Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методическая организация целеполагания при формировании навыков говорения на уроках французского языка в средней общеобразовательной школе

Работа №148858

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы методической организации целеполагания при формировании навыков говорения на уроках французского языка в средней общеобразовательной школе …………………………………………………….8
1.1 Содержание понятия “целеполагание” как педагогической категории при обучении французскому языку в средней школе, его роль, структура, классификация, уровни реализации, этапы и особенности …………………….8
1.2 Говорение как вид речевой деятельности и процесс формирования его навыков при обучении французскому языку в средней школе ……………….21
1.3 Психолого-педагогическая характеристика учащихся средней школы как условие обучения французскому языку ………………………………………..31
Выводы к главе 1 ………………………………………………………………...43
Глава 2. Проектирование уроков французского языка по формированию навыков говорения в средней школе, направленных на организацию целеполагающей деятельности учащихся ……………………………………..45
2.1 Анализ современных УМК по формированию навыков говорения в средней школе …………………………………………………………………...45
2.2 Дидактические материалы (разработки) по формированию учебного действия целеполагания по французскому языку в средней школе…….…….55
Выводы к главе 2 ………………….......................................................................66
Заключение …………………………………........................................................68
Список использованных источников …………………………..........................70
Приложение 1 ……………………………………………………………………78
Приложение 2 ……………………………………………………………………81
Приложение 3 ……………………………………………………………………88

Интерес к изучению проблемы цели и целеполагания возник уже в античные времена. В своем сочинении «О цели» древнегреческий философ Демокрит определил цель как «благое состояние духа», которое он также назвал благосостоянием, а римский философ-стоик, поэт и государственный деятель Сенека, живший еще в 4 до н.э. д – 65 н.э., сказал: «Кораблю, который не знает, куда плыть, ни один ветер не будет попутным», еще раз подчеркнув тем самым значение цели и навыков целеполагания для какой-либо деятельности, а также широту применения этих понятий.
В самом деле, категория цели и тесно связанная с ней категория целеполагания применимы практически ко всем сферам жизни, так как они являются основополагающими для любого вида человеческой деятельности и, соответственно, могут быть рассмотрены с точки зрения различных подходов и дисциплин – психологии, философии, экономики, менеджмента, дидактики и т. д.
Что касается последней – в частности, дидактики французского языка как иностранного –, то целеполагание определяется в данной области науки как один из трёх взаимосвязанных этапов урока, который заключается в определении целей и задач учебной деятельности и соответствующей им последовательности действий учащихся и который, наряду с самостоятельной продуктивной деятельностью и рефлексией, составляет основу содержания данной учебной деятельности. Высокая значимость учебного действия целеполагания для образовательного процесса была отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения, закрепившем личностно-ориентированный подход как ведущий и, следовательно, установившем, что процесс целеполагания должен пронизывать весь процесс обучения в школе. Это значит, что в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на уроках французского языка в средней школе учителю необходимо организовывать условия для осуществления учащимися учебного действия целеполагания.
В то же время учёные отмечают, что понятия цели и целеполагания являются не только одной из приоритетных категорий для процесса обучения в школе, но и одной из главных проблем организации современного урока, что связано с несоответствием методической организации самого процесса целеполагания на уроках иностранного языка последним требованиям образовательных стандартов. Прежде всего речь идёт о формальном подходе к формулировке цели, заключающемся в прибегании учителем к жёсткому виду целеполагания, при котором он сам формулирует цель и программу учебной деятельности вместо того, чтобы задавать процесс и создавать условия для целеполагающей деятельности учащихся. Последствием этого могут стать подмена, глобализация, локализация учебной цели и т. д., так как, по мнению учёных, для успешного процесса целеполагания учащийся должен быть включён в целеполагающую деятельность, т. е. он должен быть её субъектом...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема методической организации учебного целеполагания учащихся средней школы как процесса сознательного определения целей и задач своей учебной деятельности и ее планирования в соответствии с ними является на сегодняшний день одной из самых актуальных проблем языкового образования, так как согласно Федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения, процесс целеполагания должен сопровождать весь процесс обучения в школе и формироваться уже с начального этапа обучения, однако научные исследования показывают, что на практике эти требования соблюдаются не всегда, в результате чего на сегодняшний день большинство учащихся средней школы обладают низким уровнем сформированности учебного целеполагания. 
Для того, чтобы параллельно с обучением говорению на французском языке формировать у учащихся средней школы учебное действие целеполагания, необходимо методически формировать их учебную деятельность, учитывая как требования к созданию условий для целеполагания, так и для формирования навыков говорения, а также психолого-педагогических возрастных особенностей.
Для достижения цели было организовано теоретическое исследование, в ходе которого была подобрана и изучена научная литература по теме исследования, в результате чего были выявлены требования к методической организации учебного целеполагания в процессе формирования и развития навыков говорения у учащихся средней школы. 
На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что методическая организация условий для формирования учебного целеполагания учащихся средней школы при обучении говорению на французском языке должна отвечать следующим критериям:  личностная ориентация и, следовательно, личная значимость для учащегося, исполняющие роль мотиватора к учебной деятельности; обязательное наличие проблемной ситуации, обусловливающей активную интеллектуальную деятельность; взаимосвязанность и логическая последовательность как цели и задач, так и упражнений по обучению говорению; учет таких возрастных особенностей, как интимно-личное общение со сверстниками как ведущая деятельность, большое влияние коллектива, чувство взрослости как новообразование возраста, высокое развитие когнитивных способностей, потребность проявлять самостоятельность, независимость, творческие способности; критичность, развитие самосознания. 
В результате практического исследования, заключающегося в анализе существующих УМК с точки зрения соответствия данным критериям, был сделан вывод о том, что проанализированные учебники отвечают данным критериям не в полной мере, следовательно, учителю необходимо их дополнять другими упражнениями.  Были разработаны примеры комплексов упражнений по формированию и развитию навыков говорения, учитывающие требования к методической организации учебного целеполагания.
Была достигнута цель исследования, заключающаяся в выявлении условий методической организации целеполагания в процессе обучения говорению на уроках французского языка в средней школе. 
Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при при планировании уроков по формированию навыков говорения на французском языке в общеобразовательных учреждениях и частных языковых школах, при разработке факультативных занятий, частных практик по французскому языку, при подготовке к международным языковым экзаменам, а также при подготовке студентов старших курсов к педагогической практике.


1) Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение в школе – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 332 с.
2) Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. Москва: Просвещение, 1988. 334 с.
3) Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. Москва: Высшая школа, 1966. 256 с.
4) Бабинская П. К. Практический курс методики преподавания иностранных языков / П. К. Бабинская, Т. П. Леонтьева, И. М. Андреасян и др. – Минск: Тетра Системс, 2006. – 275 c.
5) Бахтеева А. М., Янин А. В. Категория цели и целеполагания в процессе обучения иностранным языкам // Материалы и методы инновационных научно-практических исследований и разработок. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 151-155.
6) Белянко Е.А. Драматизация в обучении английскому языку.- Ростов н/Д: Феникс, 2013 – 93 с.
7) Береговская Э. М. «L’oiseau Bleu (Синяя птица) 5» : учебник французского языка для 5 класса общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2014. 114 с.
8) Береговская Э. М. Французский язык. Книга для учителя. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Э. М. Береговская, А. В. Гусева, Н. Н. Цурцилина. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2011. — 221 с.
9) Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. Москва: Просвещение, 1977. 278 с.
10) Бим И.Л. Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. Москва: Просвещение, 1991. 288 с.
11) Бухбиндер В.А. Устная речь как процесс и как предмет обучения // Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках / под ред. В. А. Бухбиндера. Киев: КГУ, 1980, 568 с.
12) Вайсбурд М.Л. Теоретические осно­вы методики обучения иностранным языкам в средней школе. Москва: Просвещение, 1981. 278 с.
13) Вайсбурд М.Л. Типология учебно-речевых ситуаций //Психолого-педаго­гические проблемы интенсивного обучения иностранным языкам. Москва: МГУ, 1981. С. 386-390.
14) Вайсбурд М.Л. Типы задач в обучении иноязычной речевой деятельности // Развитие познавательной активности в процессе овладения речевой деятельностью на иностранном языке. Москва: АПН/НИИСиМО, 1986. С. 186 - 190.
15) Вайсбурд М.Л., Ариян М.А. Ситуативная роль как методическое понятие // Иностранные языки в школе. 1984. № 5. С. 23- 27....74


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