Развитие естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
|
Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЕСТСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности формирования естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Методы развития естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Игра как средство формирования естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ НАД РАЗВИТИЕМ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
2.1. Изучение исходного уровня естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Содержание работы по развитию естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности 42
2.3. Определение эффективности использования игровой деятельности в работе по развитию естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЕСТСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности формирования естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Методы развития естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Игра как средство формирования естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ НАД РАЗВИТИЕМ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
2.1. Изучение исходного уровня естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Содержание работы по развитию естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности 42
2.3. Определение эффективности использования игровой деятельности в работе по развитию естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Дошкольный возраст – оптимальный этап для экологического образования. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания любви к природе, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Наиболее благоприятным для простраивания взаимодействия и взаимовлияния ребенка и природной среды в педагогических и психологических исследованиях признается старший дошкольный возраст, который характеризуется исследовательской позицией ребенка, его любознательностью, активным эмоциональным откликом, отзывчивостью по отношению к окружающему миру [17]. Отечественные ученые и практики предлагают пути и способы преодоления отчуждения ребенка от природной среды, которая рассматривается как средство умственного развития.
ФГОС ДО определяет раздел в работе с дошкольниками – формирование элементарных естественнонаучных представлений. Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления. Освоение элементарных естественнонаучных представлений способствует развитию детской любознательности.
На практике, решение обязательной для каждой дошкольной образовательной организации задачи по ознакомлению детей с природой чаще всего сводится к накоплению системы знаний и опыта практического взаимодействия вне осмысления характера протекания процесса освоения ее детьми, и соответственно сущности педагогической деятельности по ее организации.
Основной смысл педагогического поиска в современных условиях заключается в выявлении оптимальных условий для формирования естественнонаучных представлений, т. е. экологического мышления – способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
Несмотря на имеющиеся разработки малоизученным является не только вопрос о необходимости формирования естественнонаучных представлений, начиная с дошкольного возраста, но и вопрос о способах, средствах, методах, практических технологий, методов в формировании первичных естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста, направленных на формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.
Объект исследования: естественнонаучные представления детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровая деятельность как средство развития естественнонаучных представлений у старших дошкольников.
Целью исследования является: изучение эффективности использования игровой деятельности в качестве средства развития естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели настоящей квалификационной работы необходимо решить следующие задачи.....
Наиболее благоприятным для простраивания взаимодействия и взаимовлияния ребенка и природной среды в педагогических и психологических исследованиях признается старший дошкольный возраст, который характеризуется исследовательской позицией ребенка, его любознательностью, активным эмоциональным откликом, отзывчивостью по отношению к окружающему миру [17]. Отечественные ученые и практики предлагают пути и способы преодоления отчуждения ребенка от природной среды, которая рассматривается как средство умственного развития.
ФГОС ДО определяет раздел в работе с дошкольниками – формирование элементарных естественнонаучных представлений. Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления. Освоение элементарных естественнонаучных представлений способствует развитию детской любознательности.
На практике, решение обязательной для каждой дошкольной образовательной организации задачи по ознакомлению детей с природой чаще всего сводится к накоплению системы знаний и опыта практического взаимодействия вне осмысления характера протекания процесса освоения ее детьми, и соответственно сущности педагогической деятельности по ее организации.
Основной смысл педагогического поиска в современных условиях заключается в выявлении оптимальных условий для формирования естественнонаучных представлений, т. е. экологического мышления – способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
Несмотря на имеющиеся разработки малоизученным является не только вопрос о необходимости формирования естественнонаучных представлений, начиная с дошкольного возраста, но и вопрос о способах, средствах, методах, практических технологий, методов в формировании первичных естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста, направленных на формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.
Объект исследования: естественнонаучные представления детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровая деятельность как средство развития естественнонаучных представлений у старших дошкольников.
Целью исследования является: изучение эффективности использования игровой деятельности в качестве средства развития естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели настоящей квалификационной работы необходимо решить следующие задачи.....
Теоретический анализ литературных источников позволил нам сделать вывод о том, что наиболее эффективными методами и приемами формирования естественнонаучных представлений у старших дошкольников является ориентация детей на игровую деятельность в контексте НОД, прогулок, самостоятельной деятельности.
Поэтому развитие естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста в ходе проведенного нами исследования осуществлялось с помощью системы игр, которые отличались разнообразием, как по форме, так и по содержанию. Наряду с играми, представленными в методических сборниках различных авторов, нами были разработаны авторские варианты игр: «Отгадай, кто я», «Экологические круги», «Что опасно для природы» и др. с учетом темы исследования.
В ходе экспериментальной работы было подтверждено предположение о том, что игра является эффективным средством развития естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Проведенный контрольный этап эксперимента позволили констатировать, что уровень сформированности естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста ЭГ значительно повысился: дети уточнили понятия о многообразии живых организмов, усвоили элементарные закономерности в жизнедеятельности животных и растений (потребности в свете, воде, пище, приспособительная способность к среде обитания и т. д.), научились так организовывать свой труд и отдых, чтобы не нанести вреда природе.
В то время, как у дошкольников КГ изменения в сформированности естественнонаучных представлений были не столь значительными.
Таким образом, можно говорить о необходимости использования игры, как средства интеграции, обучения и вида деятельности детей в процессе формирования и развития естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Поэтому можно рекомендовать разнообразные игры и их варианты для широкого использования в системе экологического образования дошкольников.
Поэтому развитие естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста в ходе проведенного нами исследования осуществлялось с помощью системы игр, которые отличались разнообразием, как по форме, так и по содержанию. Наряду с играми, представленными в методических сборниках различных авторов, нами были разработаны авторские варианты игр: «Отгадай, кто я», «Экологические круги», «Что опасно для природы» и др. с учетом темы исследования.
В ходе экспериментальной работы было подтверждено предположение о том, что игра является эффективным средством развития естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Проведенный контрольный этап эксперимента позволили констатировать, что уровень сформированности естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста ЭГ значительно повысился: дети уточнили понятия о многообразии живых организмов, усвоили элементарные закономерности в жизнедеятельности животных и растений (потребности в свете, воде, пище, приспособительная способность к среде обитания и т. д.), научились так организовывать свой труд и отдых, чтобы не нанести вреда природе.
В то время, как у дошкольников КГ изменения в сформированности естественнонаучных представлений были не столь значительными.
Таким образом, можно говорить о необходимости использования игры, как средства интеграции, обучения и вида деятельности детей в процессе формирования и развития естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Поэтому можно рекомендовать разнообразные игры и их варианты для широкого использования в системе экологического образования дошкольников.
Подобные работы
- Управление процессом развития математических представлений в дошкольном возрасте на основе использования исследовательской деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Условия развития математических представлений у детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - Использование проектной деятельности в работе поформированию у детей старшего дошкольного возраста представлений об охране окружающей среды
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ И ПРИРОДООХРАННЫЕ АКЦИИ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией на занятиях по логоритмике
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРИРОДОЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УУД У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «СИТУАЦИЯ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Формирование представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности в ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019





