ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Современные подходы и проблемы развития гибкости 6
1.1. Анатомо-физиологические и психологические особенности девочек 45 лет 6
1.2. Сущность понятия и характеристика содержания гибкости 11
1.3. Потенциал художественной гимнастики в развитии гибкости у девочек 4-5 лет 18
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 24
2.1.Огранизация исследования 25
2.2. Методы исследования 26
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 28
3.1.Описание констатирующего этапа28
3.2. Описание формирующего этапа33
3.3. Описание контрольного этапа36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
Актуальность. Художественная гимнастика по праву признана одним из самых зрелищных видов спорта, но, как и любой другой вид спорта обладает определенными особенностями и требованиями к уровню физического развития, в частности, одним из ключевых требований является обладание высоким уровнем гибкости, а также артистизмом, художественным вкусом и, конечно же, высоким уровнем технического мастерства.
Вопросами организации учебно-тренировочного процесса гимнасток занимались Т.С.Лисицкая, Ротерс Т.Т., Фарфель Б.С., Артамонова И.Е., Бобырева Н.Н., И. А. Винер-Усманова, эти, а также другие исследователи определили важность организации целенаправленного учебно-тренировочного процесса, направленного на развитие гибкости, как основополагающего физического качества, определяющего успешность выступлений гимнасток и в целом становления девочек в данном виде спорта.
Вопросы развития физических качеств детей дошкольного возраста рассматривались в трудах таких исследователей , как Фарфель Б.С., Солодков А.С., Есина Е.М., Родин Ю.И., Островская И.М., Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. и других ученых.
По мнению Г. И. Зуев, И. В. Барышева, А. А. Гужаловской, Ю. Ф Курамшина, сензитивный период развития гибкости начинается с 4 лет и длится до 15-17 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями личности
Тем не менее, как анализ научно-методической литературы отразил явный недостаток разработок относительно средств развития гибкости детей 4-5 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
Соответственно, несмотря на высокие требования данного вида спорта, отраженные на уровне учебно-тренировочного процесса, в частности, относительно начала обучения, которое, как отмечают ведущие специалисты, желательно приурочить к 4-5 годам, обнаружен дефицит в научно-методической базе относительно наличия средств развития гибкости у девочек 4-5 лет, занимающихся художественной гимнастикой, что и определило тему исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно
экспериментальным путём проверить эффективность использования комплексов упражнений художественной гимнастики, как средства развития гибкости у девочек 4-5 лет.
Объект исследования: процесс развития гибкости у девочек 4-5 лет.
Предмет исследования: особенности развитие гибкости у девочек 4-5 лет посредством художественной гимнастики
Гипотеза исследования: упражнения художественной гимнастики будут являться эффективным средством развития гибкости у девочек 4-5 лет если педагог использует упражнения из художественной гимнастики, направленные на развитие гибкости с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей девочек 4-5 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать педагогическую литературу по проблеме развития гибкости.
2. Теоретически обосновать своеобразие развития гибкости у девочек 4-5 лет.
3. Выявить исходный уровень развития гибкости у девочек 4-5 лет.
4. Опытно-экспериментальным путём проверить эффективность использования комплексов упражнений художественной гимнастики, направленных на развитие гибкости в развитии данного физического качества у девочек 4-5 лет.
Методы исследования
Теоретические: изучение и анализ педагогической литературы по
проблеме исследования.
Эмпирические: диагностика уровня развития гибкости; педагогический эксперимент.
...
1. В нашей работе мы затрагивали такую тему, как повышение уровня развития гибкости девочек 4-5 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
2. Анализ литературных источников показал, что во многих научных изданиях различными авторами раскрывается потенциал влияния занятий художественной гимнастикой на развитие физических качеств, в частности гибкости. К числу данной группы исследователей относятся, в частности, Т.С.Лисицкая, Ротерс Т.Т., Фарфель Б.С., Артамонова И.Е., Бобырева Н.Н., И. А. Винер-Усманова и другие исследователи.
3. На развитие и формирование организма человека, художественная гимнастика оказывает заметное влияние, при условии нормированных нагрузок, с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей, присущих занимающимся.
