ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Характеристика понятия «самостоятельность детей младшего
школьного возраста» 6
1.2. Психолого-педагогические особенности проявления
самостоятельности у детей младшего школьного возраста в познавательной деятельности 10
1.3 Игровая деятельность как средство развития самостоятельности младших школьников 19
Выводы по первой главе 25
2 ГЛАВА. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26
2.1. Методическая организация исследования 26
2.2. Результаты исследования 29
2.3. Комплекс игр для развития самостоятельности у младших
школьников 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Характеристика понятия «самостоятельность детей младшего
школьного возраста» 6
1.2. Психолого-педагогические особенности проявления
самостоятельности у детей младшего школьного возраста в познавательной деятельности 10
1.3 Игровая деятельность как средство развития самостоятельности младших школьников 19
Выводы по первой главе 25
2 ГЛАВА. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26
2.1. Методическая организация исследования 26
2.2. Результаты исследования 29
2.3. Комплекс игр для развития самостоятельности у младших
школьников 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования указано, что учебный процесс необходимо строить таким образом, чтобы он был в полной мере ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самостоятельность — это то качество, которое помогает в достижении целей и задач образовательного процесса, поэтому необходимо начинать её формировать еще в младшем школьном возрасте.
У обучающихся начальной школы отмечается активное стремление к самостоятельности. Проявлением этого является готовность к действиям без роли взрослого. У детей появляется необходимость в самостоятельности, на все вопросы они имеют собственную точку зрения, берут активное участие в оценках взрослых. Но, в связи с психологическими чертами этого возраста, в характеристике самостоятельности младшего школьника имеется еще недостающая устойчивость ее проявлений.
Развитие познавательной самостоятельности необходимо для овладения знаниями, умениями, навыками, разнообразными формами обучения и источниками информации, что является важнейшей целью обучения в современной школе.
Проблема формирования самостоятельности у детей младшего школьного возраста была актуальна во все времена и представлена в трудах многих ученых и педагогов. Большинство российских психологов освещали эту тему, среди которых наиболее известными являются С. Л. Рубенштейн, Д. Б. Эльконин, Г. А. Цукерман. Подходы к решению проблем развития самостоятельности также отражены в работах философа Э. Ильенкова и учителя Л. В. Мархадаева.
При изучении проблемы самостоятельности личности, многие учёные использовали различные способы и средства с целью ее разрешения. По их мнению, одним из таких средств является игровая деятельность. Наблюдения, которые отражены в выводах многих научных исследований, свидетельствуют о том, что у индивидуумов происходит активное развитие важных личностных качеств посредством игровой деятельности.
Влияние игровой деятельности на развитие личности у детей младшего школьного возраста, в том числе, и на развитие их самостоятельности представлено в работах учёных Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, А.П. Пинкевича, Г.К. Селевко, К.Д. Ушинского, Д.Б. Шацкого, С.А. Шмакова, и др.
Актуальность проблемы развития самостоятельности младших школьников обусловила выбор данной темы исследования.
Объект: самостоятельность младших школьников.
Предмет: особенности проявления самостоятельности младших
школьников в познавательной деятельности.
Гипотеза: внешними признаками самостоятельности младших школьников являются планирование ими своей деятельности, выполнение заданий без непосредственного участия педагога, систематический самоконтроль за ходом и результатом выполняемой работы, ее корректирование и совершенствование. Мы предполагаем, что у большинства обучающихся второго класса развитие самостоятельности находится на среднем уровне.
...
У обучающихся начальной школы отмечается активное стремление к самостоятельности. Проявлением этого является готовность к действиям без роли взрослого. У детей появляется необходимость в самостоятельности, на все вопросы они имеют собственную точку зрения, берут активное участие в оценках взрослых. Но, в связи с психологическими чертами этого возраста, в характеристике самостоятельности младшего школьника имеется еще недостающая устойчивость ее проявлений.
Развитие познавательной самостоятельности необходимо для овладения знаниями, умениями, навыками, разнообразными формами обучения и источниками информации, что является важнейшей целью обучения в современной школе.
Проблема формирования самостоятельности у детей младшего школьного возраста была актуальна во все времена и представлена в трудах многих ученых и педагогов. Большинство российских психологов освещали эту тему, среди которых наиболее известными являются С. Л. Рубенштейн, Д. Б. Эльконин, Г. А. Цукерман. Подходы к решению проблем развития самостоятельности также отражены в работах философа Э. Ильенкова и учителя Л. В. Мархадаева.
При изучении проблемы самостоятельности личности, многие учёные использовали различные способы и средства с целью ее разрешения. По их мнению, одним из таких средств является игровая деятельность. Наблюдения, которые отражены в выводах многих научных исследований, свидетельствуют о том, что у индивидуумов происходит активное развитие важных личностных качеств посредством игровой деятельности.
Влияние игровой деятельности на развитие личности у детей младшего школьного возраста, в том числе, и на развитие их самостоятельности представлено в работах учёных Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, А.П. Пинкевича, Г.К. Селевко, К.Д. Ушинского, Д.Б. Шацкого, С.А. Шмакова, и др.
Актуальность проблемы развития самостоятельности младших школьников обусловила выбор данной темы исследования.
Объект: самостоятельность младших школьников.
Предмет: особенности проявления самостоятельности младших
школьников в познавательной деятельности.
Гипотеза: внешними признаками самостоятельности младших школьников являются планирование ими своей деятельности, выполнение заданий без непосредственного участия педагога, систематический самоконтроль за ходом и результатом выполняемой работы, ее корректирование и совершенствование. Мы предполагаем, что у большинства обучающихся второго класса развитие самостоятельности находится на среднем уровне.
