Оглавление 4
Определения 5
1. Бинауральный звук. Современные бинауральные технологии 8
1.1 Трехмерное аудио 8
1.2 HRTF функция 8
1.3 Проблемы применения HRTF 9
2. Используемые технологии 11
2.1 Системы бинаурализации 11
2.2 Программы для работы 11
3. Создание проекта 15
3.1 Запись звука 15
3.2 Ambisonics Room Simulator 16
3.3 Waves NX 19
3.4 Ambisonics Decoder 23
3.5 Выводы 28
Заключение 29
Использованные источники 30
Современные технологии записи и мастеринга аудио предоставляют пользователям обширные возможности для обработки звукозаписей. Некоторые программы могут имитировать поведение звука настолько успешно, что при прослушивании звукозаписей в наушниках у слушателя сложится ощущение, будто он находится в студии звукозаписи, которая идеально передает все тонкости аудиодорожки. Однако, прослушивание аудио, словно, в студии звукозаписи не является пределом всех возможностей для манипуляции со звуком. С помощью программ для обработки аудио мы можем симулировать поведение звука таким образом, чтобы он максимально точно передавал эффект концертного зала или иного помещения.
Звукорежиссеры и инженеры постоянно стараются улучшить опыт, который получает аудитория при прослушивании различного аудио. Системы Surround, которые уже довольно давно вошли в обиход и используются в кинотеатрах повсеместно, с целью передачи не только качественного звука без помех, но и передачи объемности звучания. Главная цель таких систем – это передача звука из динамиков таким образом, чтобы мозг слушателя воспринимал его, как звук трехмерный. Главная задача при моделировании картины при помощи трехмерного звука это передача информации о местоположении излучателя, для этого в системах Surround используется большое количество динамиков, которые располагаются в разных направлениях относительно слушателя и на разных высотах.
Развитие технологий по записи и обработке аудио позволяет нам достигнуть такого же, а вероятно и лучшего эффекта локализации звука используя лишь пару наушников. При помощи программ для обработки звука, которые позволят нам работать с аудио применяя к ним эффект бинаурализации, у нас есть возможность создать объемный трехмерный звук из моно звука. [1]
В работе рассмотрены технологии для обработки и рендеринга аудиофайлов, проведен их анализ. Записан и обработан аудиофайл, демонстрирующий результат возможности использования доступных программ для создания трехмерной аудиозаписи.
Для решения задачи по созданию трехмерного аудио в рамках работы проведены записи музыкантов в концертном зале ДШИ им. Е.А. Мравинского и использованы технологии для редактирования аудио дорожек, создания объемного звука.
В рамках данной работы были изучены: механизм восприятия звука человеком, трехмерное аудио, механизмы по созданию эффекта трехмерного аудио, HRTF функция, а так же ее применение. Изучены наиболее популярные системы бинаурализации звука, проанализированы программы для работы с трехмерным аудио и выбраны наиболее подходящие для работы над проектом. Также была произведена запись звука с целью последующей обработки, обработан аудиоматериала тремя способами и проанализирован получившейся результат.
Из проанализированного материала можно сделать вывод, что обработка аудио с применением Ambisonics Encoder/Decoder является наилучшей для создания эффекта трехмерного звучания.