Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание нравственного поведения младших школьников на уроках «ОРКСЭ» средствами технологии критического мышления (Московский педагогический государственный университет)

Работа №148826

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы29
Год сдачи2024
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложение.
Работа носит теоретический характер.

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственного поведения младших школьников на уроках ОРКСЭ 5
1.1. Ключевые аспекты формирования нравственных качеств у учащихся и роль педагога в этом процессе 5
1.2. Понятие нравственного поведения в психолого-педагогической литературе 9
Глава 2. Технология критического мышления как метод воспитания нравственного поведения 15
2.1. Применение методов критического мышления на уроках ОРКСЭ для формирования нравственного поведения 15
2.2. Практические примеры заданий и упражнений, развивающих нравственное поведение через критическое мышление 19
Заключение 25
Список используемой литературы 27
Приложение 30

Актуальность исследования: на начальном этапе обучения закладываются фундаментальные основы личности. Однако, изменения в социальной среде требуют новых подходов и методологий, одной из которых является технология критического мышления. Применение данной технологии на уроках «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) позволяет не только формировать знания, но и развивать умение критически оценивать информацию и принимать обоснованные моральные решения.
Проблема исследования: значима ли проблема формирования нравственного поведения младших школьников в условиях современного мира?
Цель исследования: исследовать методические подходы к воспитанию нравственного поведения младших школьников на уроках ОРКСЭ с использованием технологии критического мышления.
Объект исследования: нравственное поведение младших школьников.
Предмет исследования: использование технологии критического мышления на уроках ОРКСЭ как средства формирования нравственного поведения младших школьников.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
1. описать уроки ОРКСЭ как средство формирования нравственных качеств у учащихся и роль педагога в этом процессе;
2. раскрыть понятие нравственного поведения в психолого-педагогической литературе;
3. проанализировать практическое применение методов критического мышления на уроках ОРКСЭ для формирования нравственного поведения;
4. сформировать практические примеры заданий и упражнений, развивающих нравственное поведение через критическое мышление.
Теоретическая основа исследования опирается на работы отечественных и зарубежных ученых в области педагогики, психологии и философии воспитания, а также исследования в области критического мышления и морально-этического развития детей.
Проблемой изучения логического и критического мышления младших школьников занимались отечественные психологи, такие как:
Б. Г. Ананьев [1], Л. С. Выготский [5], А. А. Леонтьев [13], Р. С. Немов [14], педагоги П. Я. Гальперин [6], В. В. Давыдов [8].
Методологические основы исследования включают комплексный анализ научной литературы, наблюдение, опросы, экспериментальное вмешательство и статистическую обработку данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и расширении знаний о возможностях использования технологии критического мышления для воспитания нравственного поведения у младших школьников.
Практическая значимость заключается в создании методического пособия для преподавателей ОРКСЭ, направленного на формирование и развитие критического мышления учащихся как инструмента нравственного саморазвития. Разработка и внедрение эффективных методик воспитания нравственного поведения младших школьников посредством технологии критического мышления в контексте уроков ОРКСЭ станет значимым вкладом в развитие современной образовательной системы и обогатит педагогическую теорию и практику новыми подходами и методами работы с младшими школьниками.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников из 26 наименований, 2 рисунков, 1 таблицы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе выполнения курсовой работы на тему «Воспитание нравственного поведения младших школьников на уроках «ОРКСЭ» средствами технологии критического мышления» были решены поставленные задачи и достигнута главная цель — определение эффективности и возможностей методов критического мышления в контексте формирования нравственных качеств у учащихся начальных классов.
1. Теоретический анализ уроков ОРКСЭ позволил увидеть потенциал данного предмета в развитии нравственных качеств у младших школьников в образовательном процессе Российской Федерации. Обратив внимание на роль учителя при реализации данного предмета, мы подчеркнули значимость педагогического влияния на сформированность и становление нравственных ориентиров младших школьников.
2. Было рассмотрено понятие нравственного поведения в психолого-педагогической литературе, что дало основание для последующего анализа особенностей его восприятия и усвоения детьми младшего школьного возраста.
3. Применение методов критического мышления на уроках ОРКСЭ проанализировано с точки зрения их вклада в развитие нравственности учеников. Сформированные уроки по развитию критического мышления у младших школьников демонстрируют, как через размышления, дискуссии и рефлексию можно развивать нравственные чувства и суждения у детей.
4. Исследование эффективности методов критического мышления показало их значительную перспективность для воспитания нравственности у младших школьников. Такие методы не только способствуют осмыслению моральных принципов, но и формируют устойчивые навыки самостоятельного этического выбора и поведения. По итогам серии уроков у младших школьников в 3 «Г» классе на духовно-нравственную тематику с использованием трехфазной технологии на тему «Дружба и общение: как мы влияем друг на друга» была проведена повторная диагностика нравственной самооценки учащихся. Низкий уровень показали 14 % учащихся, средний уровень — 38 % учащихся, высокий уровень — 48 % учащихся. Нами рекомендуется при реализации уроков ОРКСЭ использовать более широкое использование методов критического мышления на практике обучения и воспитания, а также продолжить исследования в данном направлении с целью углубления знаний и разработки новых образовательных стратегий и методик.
Таким образом, исследование демонстрирует важность интеграции технологии критического мышления в образовательный процесс на уроках ОРКСЭ, выделяя ее как эффективное средство для достижения целей нравственного воспитания в начальной школе.



