Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 8
1.1 Теоретические знания как элемент содержания системы образования в сфере физической культуры 8
1.2 Урок физической культуры и его образовательный потенциал 13
1.3 Особенности познавательных процессов младших школьников ……..
20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ …….......
24
2.1 Задачи исследования ……………………………………………………..
24
2.2Методы исследования 24
2.3 Организация исследования 25
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 27
3.1 Организационно-методические условия представления теоретического материала на уроках физической культуры 27
3.2 Вводный урок и его роль в обучении детей на уроке физической культуры 31
3.3 Место и роль домашних заданий в процессе обучения физической культуре 35
3.4 Информационные технологии как новое средство обучения в школе 40
3.5 Методика работы с учебником на уроках физической культуры 45
3.6 Разработка методики формирования знаний у учащихся начальных классов на уроках физической культуры и анализ полученных результатов 49
ВЫВОДЫ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Актуальность. Реализация задач физического образования не возможна в полной мере без получения школьниками специальных знаний по предмету «Физическая культура». В 1998 году в общеобразовательных школах в программу выпускных экзаменов по выбору впервые был включен экзамен по физической культуре, предполагающий оценку не только физической, но и теоретико-методической подготовленности учащихся. С 1999-2000 учебного года физическая культура была включена в перечень учебных предметов, по которым проводятся Всероссийские олимпиады школьников. Одной из задач олимпиады школьников является определение уровня овладения учащимися системой знаний в области физической культуры. Однако практика обучения предмету «Физическая культура» продолжает сталкиваться со сложностями теоретической подготовки школьников [19].
Как свидетельствуют результаты ряда исследований, теоретические знания учащихся о физической культуре, к сожалению, неглубоки. Корень зла – в малоэффективной неразработанной и неадаптированной методике обучения к особенностям преподавания физической культуры [15, 18, 21]. В программных документах рекомендуется обучать школьников теоретическим знаниям на уроках физической культуры. Однако эта цель требует к себе более серьезного отношения: для познания теоретических основ физической культуры необходимо полноценное учебное время. Объем теоретических знаний, который проверяется на экзамене по физической культуре, невозможно «выдать» в процессе уроков, ибо основная часть времени не отводится работе с теоретическими понятиями, а посвящается другому виду учебной деятельности – двигательной. Поэтому учителя ограничиваются лишь сообщением кратких сведений об основных понятиях физической культуры, зная, что их усвоение – минимально, так как двигательная деятельность на уроке обязательно «вытеснит» полученные знания. Это приводит к низкому уровню знаний школьников в данной области, что подтверждается рядом педагогических исследований [6, 8, 14].
Реализация задачи привлечения школьников к занятиям в спортивных секциях, кружках, а также самостоятельным занятиям физическими упражнениями может успешно решаться с помощью вооружения их специальными знаниями [13]. При этом умения наравне со знаниями должны формироваться на каждом уроке. Это заставляет учителя пересматривать методы организации обучения в направлении усиления образовательной функции урока, которая не должна ограничиваться только практическими навыками [9].
Следует активизировать и мысли, и действия учащихся. Для этого необходимо давать ученикам целевую установку, подводить к осознанию направленности любого упражнения, определять пути намеченного, побуждать делать обобщения, сопоставления. И реализовываться это должно систематически.
По мнению В.К. Бальсевича, знание своего организма, его возможностей, принципов развития природных данных и приобретения необходимых умений и навыков позволяет детям намного быстрее стать сильными, быстрыми, выносливыми, ловкими, физически совершенными. И формировать эти знания необходимо с самого раннего возраста [14].
Это предполагает научно обоснованную реорганизацию системы физического воспитания и содержательной направленности деятельности каждого учителя. Речь идет о необходимости привнесения в процесс обучения доступных учащимся знаний, накопленных в культуроведении, педагогике, истории, социологии физической культуры, психологии физического воспитания и спорта, и в естественных науках.
Формирование знаний о физической культуре – непременное условие сознательного овладения учащимися двигательными умениями и навыками. Практика свидетельствует, что чем больше у детей знаний о физической культуре, чем больше развивается у них мыслительный компонент двигательной деятельности – тем выше результаты в освоении умений и навыков, воспитании двигательных способностей, привитии интереса к занятиям физической культурой и спортом, формировании потребности в них. Отсутствие понимания такого единства является в настоящее время одной из причин низкой физкультурной активности школьников и отсутствия должного ее проявления в их образе жизни. В связи с этим возникает необходимость формирования у подрастающего поколения соответствующих знаний [21].
В данном случае возникает необходимость создания целенаправленной системы формирования знаний у учащихся по физической культуре. Как указывает Л.К. Завьялов, сформированная у ребенка система знаний способствует решению многих задач: повышает мотивацию к занятиям физическими упражнениями; увеличивает эффективность овладения программным материалом; дает основу для самостоятельных занятий физическими упражнениями; создает предпосылки для освоения программ по другим предметам.....
Отсутствие в учебном процессе по физической культуре в школе, теоретических занятий в настоящее время не позволяет в полной мере организовать преемственность знаний в области физической культуры в системе многоуровневой подготовки специалистов по физической культуре. В специальной литературе декларируется ведущая роль знаний как компонента содержания физкультурного образования. Подчеркивается, что без освоения теоретического материала невозможно решить задачу общего физкультурного образования, составляющего сущность общеобразовательного предмета «Физическая культура».
