Налоговые инструменты поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях экономической нестабильности (Финансовый университет при Правительстве РФ)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 8
1.1 Сущность малого и среднего предпринимательства и его роль в экономике Российской Федерации 8
1.2 Нормативно-правовая база оказания мер государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства 23
1.3 Налоговые инструменты поддержки деятельности субъектов МСП в системе мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства 32
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ 38
2.1 Сравнительный анализ состояния малого и среднего предпринимательства в Москве и в Ивановской области 38
2.2 Анализ и оценка результативности применения налоговых инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства 55
2.3 Зарубежный опыт поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях экономической нестабильности 70
2.4 Основные недостатки системы мер налоговой поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в т.ч. в условиях нестабильности 78
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ 86
3.1 Направления совершенствования налоговых инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства 87
3.2 Перспективы развития малого и среднего бизнеса и его поддержки в Российской Федерации 106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 120
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 124
В современном мире экономическая нестабильность становится все более привычным явлением, требующим комплексного и гибкого подхода к ее преодолению. Особенно остро эта проблема затрагивает субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП), которые в наибольшей степени подвержены воздействию факторов нестабильности из-за своей специфики. В условиях постоянных колебаний в мировой и национальной экономике важным механизмом поддержки МСП являются налоговые инструменты.
Одной из ключевых задач государственной политики является стимулирование развития малого и среднего бизнеса, поскольку уровень его развития во многом характеризует уровень развития экономики страны. Исследование является актуальным в свете текущей геополитической ситуации, которая характеризуется длительным кризисом, возникшим из-за пандемии Covid-19 и санкционного давления со стороны стран Запада. Актуальность данной темы неоспорима. Во-первых, субъекты МСП играют ключевую роль в экономическом развитии: они являются двигателем инноваций, создают новые рабочие места и способствуют диверсификации экономики. Однако они также наиболее уязвимы перед экономическими потрясениями из-за их ограниченных ресурсов и доступа к капиталу.
Во-вторых, налоговые меры могут стать мощным инструментом стимулирования их развития и устойчивости в условиях нестабильности. Развитию малого и среднего бизнеса препятствуют различные экономические и организационные факторы, которые он не сможет преодолеть без государственной поддержки.
Восстановление экономики страны после кризиса будет проходить гораздо быстрее, если малый и средний бизнес развит и самостоятелен. Это объясняется тем, что субъекты этого сектора способны оперативно реагировать на изменения на рынке, быть гибкими к текущей экономической ситуации и изменять свои характеристики в зависимости от потребностей рынка. Эти факторы способствуют развитию региональных экономик и созданию новых рабочих мест.
Внедрение реформ в области налогообложения в целом, а также в контексте налогообложения малого и среднего предпринимательства, направлено на обеспечение равных условий конкуренции для различных хозяйствующих субъектов. Проблема эффективности налоговой политики и ее воздействия на формирование доходов бюджета стоит довольно остро в последние несколько нет. Исследование указанной проблематики, особенно в контексте малого и среднего бизнеса, приобретает существенную актуальность, поскольку именно налоговая политика предполагает решение проблем, связанных с неравномерностью распределения налоговой нагрузки среди субъектов предпринимательства, тем самым создавая стимулы для дальнейшего устойчивого развития общества.
В настоящее время возникает необходимость в совершенствовании существующей государственной стратегии, ориентированной на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства. Основной фокус в данном контексте сосредотачивается на необходимости проведения системных изменений в области налогообложения данного сегмента предпринимателей. Основной целью таких трансформаций должно быть создание благоприятных условий, способствующих расширению масштабов предпринимательской деятельности.
Для стимулирования развития сектора малого и среднего предпринимательства необходимо применение комплекса разнообразных методов, инструментов и мер регулирования, а также государственной поддержки. Ключевыми этапами, которые государство должно предпринять для создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, могут быть меры по совершенствованию системы налогообложения, расширению доступа бизнеса к финансовой поддержке, а также обеспечение доступа к необходимой информации о мерах поддержки и квалифицированным кадрам.
