Особенности защиты информации в региональных узлах и сегментах ведомственных государственных информационных систем (Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел РФ)
Введение 5
Глава 1: Нормативно - правовое регулирование защиты информации в государственных информационных системах МВД РФ 12
1.1. Анализ правоприменения нормативно - правового регулирования в области защиты информации государственных информационных систем МВД РФ. 12
1.2. Классификация угроз в государственных информационных системах МВД РФ 23
Глава 2: Основные системы защиты в государственных информационных системах МВД РФ 33
2.1. Определение необходимых организационных мероприятий по защите информации 33
2.2. Анализ технических мер и инструментов по защите информации 40
Глава 3. Особенности защиты информации. Рекомендации по защите информации в МВД РФ48
3.1. Перспективы развития защиты информации в государственных информационных системах МВД РФ 48
3.2. Выбор и применение соответствующих технологий и методов защиты информации 49
Заключение 51
Список литературы 53
В современном мире информация играет ключевую роль, как в модернизации общества, так и формировании личности. Люди на протяжении всего существования, окружаются сведениями, которые передаются и принимаются из различных источников – «Информацией». Некоторые информационные данные имеют особую важность и могут быть отнесены к государственной тайне или подлежать защите на федеральном уровне. С целью защиты такой информации была создана единая информационно - телекоммуникационная система органов внутренних дел (далее - ЕИТКС ОВД), в целях обеспечить функционирование и дальнейшее развитие интегрированной мульти сервисной телекоммуникационной системы органов внутренних дел.
Требования к программному и техническому обеспечению в первую очередь заключается в обнаружении (предотвращении) вторжений на внешних границах информационной системы (системы обнаружения вторжений уровня сети) или на внутренних узлах сегментов информационной системы (системы обнаружения вторжений уровня узла). Устанавливаемые требования имеют значение, как для региональных узлов и сегментов, так и для ведомственных государственных информационных систем, в целом.
Таким образом, исследовательская работа заключается в установлении уровня, характеризующего безопасность применения средств для обработки и защиты информации, т.е. - нацелена на выявление более действенных методов защиты в региональных узлах и сегментах ведомственных государственных информационных систем.
Актуальность темы – данная работа в области «Особенности защиты информации в региональных узлах и сегментах ведомственных государственных информационных систем» рассматривает имеющиеся проблемы, возникающие в обеспечении защиты информации в государственных информационных системах. Среди таких проблем рассматривают:
Глобальные угрозы информационной безопасности: В современном мире информационные системы подвергаются различным угрозам, таким как хакерские атаки, вирусы, фишинг и другие виды киберпреступности. Государственные организации и региональные узлы не являются исключением. Защита информации в таких системах становится все более актуальной задачей.
1. Значимость государственных данных: Государственные информационные системы содержат важные данные, такие как персональные данные граждан, финансовые сведения, документы органов управления и другие конфиденциальные материалы. Утечка или повреждение такой информации может иметь серьезные последствия для государства и его граждан.
2. Специфика региональных систем: Региональные узлы и сегменты государственных информационных систем имеют свои особенности. Они могут обслуживать специфические задачи, иметь ограниченные ресурсы и сталкиваться с уникальными угрозами. Поэтому разработка эффективных мер по защите информации в региональных системах – важная задача.
Тема дипломной работы «Особенности защиты информации в региональных узлах и сегментах ведомственных государственных информационных систем» может помочь разработать практические рекомендации и решения для обеспечения безопасности в региональных узлах и сегментах государственных информационных систем.
В первой главе дипломной работы будут рассмотрены нормативно - правовые акты, имеющие особое значение для данной темы, включая Конституцию Российской Федерации, федеральные законы о защите информации и персональных данных, а также постановления правительства и приказы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю. Все эти нормативные акты направлены на обеспечение безопасности информации и защиту частной жизни граждан.
