Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОО
1.1. Понятие ИКТ в дошкольном образовании 9
1.2. Использование ИКТ в образовательном процессе ДОО как педагогическая проблема 14
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИКТ В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация работы формированию лексической стороны речи детей среднего дошкольного возраста посредством использования ИКТ 21
2.2. Организация и анализ результатов опытно-экспериментальной работы по использованию ИКТ в работе по формированию лексической стороны речи детей среднего дошкольного возраста 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
В настоящее время сложно представить качественное современное образование без использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ). ИКТ активно интегрируются в нашу жизнь и систему образования, в том числе дошкольного. Уже сегодня данные технологии используются в процессе управления ДОО, в методической работе, в работе воспитателей с детьми и родителями.
Информатизация дошкольного образования – процесс целиком объективный, актуализированный и неизбежный. В современных ДОО в процессе реализации ФГОС ДО формируется новое информационно-образовательное пространство, появляются высокотехнологические средства обучения и развития дошкольников (видеокамеры, металлоискатели, компьютеры, проекторы, экраны, сенсорные интерактивные доски и др.). Идёт расширение производства развивающих и образовательных мультимедиа продуктов для детей дошкольного возраста (компьютерных игр, электронных энциклопедий, мультфильмов, обучающих и развивающих видеофильмов и программ, сайтов и т. п.). Также растёт и интерес педагогов и специалистов дошкольного образования к использованию современных ИКТ в педагогическом процессе ДОО для использования всего спектра возможностей своего профессионального мастерства.
Вопросам использования ИКТ в процессе обучения занимались отечественные и зарубежные учёные, такие как В. Агеев, Г. Александров, П. Гальперин, Т. Гордиенко, Н. Горбунова, С. Девидсон, А. Егоров, Г. Кедрова, Г. Кедрович, И. Лернер, Е. Машбиц, М. Нечаев, А. Петровский, О. Смирнова, Н. Талызина, А. Тихомиров и многие другие. В работах этих авторов показано, что внедрение компьютерных технологий в практику обучения является одной из форм повышения эффективности педагогического процесса.
Определение функций информационных технологий в образовательном процессе рассматривали Г. Балл, В. Глушков, А. Ершов, В. Монахов, С. Смирнов. Данные исследования были направлены преимущественно на вопросы внедрения и использования ИКТ в образовательном процессе школы, в то время как дошкольное образование долгое время оставалось без внимания, либо рассматривалось частичное применение технологий в методической работе с педагогами и в процессе ведения документооборота ДОО.
Использование современных ИКТ в педагогическом процессе ДОО не теряет своей актуальности сегодня. ФГОС ДО предусматривает такие компетенции современного педагога, как умение владеть ИКТ и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе (п. 3.2.5) [26].
ИКТ используют в настоящее время в качестве современного средства развития связной речи ребёнка дошкольного возраста. Формирование лексической стороны речи детей дошкольного возраста является одним из основных направлений речевой работы в ДОО. Речь является важнейшим критерием уровня культуры человека, его интеллекта, мышления. Она возникает в раннем детстве в виде отдельных слов, которые не имеют ещё определённого грамматического значения, речь постепенно усложняется и обогащается. Дошкольник осваивает фонетический строй и лексику, усваивает способы изменения слов и их сочетаний, композицию высказываний и их логику, овладевает монологом, диалогом, разнообразными стилями и жанрами, оттачивает выразительность и чёткость своей речи. Ребёнок овладевает этим богатством активно, т.е. в процессе своей речевой практики. Проблемой формирования лексической стороны речи у детей занимались Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова, Л.Ф. Спирова и др.
Родители сегодня неохотно и очень мало читают книг своему ребёнку, не подталкивают его к диалогу, в связи с этим речь ребёнка дошкольного возраста не выразительна. Ребёнок довольно часто в своей речи допускает аграмматизмы, отвечает односложными фразами. Неразвитость речи, бедность словарного запаса у дошкольников способствует отсутствию интереса на занятиях по развитию речи, т.к. при этом учебная мотивация отсутствует. В данном случае помощь оказывает применение ИКТ, которые мотивируют детей....
Теᛜма настоящей выпуᛜскной квалификационной рабᛜоты актуальна. ИᛜКТ являются мощᛜным средством повыᛜшения эффективности обучᛜения, значительно расшᛜиряя возможности предъяᛜвления образовательной и развиᛜвающей информации.
Дошкоᛜльнику, с его наглᛜядно-образным мышлᛜением, понятно лиᛜшь то, чᛜто можно одноврᛜеменно рассмотреть, услыᛜшать, потрогать и оцеᛜнить, как оᛜно работает. Компᛜьютер позволяет моделиᛜровать такие жизнᛜенные ситуации, котᛜорые нельзя иᛜли сложно увиᛜдеть в повседневной жиᛜзни. Компьютер, мультимᛜедийные средства моᛜгут стать мощᛜным средством обучᛜения, коррекции; средᛜством коммуникации, необхᛜодимым для налажᛜивания совместной деятелᛜьности педагогов, родиᛜтелей и дошкольников.
Примеᛜнение цвета, граᛜфики, звука, совреᛜменных средств видеотᛜехники позволяет моделиᛜровать различные ситуᛜации и среды [1ᛜ6, с. 667].
В перᛜвой главе ВᛜКР рассмотрены теоретᛜические основы испольᛜзования ИКТ в образовᛜательном процессе ДᛜОО. Представлен обᛜзор работ автᛜоров, актуализирующих указᛜанную проблему.
В перᛜвом параграфе рассмᛜотрены основные критᛜерии и требования к ИᛜКТ и их испольᛜзованию в практике дошкоᛜльного образования, освеᛜщены перспективы и риᛜски внедрения ИᛜКТ в педагогический проᛜцесс ДОО.
Вᛜо втором параᛜграфе затронута пробᛜлема использования информаᛜционных технологий в ДᛜОО. Раскрываются осноᛜвные направления развᛜития ИКТ в ДᛜОО, анализируются услᛜовия их эффектᛜивности. Доказывается преимуᛜщество ИКТ пеᛜред традиционными средсᛜтвами обучения дошколᛜьников. Особое внимᛜание уделяется вопᛜросу защиты здорᛜовья ребёнка пᛜри работе с компьᛜютером.
Согласно исследᛜованиям ведущих специаᛜлистов в области компьютᛜеризации образования к набᛜору существенных преимᛜуществ использования компьᛜютера в обучении пеᛜред традиционными заняᛜтиями необходимо отнᛜести следующее:
1) информаᛜционные технологии значиᛜтельно расширяют возмоᛜжности предъявления учеᛜбной информации. Примеᛜнение цвета, граᛜфики, звука позвᛜоляет воссоздавать реалᛜьный предмет иᛜли явление;
2) испольᛜзование компьютера позвᛜоляет существенно повыᛜсить мотивацию деᛜтей к обучению;
3) ИᛜКТ вовлекают деᛜтей в воспитательно-образовᛜательный процесс, спосоᛜбствуя наиболее широᛜкому раскрытию иᛜх способностей, активᛜизации умственной деятелᛜьности.
Сегодня ИᛜКТ начинают заниᛜмать свою ниᛜшу и в воспитательно-образовᛜательном пространстве ДᛜОО. Это позвᛜоляет:
• предъявлять инфорᛜмацию на экрᛜане монитора в игрᛜовой форме, чᛜто вызывает у деᛜтей огромный интᛜерес, так кᛜак это отвеᛜчает основному виᛜду деятельности дошкоᛜльника – игре;...