Введение 3
Глава I. Развитие мелкой моторики у детей 6-7 лет на этапе подготовки к школе 7
1.1 Развитие мелкой моторики рук в раннем и дошкольном возрасте. 7
1.2 Особенности подготовки детей 6-7 лет к школе 19
1.3 Формы и методы работы по развитию мелкой моторики и
графических навыков 28
Выводы по 1 главе 43
Глава II. Педагогические условия развития мелкой моторики кистей рук детей 6-7 лет на этапе подготовки к школе 45
2.1 Установление начального уровня развития мелкой моторики кистей рук у
детей 6-7 лет на этапе подготовки к школе 45
2.2 Комплекс упражнений, направленный на развития мелкой
моторики 53
Выводы по 2 главе 59
Заключение 61
Библиографический список 63
Приложения 67
Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Л.С. Выготский отмечал, что если «ребёнок до трех лет по каким- то причинам не усвоил речи и не начал ей обучатся с трёхлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребёнку гораздо труднее, чем полуторагодовалому». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, графическое письмо. Необходимость развития активных движений пальцев рук получило научное обоснование. Этим и обусловлен выбор темы моего саморазвития.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще до нашей эры в Китае. И сейчас в современном Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Регулярные упражнения улучшают память, умственные способности ребенка, развивают координацию движений, силу и ловкость.
Педагог-классик В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
И.М. Сеченов был одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка, как результат созревания определенных нервных структур. Он писал, что «движение руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».
Учёными установлено, что умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, а уже к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Необходимо начинать работу в этом направлении с детьми в возрасте от 2 до 7 лет, так как это самый благоприятный период для развития детей, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на весь образовательный процесс.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.
Вместе с тем, на ежегодных совместных совещаниях детских садов и школ по итогам адаптации первоклассников учителями ставится проблема недоразвития общей и мелкой моторики у выпускников ДОУ. По данным Министерства здравоохранения РФ в настоящее время только 15 % детей рождаются абсолютно здоровыми, у остальных отмечаются те или иные патологии. По статистике, 70-90 % детей, посещающих дошкольные
учреждения, имеют проблемы с речевым развитием - от темповой задержки, нарушений звукопроизношения до моторной алалии. До 50 % детей с ОНР и 35 % детей с фонетико-фонематическим недоразвитием имеют стертую
дизартрию. Это приводит к возникновению негативного отношения к образовательной деятельности, снижению мотивации к познанию, нарушению общения, повышению уровня тревожности.
...
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
В настоящее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Следствие слабого развития моторики, и в частности - кисти руки, это общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками.
Диагностическая работа, должна строится с опорой на основные психолого-диагностические принципы, признанные отечественной специальной психологией и коррекционной педагогикой и раскрытые в трудах Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Н.М. Аксарина, Э.Р. Пилюгина, М.М. Кольцова и др. Изучив и обобщив данные психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, можно прийти к выводу, что в последние годы активизировался интерес к данной теме. Всё больше публикаций теоретических и практических материалов посвящено вопросам развития мелкой моторики кисти рук у детей дошкольного возраста.
Для развития мелкой моторики необходимо, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Такими как различные виды пальчиковых игр, в том числе со скороговорками, разные виды ручного труда, как плетение, нанизывание бус, оригами, мозаика, вырезание, вышивание, лепка, игровые упражнения с мелкими предметами и т.д.
Если эти игры, занятия и упражнения применять в комплексе, то они способствуют развитию разных групп мышц руки, развивают мышечный контроль, точность, гибкость и координацию движений.
Чтобы данная работа была эффективной, она должна проводиться регулярно и непрерывно. Для неё необходимо выделить определённое время в режиме дня и сетке занятий, желательно начинать её как можно раньше и не позднее, чем за год до поступления в школу.
Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий.
Таким образом, можно сделать вывод, что движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Моторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи.
Таким образом, чтоб решить проблему развития мелкой моторики мы определили уровень развития мелкой моторики и критерий, выбрали и проработали программу развития и обогатили данный вид работы за счет включения в педагогический процесс ДОУ комплекс эффективных приемов и упражнений, создав целенаправленную систему по развитию мелкой моторики.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, разработанная на основе примерной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М, 2014, разработанной в соответствии с ФГОС и являющаяся инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, В детском саду реализуются парциальная программа:
«Детский сад по системе Монтессори»
1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи. //Дошкольное воспитание. - 1990. - № 8.
2. Аленькина Т.Н. Гармонизация движений, эмоций и общения детей с нарушениями речи средствами психогимнастики/ Т.Н. Аленькина, О.В. Никитина // Логопед. - №5. - 2006. - С.24-33.
3. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации. / «Начальная школа», 1999, № 1.
4. Баринцова Н. Готовим руку к письму. //Дошкольное воспитание. - 1996
5. Беляускайте, Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребёнка / Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: АПН СССР. - 1987. - 189 с.
6. Божович, Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: АСТ. - 1995. - 234 с.
7. Баранов А. А учебник «детские болезни» под редакцией А. А. Баранова. - М.: ГЭОТАР - МЕД. - 2002. - 880 с.
8. Вильчковский Э.С. Развитие двигательной функции у детей. - Киев: «Здоровье», 1983г.
9. Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям
. -- М.: Просвещение, 2002
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя/ Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 93с.
11. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. / Собр.соч. / М., 1983.
12. Волкова Г.А. Методика психолого - логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова.- СПб., 2005.- 144с.
13. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста // Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. - М., 1995.
14. Варга, А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников в игровой группе // Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: 1998.- 152с.
15. Гуревич М.О. Психомоторика / М.О. Гуревич, Н.И. Озерецкий. - М.. 1930. - 342с.
... всего 66 источников