ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СТАЦИОНАРНОГО ТИПА 5
1.1. Основные понятия темы 5
1.2. Профессиональная деятельность специалиста по социальной работе 10
1.3. Организация социального обслуживания в учреждении социального
обслуживания населения стационарного типа 14
Выводы по Главе 1 18
ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СТАЦИОНАРНОГО ТИПА (на примере Красноярского края) 20
2.1. Исследование потребностей пациентов Госпиталя для ветеранов войн в предоставлении социальных услуг 20
2.2. Исследование особенностей организации социального обслуживания в
учреждении здравоохранения стационарного типа 25
2.3. Исследование особенностей профессиональной деятельности
специалиста по социальной работе в учреждении здравоохранения
стационарного типа 37
Выводы по Главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Деятельность специалиста по социальной работе многогранна и имеет распространение на большинство сфер и направлений жизнедеятельности нуждающихся граждан.
Система здравоохранения ставит своей целью улучшение здоровья населения, но нарушение физического и психического здоровья влечет за собой ряд социальных последствий. С целью помочь пациентам решить социальные проблемы или оказать содействие в их решении, медицинские учреждения включают в свой штат специалистов по социальной работе.
Во многих подобных случаях деятельность специалиста отличается от деятельности в социальной сфере, иногда имеет лишь минимальную часть содержания социальной работы.
Важным также является отсутствие нормативной базы, которая могла бы регулировать и контролировать деятельность специалистов по социальной работе в учреждениях здравоохранения, взаимодействие учреждений здравоохранения и социальных учреждений.
В данных условиях, необходима разработка общих практических рекомендаций для учреждений здравоохранения стационарного типа, которые занимаются либо планируют заниматься социальной работой.
Основанием для проведения данного исследования послужил запрос Госпиталя ветеранов войн, желающего улучшить деятельность специалиста по социальной работе.
Цель исследования - изучить особенности профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в учреждении
здравоохранения стационарного типа.
Задачи:
1) раскрыть основные понятия темы;
2) выявить особенности профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в учреждении здравоохранения стационарного типа;
3) выявить особенности организации социального обслуживания в учреждении здравоохранения стационарного типа;
4) разработать практические рекомендации в соответствии с выявленными особенностями.
Объект: профессиональная деятельность специалиста по социальной работе.
Предмет: особенности профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в стационарном учреждении здравоохранения.
Методы исследования: анализ литературы, анализ нормативноправовой базы, анкетирование, сравнительный анализ.
База исследования: Госпиталь для ветеранов войн,
Психоневрологический диспансер.
Профессиональная деятельность специалиста по социальной работе заключается в оказании социальной помощи незащищенным слоям населения. Необходимость осуществления его деятельности в учреждении здравоохранения вызвана наличием у больных граждан социальных проблем, сопутствующих заболеваниям и отягчающих их жизнедеятельность.
Причиной проведения исследования по теме «Особенности
профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в учреждении здравоохранения стационарного типа» стал запрос Госпиталя ветеранов войн, административный аппарат которого планирует изменения в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе, а также в организации социальной работы в целом.
Нами был определен понятийный аппарат темы. В своем исследовании мы опираемся на определение И.Г. Морозовой и Е.В. Мирошниченко: «Профессиональная деятельность - это система взаимосвязанных действий (операций) работников, выполняя которые, они получают преднамеренные результаты - необходимые для жизни людей предметы потребления (услуги), а также стимулируют становление условий, вызывающих разрешение нежелательных для человека и общества последствий».
Для определения квалификации специалиста по социальной работе используется одноименный профессиональный стандарт. Он задает те трудовые функции и действия, которые должен выполнять специалист, а также служит основой при оформлении его должностных обязанностей.
Деятельность специалиста по социальной работе в учреждении здравоохранения регулируется административным аппаратом учреждения, ее содержание и исполнение полностью подчиняется руководителю учреждения.
Для исследования нами были выбраны следующие учреждения здравоохранения: Госпиталь для ветеранов войн и Психоневрологический диспансер. Они имеют абсолютно разный опыт социальной работы, а также разное ее содержание. Несмотря на отличия, оба учреждения успешно осуществляют свою деятельность, помогая пациентам решать их социальные проблемы.
