Только Word
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы методической организации целеполагания при формировании навыков говорения на уроках французского языка в средней общеобразовательной школе …………………………………………………….8
1.1 Содержание понятия “целеполагание” как педагогической категории при обучении французскому языку в средней школе, его роль, структура, классификация, уровни реализации, этапы и особенности …………………….8
1.2 Говорение как вид речевой деятельности и процесс формирования его навыков при обучении французскому языку в средней школе ……………….21
1.3 Психолого-педагогическая характеристика учащихся средней школы как условие обучения французскому языку ………………………………………..31
Выводы к главе 1 ………………………………………………………………...43
Глава 2. Проектирование уроков французского языка по формированию навыков говорения в средней школе, направленных на организацию целеполагающей деятельности учащихся ……………………………………..45
2.1 Анализ современных УМК по формированию навыков говорения в средней школе …………………………………………………………………...45
2.2 Дидактические материалы (разработки) по формированию учебного действия целеполагания по французскому языку в средней школе…….…….55
Выводы к главе 2 ………………….......................................................................66
Заключение …………………………………........................................................68
Список использованных источников …………………………..........................70
Приложение 1 ……………………………………………………………………78
Приложение 2 ……………………………………………………………………81
Приложение 3 ……………………………………………………………………88
Интерес к изучению проблемы цели и целеполагания возник уже в античные времена. В своем сочинении «О цели» древнегреческий философ Демокрит определил цель как «благое состояние духа», которое он также назвал благосостоянием, а римский философ-стоик, поэт и государственный деятель Сенека, живший еще в 4 до н.э. д – 65 н.э., сказал: «Кораблю, который не знает, куда плыть, ни один ветер не будет попутным», еще раз подчеркнув тем самым значение цели и навыков целеполагания для какой-либо деятельности, а также широту применения этих понятий.
В самом деле, категория цели и тесно связанная с ней категория целеполагания применимы практически ко всем сферам жизни, так как они являются основополагающими для любого вида человеческой деятельности и, соответственно, могут быть рассмотрены с точки зрения различных подходов и дисциплин – психологии, философии, экономики, менеджмента, дидактики и т. д.
Что касается последней – в частности, дидактики французского языка как иностранного –, то целеполагание определяется в данной области науки как один из трёх взаимосвязанных этапов урока, который заключается в определении целей и задач учебной деятельности и соответствующей им последовательности действий учащихся и который, наряду с самостоятельной продуктивной деятельностью и рефлексией, составляет основу содержания данной учебной деятельности. Высокая значимость учебного действия целеполагания для образовательного процесса была отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения, закрепившем личностно-ориентированный подход как ведущий и, следовательно, установившем, что процесс целеполагания должен пронизывать весь процесс обучения в школе. Это значит, что в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на уроках французского языка в средней школе учителю необходимо организовывать условия для осуществления учащимися учебного действия целеполагания.
В то же время учёные отмечают, что понятия цели и целеполагания являются не только одной из приоритетных категорий для процесса обучения в школе, но и одной из главных проблем организации современного урока, что связано с несоответствием методической организации самого процесса целеполагания на уроках иностранного языка последним требованиям образовательных стандартов. Прежде всего речь идёт о формальном подходе к формулировке цели, заключающемся в прибегании учителем к жёсткому виду целеполагания, при котором он сам формулирует цель и программу учебной деятельности вместо того, чтобы задавать процесс и создавать условия для целеполагающей деятельности учащихся. Последствием этого могут стать подмена, глобализация, локализация учебной цели и т. д., так как, по мнению учёных, для успешного процесса целеполагания учащийся должен быть включён в целеполагающую деятельность, т. е. он должен быть её субъектом...
Проблема методической организации учебного целеполагания учащихся средней школы как процесса сознательного определения целей и задач своей учебной деятельности и ее планирования в соответствии с ними является на сегодняшний день одной из самых актуальных проблем языкового образования, так как согласно Федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения, процесс целеполагания должен сопровождать весь процесс обучения в школе и формироваться уже с начального этапа обучения, однако научные исследования показывают, что на практике эти требования соблюдаются не всегда, в результате чего на сегодняшний день большинство учащихся средней школы обладают низким уровнем сформированности учебного целеполагания.
