Особенности профессиональных намерений старших подростков
|
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты изучения профессиональной мотивации старших подростков
1. Анализ понятия «профессиональные намерения»
1.2 Психологические особенности профессиональных намерений старших подростков
1.3 Психолого-педагогические условия формирования профессиональных намерений старших подростков
Глава 2 Организация и проведение исследования особенностей профессиональных намерений старших подростков
2.1 Диагностика профессиональных намерений старших подростков
2.2 Методические рекомендации по формированию профессиональных намерений старших подростков
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Глава 1 Теоретические аспекты изучения профессиональной мотивации старших подростков
1. Анализ понятия «профессиональные намерения»
1.2 Психологические особенности профессиональных намерений старших подростков
1.3 Психолого-педагогические условия формирования профессиональных намерений старших подростков
Глава 2 Организация и проведение исследования особенностей профессиональных намерений старших подростков
2.1 Диагностика профессиональных намерений старших подростков
2.2 Методические рекомендации по формированию профессиональных намерений старших подростков
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Современный этап развития общества, характеризуемый сложностью и неоднозначностью процессов, происходящих на российском рынке труда, создает предпосылки для качественного изменения подготовки выпускников общеобразовательных школ к выбору будущей профессии. В данных условиях необходимо существенное переосмысление целей и задач воспитательно-образовательного процесса средних образовательных учреждений, создание условий для формирования и самореализации компетентного, творческого, развивающегося человека, способного к адаптации в быстро меняющейся обстановке.
Как показывает анализ практики работы средних образовательных учреждений, проблеме формирования профессиональных намерений школьников не уделяется должного внимания, вследствие этого старшеклассникам сложно осуществить и реализовать выбор собственной стратегии жизни и будущей профессиональной деятельности.
Вместе с тем изучение отечественной психолого-педагогической литературы показывает, что существуют разработанные методологические подходы к процессу самоопределения личности. Накоплены ценные идеи, положения, посвященные рассматриваемой проблеме.
Профессиональные намерения учащихся рассматривают в своих трудах такие авторы, как А.В. Мудрик, Э.Ф. Зеер, Л.И. Божович, Л.М. Митина, Е.А. Климов, О.А. Зимовина, А.Е. Голомшток, С.Н. Чистякова, Л.В. Благонадежина и др.
Анализ научных исследований и практики свидетельствует о том, что недостаточно изученной является проблема формирования
профессиональных намерений старшеклассников в современных условиях социально-экономических перемен с учетом возможностей, предоставляемых личностно-ориентированным образованием. В этой связи актуализируется необходимость разработки теоретических подходов и педагогических
технологий, позволяющих учитывать поэтапность развития
профессиональных намерений, возрастные особенности учащихся старших классов, используя потенциал личностно-ориентированного образования.
Цель: исследование особенностей профессиональных намерений
старших подростков.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2. Разработать программу диагностики профессиональных намерений старших подростков;
3. Провести исследование профессиональных намерений учащихся 9-х и 11-х классов, провести сравнительный анализ результатов исследования при помощи методов статистической обработки, интерпретировать и проанализировать данные;
4. Разработать методические рекомендации по развитию профессиональных намерений старших подростков.
Объект исследования: профессиональное самоопределение старших подростков.
Предмет исследования: особенности профессиональных намерений старших подростков.
Гипотеза исследования: профессиональные намерения старших
подростков характеризуются наличием следующих особенностей: слабо выраженный профессиональный интерес, знания о профессии отсутствуют или не соответствуют действительности, неадекватная оценка собственной пригодности к профессии, профессиональные планы не обоснованы.
В нашем исследовании использовались эмпирические и теоретические методы.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений об особенностях профессиональных намерений старших подростков.
...
Как показывает анализ практики работы средних образовательных учреждений, проблеме формирования профессиональных намерений школьников не уделяется должного внимания, вследствие этого старшеклассникам сложно осуществить и реализовать выбор собственной стратегии жизни и будущей профессиональной деятельности.
Вместе с тем изучение отечественной психолого-педагогической литературы показывает, что существуют разработанные методологические подходы к процессу самоопределения личности. Накоплены ценные идеи, положения, посвященные рассматриваемой проблеме.
