Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЕСТСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности формирования естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Методы развития естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Игра как средство формирования естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ НАД РАЗВИТИЕМ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
2.1. Изучение исходного уровня естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Содержание работы по развитию естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности 42
2.3. Определение эффективности использования игровой деятельности в работе по развитию естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Дошкольный возраст – оптимальный этап для экологического образования. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания любви к природе, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Наиболее благоприятным для простраивания взаимодействия и взаимовлияния ребенка и природной среды в педагогических и психологических исследованиях признается старший дошкольный возраст, который характеризуется исследовательской позицией ребенка, его любознательностью, активным эмоциональным откликом, отзывчивостью по отношению к окружающему миру [17]. Отечественные ученые и практики предлагают пути и способы преодоления отчуждения ребенка от природной среды, которая рассматривается как средство умственного развития.
ФГОС ДО определяет раздел в работе с дошкольниками – формирование элементарных естественнонаучных представлений. Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления. Освоение элементарных естественнонаучных представлений способствует развитию детской любознательности.
На практике, решение обязательной для каждой дошкольной образовательной организации задачи по ознакомлению детей с природой чаще всего сводится к накоплению системы знаний и опыта практического взаимодействия вне осмысления характера протекания процесса освоения ее детьми, и соответственно сущности педагогической деятельности по ее организации.
Основной смысл педагогического поиска в современных условиях заключается в выявлении оптимальных условий для формирования естественнонаучных представлений, т. е. экологического мышления – способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
Несмотря на имеющиеся разработки малоизученным является не только вопрос о необходимости формирования естественнонаучных представлений, начиная с дошкольного возраста, но и вопрос о способах, средствах, методах, практических технологий, методов в формировании первичных естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста, направленных на формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.
Объект исследования: естественнонаучные представления детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровая деятельность как средство развития естественнонаучных представлений у старших дошкольников.
Целью исследования является: изучение эффективности использования игровой деятельности в качестве средства развития естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели настоящей квалификационной работы необходимо решить следующие задачи.....
Теоретический анализ литературных источников позволил нам сделать вывод о том, что наиболее эффективными методами и приемами формирования естественнонаучных представлений у старших дошкольников является ориентация детей на игровую деятельность в контексте НОД, прогулок, самостоятельной деятельности.
Поэтому развитие естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста в ходе проведенного нами исследования осуществлялось с помощью системы игр, которые отличались разнообразием, как по форме, так и по содержанию. Наряду с играми, представленными в методических сборниках различных авторов, нами были разработаны авторские варианты игр: «Отгадай, кто я», «Экологические круги», «Что опасно для природы» и др. с учетом темы исследования.
В ходе экспериментальной работы было подтверждено предположение о том, что игра является эффективным средством развития естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Проведенный контрольный этап эксперимента позволили констатировать, что уровень сформированности естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста ЭГ значительно повысился: дети уточнили понятия о многообразии живых организмов, усвоили элементарные закономерности в жизнедеятельности животных и растений (потребности в свете, воде, пище, приспособительная способность к среде обитания и т. д.), научились так организовывать свой труд и отдых, чтобы не нанести вреда природе.
В то время, как у дошкольников КГ изменения в сформированности естественнонаучных представлений были не столь значительными.
Таким образом, можно говорить о необходимости использования игры, как средства интеграции, обучения и вида деятельности детей в процессе формирования и развития естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Поэтому можно рекомендовать разнообразные игры и их варианты для широкого использования в системе экологического образования дошкольников.
1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. / Пособие для воспитателей детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1992. – 230 с.
2. Баталина Т.С. Организация экспериментальной деятельности детей на занятиях. // Дошкольная педагогика. – 2012. – №1. – С. 15-18.
3. Богданец Т.П. Как развивать экологическое мышление дошкольников в игре. // Современный детский сад. – 2008. – №7. – С. 25-28.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. / Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1991. – 120 с.
5. Вашурина Р.И., Репникова Л.А., Федорова Т.С. Игра в воспитании основ экологической культуры детей дошкольного возраста. – Тольятти, 2000. – 110 с.
6. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. / Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1989. – 240 с.
7. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 333 с.
8. Газина О.М. Играя, изучаем природу. // Дошкольное воспитание. – 1995. – №7. – С. 20-25.
9. Громилина Л.В. Создание условий для развития естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста. // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. – Казань: Бук, 2016. – С. 198-200.
10. Демидова О.Г. Формирования естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста. // Инновационные тенденции развития системы образования: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 100-103.
11. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М.: Просвещение, 1981. – 180 с.
12. Еник О.А. Современный подход к вопросу о формировании естественнонаучных знаний у дошкольников при изучении неживой природы. // Молодой ученый. – 2014. – №20. – С. 11-16.
13. Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественнонаучных представлений и экологической культуры детей. Обзор программ дошкольного образования. – М.: Сфера, 2013. – 154 с.
14. Кирике Г.В. Ребенок и природа. // Дошкольное воспитание. – 1993. – №7. – С. 7-13.
15. Козина Е.Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте: метод. пособие. – М.: Изд-во «Прометей», 2011. –175 с.....32