Так как нас интересует профессиональная деятельность специалиста по социальной работе в учреждениях здравоохранения стационарного типа, в теоретической части была описана организация социального обслуживания в учреждениях Министерства труда и социальной защиты РФ. Данные учреждения оказывают социальные услуги в стационарной форме пожилым людям и инвалидам. В ходе осуществления своей деятельности они опираются на Постановление Правительства Красноярского края от 17 декабря 2014 г. N 600-П «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг, включая перечень документов, необходимых для предоставления социальных услуг, и порядок предоставления получателями социальных услуг сведений и документов, необходимых для предоставления социальных услуг», которое мы использовали для сравнения и анализа социального обслуживания в учреждениях здравоохранения.
Итоги исследований профессиональной деятельности специалиста по социальной работе представлены в публикациях В.В. Зритнева , Н.В.Корж, Д.В. Кулагина , Н.Н. Подпориовой, А.А. Коваленко, В.В. Сизиковой, О.А. Аникеевой, О.Д. Халтагаровой, Е.И. Холостовой, Л.Д. Шагдуровой.
В публикациях С.В. Васильева, С.Е. Татульян [], Л.Г Климацкой, Т.Ю. Никифоровой, Л.С. Черных, А.Г. Сердюкова, Е.В. Туровской, О.И. Фоменко, Т.В. Толбузиной, Г.М. Хасановой, З.Л. Сизоненко, З.А. Янгузаровой и С.В. Шмелевой рассмотрена социально-медицинская и медико-социальная работа.
...
1. Аралбаева Р. К., Сапаргалиева А. Ж. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ // ББК 605 С 83 Главный редактор. - 2014. - С. 130.
2. Васильев С.В., Татульян С.Е. Медико-социальная работа с психически больными пожилого и старческого возраста // Ученые записки Санкт- Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2008. - Т. 9. - №. 1. - С. 81-84.
3. Ермолич С. Я. Профессиональная подготовка специалистов социальной сферы за рубежом. - 2015.
4. Зарубина О. А. Медико-социальные услуги в системе оказания медицинской помощи населению // Сибирская финансовая школа. - 2016. - №. 1. - С. 25-29.
5. Зритнев В. В. Оптимизация профессиональной деятельности специалиста по социальной работе с семьей : дис. - М. : [Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ]. - 2003.
6. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - С. 9.
7. Интеллектуальная культура специалиста в условиях научнотехнической революции[Текст] : тез. докл. и выступлений к науч.- метод. / редкол. : И.С. Ладенко (отв. ред.). и др. - Новосибирск , 1983. - 112 с.].
8. Климацкая Л. Г. Основы социальной медицины // учебнометодическое пособие для студентов высших учебных заведений / Л.Г. Климацкая.- Красноярск: КГПУ им. ВП Астафьева. - 2013.
9. Корж Н. В., Кулагин Д. В. Модель компетенции специалиста по социальной работе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2014. - №. 2 (30).
10. Кузнецова А. С., Шаталов Ю. Н. Выпуск научного журнала «Медицина» //Прикладная юридическая психология. - 2014. - №. 2. - С. 149-151.
11. Куприянов Р. В. Функциональный подход к анализу многоуровневой системы подготовки социальных работников //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - №. 8 (148).
12. МАДАЛИЕВА С. Х. и др. К ВОПРОСУ О РОЛИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА И СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В МЕДИЦИНЕ //Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - №. 12-5.
13. Морозова И.Г., Мирошниченко Е.В. КАДРЫ КАК ОСНОВНОЙ
РЕСУРС В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL:
http://www.scienceforum.ru/2015/803/9819 (дата обращения: 08.06.2017).
14. Найданова Т. А., Кострова О. О. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ОТДЕЛЕНИЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ // Electronic scientific magazine “System integration in public health services”. - 2014. - С. 39.
15. Никифорова Т. Ю., Черных Л. С. Формирование профессиональной грамотности специалиста по социальной работе в сфере социальномедицинских услуг // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2014. - Т. 19. - №. 1.
... всего 42 источников