Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Работа №148800

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы69
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 МЕДИКО - БИОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 7
1.1 Клинические проявления умственной отсталости 7
1.2 Особенности психического развития детей с умственной отсталостью 11
1.3 Особенности физического развития и двигательных способностей детей с умственной отсталостью 12
1.4 Социально-биологическая реабилитация детей с умственной отсталостью 17
1.5 Реабилитация детей с умственной отсталостью средствами и методами физкультуры и спорта 22
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 31
2.1 Методы исследования 31
2.2 Организация исследования Развитие и коррекция социальной адаптации учащихся с нарушением интеллекта в процессе формирования двигательных навыков и совершенствования физической подготовленности 34
ГЛАВА 3 РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ. 44
3.1 Динамика показателей физического развития детей и подростков с нарушением интеллекта 44
3.2 Динамика показателей психомоторного развития детей и подростков с нарушением интеллекта 49
3.3 Динамика сформированности двигательных навыков детей и подростков с нарушением интеллекта 54
ВЫВОДЫ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 66

Актуальность темы. В мире наблюдается тенденция к увеличению количества людей с "пограничной" и со слабой степенью умственной отсталости. В Российской Федерации количество детей, направленных медико-психолого-педагогической комиссией на обучение в специальные (коррекционные) школы постоянно увеличивается. В России насчитывается около двух миллионов детей с физическими и интеллектуальными недостатками, что составляет почти 5% детской популяции. К основным видам патологии относятся психические заболевания (30%), неврологические (20%), поражения органов слуха и зрения (17% и 18%) [9, 12, 15, 25]. Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Количество детей с временной задержкой психического развития достигает 20-30% от числа школьников. По данным главного управления реабилитационной службы и специального образования МО РФ, из 600 тысяч общего количества учащихся с отклонениями в развитии 60% составляют дети с умственной отсталостью (далее – УО) [49]. Дети с лёгким недоразвитием интеллекта - дебильностью - составляют 70-80 %. С самого начала обучения дети данной категории испытывают множественные затруднения, проблемы, которые связаны не только с умственным развитием, но и с особенностями физического здоровья [2, 26 ,27, 43, 48].
Целью воспитания и обучения умственно отсталых школьников является приобретение ими знаний, умений, навыков и воспитанности такого уровня, который позволил бы им адаптироваться к социальным нормам и предстоящей самостоятельной жизни. Социальная адаптация умственно отсталых школьников реализуется, в определяющей мере, посредством их участия в общественно-полезном труде [8, 9, 12, 13]. В этой связи, понятие "социальная адаптация" конкретизируется как "социально-трудовая адаптация". Труд умственно отсталых лиц возможен в специальностях, которые характерны повышенной двигательной активностью [8, 9, 12, 13].
Одним из основных условий для социальной адаптации умственно отсталых школьников, является наличие у них такого уровня физических кондиций, который бы обеспечивал им возможность трудиться. В тоже время, учебная нагрузка по предмету "Физическая культура" в специальных (коррекционных) школах, по мнению специалистов, не позволяет создать "двигательную базу", необходимую для будущей трудовой деятельности выпускников. Отставания в физическом развитии умственно отсталых детей, степень приспособления к физической нагрузке зависят не только от поражения центральной нервной системы, но и являются следствием вынужденной гипокинезии. Компенсировать указанный недостаток урочной формы физического воспитания возможно при организации дополнительной формы физкультурного образования. Исходя из вышесказанного, можно утверждать об актуальности разработки концепции и содержания дополнительной формы физкультурного образования умственно отсталых школьников. Образование умственно отсталых детей осуществляется в специальных (коррекционных) школьных учреждениях VIII вида на основе государственных образовательных стандартов [20, 36, 50].
Дети с интеллектуальными нарушениями различной степени обучаются в коррекционной школе 8 вида, в классно-урочной системе. Умственно отсталый ребёнок имеет, как правило, более низкие показатели психического и физического состояния в сравнении со сверстниками с нормальным интеллектом. Адаптивная физическая культура для детей с умственной отсталостью это не только одно из средств устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценного физического развития, укрепления здоровья, адаптации в социуме. Различные исследования доказывают необходимость проведения дополнительных занятий по специальной оздоровительно-реабилитационной программе, направленной на повышение уровня социальной адаптации учащихся, которая может быть использована в процессе дополнительного физкультурного образования, особенно у детей с ограниченными возможностями здоровья [3, 12, 16, 17, 25, 38]....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Анализ научно-методической литературы, посвященной физическому воспитанию в специальных (коррекционных) школах VIII вида, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о низком уровне физической подготовленности, физического и психомоторного развития умственно отсталых школьников. Значимость дополнительных занятий по физическому воспитанию в системе физкультурно-оздоровительной работы с лицами, имеющими ограниченные возможности не вызывает сомнений.
2. Нарушения моторики неблагоприятны для психического развития ребенка с нарушениями интеллектуального развития.
3. Своевременная коррекционная помощь умственно отсталым детям имеет достаточно благоприятный социальный прогноз. Оканчивают коррекционную школу 64,0%; остальные остаются с начальным и незаконченным восьмилетним (8,0%), неполным средним (12,6%) и даже средним образованием (4,6%). Ко 18-20 годам 76,0% молодых людей не имеет инвалидности; 85,0% — работает, 41,0% — квалифицированные рабочие.
4. Выявлено, что в настоящее время в физическом воспитании умственно отсталых школьников недостаточно научно обоснованной комплексной оздоровительно-коррекционной программы занятий, которая соответствовала бы физическим и интеллектуальным возможностям данного контингента.
5. Исследование особенностей физического развития умственно отсталых школьников и сравнение этих показателей с возрастной нормой выявило отставание показателей экскурсии грудной клетки на 34,7% у мальчиков и 49,8% у девочек, пробы Штанге на 71,9% у мальчиков и на 86% у девочек.
6. Выявленные низкие показатели физической подготовленности и психомоторного развития умственно отсталых школьников существенно затрудняют процесс формирования у них двигательных навыков.
7. Комплексная оздоровительно-коррекционная программа способствует
повышению показателей физической подготовленности, физического и психомоторного развития, включает в себя следующие разделы: базовую аэробику, фитбол аэробику, подвижные игры и музыкальные игры. Реализация учебного материала осуществляется в течение учебного года.
8. Разработанная нами экспериментальная программа показала свою высокую эффективность. Это проявилось в улучшении у девочек и мальчиков экспериментальных групп почти всех параметров, характеризующих уровень функциональной подготовленности. Устойчивость к гипоксии по пробе Штанге увеличилась - на 29,9% и 27,6. Уровень физической подготовленности и развития физических качеств вырос по тестам бег на 300м – на 8,1% и 9,9%; бег на 30м - на 9,70 и 6,45%; прыжок в длину с места - на 7,1%, и 8,62%; подъем туловища из положения лежа за 30с - на 29,67% и 43,1%; наклон туловища - на 225% и 56,67%. Уровень психомоторной подготовленности увеличился по тестам прыжок с поворотом - на 28,9% и 22,5%; упор присев, упор лежа - на 17,8% и 32,6%; статическая устойчивость по пробе Ромберга - на 34,66 и 27,9%; одновременность движений - на 36,9% и 26,09%. В контрольных группах также наблюдалась положительная, но менее выраженная динамика, а достоверные изменения выявлены лишь по некоторым параметрам. У девочек в показателях общей выносливости и гибкости, прыжка в длину с места, прыжка с поворотом на 360 градусов, пробы Ромберга и одновременности движений, а у мальчиков только в тестах «прыжок в длину с места» и показателях гибкости.
9. По окончанию эксперимента 67% детей экспериментальной группы имели более высокий уровень статической и динамической координации, 33 % средний уровень. Более 50% детей имели высокий уровень быстроты. Вдвое увеличилось количество детей с более высоким уровнем ритма движений, с боле высоким уровнем ориентировки в пространстве.


