Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка и внедрение чат-ботов в студенческую образовательную среду: международный опыт и проект «Фома» ФМО СПбГУ

Работа №148766

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы62
Год сдачи2024
Стоимость4400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1: Теоретические аспекты технологии чат-ботов 6
Глава 2: Международный и отечественный опыт разработки и внедрения чат-ботов в студенческую образовательную среду. 26
Глава 3: Проект чат-бота "Фома" факультета международных отношений СПбГУ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58



Актуальность темы. Современные технологии развиваются быстрыми темпами. За последние два года мы стали практически каждый день слышать об искусственном интеллекте, беспилотниках, дронах и других продуктах технологического рынка. Технологии не ограничиваются определёнными сферами и проникают везде. Одной из важнейших сфер для внедрения новых технологий является сфера образования. Качественные человеческие ресурсы жизненно необходимы для усиления позиций государств на мировой арене. Поэтому важно как обучать подрастающие поколения новым технологиям, так и использовать эти технологии в образовательном процессе. Одним из возможных применений искусственного интеллекта является разработка цифровых помощников или чат-ботов. Чат-боты представляют собой новый инструмент, который может существенно улучшить качество обучения студентов, сделать его более интерактивным и персонализированным. Они могут использоваться для предоставления справочной информации по запросу, автоматизации рутинных задач, предоставления мгновенной обратной связи, проведения опросов и тестирования знаний. Широкое распространение мобильных устройств среди населения благоприятно сказывается на внедрении чат-ботов в ежедневную рутину пользователей. Поэтому благодаря использованию чат-ботов, образовательный процесс с их помощью может быть более непрерывным и эффективным. Однако, несмотря на большой потенциал, лишь некоторые университеты используют чат-ботов. В связи с этим, существует необходимость изучения международного опыта, чтобы выявить лучшие практики и избежать ошибок при внедрении таких инструментов в других учебных заведения. Также важно понимать, какие проблемы могут возникнуть при использовании чат-ботов и как их можно решить. Ответы на эти вопросы помогут качественной разработке и внедрению чат-ботов в университетах и, следовательно, повысят шансы успешного и качественного использования чат-ботов в большинстве университетов мира.
Объект и предмет. Объектом исследования является применение и влияние чат-ботов на образовательную сферу.
Предмет исследования - российский и международный опыт разработки и внедрения чат-ботов в студенческую образовательную среду.
Цель - исследовать технологии чат-ботов, российский и международный опыт разработки и внедрения чат-ботов в студенческую образовательную среду, а также разработать собственного чат-бота.
Задачи. Для достижения вышеозначенной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты технологий чат-ботов, включая:
● историю развития;
● классификацию;
● применимость в образовательной сфере.
2. Проанализировать и сравнить существующие на российском и зарубежном рынках чат-боты в образовательной сфере;
3. Разработать собственный технологический продукт в формате чат-бота для факультета международных отношений СПбГУ.
Структура. Магистерская диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Чат-боты и цифровые помощники являются одними из самых понятных для человека примеров искусственного интеллекта. Их развитие прошло большой путь от простых текстовых ответов, взятых из небольшой базы данных до использования больших языковых моделей, способных обрабатывать естественный язык и генерировать ответы в реальном времени. Применение чат-ботов практически безгранично. В зависимости от функции, чат-боты могут применяться в большинстве сфер, где требуется взаимодействие с человеком и одним из перспективных направлений использования чат-ботов является образовательный процесс. Внедрение чат-ботов соотносится с распространением дистанционного обучения, позволит снизить нагрузку с преподавательского состава и может предложить студентам персонифицированное участие в образовательном процессе. Однако чат-боты не способны полностью заменить преподавателя, они могут выступать ассистентом человека в процессе обучения, оказывая обеим сторонам обучения всестороннюю поддержку.
Некоторые университеты мира, в том числе и в России уже применяют чат-боты. Чаще всего для взаимодействия с абитуриентами и первокурсниками, которым требуется информация об обучении в университете и около университетских активностях. Применяя чат-боты, сотрудники университетов снижают нагрузку с членов приёмных комиссий и одновременно способствуют выбору абитуриентов в свою пользу. Однако если цели у большинства университетов мира схожи, то подходы к реализации чат-ботов разительно отличаются. К примеру, зарубежные университеты, при помощи специализированных компаний, разрабатываю чат-боты в виде интеграций на свой собственный сайт и в виде отдельного приложения для мобильных устройств. В частности, с чат-ботом Калифорнийского университета (США) CSUNny можно пообщаться на специальной веб-странице, а Стаффордширский университет (Англия) создал Beacon как часть собственного мобильного приложения. В то время как российские университеты создают чат-ботов для социальной сети ВКонтакте и мессенджера Telegram, а иногда дублируют разработку на обе платформы сразу. У всех проанализированных в этой работе университетских чат-ботов основной является информативная функция. Описанные чат-боты предоставляет по запросу пользователю, загруженную в него информацию об обучении в конкретном университете и ориентируются в первую очередь на абитуриентов и первокурсников.
На основе проанализированных российских и зарубежных университетских чат-ботов были выделены важные функции, которые должны присутствовать в каждом чат-боте, а также выявлены ошибки, которые не следует повторять. Затем мы приступили к разработке собственного технологического решения - чат-бота факультета, позже получившем имя «Фома». По итогам разработки с марта по май 2023 года «Фома» состоял из двух версий на русском и английском языках, около сотни текстов по одиннадцати разделам с информацией: от расписания и общежитий до медицинской помощи студентам и военной кафедры. Чат-бот возможно качественно улучшить с технической точки зрения за счет оптимизации кода, перехода на более производительные сервера, внедрения базы данных для хранения информации, необходимой для ответов пользователям и сбора аналитики, а также за счет внедрения искусственного интеллекта на базе модулей обработки естественного языка для более эффективного взаимодействия с пользователями. С точки зрения контента, также возможны аугментации, к примеру, за счет расширения количества полноценных интеграций с университетскими сервисами, такими как личный кабинет обучающегося, библиотеки, расписания и др. Помимо этого чат-бот следует наполнять новыми функциями, такими как расширенный поиск преподавателей по их научным интересам для определения научного руководителя, добавление оповещений об интересующих университетских событиях, а также развитие чат-бота как площадки для взаимодействия с потенциальными работодателями посредством персонифицированных сообщений об актуальных стажировках и вакансиях, презентаций или видео-открыток компаний.
Таким образом, была проведена полноценная разработка цифрового продукта в виде чат-бота факультета международных отношений, которая несмотря на все трудности и недочеты добралась до логичного завершения, позволила команде разработки развить собственные прикладные и гибкие навыки, выгодно выделяющие выпускников для работодателей, а также потенциально принесет пользу пользователям в виде студентов факультета.



