Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Психолого-педагогические условия развития ранних представлений ребенка о профессиях взрослых 7
1.2. Характеристика проектной деятельности и особенностей ее использования в образовательном процессе ДОО 15
1.3. Возможности использования проектной деятельности в формировании представлений о профессиональной деятельности взрослых у детей старшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ЗНАКОМСТВУ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОФЕССИМИ ВЗРОСЛЫХ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностика сформированноти представлений о профессиях взрослых у детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Использование проектной деятельности в процессе знакомства с профессиями взрослых детей старшего дошкольного возраста 36
2.3. Определение эффективности использования проектной деятельности в работе по знакомству с миром профессий детей старшего дошкольного возраста 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде.
В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии людей, часто контактирующих с дошкольником. Но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от педагогов новых идей и подходов к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОО.
В настоящее время, лидирующее положение занимают инновационные технологии, помогающие достичь максимальной эффективности в работе с детьми дошкольного возраста. Одной из таких инноваций является метод проектов.
Сегодня имеется множество исследований, посвященных проблеме использования проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста в ДОО. Однако вопрос об использовании метода проектов в рамках знакомства дошкольников с профессиями взрослых в настоящее время является недостаточно изученным.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.
Объект исследования – знакомство с профессиями взрослых детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – проектная деятельность, как средство формирования представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста.
Цель – определить эффективность использования проектной деятельности в работе по знакомству с профессиями взрослых детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2) охарактеризовать психолого-педагогические условия развития представлений детей о профессиях взрослых и возможность использования проектной деятельности в качестве средства их формирования у старших дошкольников;
3) провести диагностику сформированности представлений о профессиях взрослых у детей старшего дошкольного возраста;...
Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, так как то, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.
Ознакомление дошкольников с трудом взрослых и их профессиональной деятельностью играет важную роль в установлении их контактов с взрослым миром. Формирование системных знаний детей о профессиях взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт – результат труда. Кроме того, системные знания о профессиях взрослых дают возможность старшим дошкольникам установить связь между результатом труда и деньгами: за свой труд взрослые получают деньги. Ознакомление с профессиями способствует нравственному воспитанию дошкольника, формированию у него положительного отношения к трудовой деятельности и уважения к людям труда.
В старшем дошкольном возрасте мы вводим ребенка в мир предметов и показываем, как они создаются взрослыми в процессе труда, а также знакомим с трудовыми действиями и важностью качественного результата труда для всего общества. Особое внимание в этом процессе необходимо уделять тому, чтобы информация, полученная детьми во время НОД, закреплялась, расширялась и переходила на качественно новый уровень: знания и умения в игровую деятельность и положительное, заинтересованное отношение к труду взрослых.
В качестве основного средства решения задач знакомства детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых и достижения положительных результатов в этом направлении нами было предложено использование проектной деятельности. Работа над проектами позволяет воспитанникам более глубоко овладевать содержанием определенных профессий, увеличить самостоятельную активность, развивать творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации.
В ходе реализации разработанного нами проекта по знакомству дошкольников с профессиями взрослых мы пришли к выводу, что проектная деятельность объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. В результате проделанной работы дети получили знания о профессиях людей, которые не встречаются в ближайшем окружении, о их особенностях, о результатах труда и т. д.
Результаты контрольного этапа исследования показали, что к концу экспериментальной работы увеличилось количество детей с высоким уровнем сформированности представлений о профессиях взрослых (с 0 до 71%), тогда как количество дошкольников с низким уровнем значительно уменьшилось.
Можно отметить, что каждый ребенок, после проведенной работы стал говорить о профессиях взрослых более осознанно, уважительно. Произошло изменение характера представлений и отношения к профессиональной деятельности взрослых, пониманию ее значимости стало очевидным. Дети стали бережнее относиться к предметам рукотворного мира, проявлять любознательность к процессу труда и возможности его отражения в игре. Дети с удовольствием реализовывали полученные в игровой деятельности впечатления.
Поставленные в исследовании задачи решены, гипотеза подтверждена. Перспективами исследовательской деятельности в данном направлении является изучение возможностей и эффективности использования других инновационных технологий, например виртуальных экскурсий, мультимедийных презентаций и пр.
1. Аркин У.А. Дошкольный возраст. – М.: агентство «Смысл», 2001. – 300 с.
2. Валясэк Б. Метод проектов как творческая работа педагога. // Первое сентября. – 2004. – №9. – С. 12-15.
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
4. Воспитание дошкольника в труде. / Под ред. В.Г. Нечаевой. – М., 2001. – 192 с.
5. Вяткин Л.Г., Корнюшкин Н.II. Основы педагогики: методическое пособие. – Саратов: Bздательство СГУ, 2003. – 146 с.
6. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара: издательство «Профи», ЦПО, 2003. – 138 с.
7. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов пединститута. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1989. – 460 с.
8. Дошкольное образование в России. / Ред. Р.Б. Стеркина. – М.: Издательство АСТ, 1997. – 340 с.
9. Евдокимова Е.С. Проект как мотивация к познанию. // Дошкольное воспитание. – 2003. – №3. – С. 20-24.
10. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
11. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 2000. – 33 с.
12. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. – СПб., 1997. – 190 с.
13. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. – М.: Просвещение, 1998. – 312 с.
14. Климов Е.А. Введение в психологию труда: учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, 2002. – 350 с.
15. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с....40