Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

Работа №148929

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2021
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ
СЕМЕЙ 6
1.1. Психологическая характеристика страхов и тревожности 6
1.2. Характеристика детей младшего школьного возраста 17
1.3. Причины возникновения страхов и тревожности детей младшего
школьного возраста 23
Выводы по главе 1 38
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 39
2.1. Организация эмпирического исследования 39
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 42
2.3. Рекомендации по снижению страхов и тревожности детей младшего
школьного возраста из полных и неполных семей 48
Вывод по главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 63

Современное российское общество претерпевает изменения социальных отношений, одним из следствий этих изменений является деградация института семьи, который характеризуется увеличением числа разводов и, соответственно, увеличением числа детей, воспитывающихся в неполных семьях.
Семья оказывает значительное воздействие на формирование и развитие личности ребенка, обеспечивает его психическое и физические здоровье, способствует гармоничности его эмоционального состояния. Именно в этом социальном институте ребенок впервые овладевает социальными ролями, необходимыми для того, чтобы адаптироваться в социуме. Благополучие ребенка во многом определяется составом семьи. Нарушение структуры и полноты функционирования семьи неизбежно ведет к искажению развития личности ребенка, нарушениям в психическом и личностном плане.
Исследования психологов показывают, что дети, воспитывающиеся в неполных семьях, испытывают различные психологические трудности: повышенная тревожность, эмоциональная нестабильность, пугливость, сдержанность в общении.
Отличительные особенности в развитии ребенка из полной семьи наиболее отчетливо проявляются в школьном возрасте, когда происходит смена социальных отношений.
Недостаточно внимания уделяется изучению особенностей развития эмоциональной сферы детей, воспитывающихся в неполных семьях.
Объект исследования - страхи и тревожность.
Предмет исследования - особенности проявления страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей.
Цель исследования - выявить особенности проявления страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей.
Гипотеза: мы предполагаем, что существуют различия в проявлении страхов и тревожности детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Задачи:
1. Рассмотреть существующие в психолого-педагогической литературе подходы к пониманию сущности феномена тревожности и страхов;
2. Изучить социально-психологические особенности детей младшего школьного возраста;
3. Проанализировать причины возникновения страхов и тревожности детей младшего школьного возраста;
4. Провести эмпирическое исследование проявления страхов и тревожности детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей;
5. Разработать рекомендации по снижению тревожности и страхов детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей.
Изучением влияния семьи на ребенка занимались: К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко; психологи - А.Я. Варга, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Б. Добрович, С.В. Ковалев, В. Леви, А.Г. Шмелев, Э.Г. Эйдмиллер и др.; зарубежные исследователи - А. Адлер; Р. Берне, Э. Эриксон, Э.В. Сатир, Р. Скиннер, Г. Хоментаускас.
Существенный вклад в развитие исследования детских страхов и тревожности внесли такие авторы как Е.П. Ильин, А.М. Прихожан, В.М. Астапов, Л.С. Акопян, А.И. Захаров, Дж. Боулби, Б. Филиппс и другие.
В ходе исследования нами использовались следующие методы:
0 Теоретические: анализ, синтез, обобщение психолого­педагогической литературы;
0 Эмпирические: эксперимент.
Эмпирическое исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Красноярска «Средняя школа № XX».
Выборка исследования состояла из 20 респондентов младшего школьного возраста 8-10 лет - 10 из неполных семей и 10 из неполных.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного нами исследования мы выяснили, что существуют значительные различия в особенностях переживания страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей.
Дети из неполных семей более склонны переживать тревогу, чем дети из неполных.
Эмоциональное состояние детей из неполных семей характеризуется пониженным фоном настроения, неуверенностью, напряженностью. Самооценка занижена. Адаптивность к новой социальной ситуации развития снижена. Данная категория детей чувствует себя более комфортно в условиях, к которым они уже успели адаптироваться, при резких изменениях привычных условий среды проявляется беспокойство, тревога, эмоциональный дискомфорт. Повышенная чувствительность к изменяющимся условиям может иметь причину в чрезмерной привязанности к единственному родителю, малейшее отдаление от которого болезненно сказывается на самочувствии ребенка. По этой же причине может возникать невротический страх потерять родителя, страх оставаться одному, страх причинения физического вреда.
Дети младшего школьного возраста из полных семей наоборот характеризуются лучшей адаптивностью, адекватной самооценкой, ровным фоном настроения. Трудности ими воспринимаются адекватно.
Повышенная и очень высокая тревожность в общении со сверстниками детей младшего школьного возраста из неполных семей свидетельствует о том, что у данной категории детей возникают трудности в налаживании социальных контактов. Это может проявляться в стремлении избегать конфликтов, предпочтением группе сверстников одиночества, страхе вступать во взаимодействие и быть отвергнутым. Социальная среда выступает главным источником тревоги. Причиной затруднений в установлении социальных связей может являться нарушение полоролевой идентичности и полоролевого поведения, недостаточность социального опыта т.к. ребенку знакома только одна социальная роль (матери или отца).
Повышенная или очень высокая тревожность в ситуациях, связанных с оценкой окружающих у детей младшего школьного возраста из неполных семей может проявляться в склонности ориентироваться на мнение других людей. Такой ребенок не уверен в правильности своих поступков, он испытывает тревогу по поводу любых оценок, даваемых ему. Причиной этому может быть также недостаточность социального опыта либо неадекватные силам ребенка, непоследовательные требования родителя, который играет для ребенка две социальные роли - мамы и папы.
Дети из полных семей, как показало наше исследование, в меньшей степени подвержены состоянию тревоги в ситуациях оценки окружающих. Ориентация на мнение других при оценке собственных результатов у них адекватная.
Младшие школьники, воспитывающиеся в неполной семье более склонны испытывать чувство тревоги в общении с родителями, нежели их сверстники из полных семей. Повышенный и высокий уровень тревожности в общении с родителями у детей из неполных семей проявляется в постоянной напряженности ребенка при контакте с родителем, постоянным ожиданием негативной оценки. Детерминантами тревожности ребенка в общении с родителем могут являться непосильные требования к ребенку, деструктивные формы воспитания (запугивание, угрозы), ненависть, злость по отношению ко второму родителю и перенос этих чувств на ребенка. Следует отметить, что дети из неполных семей меньше выделяют место «дома, с родителями» как самое безопасное место.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать заключение о том, существуют различия в проявлении страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей. Гармоничность внутрисемейных отношений во многом определяет психологическое благополучие ребенка, его психическое развития и успешную адаптацию в обществе.
Таким образом, гипотезу, выдвинутую нами, следует считать
подтвержденной.