Целью работы является выявление основных проблем, препятствующих эффективному налоговому стимулированию, и выработка направлений совершенствования применения налоговых мер поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях экономической нестабильности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть сущность субъектов малого и среднего предпринимательства, их экономические особенности и роль в экономике РФ;
2. проанализировать нормативно-правовую базу оказания мер государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в т.ч. изучить практику применения мер налоговой поддержки субъектов МСП в общей системе мер;
3. провести оценку результативности применяемых налоговых инструментов поддержки МСП;
4. исследовать опыт зарубежных стран в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
5. выявить основные недостатки системы мер налоговой поддержки субъектов МСП в РФ, в т.ч. в условиях нестабильности;
6. определить направления совершенствования налоговых инструментов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
Объектом исследования в данной работе является деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства.
Предметом исследования являются налоговые инструменты поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы специалистов в области исследования инструментов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, таких как В.Г. Пансков, Л.И. Гончаренко, С.В. Теребова, М.В. Полинская, С.В. Романова, Д.Д. Буркальцева, К.А. Шехматова, И.В. Максименко, С.К. Токаева, В.Ю. Туаева и других.
При реализации цели и задач исследования использовались системный, абстрактно-логический подходы, а также методы формализации, анализа и синтеза информации, сравнительного анализа, моделирование, графическая интерпретация аналитической информации.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили федеральные и региональные законодательные акты, подзаконные акты министерств и ведомств, регламентирующие деятельность в области поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Все источники можно подразделить на следующие основные группы. Первую группу формируют публикации в средствах массовой информации, аналитических отчетах и официальных сайтах Федеральной службы статистики, Центра развития предпринимательства. Вторую группу источников составляют материалы научно-практических конференций, иная обзорно-аналитическая информация, опубликованная в отечественных и зарубежных научных изданиях и периодической печати.
Теоретическая значимость данной работы состоит обеспечении глубокого анализа налоговых инструментов, применяемых для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях экономической нестабильности. Исследование теоретических аспектов такой поддержки поможет расширить понимание механизмов воздействия налоговой политики на развитие МСП и их устойчивость в условиях перемен. Это важно для дальнейшего совершенствования налоговой системы и разработки эффективных налоговых инструментов государственной поддержки предпринимательства.
Практическая значимость работы проявляется в формулировании рекомендаций для совершенствования налоговой политики в отношении СМСП в условиях экономической нестабильности. Исследование позволит выявить проблемные области в действующих налоговых мерах и предложить практические шаги по их совершенствованию.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В настоящем введении аргументирована актуальность выбранного исследовательского направления, определены основные цели и задачи работы, а также четко выделены объект и предмет анализа.
Первая глава работы посвящена комплексному изучению теоретических и правовых аспектов инструментов поддержки, которые касаются субъектов малого и среднего предпринимательства. Проанализированы нормативные акты, регулирующие деятельность малых предприятий, а также выявлены цели, формы, методы и направления государственной поддержки данной категории предпринимателей.
Вторая глава исследования охватывает анализ результативности инструментов поддержки МСП в условиях экономической нестабильности. Рассмотрены меры поддержки МСП в двух регионах РФ, сделаны выводы о результативности мер поддержки. Также во второй главе проведен анализ международного опыты в области поддержки малого и среднего предпринимательства.
Третья глава настоящей работы содержит сформулированные автором направления совершенствования налоговых инструментов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
В заключении данного исследования подведены общие выводы по проделанной работе, подчеркнуты основные результаты и выделены перспективы для дальнейших исследований в данной области.
В современной экономической парадигме малый и средний бизнес играют ключевую роль в обеспечении мобильности и гибкости на рынке, способствуя развитию глубокой специализации и кооперации. Они не только заполняют пустующие ниши рынка, но и создают условия для конкуренции и развития предпринимательства, необходимые для эволюции рыночной экономики.
