Только Word
Введение 3
Глава 1 3
1.1 Проблематика описания видовременной системы английского глагола 5
1.2 Становление и развитие видовременных форм глагола в английском языке 11
1.3 Особенности видовременных форм глагола в современном английском языке 15
Глава 2. Изучение видовременных форм глагола на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе 20
2.1 Содержание обучения английскому языку на среднем этапе 20
2.2 Современные приёмы обучения грамматике английского языка 24
2.3 Обучение видовременным формам глагола на уроке английского языка 30
Заключение 37
Список литературы 39
Видовременные формы английского глаголa всегдa находились в центре внимания зарубежных и отечественных исследователей, и в настоящее время эта темa так же является наиболее дискуссионной.
Грамматические категории времени и видa aнглийского глагола являются предметом большого количества исследований общего и специального характера по теории грамматического строя aнглийского языка. Над этим направлением в науке работали такие учёные, как Б.А. Ильиш, Л.С Бархударов, А.И Смирницкий, О. Есперсен и многие другие. Формирование новых грамматических категорий глaгола и включение новых категориальных членов в уже существующие категории представляет собой одно из самых значительных событий в истории английского языка: появилась категория вида, отсутствующая в древнеанглийский период. Развитие категории вида и становление категориальной формы будущего времени являются предметом споров среди историков и теоретиков грамматики английского языка.
Наиболее сложным является вопрос о существовании категории вида в английском языке. В большинстве исследований вопросы грамматической категории вида у английского глагола либо не рассматривались, либо не связывались с категорией времени. Часто утверждается наличие видового значения лишь у длительной формы, остальные формы рассматриваются как временные.
Актуальность данной работы состоит в необходимости поиска эффективных путей изучения видовременных форм на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
Методы исследования:
▪ Эмпирические: наблюдение, сравнение.
▪ Теоретические: изучение литературы по видовременным формам английского глагола, анализ.
Цель: изучить способы обучения видовременным формам английского глагола и их особенностям на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
Задачи:
1. Изучить проблему соотношения глагольных категорий времени и вида в современном английском языке.
2. Рассмотреть становление и развитие видовременных форм глагола в английском языке.
3. Выявить особенности видовременных форм глагола в современном английском языке,
4. Рассмотреть содержание обучения английскому языку на среднем этапе.
5. Изучить современные приёмы обучения грамматике английского языка.
6. Рассмотреть приёмы обучения видовременным формам глагола на уроке английского языка.
7. Разработать фрагменты уроков по темам УМК “Spotlight”.
Практическая значимость состоит в возможности применения результатов дальнейших исследований на практике. На уроках в СОШ могут быть использованы рассмотренные приёмы обучения видовременным формам.
Объектом исследования являются видовременные формы английского глагола.
Предметом исследования являются способы и приёмы обучения видовременным формам на уроке английского языка в средней общеобразовательной школе....
Грамматические категории вида и времени английского глагола всегда были предметом исследований различного характера. Грaмматическая система английского языка претерпела значительные изменения: появилась категория вида, которая отсутствовала в древнеанглийский период. Российские и зарубежные лингвисты пришли к мнению о том, что в английском языке 3 основных периода времени: настоящее, прошедшее и будущее, а выражаются они разными формами глагола: простой, длительной, перфектной и перфектно-длительной. Наиболее острым вопросом остаётся вопрос о существовании в английском языке категории вида, т.к. в большинстве исследований категория вида английского глагола либо не связывалась с категорией времени, либо не рассматривалась вовсе.
Развитие категорий вида и времённой отнесённости, выделенной А.И. Смирницким, а также становление категориальной формы будущего времени являются предметом споров среди практиков и историков грамматики современного английского языка.
Процесс изменения становится заметным в письменный период истории, когда начинают появляться и варьироваться грамматические и лексико-грамматические синонимы, впоследствии служившие для образования категорий вида и временной отнесённости, однако использование временных форм было достаточно обобщено, в сравнении с поздними периодами развития языка с его современной формой.