1. Аксенова, О.Э. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учеб. пособие /. М.: Сов. спорт, 2004. 296 с.
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А Ашмарин. М.: Физкультура и спорт, 1990. 235 с.
3. Астафьев Н.В. Самыличев А.С. Концепция дополнительного образования умственно отсталых школьников. М.: Просвещение, 1997. 564 с.
4. Бегидова Т. П. Олимпийское образование в адаптивной физической культуре и спорте. / Россия - спортивная держава 2011: сб. докладов Международного спортивного форума. М.: Спорт Академ Реклама, 2011. С. 273 - 276.
5. Блинов, Н.Г. Практикум по психофизиологической диагностике / М.: Физкультура и спорт, 2000. 200 с.
6. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей / М., 1998. С. 123.
7. Бабенкова Р.Д., Юровский С.Ю., Захарин Б.И. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе: методическое пособие. М.: Просвещение, 1997. 67 с.
8. Бабенкова  Р.Д., Юрковский Б.И., Захарин В.И. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1977. 94С.
9. Бажникова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. 1995. №5. 56 с.
10. Борисова Е.М., Арсланьян В,П. Тест умствен­ного развития младшего школьника. М.: Изд-во РАО, 1997. 30 с.
11. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. Уч. пособие. М., Высшая школа, 1986. 255 с.
12. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996. 160с.
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1985. 368 с.
14. Горская И.Ю. Синельникова Т.В. Координационные способности школьников с нарушением интеллекта: Учеб. пособие. / Омск: Сиб ГАФК, 1999. 345 с.
15. Григорьев, Д. В. Дети с нарушением интеллекта: особенности двигательного развития / СПб., 2000. Вып. 3. С. 39-41....50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