Исследованием методики организации учебно-тренировочного процесса в художественной гимнастике занимались Т.С.Лисицкая, Ротерс Т.Т., Фарфель Б.С., Артамонова И.Е., Бобырева Н.Н., И. А. Винер-Усманова и другие исследователи.
По итогу анализа научно-методической литературы мы пришли к выводу о недостаточном рассмотрении вопроса развития гибкости девочек 4-5 лет средствами художественной гимнастики, в связи с чем были разработаны и включены в учебно-тренировочный процесс комплексы, направленные на развитие данного физического качества.
4. Далее была реализована опытно-экспериментальная работа, учебно-тренировочный процесс КГ осуществлялся в соответствии с общепринятой программой, но в ЭГ в занятия также были включены вышеописанные комплексы.
На констатирующем и на контрольном этапах был определен уровень развития физических качеств детей посредством контрольных упражнений,
определяющих подвижность в коленных суставах, подвижность плечевом суставе, а также стандартными тестами на гибкость, такими, как, поперечный шпагат, наклон вперед, прогибание назад, мост.
Эксперимент изначально показал примерно одинаковый уровень развития физических качеств по всем тестам, но при анализе данных, полученных при проведении повторного тестирования на контрольном этапе различия между группами оказались статистически значимыми в тестах:
• Тест № 1. Подвижность в коленных суставах 1=2.87при p <0,05
• Тест № 2. Подвижность в плечевом суставе. t=6.63 при p < 0,05
• Тест № 3. Поперечный шпагат t=6.74 при p < 0,05
В тестах «Наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке», «Прогибание назад в упоре лежа на бедрах» и «Мост» полученные данные отражают недостоверность статистических различий, в тесте №4.t=0.08 при p > 0,05, в тест № 5 t= 0.71 при p > 0,05, в тест № 6.. t=0.40.41 при p > 0,05
Подводя итоги опытно-экспериментальной работы, можно отметить, что девочки ЭГ продемонстрировали несколько более высокий уровень развития гибкости нежели обучающиеся КГ.
Таким образом, можно констатировать, что цель работы достигнута, задачи решены в полной мере, гипотеза исследования подтвердилась.
1. Аверкович Э.П. Анализ произвольных упражнений в художественной гимнастике и пути совершенствования исполнительского мастерства сильнейших гимнасток: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1980.20 с.
2. Адашкавичене Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Кн. для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1992. - 158 с.
3. Анохин П.К. Общая теория функциональных систем организма // Прогресс биологической и медицинской кибернетики. М.: Медицина, 1974. - С. 52-110.
4. Бальсевич В.К. Олимпийский спорт и физическое воспитание взаимосвязи и диссоциации // Теория и практика физической культуры. -1996.- №1.-С.2-7.
5. Бальсевич В.К. Физическое воспитание ребенка в семье // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. - № 1. - С.50-51.
6. Бахрах И.И. Спортивно-медицинские аспекты проблемы
биологического возраста: Дис. док мед. наук. М., 1981. - С. 40-44.
7. Вавилова Е.Н. Исследование средств и методов воспитания двигательных качеств у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. . канд. пед. Наук. М., 1971.- 15с.
8. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость и выносливость: Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1981.-96с.
9. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1983. - 144с.
10. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателей детских садов. М.: Просвещение, 1986. - 128с.
11. Василенко A.M. Космическая биология и авиакосмическая медицина. 1980. - №. 6.- С .3-10.
12. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 109с.
13. Вильчковский Э.С. Развитие двигательной функции у детей Киев: Здоровье, 1983. - 205с.
14. Вильчковский Э.С. Педагогические основы процесса формирования двигательной подготовленности детей 3-7 лет: Автореф. дис. . докт. пед. наук Киев, 1989 - 44 с.
15. Волкова Е.М., Макарова JI.B. Оценка уровня физического развития девочек младших классов общеобразовательных школ г. Казани // Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей: Тез. докл. VII научн.-практ. конф. Смоленск, 1998. - С. 101.
... всего 56 источников