Есть приложение.
Работа носит теоретический характер.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственного поведения младших школьников на уроках ОРКСЭ 5
1.1. Ключевые аспекты формирования нравственных качеств у учащихся и роль педагога в этом процессе 5
1.2. Понятие нравственного поведения в психолого-педагогической литературе 9
Глава 2. Технология критического мышления как метод воспитания нравственного поведения 15
2.1. Применение методов критического мышления на уроках ОРКСЭ для формирования нравственного поведения 15
2.2. Практические примеры заданий и упражнений, развивающих нравственное поведение через критическое мышление 19
Заключение 25
Список используемой литературы 27
Приложение 30
Актуальность исследования: на начальном этапе обучения закладываются фундаментальные основы личности. Однако, изменения в социальной среде требуют новых подходов и методологий, одной из которых является технология критического мышления. Применение данной технологии на уроках «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) позволяет не только формировать знания, но и развивать умение критически оценивать информацию и принимать обоснованные моральные решения.
Проблема исследования: значима ли проблема формирования нравственного поведения младших школьников в условиях современного мира?
Цель исследования: исследовать методические подходы к воспитанию нравственного поведения младших школьников на уроках ОРКСЭ с использованием технологии критического мышления.
Объект исследования: нравственное поведение младших школьников.
Предмет исследования: использование технологии критического мышления на уроках ОРКСЭ как средства формирования нравственного поведения младших школьников.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
1. описать уроки ОРКСЭ как средство формирования нравственных качеств у учащихся и роль педагога в этом процессе;
2. раскрыть понятие нравственного поведения в психолого-педагогической литературе;
3. проанализировать практическое применение методов критического мышления на уроках ОРКСЭ для формирования нравственного поведения;
4. сформировать практические примеры заданий и упражнений, развивающих нравственное поведение через критическое мышление.
Теоретическая основа исследования опирается на работы отечественных и зарубежных ученых в области педагогики, психологии и философии воспитания, а также исследования в области критического мышления и морально-этического развития детей.
Проблемой изучения логического и критического мышления младших школьников занимались отечественные психологи, такие как:
Б. Г. Ананьев [1], Л. С. Выготский [5], А. А. Леонтьев [13], Р. С. Немов [14], педагоги П. Я. Гальперин [6], В. В. Давыдов [8].
Методологические основы исследования включают комплексный анализ научной литературы, наблюдение, опросы, экспериментальное вмешательство и статистическую обработку данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и расширении знаний о возможностях использования технологии критического мышления для воспитания нравственного поведения у младших школьников.
Практическая значимость заключается в создании методического пособия для преподавателей ОРКСЭ, направленного на формирование и развитие критического мышления учащихся как инструмента нравственного саморазвития. Разработка и внедрение эффективных методик воспитания нравственного поведения младших школьников посредством технологии критического мышления в контексте уроков ОРКСЭ станет значимым вкладом в развитие современной образовательной системы и обогатит педагогическую теорию и практику новыми подходами и методами работы с младшими школьниками.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников из 26 наименований, 2 рисунков, 1 таблицы.
В ходе выполнения курсовой работы на тему «Воспитание нравственного поведения младших школьников на уроках «ОРКСЭ» средствами технологии критического мышления» были решены поставленные задачи и достигнута главная цель — определение эффективности и возможностей методов критического мышления в контексте формирования нравственных качеств у учащихся начальных классов.
1. Теоретический анализ уроков ОРКСЭ позволил увидеть потенциал данного предмета в развитии нравственных качеств у младших школьников в образовательном процессе Российской Федерации. Обратив внимание на роль учителя при реализации данного предмета, мы подчеркнули значимость педагогического влияния на сформированность и становление нравственных ориентиров младших школьников.
2. Было рассмотрено понятие нравственного поведения в психолого-педагогической литературе, что дало основание для последующего анализа особенностей его восприятия и усвоения детьми младшего школьного возраста.
3. Применение методов критического мышления на уроках ОРКСЭ проанализировано с точки зрения их вклада в развитие нравственности учеников. Сформированные уроки по развитию критического мышления у младших школьников демонстрируют, как через размышления, дискуссии и рефлексию можно развивать нравственные чувства и суждения у детей.