2.Специфика урока физической культуры не позволяет использовать ИКТ в том объеме, в котором они используются на других уроках, так как основное направление обучения предмету - двигательная активность. Однако они содержать значительный объем теоретического материала. Существующие разработки использования компьютерных технологий носят выборочный характер: создание банков данных, мониторинг физического развития и физической подготовленности, проектный метод. И это еще не имеет широкого распространения. При этом компьютерные программные средства в общеобразовательных предметах представлены довольно однообразно. ИКТ могут использовать при изучении нового материала, повторении, закреплении, контроле знаний и проверке домашних заданий.
3. Вводный урок физической культуры, будучи одним из типов уроков проводимых при изучении дисциплины «Физическая культура» в школе является одной из важных форм организации учебно-воспитательного процесса по данной дисциплине. В ходе учебного года по курсу «Физическая культура» проводится до 8-10 уроков вводного характера. Как правило, вводные уроки бывают двух типов: синтетический и формирования новых знаний. Вводный урок обычно свойственен уроку, предваряющему изучение курса. Вводный урок синтетического типа. В его структуру будут входить этапы: повторение; знакомство с содержанием и структурой нового курса; закрепление. Задачи такого урока будут состоять в том, чтобы помочь учащимся восстановить в памяти основные знания из предыдущего курса; познакомить с содержанием и структурой нового курса. Важное место на таком уроке отводится вводному повторению.
4.Одним из путей совершенствования процесса обучения физической культуре является улучшение содержания и организации домашних заданий. Целесообразная система домашних заданий по физической культуре – необходимое условие успешного усвоения учащимися программного материала. В процессе организации домашних заданий соблюдаются следующие условия: простота упражнений, заданных на дом (легко осваиваются, хорошо известны); эффективность выполнения упражнений определяется понимание со стороны учащегося того, что он делает; каждое задания должно подробно объясняться учащимся; задания могут как групповыми, так и индивидуальными; необходим постоянный и обоснованный контроль за результатами выполнения домашнего задания; проверка проводится текущим, фронтальным способом. Проверяется правильность выполнения упражнений, оценивается прирост количественных показателей; создание условий положительной мотивации к выполнению домашних заданий; привлечение к контролю за выполнением домашнего задания родителей.
5.Комплекснае использование вводных уроков по физической культуре, домашних заданий, ИКТ способствовало росту теоретических знаний у детей 1 класса на 47,5% в ЭГ и в КГ – на 34,8%.
1. Абрамян, А.М. Информационные и коммуникационные технологии в физической культуре и спорте / А.М. Абрамян // Ученые записки ИИО РАО. – 2010. – Вып. 33. – С. 58-67.
2. Абрамян, А.М. Современные средства ИКТ в физической культуре и спорте / А.М. Абрамян // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Информационные ресурсы в образовании». – Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. – С. 11-12.
3. Андресен, Бент. Б. Мультимедиа в образовании: специализированный учеб. курс: [пер. с англ] / Бент. Б. Андерсен, Катя Ван Ден Бринк. – 2 – е изд. ; испр. и доп. – М. : Дрофа, 2007. – 221 с.
4. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. – М. : Просвещение, 2012. – 192 с.
5. Бальсевич, В.К. Новые векторы модернизации систем массового физического воспитания детей и подростков в общеобразовательной школе / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, Л.Н. Прогонюк // Теория и практика физической культуры. 2013. № 10. С. 56-59.
6. Башмаков, М.И. Информационная среда обучения / М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник. СПб. : Изд-во «Свет», 2007. – 169 с.
7. Башмаков, А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков. М. : изд. Филинъ, 2013. 616 с.
8. Богданов, В.М. Информационные технологии обучения в преподавании физической культуры / В.М. Богданов, В.С. Пономарев, А.В. Соловов // Теория и практика физической культуры. №8. – 2011. С. 34-36.
9. Бондаренко, Г.И. Развитие информационно-коммуникативной компетентности в учебном процессе: справочник заместителя директора школы – 2010 г. №10. – С. 90-102
10. Волков, В.Ю. Компьютерные технологии в физической культуре, оздоровительной деятельности и образовательном процессе / В.Ю. Волков // Теория и практика физ. культуры. – 2001. – № 4. – С. 15-19.
11. Долотина, О.П. Домашние задания должны быть интересными / О.П. Долотина // Физическая культура в школе. 2009. №6. С. 23-27.
12. Жуков, Р.С. Новые информационные технологии в научно-методической деятельности специалистов физической культуры и спорта: состояние и перспективы / Р.С. Жуков // Вестник Кемеровского государственного университета. 2009. № 4. С. 76-80.
13. Жуков, О.Ф. Еще раз о пользе домашних заданий / О.Ф. Жуков // Физическая культура в школе. 2003. №4. С. 25-30.
14. Копылов, Ю.А. Каким быть учебнику по физической культуре / Ю.А. Копылов // Физкультура в школе. 2005. № 4. С. 4-7.
15. Куцаев, В.В. Как мы организуем домашние задания / В.В. Куцаев // Физическая культура в школе. 2003. №5. С. 15-19....36