Только Word
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения эмоциональных особенностей
детей с общим недоразвитием речи
1.1. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста 6
1.2. Психологические и речевые особенности дошкольников с общим недоразвитием речи 10
1.3. Особенности эмоциональной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи 13
Глава II. Изучение эмоциональной лексики детей с общим недоразвитием речи (III уровень)
2.1. Организация констатирующего эксперимента 18
2.2. Результаты сравнительного изучения эмоциональной лексики детей с нормальным речевым развитием и общим недоразвитием речи 21
Глава III. Коррекционная работа по формированию эмоциональной лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
3.1. Организация коррекционного обучения 28
3.2. Игры и упражнения для формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
3.2.1.Подготовительный этап… 30
3.2.2.Основной этап 32
3.2.3.Заключительный этап 33
3.3. Результаты контрольного эксперимента . 34
Заключение 38
Список литературы 40
Приложение
Особенности психики дошкольников с общим недоразвитием речи изучаются многими авторами: Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Г.С. Гуменной, В.П. Глуховым, Л.С.Цветковой, В.К. Воробьевой, С.Н. Шаховской, О.А. Слинько, Л.Г. Соловьевой, И.Ю. Левченко, Г.Х. Юсуповой и др. Как правило, эти исследования посвящены изучению конкретных познавательных процессов. Так, Р.А. Белова-Давид и ряд других авторов пишут о недостаточности представлений об окружающем мире, неточности пространственных и временных представлений, недоразвитии игровой деятельности, отсутствии целенаправленности, снижении памяти, неустойчивости и узости внимания. В работах Г.С. Гуменной сообщается о недостаточной наблюдательности по отношению к языковым явлениям, своеобразии словесно-логического мышления, низкой способности к запоминанию вербального материала, недостаточный уровень развития самоконтроля. В.П. Глухов отмечает снижение творческого воображения.
Анализ развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень), описанный в работах Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской и др. свидетельствует о существенных отклонениях от нормально развивающихся сверстников как в количественной, так и в качественной характеристиках лексического запаса. Дошкольники используют в активной речи общеизвестные, наиболее часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Особенности лексики, как правило, проявляются в незнании многих слов и оборотов; в неумении отобрать из лексикона и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания. Возникающие у детей специфические ошибки в виде различных замещений нужной лексемы другим словом, свидетельствуют о несформированности целостной системы лексических значений. Как частное проявление системного недоразвития лексической стороны речи рассматривается недостаточность эмоционального словаря у детей с общим недоразвитием речи [24].
Вопросы специфики развития эмоциональной сферы детей с ОНР, однако, изучены до сих пор недостаточно, хотя взаимосвязь познавательных, речевых и аффективных процессов и их взаимное влияние друг на друга не подвергается сомнениям. Именно в дошкольном возрасте развитие речи способствует качественным изменениям других психических процессов и, в частности, эмоциональных, т.к. называние словом обеспечивает выделение, дифференциацию эмоциональных состояний, их осознание и управление ими, понимание переживаний других в процессе общения. Отклонения в речевом развитии, таким образом, отражаются и на развитии эмоциональной сферы дошкольников, однако специфические особенности эмоционального развития детей этой группы не исследованы в полном объеме. В частности, недостаточно изучены особенности эмоциональной лексики, ее понимания и употребления, не разработаны в достаточной мере методы и приемы коррекционной работы, направленные на ее обогащение.
Все вышеизложенное определяет актуальность данного исследования.
Объект исследования – особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – развитие эмоциональной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством логопедической работы над эмоциональной лексикой.
Цель исследования: изучить особенности эмоциональной лексики детей с общим недоразвитием речи (III уровень) и разработать приемы ее формирования на логопедических занятиях как одного из направлений развития эмоциональной сферы.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи....
В настоящее время в обучение активно интегрируются аспекты психологического развития личности. Это направление затрагивает не только массовое, но и специальное образование, создавая новые направления коррекционного обучения. В связи с этим в логопедической работе выделился такой аспект, как развитие эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи. Как показал анализ литературы, внимание этому вопросу уделено недостаточно. Основные акценты делались на изучении собственно речевых и познавательных особенностей данной категории. Немногочисленные исследования специфики аффективных процессов дошкольников с общим недоразвитием речи говорят о тесной связи речевых, интеллектуальных и эмоциональных трудностей дошкольников с ОНР: речевые трудности порождают дефекты коммуникативной деятельности, а поскольку именно в процессе общения формируется эмоциональная сфера детей дошкольного возраста, то, очевидно, эти данная категория детей сталкивается с рядом трудностей в накоплении, осмысливании и интеграции чувственного опыта. С другой стороны, собственно лексические трудности, проявляющиеся в том числе и в формировании эмоционального словаря, усугубляют процесс понимания детьми как собственных переживаний, так и чувств других людей. То есть, с одной стороны, дошкольники с общим недоразвитием речи не осознают в полной мере и недостаточно дифференцируют собственные аффективные реакции, с другой теряются в их названиях и значениях понятий, обозначающих те или иные эмоциональные состояния.
Констатирующий эксперимент позволил выявить особенности эмоциональной лексики дошкольников с общим недоразвитием речи: неточность понимания как самих эмоциональных состояний, так и слов, их обозначающих; затруднения в определении причин эмоциональных реакций в бытовых ситуациях. По сути, их эмоциональный опыт сводился лишь к определению знака переживания, без учета его интенсивности и нюансов. Дошкольники с ОНР продемонстрировали бедность эмоциональной лексики, ее малую дифференцированность.
Коррекционная работа была направлена на уточнение, обогащение, расширение эмоционального словаря на уровне слов, предложений, связной речи. Предварялась она обогащением эмоционального опыта детей, расширением спектра их собственных чувств и переживаний. То есть, учитывая идею интеграции, мы подошли к процессу формирования речи с двух сторон – логопедической и психологической. Контрольный эксперимент показал эффективность такого подхода и выдвинутую гипотезу. Положительная динамика отмечена в обогащении эмоционального словаря: если до специального обучения дети, как правило, не различали оттенков переживаний, деля их на «плохие» и «хорошие», то по завершении работы «хорошее настроение» превратилось в «радостное», «довольное», «приветливое» и т.д. «Плохое» же стало «сердитым», «расстроенным», «обиженным», «рассерженным». Также дети стали точнее понимать причины возникновения тех или иных эмоциональных реакций, их мимических проявлений.
Разработанные приемы могут быть использованы в логопедической работе при обучении детей с речевыми нарушениями.
1. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М., 1989.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – // http://elib.gnpbu.ru/text/bozhovich_lichnost-i-ee-formirovanie_2008/fs,1/
3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990.
4. Васильева Е.В. Тревожно-фобические состояния у детей с ОНР в условиях адаптации к дошкольному учреждению // Логопед, – 2012, №2 – С.12-15.
5. Волкова Л.С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения. Автореф. диссертации на соискание уч. степ. докт. пед. наук. – М., 1983. http://www.pedlib.ru/Books
6. Волковская Т. Н., Юсупова, Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2004
7. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006
8. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Издательство «Лань»,2003.
9. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1982. – 504 с.
10. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие. –М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
11. Гаркуша Ю. Ф. , Изучение неречевых умений у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Международная конференция по аномальному развитию детей и подростков. МПГУ, 1994.
12. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология, 1995, №1.
13. Глухов В. П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Недоразвитие и утрата речи. М., 1985.
14. Гуменная Г. С. , Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. М., 1991.
15. Дельфин Е.В. Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи Альманах лучших научных работ студентов, членов исследовательских групп. Выпуск 2. – М.: МОСУ, 2005 // http://nsportal.ru/...55