Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Работа №148845

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2016
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 8
1.1 Теоретические знания как элемент содержания системы образования в сфере физической культуры 8
1.2 Урок физической культуры и его образовательный потенциал 13
1.3 Особенности познавательных процессов младших школьников ……..
20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ …….......
24
2.1 Задачи исследования ……………………………………………………..
24
2.2Методы исследования 24
2.3 Организация исследования 25
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 27
3.1 Организационно-методические условия представления теоретического материала на уроках физической культуры 27
3.2 Вводный урок и его роль в обучении детей на уроке физической культуры 31
3.3 Место и роль домашних заданий в процессе обучения физической культуре 35
3.4 Информационные технологии как новое средство обучения в школе 40
3.5 Методика работы с учебником на уроках физической культуры 45
3.6 Разработка методики формирования знаний у учащихся начальных классов на уроках физической культуры и анализ полученных результатов 49
ВЫВОДЫ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 65


Актуальность. Реализация задач физического образования не возможна в полной мере без получения школьниками специальных знаний по предмету «Физическая культура». В 1998 году в общеобразовательных школах в программу выпускных экзаменов по выбору впервые был включен экзамен по физической культуре, предполагающий оценку не только физической, но и теоретико-методической подготовленности учащихся. С 1999-2000 учебного года физическая культура была включена в перечень учебных предметов, по которым проводятся Всероссийские олимпиады школьников. Одной из задач олимпиады школьников является определение уровня овладения учащимися системой знаний в области физической культуры. Однако практика обучения предмету «Физическая культура» продолжает сталкиваться со сложностями теоретической подготовки школьников [19].
Как свидетельствуют результаты ряда исследований, теоретические знания учащихся о физической культуре, к сожалению, неглубоки. Корень зла – в малоэффективной неразработанной и неадаптированной методике обучения к особенностям преподавания физической культуры [15, 18, 21]. В программных документах рекомендуется обучать школьников теоретическим знаниям на уроках физической культуры. Однако эта цель требует к себе более серьезного отношения: для познания теоретических основ физической культуры необходимо полноценное учебное время. Объем теоретических знаний, который проверяется на экзамене по физической культуре, невозможно «выдать» в процессе уроков, ибо основная часть времени не отводится работе с теоретическими понятиями, а посвящается другому виду учебной деятельности – двигательной. Поэтому учителя ограничиваются лишь сообщением кратких сведений об основных понятиях физической культуры, зная, что их усвоение – минимально, так как двигательная деятельность на уроке обязательно «вытеснит» полученные знания. Это приводит к низкому уровню знаний школьников в данной области, что подтверждается рядом педагогических исследований [6, 8, 14].
Реализация задачи привлечения школьников к занятиям в спортивных секциях, кружках, а также самостоятельным занятиям физическими упражнениями может успешно решаться с помощью вооружения их специальными знаниями [13]. При этом умения наравне со знаниями должны формироваться на каждом уроке. Это заставляет учителя пересматривать методы организации обучения в направлении усиления образовательной функции урока, которая не должна ограничиваться только практическими навыками [9].
Следует активизировать и мысли, и действия учащихся. Для этого необходимо давать ученикам целевую установку, подводить к осознанию направленности любого упражнения, определять пути намеченного, побуждать делать обобщения, сопоставления. И реализовываться это должно систематически.
По мнению В.К. Бальсевича, знание своего организма, его возможностей, принципов развития природных данных и приобретения необходимых умений и навыков позволяет детям намного быстрее стать сильными, быстрыми, выносливыми, ловкими, физически совершенными. И формировать эти знания необходимо с самого раннего возраста [14].
Это предполагает научно обоснованную реорганизацию системы физического воспитания и содержательной направленности деятельности каждого учителя. Речь идет о необходимости привнесения в процесс обучения доступных учащимся знаний, накопленных в культуроведении, педагогике, истории, социологии физической культуры, психологии физического воспитания и спорта, и в естественных науках.
Формирование знаний о физической культуре – непременное условие сознательного овладения учащимися двигательными умениями и навыками. Практика свидетельствует, что чем больше у детей знаний о физической культуре, чем больше развивается у них мыслительный компонент двигательной деятельности – тем выше результаты в освоении умений и навыков, воспитании двигательных способностей, привитии интереса к занятиям физической культурой и спортом, формировании потребности в них. Отсутствие понимания такого единства является в настоящее время одной из причин низкой физкультурной активности школьников и отсутствия должного ее проявления в их образе жизни. В связи с этим возникает необходимость формирования у подрастающего поколения соответствующих знаний [21].
В данном случае возникает необходимость создания целенаправленной системы формирования знаний у учащихся по физической культуре. Как указывает Л.К. Завьялов, сформированная у ребенка система знаний способствует решению многих задач: повышает мотивацию к занятиям физическими упражнениями; увеличивает эффективность овладения программным материалом; дает основу для самостоятельных занятий физическими упражнениями; создает предпосылки для освоения программ по другим предметам.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Отсутствие в учебном процессе по физической культуре в школе, теоретических занятий в настоящее время не позволяет в полной мере организовать преемственность знаний в области физической культуры в системе многоуровневой подготовки специалистов по физической культуре. В специальной литературе декларируется ведущая роль знаний как компонента содержания физкультурного образования. Подчеркивается, что без освоения теоретического материала невоз­можно решить задачу общего физкультурного образования, составля­ющего сущность общеобразовательного предмета «Физическая культу­ра».
2.Специфика урока физической культуры не позволяет использовать ИКТ в том объеме, в котором они используются на других уроках, так как основное направление обучения предмету - двигательная активность. Однако они содержать значительный объем теоретического материала. Существующие разработки использования компьютерных технологий носят выборочный характер: создание банков данных, мониторинг физического развития и физической подготовленности, проектный метод. И это еще не имеет широкого распространения. При этом компьютерные программные средства в общеобразовательных предметах представлены довольно однообразно. ИКТ могут использовать при изучении нового материала, повторении, закреплении, контроле знаний и проверке домашних заданий.
3. Вводный урок физической культуры, будучи одним из типов уроков проводимых при изучении дисциплины «Физическая культура» в школе является одной из важных форм организации учебно-воспитательного процесса по дан­ной дисциплине. В ходе учебного года по курсу «Физическая культура» проводится до 8-10 уроков вводного характера. Как правило, вводные уроки бывают двух типов: синтетический и формирования новых знаний. Вводный урок обычно свойственен уроку, предваряющему изучение курса. Вводный урок синтетического типа. В его структуру будут входить этапы: повторение; знакомство с содержанием и структурой нового курса; закрепление. Задачи такого урока будут состоять в том, чтобы помочь учащимся восстановить в памяти основные знания из предыдущего курса; познакомить с содержанием и структурой нового курса. Важное место на таком уроке отводится вводному повторению.
4.Одним из путей совершенствования процесса обучения физической культуре является улучшение содержания и организации домашних заданий. Целесообразная система домашних заданий по физической культуре – необходимое условие успешного усвоения учащимися программного материала. В процессе организации домашних заданий соблюдаются следующие условия: простота упражнений, заданных на дом (легко осваиваются, хорошо известны); эффективность выполнения упражнений определяется понимание со стороны учащегося того, что он делает; каждое задания должно подробно объясняться учащимся; задания могут как групповыми, так и индивидуальными; необходим постоянный и обоснованный контроль за результатами выполнения домашнего задания; проверка проводится текущим, фронтальным способом. Проверяется правильность выполнения упражнений, оценивается прирост количественных показателей; создание условий положительной мотивации к выполнению домашних заданий; привлечение к контролю за выполнением домашнего задания родителей.
5.Комплекснае использование вводных уроков по физической культуре, домашних заданий, ИКТ способствовало росту теоретических знаний у детей 1 класса на 47,5% в ЭГ и в КГ – на 34,8%.