Для того, чтобы параллельно с обучением говорению на французском языке формировать у учащихся средней школы учебное действие целеполагания, необходимо методически формировать их учебную деятельность, учитывая как требования к созданию условий для целеполагания, так и для формирования навыков говорения, а также психолого-педагогических возрастных особенностей.
Для достижения цели было организовано теоретическое исследование, в ходе которого была подобрана и изучена научная литература по теме исследования, в результате чего были выявлены требования к методической организации учебного целеполагания в процессе формирования и развития навыков говорения у учащихся средней школы.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что методическая организация условий для формирования учебного целеполагания учащихся средней школы при обучении говорению на французском языке должна отвечать следующим критериям: личностная ориентация и, следовательно, личная значимость для учащегося, исполняющие роль мотиватора к учебной деятельности; обязательное наличие проблемной ситуации, обусловливающей активную интеллектуальную деятельность; взаимосвязанность и логическая последовательность как цели и задач, так и упражнений по обучению говорению; учет таких возрастных особенностей, как интимно-личное общение со сверстниками как ведущая деятельность, большое влияние коллектива, чувство взрослости как новообразование возраста, высокое развитие когнитивных способностей, потребность проявлять самостоятельность, независимость, творческие способности; критичность, развитие самосознания.
В результате практического исследования, заключающегося в анализе существующих УМК с точки зрения соответствия данным критериям, был сделан вывод о том, что проанализированные учебники отвечают данным критериям не в полной мере, следовательно, учителю необходимо их дополнять другими упражнениями. Были разработаны примеры комплексов упражнений по формированию и развитию навыков говорения, учитывающие требования к методической организации учебного целеполагания.
Была достигнута цель исследования, заключающаяся в выявлении условий методической организации целеполагания в процессе обучения говорению на уроках французского языка в средней школе.
Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при при планировании уроков по формированию навыков говорения на французском языке в общеобразовательных учреждениях и частных языковых школах, при разработке факультативных занятий, частных практик по французскому языку, при подготовке к международным языковым экзаменам, а также при подготовке студентов старших курсов к педагогической практике.
1) Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение в школе – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 332 с.
2) Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. Москва: Просвещение, 1988. 334 с.
3) Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. Москва: Высшая школа, 1966. 256 с.
4) Бабинская П. К. Практический курс методики преподавания иностранных языков / П. К. Бабинская, Т. П. Леонтьева, И. М. Андреасян и др. – Минск: Тетра Системс, 2006. – 275 c.
5) Бахтеева А. М., Янин А. В. Категория цели и целеполагания в процессе обучения иностранным языкам // Материалы и методы инновационных научно-практических исследований и разработок. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 151-155.
6) Белянко Е.А. Драматизация в обучении английскому языку.- Ростов н/Д: Феникс, 2013 – 93 с.
7) Береговская Э. М. «L’oiseau Bleu (Синяя птица) 5» : учебник французского языка для 5 класса общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2014. 114 с.
8) Береговская Э. М. Французский язык. Книга для учителя. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Э. М. Береговская, А. В. Гусева, Н. Н. Цурцилина. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2011. — 221 с.
9) Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. Москва: Просвещение, 1977. 278 с.
10) Бим И.Л. Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. Москва: Просвещение, 1991. 288 с.
11) Бухбиндер В.А. Устная речь как процесс и как предмет обучения // Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках / под ред. В. А. Бухбиндера. Киев: КГУ, 1980, 568 с.
12) Вайсбурд М.Л. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. Москва: Просвещение, 1981. 278 с.
13) Вайсбурд М.Л. Типология учебно-речевых ситуаций //Психолого-педагогические проблемы интенсивного обучения иностранным языкам. Москва: МГУ, 1981. С. 386-390.
14) Вайсбурд М.Л. Типы задач в обучении иноязычной речевой деятельности // Развитие познавательной активности в процессе овладения речевой деятельностью на иностранном языке. Москва: АПН/НИИСиМО, 1986. С. 186 - 190.
15) Вайсбурд М.Л., Ариян М.А. Ситуативная роль как методическое понятие // Иностранные языки в школе. 1984. № 5. С. 23- 27....74