4. Исследование эффективности методов критического мышления показало их значительную перспективность для воспитания нравственности у младших школьников. Такие методы не только способствуют осмыслению моральных принципов, но и формируют устойчивые навыки самостоятельного этического выбора и поведения. По итогам серии уроков у младших школьников в 3 «Г» классе на духовно-нравственную тематику с использованием трехфазной технологии на тему «Дружба и общение: как мы влияем друг на друга» была проведена повторная диагностика нравственной самооценки учащихся. Низкий уровень показали 14 % учащихся, средний уровень — 38 % учащихся, высокий уровень — 48 % учащихся. Нами рекомендуется при реализации уроков ОРКСЭ использовать более широкое использование методов критического мышления на практике обучения и воспитания, а также продолжить исследования в данном направлении с целью углубления знаний и разработки новых образовательных стратегий и методик.
Таким образом, исследование демонстрирует важность интеграции технологии критического мышления в образовательный процесс на уроках ОРКСЭ, выделяя ее как эффективное средство для достижения целей нравственного воспитания в начальной школе.
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. — 3-е изд. — Москва [и др.] : Питер, 2010. — 282 с.
2. Андриенко О. А. Общие основы педагогики: учебно-методическое пособие / О. А. Андриенко ; под редакцией А. Ю. Швацкого.. — 2-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2020. — 89 с.
3. Бабанский Ю. К. Педагогика: Курс лекций. — М.: Просвещение, 1988. — 478 с.
4. Бермус А. Г. Теоретическая педагогика : учебное пособие для вузов / А. Г. Бермус. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 159 с.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Лев Выготский. — Москва : АСТ [и др.], 2005. — 670 с.
6. Гальперин П. Я. Обучение и умственное развитие в детском возрасте // Гальперин П. Я. Психология как объективная наука. М.: Издательство «Институт практической психологии», 1998. — 480 с.
7. Григорович Л. А. Педагогика и психология. — М., 2001. — 475 с.
8. Давыдов В. В., Громыко, Ю. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Вопросы психологии. — 1994.— № 6. — С. 31—37.
9. Землянская Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Н. Землянская. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 507 с.
10. Зимняя И. А. Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов / И. А. Зимняя. – 2-е изд., доп., испр. и перераб. – М. : Логос, 2002. — 417 с.
11. Кузнецов В. В. Общая и профессиональная педагогика : учебник и практикум для вузов / В. В. Кузнецов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 156 с.
12. Куцебо Г. И. Общая и профессиональная педагогика : учебное пособие для вузов / Г. И. Куцебо, Н. С. Пономарева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 128 с.
13. Леонтьев А. Н. Зависимость образования ассоциативных связей от содержания действия (совместно с Т. В. Розановой) // Советская педаго¬гика, 1951, № 10, с. 60—77.
14. Луковников Н. Н. Основы педагогической деятельности : учебное пособие / Н. Н. Луковников. — Тверь : Тверская ГСХА, 2021. — 201 с. — Текст : электронный // Лань : электронно—библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/193990 (дата обращения: 15.03.2024).
15. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника [Текст] / А. А. Люблинская. — Москва : Просвещение, 1977. — 224 с.
16. Немов Р. С. Путь к коллективу : Кн. для учителей о психологии ученич. коллектива / Р. С. Немов, А. Г. Кирпичник. — Москва : Педагогика, 1988. — 144 с.
17. Марьенко И. С. Нравственное становление личности. — М., 1985. — 103 с.
18. Основы общей педагогики, Теория и методика воспитания, Селиванов B. C., 2000. — 335 с.
19. Педагогика : учебник и практикум для вузов / С. В. Рослякова, Т. Г. Пташко, Н. А. Соколова ; под научной редакцией Р. С. Димухаметова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 219 с.
20. Педагогика в 2 т. Том 2. Теория и методика воспитания : учебник и практикум для вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк ; под редакцией М. И. Рожкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 252 с.
21. Подласый И. П.. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 463 с.
22. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения/Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (1861) /К. Д. Ушинский. — М.: Изд-во Академии наук РСФСР, 1945. — 574 с.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 // (в ред. от 31.05.2021 — Официальный интернет-портал правовой информации, 05.07.2021).
24. Эльконин Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. — М.: Академия, 2007. — 284 с.
25. Юркина Л. В. Педагогика. Практикум : учебное пособие для вузов / Л. В. Юркина. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 136 с.
26. Якунина Н. А. Критическое мышление: аналитическое осмысление понятия//Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2019. Т. 18. № 4 (42). — С. 21—25.
27. Яновская М. Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. — 2003. — № 4. — С. 24—29.