Профессиональные намерения учащихся рассматривают в своих трудах такие авторы, как А.В. Мудрик, Э.Ф. Зеер, Л.И. Божович, Л.М. Митина, Е.А. Климов, О.А. Зимовина, А.Е. Голомшток, С.Н. Чистякова, Л.В. Благонадежина и др.
Анализ научных исследований и практики свидетельствует о том, что недостаточно изученной является проблема формирования
профессиональных намерений старшеклассников в современных условиях социально-экономических перемен с учетом возможностей, предоставляемых личностно-ориентированным образованием. В этой связи актуализируется необходимость разработки теоретических подходов и педагогических
технологий, позволяющих учитывать поэтапность развития
профессиональных намерений, возрастные особенности учащихся старших классов, используя потенциал личностно-ориентированного образования.
Цель: исследование особенностей профессиональных намерений
старших подростков.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2. Разработать программу диагностики профессиональных намерений старших подростков;
3. Провести исследование профессиональных намерений учащихся 9-х и 11-х классов, провести сравнительный анализ результатов исследования при помощи методов статистической обработки, интерпретировать и проанализировать данные;
4. Разработать методические рекомендации по развитию профессиональных намерений старших подростков.
Объект исследования: профессиональное самоопределение старших подростков.
Предмет исследования: особенности профессиональных намерений старших подростков.
Гипотеза исследования: профессиональные намерения старших
подростков характеризуются наличием следующих особенностей: слабо выраженный профессиональный интерес, знания о профессии отсутствуют или не соответствуют действительности, неадекватная оценка собственной пригодности к профессии, профессиональные планы не обоснованы.
В нашем исследовании использовались эмпирические и теоретические методы.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений об особенностях профессиональных намерений старших подростков.
...
Данной работа была направлена на исследование особенностей профессиональных намерений старших подростков.
В связи с поставленной целью в первой главе нами были рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе. В результате чего было установлено, что понятие «профессиональные намерения» представляет осознанное отношение к определенной профессиональной деятельности, а также стремление получить образование по избранной профессии. В психолого-педагогической литературе профессиональное намерение рассматривается как высшая стадия развития профессионального интереса. Мы также выявили, что начинается процесс формирования профессиональных намерений ещё в раннем детстве под влиянием социальной ситуации развития и ведущей деятельности ребёнка.
Профессиональные намерения учащихся могут соответствовать различным стадиям: стадия предразмышления; стадия длительных и безрезультатных размышлений; стадия разнотипных намерений; стадия выбора однотипных профессий; стадия конкретных, но не обоснованных профессиональных планов; стадия обоснованных профессиональных намерений. Становление профессиональных намерений проходит путь от предположения до формирования целостного профессионального плана. Начало этого пути обусловлено появлением выраженного интереса к определённой сфере деятельности. Одним из психологических условий развития профессиональных намерений учащихся являются сформированная осознанность.
В рамках экспериментальной работы нами была разработана программа диагностики профессиональных намерений, выделены критерии и уровни на основе методики Э.Ф. Зеера. Исследование профессиональных намерений проводилось на базе нескольких школ г.Красноярска. В исследовании приняли участие учащиеся 9 и 11 классов в количестве 109 человек.
Нами были получены следующие результаты: 45% учащихся 9 класса имеют низкий уровень профессиональных намерений, в 11 классе этот показатель достигает 20% от общего числа учащихся. 31% учащихся 9 класса имеют средний уровень профессиональных намерений против 24% одиннадцатиклассников со сходным результатом. Высокий уровень развития профессиональных намерений имеют 23% и 55% учащихся в 9 и в 11 классах соответственно. При этом, нами было установлено, что в 9 классе 41% учащихся не имеют выраженного интереса к какой-либо профессиональной деятельности, а также у 45% учащихся знания о профессии отсутствуют, либо не соответствуют действительности. Что касается оценки своей пригодности к профессии, то в 9 классе более половины респондентов, а именно 53% учащихся, имеют средний уровень и всего 15% - высокий. Анализ сформированности профессиональных планов девятиклассников показал, что наибольшее количество учащихся имеют средний и высокий уровень сформированности данного показателя.