Для обеспечения безопасности информации в МВД РФ предъявляются серьёзные требования. Они регулируются законодательством и используются для защиты сведений ограниченного доступа. Требования распространяются и на программные и технические средства технической защиты информации и средства обеспечения безопасности информационных технологий, включая защищённые средства обработки информации. Одним из основных требований является обнаружение и предотвращение вторжений на внешних границах информационной системы или на внутренних узлах сегментов информационной системы. Эти требования применяются как к региональным узлам и сегментам, так и к ведомственным государственным информационным системам в целом .
Для управления программами по обеспечению безопасности информации, назначается уполномоченное должностное лицо (администратор), которому доверены обязанности по обеспечению реагирования в случае обнаружения угрозы для охраняемой информации. Это лицо должно выполнять ряд задач, включая идентификацию источников попыток вторжения в информационную систему, обеспечение централизованного управления по предотвращению вторжений, защиту информации от незаконного доступа и т.д.
Важно отметить, что должностное лицо может назначаться как на федеральном, так и на региональном уровне2.
Исследовательская работа в данной области направлена на установление уровня безопасности применяемых средств обработки и защиты информации, а также на разработку эффективных методов защиты узлов и сегментов ведомственных государственных информационных систем. Кроме того, важно учитывать содержание сведений, являющихся государственной тайной, и рассмотреть примеры технических возможностей по устранению атак на информацию, применимых в системе МВД РФ .
Также необходимо учесть законодательную составляющую в области безопасности информации, включая требования к различным средствам технической защиты информации и обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры информации .
Для управления подобного рода программами назначается уполномоченное должностное лицо (администратор), на которое возлагаются обязанности обеспечивать реагирование в случае обнаружения посягательства на охраняемую информацию.
Должностное лицо наделяют исполнением таких задач, как:
1) В случае попыток вторжения нежелательных сетей, завладевающих информацией и возможностью её анализа, устанавливать источники в рамках сегмента информационной системы;
2) Обеспечить централизованное управление по предотвращению обнаружения вторжение в рамках сегментов информационной системы;
3) Защитить информацию от незаконного доступа, модификации или удаления;
4) Обеспечивать применение систем обнаружения угроз или атак на серверах информационной системы (т.е. первичная защита, когда угроза ещё «не настигла», и нет предпосылок применения атак к информации);
5) Реагировать на компьютерные атаки в реальном времени.
Так же рассмотрим примеры, какие технические возможности по устранению атак на информацию, применимы в системе МВД РФ и какая реальная практическая применимость носит «защитный характер» таких систем для обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры .
Помимо информационных и технических задач важно понимать законодательную составляющую при применении способов, обеспечивающих безопасность информации: требования разработаны в соответствии с критериями, предъявляемыми законами, Постановлениями Правительства, приказами Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (далее - ФСТЭК).
1) Конституции Российской Федерации (ст. 23, 24. «Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени») ;
2) Федерального закона об «Информации, информационных технологиях и о защите информации» ;
3) Федерального закон «О персональных данных» ;
4) Федерального закона «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» ;
5) Постановления Правительства Российской Федерации «О сертификации средств защиты информации» ;
6) Приказов Федеральной службы по техническому и экспортному контролю;
7) Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;
8) Требований по безопасности информации, устанавливающие уровни доверия к средствам технической защиты информации и средствам обеспечения безопасности информационных технологий .
Вторая глава будет посвящена тому какие существуют классификации средств защиты вычислительных систем и сетей, которые напрямую влияют на защиту информации в ведомственных государственных информационных систем.
В работе будут затронуты такие вопросы как инженерно-техническая защита (далее - ИТЗ), классы технических средств защиты, ИТЗ по используемым средствам (физические, аппаратные, программные, криптографические, комбинированные). Задача работы рассмотреть вышеперечисленные вопросы в совокупности, установить организационные и технические мероприятия, направленные на выявление способов и инструментов по защите и обеспечению безопасности информации .