...
В процессе исследования проблемы развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста мы убедились в актуальности данной темы при анализе теоретических материалов.
В ходе работы, направленной на изучение развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста, были рассмотрены теоретические основы развития самостоятельности. Безусловно, для того чтобы проводить работу по улучшению развития данного качества необходимо было четко сформировать определение самостоятельности. Многие ученые, в основном психологи и педагоги, занимались проблемой развития самостоятельности, поэтому существуют разные толкования понятия «самостоятельность», но во всех есть идея, что самостоятельность — это одно из ведущих качеств человека, выражающееся в умении ставить перед собой цели, определённые задачи для их достижения без посторонней помощи, несмотря на возникающие трудности. Самостоятельность проявляется в ответственном отношении человека к своему поведению, способности действовать осознанно не только в привычной для него обстановке, но и в новых условиях.
В исследованиях учёных прослеживается идея о том, что в начальной школе в этом возрасте можно успешно развивать самостоятельность, основанную на характерных особенностях психики младшего школьника: интерес к окружающему миру, доброта, эмоциональность. Всё это начинает проявлять потребность к самостоятельности. Взрослые должны разумно использовать свой авторитет. Они должны подталкивать детей к принятию самостоятельных решений и самостоятельных действий, которые не навредят психике ребенка, но помогут развиваться ему как личности.
При изучении психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что развитию самостоятельности младших школьников способствуют разнообразные виды деятельности, в том числе игровая. Выявление особенностей влияния игровой деятельности на развитие младших школьников дает основание полагать, что во время игровой деятельности проявляется разный уровень самостоятельности детей.
В процессе игры возникает самостоятельная деятельность младшего школьника, в которую он также вовлекает и других детей.
Дальнейшее изучение самостоятельности младших школьников требовало экспериментального подхода. Для его организации нужно было выделить критерии самостоятельности, которые будут говорить об актуальном уровне развития самостоятельности у детей младшего школьника.
Нами были выделены следующие критерии:
1. познавательный;
2. волевой;
3. инициативный.
Мы провели эмпирическое исследование самостоятельности младших школьников, используя диагностическую программу, включающую в себя следующие методики:
1. Анкета «Самостоятельность в познавательной деятельности младшего школьника» (на основании методики А.А. Г орчинской)
2. Методика "Нерешаемая задача" (А.К. Осницкий)
3. Карта проявлений самостоятельности (А.М.Щетинина)
На основе проведённого исследования мы сделали вывод, что в классе преобладающее количество детей имеет средний уровень развития самостоятельности, но также есть дети, у которых самостоятельность развита на низком и высоком уровнях.
Нами был разработан комплекс игр для развития самостоятельности младших школьников в познавательной деятельности.
В ходе работы, направленной на изучение развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста, были рассмотрены теоретические основы развития самостоятельности. Безусловно, для того чтобы проводить работу по улучшению развития данного качества необходимо было четко сформировать определение самостоятельности. Многие ученые, в основном психологи и педагоги, занимались проблемой развития самостоятельности, поэтому существуют разные толкования понятия «самостоятельность», но во всех есть идея, что самостоятельность — это одно из ведущих качеств человека, выражающееся в умении ставить перед собой цели, определённые задачи для их достижения без посторонней помощи, несмотря на возникающие трудности. Самостоятельность проявляется в ответственном отношении человека к своему поведению, способности действовать осознанно не только в привычной для него обстановке, но и в новых условиях.
В исследованиях учёных прослеживается идея о том, что в начальной школе в этом возрасте можно успешно развивать самостоятельность, основанную на характерных особенностях психики младшего школьника: интерес к окружающему миру, доброта, эмоциональность. Всё это начинает проявлять потребность к самостоятельности. Взрослые должны разумно использовать свой авторитет. Они должны подталкивать детей к принятию самостоятельных решений и самостоятельных действий, которые не навредят психике ребенка, но помогут развиваться ему как личности.
При изучении психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что развитию самостоятельности младших школьников способствуют разнообразные виды деятельности, в том числе игровая. Выявление особенностей влияния игровой деятельности на развитие младших школьников дает основание полагать, что во время игровой деятельности проявляется разный уровень самостоятельности детей.
В процессе игры возникает самостоятельная деятельность младшего школьника, в которую он также вовлекает и других детей.
Дальнейшее изучение самостоятельности младших школьников требовало экспериментального подхода. Для его организации нужно было выделить критерии самостоятельности, которые будут говорить об актуальном уровне развития самостоятельности у детей младшего школьника.
Нами были выделены следующие критерии:
1. познавательный;
2. волевой;
3. инициативный.
Мы провели эмпирическое исследование самостоятельности младших школьников, используя диагностическую программу, включающую в себя следующие методики:
1. Анкета «Самостоятельность в познавательной деятельности младшего школьника» (на основании методики А.А. Г орчинской)
2. Методика "Нерешаемая задача" (А.К. Осницкий)
3. Карта проявлений самостоятельности (А.М.Щетинина)
На основе проведённого исследования мы сделали вывод, что в классе преобладающее количество детей имеет средний уровень развития самостоятельности, но также есть дети, у которых самостоятельность развита на низком и высоком уровнях.
Нами был разработан комплекс игр для развития самостоятельности младших школьников в познавательной деятельности.
Подобные работы
- Формирование самостоятельности младших школьников средствами внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2023 - Формирование ценностного отношения младших школьников к познавательной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ФАКТОР САМОРЕАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ
ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Развитие воображения младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2020 - Формирование лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В
ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022