В работе была изучена проблема соотношения глагольных категорий времени и вида в современном английском языке: многие учёные подчёркивают наличие вида в английском языке лишь у формы Continuous, считая остальные формы просто временными. В российском языкознании принят взгляд A.И. Смирницкого, который выделил форму перфекта в отдельную категорию – категорию временной отнесённости.
За период времени от начала письменной истории до современного вида объём парадигмы английского глагола возрос в несколько раз. В новых категориях, выделенных А.И. Смирницким, возникло восемнадцать новых личных форм, а развитие будущего времени стало причиной появления шести новых форм. Всё это является предметом споров как среди историков, так и среди теоретиков современного английского языка.
Специфика видовременных форм глагола в современном английском языке заключается в том, что видовое значение обязательно сопряжено с указанием на отрезок времени, в котором протекает действие, и выражено в рамках времени. В английском языке вид можно определить как категорию, передающую характер протекания действия по отношению к моменту времени, указанному формой. Видовременные формы названы именно так, чтобы подчеркнуть неразрывную связь времени и вида в языке.
Учёные обращают внимание на то, что обучение общению является важным аспектом в обучении иностранному языку, поэтому, составляя программу обучения, автор должен уметь соблюдать три основные содержательные линии: коммуникативные умения обучающихся, языковые средства обучающихся и навыки оперирования ими и социокультурные знания и умения. Результатом же обучения иностранному языку должно стать формирование базы иноязычной коммуникативной компетенции и её самостоятельное развитие.
При обучении грамматике необходимо вводить различные задания, например, дидактические игры, которые становятся всё более и более популярными, различные упражнения творческого характера, мини-диалоги, грамматические сказки.
Обучение видовременным формам глагола на уроках английского языка включает в себя 2 этапа: ориентировочный и тренировочный. Вначале мы презентуем материал обучающимся, создаём им опорные схемы для того, чтобы снять трудности, а затем путём выполнения различных упражнений закрепляем пройденный материал с целью формирования прочных навыков употребления видовременных форм глагола в речи и дальнейшего совершенствования умений.
1. Аракин В.Д. Сравнительная типология английского и русского языков. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2000. 232 с.
2. Березин Ф.М. История русского языкознания. М.: Высш. школа, 1979. 223 с.
3. Блох М.Я. Теоретические основы грамматики. М.: Высшая Школа, 2004. 239 с.
4. Блох М.Я. Теоретическая грамматика английского языка. М.: Высш. школа, 1983.– 383 с.
5. Блох М.Я. A course in theoretical English Grammar. М.: Высшая школа, 2004. 421 с.
6. Болатбеков Д.М., Жумагулова Н.С. К вопросу об умениях, необходимых для совершенствования лексико-грамматических навыков // Вестник. Научно-образовательный журнал. 2015. № 2. С. 75-77.
7. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола (значение и употребление). Пособие для студентов. М.: Просвещение, 1978. 239 с.
8. Витлин Ж.Л. Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков // Иностранные языки в школе. 2000. № 5. С. 22-26.
9. Гак В.Г. Неопределённая личность в плане содержания и в плане выражения // Теория функциональной грамматики. СПб.: Наука, 1991. С. 121.
10. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учебное пособие для студентов лингвистических университетов и факультетов иностранных языков Высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 336 с.
11. Голованова Н.Ф. Общая педагогика, СПб: Речь, 2005. 317 с.
12. Гуревич В.В. Теоретическая грамматика английского языка. Сравнительная типология английского и русского языков: учеб. пособие. М.: Флинта, 2008. 168 с.
13. Есперсен О. Философия грамматики английского языка. М.: Высш. школа, 2004. 316 с.
14. Жигадло В.Н., Иванова, И.П., Иофик Л.Л. Современный английский язык. М.: Изд-во лит. На иностр. яз., 1956. 349 с.
15. Жумагулова Н.С., Садвакасова Т.З. О формировании грамматического навыка при обучении английскому языку в школе // Вестник. Научно-образовательный журнал. 2014, № 2. Ч.1 . С.112-116....50