Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №148931

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы53
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Характеристика понятия «самостоятельность детей младшего
школьного возраста» 6
1.2. Психолого-педагогические особенности проявления
самостоятельности у детей младшего школьного возраста в познавательной деятельности 10
1.3 Игровая деятельность как средство развития самостоятельности младших школьников 19
Выводы по первой главе 25
2 ГЛАВА. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26
2.1. Методическая организация исследования 26
2.2. Результаты исследования 29
2.3. Комплекс игр для развития самостоятельности у младших
школьников 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 50

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования указано, что учебный процесс необходимо строить таким образом, чтобы он был в полной мере ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самостоятельность — это то качество, которое помогает в достижении целей и задач образовательного процесса, поэтому необходимо начинать её формировать еще в младшем школьном возрасте.
У обучающихся начальной школы отмечается активное стремление к самостоятельности. Проявлением этого является готовность к действиям без роли взрослого. У детей появляется необходимость в самостоятельности, на все вопросы они имеют собственную точку зрения, берут активное участие в оценках взрослых. Но, в связи с психологическими чертами этого возраста, в характеристике самостоятельности младшего школьника имеется еще недостающая устойчивость ее проявлений.
Развитие познавательной самостоятельности необходимо для овладения знаниями, умениями, навыками, разнообразными формами обучения и источниками информации, что является важнейшей целью обучения в современной школе.
Проблема формирования самостоятельности у детей младшего школьного возраста была актуальна во все времена и представлена в трудах многих ученых и педагогов. Большинство российских психологов освещали эту тему, среди которых наиболее известными являются С. Л. Рубенштейн, Д. Б. Эльконин, Г. А. Цукерман. Подходы к решению проблем развития самостоятельности также отражены в работах философа Э. Ильенкова и учителя Л. В. Мархадаева.
При изучении проблемы самостоятельности личности, многие учёные использовали различные способы и средства с целью ее разрешения. По их мнению, одним из таких средств является игровая деятельность. Наблюдения, которые отражены в выводах многих научных исследований, свидетельствуют о том, что у индивидуумов происходит активное развитие важных личностных качеств посредством игровой деятельности.
Влияние игровой деятельности на развитие личности у детей младшего школьного возраста, в том числе, и на развитие их самостоятельности представлено в работах учёных Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, А.П. Пинкевича, Г.К. Селевко, К.Д. Ушинского, Д.Б. Шацкого, С.А. Шмакова, и др.
Актуальность проблемы развития самостоятельности младших школьников обусловила выбор данной темы исследования.
Объект: самостоятельность младших школьников.
Предмет: особенности проявления самостоятельности младших
школьников в познавательной деятельности.
Гипотеза: внешними признаками самостоятельности младших школьников являются планирование ими своей деятельности, выполнение заданий без непосредственного участия педагога, систематический самоконтроль за ходом и результатом выполняемой работы, ее корректирование и совершенствование. Мы предполагаем, что у большинства обучающихся второго класса развитие самостоятельности находится на среднем уровне.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе исследования проблемы развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста мы убедились в актуальности данной темы при анализе теоретических материалов.
В ходе работы, направленной на изучение развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста, были рассмотрены теоретические основы развития самостоятельности. Безусловно, для того чтобы проводить работу по улучшению развития данного качества необходимо было четко сформировать определение самостоятельности. Многие ученые, в основном психологи и педагоги, занимались проблемой развития самостоятельности, поэтому существуют разные толкования понятия «самостоятельность», но во всех есть идея, что самостоятельность — это одно из ведущих качеств человека, выражающееся в умении ставить перед собой цели, определённые задачи для их достижения без посторонней помощи, несмотря на возникающие трудности. Самостоятельность проявляется в ответственном отношении человека к своему поведению, способности действовать осознанно не только в привычной для него обстановке, но и в новых условиях.
В исследованиях учёных прослеживается идея о том, что в начальной школе в этом возрасте можно успешно развивать самостоятельность, основанную на характерных особенностях психики младшего школьника: интерес к окружающему миру, доброта, эмоциональность. Всё это начинает проявлять потребность к самостоятельности. Взрослые должны разумно использовать свой авторитет. Они должны подталкивать детей к принятию самостоятельных решений и самостоятельных действий, которые не навредят психике ребенка, но помогут развиваться ему как личности.
При изучении психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что развитию самостоятельности младших школьников способствуют разнообразные виды деятельности, в том числе игровая. Выявление особенностей влияния игровой деятельности на развитие младших школьников дает основание полагать, что во время игровой деятельности проявляется разный уровень самостоятельности детей.
В процессе игры возникает самостоятельная деятельность младшего школьника, в которую он также вовлекает и других детей.
Дальнейшее изучение самостоятельности младших школьников требовало экспериментального подхода. Для его организации нужно было выделить критерии самостоятельности, которые будут говорить об актуальном уровне развития самостоятельности у детей младшего школьника.
Нами были выделены следующие критерии:
1. познавательный;
2. волевой;
3. инициативный.
Мы провели эмпирическое исследование самостоятельности младших школьников, используя диагностическую программу, включающую в себя следующие методики:
1. Анкета «Самостоятельность в познавательной деятельности младшего школьника» (на основании методики А.А. Г орчинской)
2. Методика "Нерешаемая задача" (А.К. Осницкий)
3. Карта проявлений самостоятельности (А.М.Щетинина)
На основе проведённого исследования мы сделали вывод, что в классе преобладающее количество детей имеет средний уровень развития самостоятельности, но также есть дети, у которых самостоятельность развита на низком и высоком уровнях.
Нами был разработан комплекс игр для развития самостоятельности младших школьников в познавательной деятельности.