Третья глава будет посвящена кратким выводам по анализу работы, которые в совокупности определят приоритетные направления совершенствования защиты информации в ведомственных государственных информационных системах. В ней будут сделаны попытки прогнозировать развитие информационных технологий, связи, шифрованной связи и технической защиты информации в рамках системы МВД России.
Степень разработанности темы: Согласно анализу научных источников и диссертации по специальности «Методы и системы защиты информации, информационная безопасность» первые и серьезные научные взыскания начали проводится в 2005-2006 годах такими специалистами, как Шулёкиным Иваном Петровичем в работе «Организационно - правовые проблемы защиты информации в деятельности органов внутренних дел районного звена: На примере районных и городских отделов внутренних дел ГУВД Воронежской области» , Ламоновым Андреем Владимировичем в работе «Исследование механизмов блокирования информации в компьютерных системах органов государственного и муниципального управления в интересах выявления противоправных действий в сфере компьютерной информации» , Фроловой Еленой Валерьевной в работе «Защиты следственной информации на этапе предварительного расследования» .
Объектом является – информационная безопасность государственных информационных систем.
Предметом исследования является – защита информации в региональных узлах и системах ведомственных государственных информационных систем.
Объект и предмет определяют цели и задачи выпускной квалифицированной работы.
Цель дипломной работы: разработать предложения по совершенствованию защиты информации в региональных узлах и системах ведомственных государственных информационных систем.
Основные задачи выпускной квалификационной работы:
1. Рассмотрение национальных источников, нормативно - правовых документов по теме выпускной квалификационной работы;
2. Раскрыть понятие ведомственных государственных информационных систем на основании законодательных актов и научной литературы;
3. Рассмотреть общие признаки и критерии определения ведомственных государственных информационных систем;
4. Выявить роль ведомственных государственных информационных систем по защите информации;
5. Акцентировать внимание на направлении развития защиты информации в ведомственных государственных информационных системах;
6. Провести анализ существующих проблем и уязвимостей в ведомственных государственных информационных системах;
7. Исследовать методы и средства защиты информации в ведомственных государственных информационных системах;
8. Изучить практику использования криптографических средств в защите информации в ведомственных государственных информационных системах;
9. Проанализировать современные технологии и подходы к защите информации в ведомственных государственных информационных системах;
10. Предложить рекомендации по улучшению защиты информации в ведомственных государственных информационных системах.
В рамках данного дипломного проекта были изучены основные аспекты обеспечения информационной безопасности в государственных информационных системах МВД РФ. Этот вопрос считается одним из ключевых в правоохранительной сфере, требующим особого внимания и защиты. Для обеспечения надёжной защиты информации необходим комплекс мер и средств, включая организационные, технические и правовые аспекты.
С увеличением угроз и рисков, связанных с атаками и утечками информации, становится жизненно важным разработка и применение эффективных методов и средств защиты. Необходимо постоянно совершенствовать методы и технологии защиты информации, учитывая появление новых угроз и возможностей преступников по нарушении целостности информации.
Только таким образом можно обеспечить надёжную защиту информации и эффективное функционирование государственных информационных систем. Исследование выявило особенности защиты информации в государственных информационных системах МВД РФ, такие как: строгий режим доступа, применение криптографических методов, разработка специализированных систем защиты информации и проведение аудитов систем безопасности.
Защита информации в таких системах является сложным и многогранным процессом, требующим постоянного обновления и совершенствования. Однако правильная организация системы защиты информации минимизирует риски и обеспечивает безопасность работы государственных информационных систем.
В ходе исследования было выявлено, что особенности защиты информации в государственных информационных системах МВД РФ включают в себя такие аспекты, как:
1. Строгий режим доступа к информации, подразумевающий использование различных уровней доступа и идентификации пользователей.
2. Применение современных криптографических методов и алгоритмов для защиты передаваемой и хранимой информации.
3. Разработка и внедрение специализированных систем защиты информации, включающих в себя обнаружение и предотвращение вторжений, мониторинг и анализ сетевой активности, а также системы резервного копирования и восстановления данных.
