиональной пригодности. - Litres, 2018.
3. Брендакова Л.В. Психологические условия и средства развития профессиональных намерений учащихся на предпрофильной ступени обучения: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. М., 2008.
4. Вакулова И.Н., Проскурякова Т.В., Соловьева Н.Д. Вопросы становления профессиональных планов. Л., 1979.
5. Гейжан Н. Ф. Индивидуальный подход к формированию профессиональных планов старших подростков: дис. ... канд. пед. наук наук: 13.00.01. СПб., 1984.
6. Горина Е.Е., Шикина Е.А. Особенности выбора будущей профессии: результаты трендового исследования // Общество: социология, психология, педагогика. 2013. №3.
7. Губанова, М. И. Формирование профессиональных намерений старшеклассников в условиях профильного обучения: дис. ... канд. пед. наук наук: 13.00.01. Кемерово, 1994.
8. Днепров С. А., Тулькибаева Н. Н., Медведев И. Ф. От монопрофессиональной подготовки к полипрофессиональной //Профессиональное образование. Столица. - 2015. - №. 5. - С. 2.
9. Дубровина И.В. Практическая психология в лабиринтах современного образования. Монография. — М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2014.
10.Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений //М.: Издательский центр «Академия». - 2007.
11.Зеер Э. Ф., Рудей О. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - Изд-во Московского психолого­социального ин-та;, 2008.
12. Ильина О. Б. Осведомленность подростков о мире профессий как одно из условий профессионального самоопределения // У истоков развития. Сборник тезисов участников Четвертой всероссийской научно­практической конференции по психологии развития. - М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013.
13. Ильина О. Б. Профессиональное самоопределение современных
подростков: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014.
14. Инновационные методы и подходы в профориентации подростков // Моё образование URL: https://moeobrazovanie.ru/publikacii/press_relizi/ innovacionnye_metody_i_podhody_v_proforientacii_podrostkov.html (дата обращения: 15.06.2018).
15. Климова Е.М., Утлик Э.П., Поручкина С.М. Взаимосвязь
психологических особенностей и профессионального самоопределения подростков // Электронный журнал «Вестник МГОУ». 2015. № 1.
... всего 33 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