1. Turing, A. M. Computing Machinery and Intelligence. // Mind 59. - 1950 - № 236. С. 433–60. URL:https://redirect.cs.umbc.edu/courses/471/papers/turing.pdf.
2. Searle J.R. Minds, Brains, and Programs. // The behavioral and brain sciences. - 1980. - С. 417-457. URL: https://clck.ru/3AimsK.
3. Černý M. The history of chatbots: the journey from psychological experiment to educational object //Journal of Applied Technical and Educational Sciences. – 2022. – Т. 12. – №. 3. – С. 322-322.
4. Legendary ELIZA And PARRY Go Head-To-Head With ChatGPT In A Revealing Battle Of Using Generative AI For Mental Health // Forbes. URL: https://www.forbes.com/sites/lanceeliot/2023/11/05/legendary-eliza-and-parry-go-head-to-head-with-chatgpt-in-a-revealing-battle-of-using-generative-ai-for-mental-health/?sh=743f98aa186b
5. A.L.I.C.E. Artificial Intelligence Foundation // Wayback Machine. URL: https://web.archive.org/web/20070926031437/http://www.alicebot.org/.
6. Pillare T. et al. A SURVEY PAPER ON CHATBOT //WwwIrjmetsCom@ International Research Journal of Modernization in Engineering. – 2023. – Т. 5. URL: https://www.irjmets.com/uploadedfiles/paper/issue_10_october_2023/45644/final/fin_irjmets1698841142.pdf.
7. Siri // Apple. URL: https://www.apple.com/siri/.
8. Siri Was Born A Man And Other Things You Don't Know About Apple's New Personal Assistant // Forbes. URL: https://www.forbes.com/sites/nicoleperlroth/2011/10/12/siri-was-born-a-man-and-other-things-you-dont-know-about-apples-new-personal-assistant/?sh=7589e80f2c52.
9. Как Стив Джобс заполучил Siri // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2020/03/15/825239-dzhobs-siri/
10. Давай голосом. Вспоминаем историю Siri — голосового помощника, который опередил Google, продался Apple и изменил жизни миллионов // Inc. URL: https://incrussia.ru/fly/siri-history/.
11. Alexa // Alexa. URL: https://www.alexa.com/.
12. ‘Alexa, Why Do We Keep Buying You?’ // The New York Times. URL: https://www.nytimes.com/2023/01/07/technology/personaltech/alexa-amazon-uses.html.
13. Machine Learning In Practice: How Does Amazon's Alexa Really Work? // Forbes. URL: https://www.forbes.com/sites/bernardmarr/2018/10/05/how-does-amazons-alexa-really-work/?sh=1aab51ae1937.
14. Cortana // Microsoft. URL: https://www.microsoft.com/en-us/cortana.
15. ChatGPT // OpenAI. URL: https://openai.com/chatgpt.
...
49 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