4. Проведение регулярных аудитов и проверок систем безопасности для выявления уязвимостей и обеспечения непрерывной работы.
В результате проведённого исследования можно сделать вывод о том, что защита информации в государственных информационных системах МВД РФ является сложным и многогранным процессом, требующим постоянного совершенствования и обновления. Однако, правильно организованная система защиты информации позволяет минимизировать риски и обеспечить безопасную работу государственных информационных систем.
В заключении можно подчеркнуть, что эффективная защита информации в государственных информационных системах МВД РФ играет ключевую роль в обеспечении безопасности и стабильности правоохранительной деятельности. Постоянное внимание к данной проблематике, а также применение современных технологий и методов защиты, позволит в полной мере обеспечить надёжность и безопасность информационных систем МВД РФ.
Таким образом, поставленные задачи решены, а цель ВКР по теме «Особенности защиты информации в региональных узлах и сегментах ведомственных государственных информационных систем» - достигнута.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Требования по безопасности информации, устанавливающие уровни доверия к средствам технической защиты информации и средствам обеспечения безопасности информационных технологий (утв. Приказом ФСТЭК России от 2 июня 2020 г. № 76)
3. Приказ ФСТЭК России от 03.04.2018 N 55 (ред. от 19.09.2022) «Об утверждении Положения о системе сертификации средств защиты информации» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.05.2018 N 51063)
4. Приказ ФСТЭК России от 29.04.2021 N 77 «Об утверждении Порядка организации и проведения работ по аттестации объектов информатизации на соответствие требованиям о защите информации ограниченного доступа, не составляющей государственную тайну» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.08.2021 N 64589)
5. Приказ МВД России от 20.05.2008 № 435 (с изм. от 28.12.2011) «Об утверждении новой редакции Программы МВД России «Создание единой информационно - телекоммуникационной системы органов внутренних дел»»
6. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 02.11.2023) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2023)
7. Ст.14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 12.12.2023) об «Информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2023)
8. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «О персональных данных»
9. «Методический документ. Меры защиты информации в государственных информационных системах» (утв. ФСТЭК России 11.02.2014)
10. Постановление Правительства РФ от 6 июля 2015 г. N 676 «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации» (ред. от 16.12.2022 и действует с 01.01.2023)
11. ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2021Информационная технология (ИТ). «Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования.»
12. Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 608 «О сертификации средств защиты информации» (ред. от 21.04.2010)
13. Приказ МВД России от 20.05.2008 № 435 (с изм. от 28.12.2011) «Об утверждении новой редакции Программы МВД России «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел»»
14. Федеральный закон от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».
Научная литература:
1. Маркина Т. А. Средства защиты вычислительных систем и сетей. Учебное пособие. – СПб: Университет ИТМО, 2016. – 71 с.
2. Шулекин, И. П. Организационно - правовые проблемы защиты информации в деятельности органов внутренних дел районного звена: на примере районных и городских отделов внутренних дел ГУВД Воронежской области: специальность 05.13.19 «Информационная безопасность»: Диссертация на соискание доктора технических наук / Шулекин, И. П.; Кафедра информационной безопасности Воронежского института МВД России. - Воронеж, 2006. - 166 c.
3. Ламонов А.В. Исследование механизмов блокирования информации в компьютерных системах органов государственного и муниципального управления в интересах выявления противоправных действий в сфере компьютерной информации: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 05.13.19 / Воронеж. ин-т МВД России. - Воронеж, 2006. - 23 с.
4. Фролова Е.В. Защита следственной информации на этапе предварительного расследования: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 05.13.19 / Воронеж. ин-т МВД России. - Воронеж, 2006. - 22 с.
5. Математическая теория связи [Электронный ресурс]. - URL: http://shannon.usu.edu.ru/Shannon/shannon1948/ (Дата обращения: 30.01.2024).