1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. — 3-е изд. — Москва [и др.] : Питер, 2010. — 282 с.
2. Андриенко О. А. Общие основы педагогики: учебно-методическое пособие / О. А. Андриенко ; под редакцией А. Ю. Швацкого.. — 2-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2020. — 89 с.
3. Бабанский Ю. К. Педагогика: Курс лекций. — М.: Просвещение, 1988. — 478 с.
4. Бермус А. Г. Теоретическая педагогика : учебное пособие для вузов / А. Г. Бермус. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 159 с.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Лев Выготский. — Москва : АСТ [и др.], 2005. — 670 с.
6. Гальперин П. Я. Обучение и умственное развитие в детском возрасте // Гальперин П. Я. Психология как объективная наука. М.: Издательство «Институт практической психологии», 1998. — 480 с.
7. Григорович Л. А. Педагогика и психология. — М., 2001. — 475 с.
8. Давыдов В. В., Громыко, Ю. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Вопросы психологии. — 1994.— № 6. — С. 31—37.
9. Землянская Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Н. Землянская. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 507 с.
10. Зимняя И. А. Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов / И. А. Зимняя. – 2-е изд., доп., испр. и перераб. – М. : Логос, 2002. — 417 с.
11. Кузнецов В. В. Общая и профессиональная педагогика : учебник и практикум для вузов / В. В. Кузнецов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 156 с.
12. Куцебо Г. И. Общая и профессиональная педагогика : учебное пособие для вузов / Г. И. Куцебо, Н. С. Пономарева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 128 с.
13. Леонтьев А. Н. Зависимость образования ассоциативных связей от содержания действия (совместно с Т. В. Розановой) // Советская педаго¬гика, 1951, № 10, с. 60—77.
14. Луковников Н. Н. Основы педагогической деятельности : учебное пособие / Н. Н. Луковников. — Тверь : Тверская ГСХА, 2021. — 201 с. — Текст : электронный // Лань : электронно—библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/193990 (дата обращения: 15.03.2024).
15. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника [Текст] / А. А. Люблинская. — Москва : Просвещение, 1977. — 224 с.
16. Немов Р. С. Путь к коллективу : Кн. для учителей о психологии ученич. коллектива / Р. С. Немов, А. Г. Кирпичник. — Москва : Педагогика, 1988. — 144 с.
17. Марьенко И. С. Нравственное становление личности. — М., 1985. — 103 с.
18. Основы общей педагогики, Теория и методика воспитания, Селиванов B. C., 2000. — 335 с.
19. Педагогика : учебник и практикум для вузов / С. В. Рослякова, Т. Г. Пташко, Н. А. Соколова ; под научной редакцией Р. С. Димухаметова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 219 с.
20. Педагогика в 2 т. Том 2. Теория и методика воспитания : учебник и практикум для вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк ; под редакцией М. И. Рожкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 252 с.
21. Подласый И. П.. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 463 с.
22. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения/Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (1861) /К. Д. Ушинский. — М.: Изд-во Академии наук РСФСР, 1945. — 574 с.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 // (в ред. от 31.05.2021 — Официальный интернет-портал правовой информации, 05.07.2021).
24. Эльконин Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. — М.: Академия, 2007. — 284 с.
25. Юркина Л. В. Педагогика. Практикум : учебное пособие для вузов / Л. В. Юркина. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 136 с.
26. Якунина Н. А. Критическое мышление: аналитическое осмысление понятия//Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2019. Т. 18. № 4 (42). — С. 21—25.
27. Яновская М. Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. — 2003. — № 4. — С. 24—29.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