1. Авилова, Н.С. Дидактическая игра как средство развития познавательной активности учащихся / Н.С. Авилова // Молодой ученый. - 2018. - № 4. - С. 218-221.
2. Алексеев, Н. Г. Философские основания рефлексивного подхода/ Н. Г. Алексеев // Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования. - Ярославль, 2016. С. 13-14.
3. Анцыферова, Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии/ Л. И. Анциферова. - М.: Просвещение, 2013. - 160 с.
4. Аристова, Л. В. Активность учения школьника/ Л. В. Аристова. - М.: Просвещение, 2014. - 138 с.
5. Бардиер, Г. Л. Психологическое сопровождение естественного развития младших школьников/ Г. Л. Бардиер, Н. А. Розман, Т. А. Чередникова. - 2-е изд. СПб.: Соц.коммерческий филиал «Человек», 2013. - 223 с.
6. Бахорский, Е. М. Технология формирования самостоятельности у младшего школьника в учебной деятельности / Бахорский, Е. М. // Психология и школа. - 2005. - № 4. - С. 5-10.
7. Бесова, М. А. Познавательные игры для младших школьников от А до Я: после уроков: монография / М.А. Бесова. - Ярославль: АРА, 2004. - 271 с.
8. Битянова, М. Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития/ М. Р. Битянова. - М.: МГППУ, 2012. - 96 с.
9. Боричевская, В. И. Развитие самостоятельности мышления у учащихся/ В. И. Боричевская // Начальная школа. - 2002. - № 11. - С. 36-44.
10. Веденькина, М. В. Формирование познавательной самостоятельности у младших школьников: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореферат диссертации кандидата педагогических наук / Веденькина Марина Васильевна. - Волгоград, 2007. - 27 с.
11. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л.С.Выготский - Серия:Антология мысли. - М.: Юрайт, 2017. - 359 с.
12. Высокое, И.Е. Психология познания: учебник для бакалавриата магистратуры / И.Е. Высоков. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 399 с. - Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс.
13. Газман, О. С. В школу с игрой: книга для учителей / О. С. Газман. - Москва: Просвещение, 1991. -96 с.
14. Гамезо, М. В. Атлас по психологии/ М.В.Гамезо, И.А.Домашенко.- М.: Просвещение, 2009.-250 с.
15. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога/ С. Ю. Голо-вин- 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2013. - 240 с.
... всего 54 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