1. Абрамян, А.М. Информационные и коммуникационные технологии в физической культуре и спорте / А.М. Абрамян // Ученые записки ИИО РАО. – 2010. – Вып. 33. – С. 58-67.
2. Абрамян, А.М. Современные средства ИКТ в физической культуре и спорте / А.М. Абрамян // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Информационные ресурсы в образовании». – Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. – С. 11-12.
3. Андресен, Бент. Б. Мультимедиа в образовании: специализированный учеб. курс: [пер. с англ] / Бент. Б. Андерсен, Катя Ван Ден Бринк. – 2 – е изд. ; испр. и доп. – М. : Дрофа, 2007. – 221 с.
4. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. – М. : Просвещение, 2012. – 192 с.
5. Бальсевич, В.К. Новые векторы модернизации систем массового физического воспитания детей и подростков в общеобразовательной школе / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, Л.Н. Прогонюк // Теория и практика физической культуры.  2013.  № 10.  С. 56-59.
6. Башмаков, М.И. Информационная среда обучения / М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник.  СПб. : Изд-во «Свет», 2007. – 169 с.
7. Башмаков, А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков.  М. : изд. Филинъ, 2013.  616 с.
8. Богданов, В.М. Информационные технологии обучения в преподавании физической культуры / В.М. Богданов, В.С. Пономарев, А.В. Соловов // Теория и практика физической культуры.  №8. – 2011.  С. 34-36.
9. Бондаренко, Г.И. Развитие информационно-коммуникативной компетентности в учебном процессе: справочник заместителя директора школы – 2010 г.  №10. – С. 90-102
10. Волков, В.Ю. Компьютерные технологии в физической культуре, оздоровительной деятельности и образовательном процессе / В.Ю. Волков // Теория и практика физ. культуры. – 2001. – № 4. – С. 15-19.
11. Долотина, О.П. Домашние задания должны быть интересными / О.П. Долотина // Физическая культура в школе.  2009.  №6.  С. 23-27.
12. Жуков, Р.С. Новые информационные технологии в научно-методической деятельности специалистов физической культуры и спорта: состояние и перспективы / Р.С. Жуков // Вестник Кемеровского государственного университета.  2009.  № 4.  С. 76-80.
13. Жуков, О.Ф. Еще раз о пользе домашних заданий / О.Ф. Жуков // Физическая культура в школе.  2003.  №4.  С. 25-30.
14. Копылов, Ю.А. Каким быть учебнику по физической культуре / Ю.А. Копылов // Физкультура в школе.  2005.  № 4.  С. 4-7.
15. Куцаев, В.В. Как мы организуем домашние задания / В.В. Куцаев // Физическая культура в школе.  2003.  №5.  С. 15-19....36


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