1. Акопян Л.С. Новый подход к классификации страхов // Электронная научная библиотека «КиберЛенинка». 2019. № 5. С. 12-15. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/novyy-podhod-k-klassifikatsii-strahov (дата обращения: 09.10.2020).
2. Акопян Л.С. Невербальная картина детских страхов // Российский психологический журнал. 2010. №2. С. 15-21. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/neverbalnaya-kartina-detskih-strahov (дата обращения 13.10.2020).
3. Акопян Л.С., Никифорова Т.В. Школьные страхи и тревожности детей
младшего школьного возраста, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2009. №1. С. 47-55. [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnye-strahi-i-trevozhnosti-detey-mladshego- shkolnogo-vozrasta-obuchayuschihsya-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah-raznogo- tipa (дата обращения 15.10.2020).
4. Алимирзаева Э.А. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник СПИ. 2020. №3 (35). С 78-86.
5. Борисова, Л. А. Специфика детских страхов / Л. А. Борисова // Актуальные аспекты современной науки : Сборник материалов XVI-й международной научно-практической конференции, Липецк, 31 августа 2017 года / Ответственный редактор Е.М. Мосолова. - Липецк: Общество с ограниченной ответственностью "РаДуши", 2017. - С. 5-17.
6. Большой толковый психологический словарь / Сост. И ред. А. Ребер // Электронная библиотека СИБУП. [Электронный ресурс]. URL: https://sibup.ru/virtualnye-vystavki/161-obshchaya-psikhologiya/722- spravochnye-izdaniya (дата обращения 19.10.2020).
7. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Коротеева О.Д. Социально­психологические особенности детей из неполных семей // КНЖ. 2018. №1 (22). С. 388-390.
8. Вилюнас В.К. Психология эмоций. Тексты / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 288 с.
9. Волкова О.В. Онтогенетический подход к исследованию феномена выученной беспомощности / О.В. Волкова // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2013. № 6 (23). URL: http://mprj.ru (дата обращения (23.10.2020).
10. Давлетова А.И., Серая А.А. Изотерапия как метод работы со страхами младших школьников // МНИЖ. 2015. №7-4 (38). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izoterapiya-kak-metod-raboty-so-strahami- mladshih-shkolnikov (дата обращения 27.10.2020).
11. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. [Электронный ресурс]. URL: https://dal.slovaronline.com/ (дата обращения 30.10.2020).
12. Дубатовская В.М., Ничкова Л.В. ВЛИЯНИЕ ПОЛОРОЛЕВЫХ РОДИТЕЛЬСКИХ ПОЗИЦИЙ НА ПРОЯВЛЕНИЕ СТРАХОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Artium Magister. 2020. №20. С. 22-25. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-polorolevyh-roditelskih- pozitsiy-na-proyavlenie-strahov-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения 02.11.2020).
13. Едиханова Ю.М. Багаева Л.А. Возможности арт-терапии в преодолении детских страхов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № 10 (октябрь). [Электронный ресурс]. URL: http://e-kon- cept. ru/2017/172005 (дата обращения 05.11.2020).
14. Еремеева Елена Васильевна Психолого-педагогические особенности
младших школьников и их учет при организации учебно-исследовательской деятельности с целью формирования метапредметных компетенций // Мир науки. Педагогика и психология. 2016. №5. С. 1-7. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-
mladshih-shkolnikov-i-ih-uchet-pri-organizatsii-uchebno-issledovatelskoy- deyatelnosti-s-tselyu (дата обращения 08.11.2020).
15. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 448 с.
... всего 50 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