Для развития профессиональных намерений необходимо проводить специальную профориентационную работу в общеобразовательных учреждениях, которая может включать в себя информационнопросветительскую работу в виде семинаров-практикумов, деловых игр, а также встреч с представителями профессий. Кроме того, в работу по профориентированию учащихся должны входить выездные мероприятия с целью более ясного ознакомления с конкретными профессиями, а также образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку специалистов.
Полученные результаты позволили нам сделать вывод о том, что профессиональные намерения старших подростков характеризуются слабо выраженным профессиональным интересом, отсутствием или неадекватностью знаний о профессии, необоснованностью профессиональных планов, а также неадекватностью оценки собственной пригодности к профессии. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась.
В связи с поставленной целью в первой главе нами были рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе. В результате чего было установлено, что понятие «профессиональные намерения» представляет осознанное отношение к определенной профессиональной деятельности, а также стремление получить образование по избранной профессии. В психолого-педагогической литературе профессиональное намерение рассматривается как высшая стадия развития профессионального интереса. Мы также выявили, что начинается процесс формирования профессиональных намерений ещё в раннем детстве под влиянием социальной ситуации развития и ведущей деятельности ребёнка.
Профессиональные намерения учащихся могут соответствовать различным стадиям: стадия предразмышления; стадия длительных и безрезультатных размышлений; стадия разнотипных намерений; стадия выбора однотипных профессий; стадия конкретных, но не обоснованных профессиональных планов; стадия обоснованных профессиональных намерений. Становление профессиональных намерений проходит путь от предположения до формирования целостного профессионального плана. Начало этого пути обусловлено появлением выраженного интереса к определённой сфере деятельности. Одним из психологических условий развития профессиональных намерений учащихся являются сформированная осознанность.
В рамках экспериментальной работы нами была разработана программа диагностики профессиональных намерений, выделены критерии и уровни на основе методики Э.Ф. Зеера. Исследование профессиональных намерений проводилось на базе нескольких школ г.Красноярска. В исследовании приняли участие учащиеся 9 и 11 классов в количестве 109 человек.
Нами были получены следующие результаты: 45% учащихся 9 класса имеют низкий уровень профессиональных намерений, в 11 классе этот показатель достигает 20% от общего числа учащихся. 31% учащихся 9 класса имеют средний уровень профессиональных намерений против 24% одиннадцатиклассников со сходным результатом. Высокий уровень развития профессиональных намерений имеют 23% и 55% учащихся в 9 и в 11 классах соответственно. При этом, нами было установлено, что в 9 классе 41% учащихся не имеют выраженного интереса к какой-либо профессиональной деятельности, а также у 45% учащихся знания о профессии отсутствуют, либо не соответствуют действительности. Что касается оценки своей пригодности к профессии, то в 9 классе более половины респондентов, а именно 53% учащихся, имеют средний уровень и всего 15% - высокий. Анализ сформированности профессиональных планов девятиклассников показал, что наибольшее количество учащихся имеют средний и высокий уровень сформированности данного показателя.
Для развития профессиональных намерений необходимо проводить специальную профориентационную работу в общеобразовательных учреждениях, которая может включать в себя информационнопросветительскую работу в виде семинаров-практикумов, деловых игр, а также встреч с представителями профессий. Кроме того, в работу по профориентированию учащихся должны входить выездные мероприятия с целью более ясного ознакомления с конкретными профессиями, а также образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку специалистов.
Полученные результаты позволили нам сделать вывод о том, что профессиональные намерения старших подростков характеризуются слабо выраженным профессиональным интересом, отсутствием или неадекватностью знаний о профессии, необоснованностью профессиональных планов, а также неадекватностью оценки собственной пригодности к профессии. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась.
Подобные работы
- Особенности профессиональных намерений учащихся 9 классов
сельской и городской школ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - Взаимосвязь между учебной мотивацией и профессиональной направленностью у старших подростков и юношей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - ГРУППОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА «Я» СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2018 - Различия в профессиональных намерениях старшеклассников с разными социально-психологическими установками
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Суверенность как личностный предиктор профессионального самоопределения подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003