Исследование подтвердило, что развитие малого и среднего бизнеса в развитых странах происходит более быстрыми темпами, что обеспечивает более высокую долю МСП в ВВП зарубежных стран. В связи с этим следует подчеркнуть важность разработки и применения эффективных налоговых инструментов для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Разнообразные меры налоговой поддержки такие как льготы, освобождение или увеличение сроков уплаты налогов, специальные режимы налогообложения, преференциальные налоговые зоны и т.д. играют ключевую роль в стимулировании развития МСП в периоды экономических кризисов и нестабильности.
Однако, несмотря на широкий спектр налоговых инструментов, важно признать, что их эффективность может быть ограничена различными факторами, такими как сложность налогового законодательства, бюрократические барьеры, недостаточная информированность предпринимателей и др. Поэтому важно постоянно анализировать и совершенствовать налоговую политику, учитывая текущие потребности и вызовы, с которыми сталкиваются субъекты МСП.
Кроме того, необходимо активно использовать международный опыт и лучшие практики налоговой поддержки МСП для адаптации их к особенностям российской экономики. Обмен опытом с развитыми странами в области налоговой поддержки предпринимательства может стать ценным источником знаний и новаторских подходов.
В ходе работы автором были выполнены следующие задачи:
1. рассмотрена сущность субъектов малого и среднего предпринимательства, их экономические особенности и роль в экономике РФ;
2. проанализирована нормативно-правовая база оказания мер государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в т.ч. изучена практика применения мер налоговой поддержки субъектов МСП в общей системе мер;
3. проведена оценка результативности применяемых налоговых инструментов поддержки МСП;
4. исследован опыт зарубежных стран в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
5. выявлены основные недостатки системы мер налоговой поддержки субъектов МСП в РФ, в т.ч. в условиях нестабильности;
6. определены направления совершенствования налоговых инструментов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Система налоговых инструментов поддержки малых и средних предприятий должна учитывать и интересы бизнеса, и интересы государства. Данная политика должна быть направлена и на стимулирование развития МСП, и на наполнение бюджетов всех уровней налоговыми поступлениями от бизнеса всех категорий. В связи с этим автором были предложены следующие направления совершенствования:
1) изменение механизма предоставления инвестиционного налогового кредита, которое включает в себя разработку отраслевых методических рекомендаций по выбору сроков действия договоров ИНК, установлению сроков и ставок; уменьшение перечня документов, необходимых для подачи заявки на ИНК (автором предлагается исключить из перечня документы, которые уже есть у ФНС, например, справку об отсутствии задолженности по налогам и сборам); утверждение права налогоплательщика на включение в состав расходов по налогу на прибыль процентов по ИНК; расширение перечня налогов, которые могут быть уменьшены при заключении договора ИНК, путем добавления налога, взимаемого с плательщиков УСН; увеличение срока предоставления ИНК с 1-5 до 10 лет для субъектов МСП;
2) развитие многостороннего взаимодействия между налогоплательщиком, банковскими организациями и налоговой службой с целью повышения доступа налогоплательщиков к финансовым ресурсам на примере китайского финансового механизма bank-tax-interaction (BTI);
3) введение прогрессивной шкалы налогообложения по налогу на прибыль для налогоплательщиков, доходы которых находятся в диапазоне от 200 до 800 млн рублей; в качестве альтернативы данного предложения по стимулированию развития МСП автор предлагает расширить лимит доходов УСН до 800 млн рублей, чтобы не только микро, но и все малые предприятия могли использовать специальный режим налогообложения. В качестве компенсации потерь бюджета автор предлагает увеличить ставку налога на прибыль организаций для крупнейших налогоплательщиков на 2%;
4) возможность налогоплательщиков-субъектов малого и среднего предпринимательства в заявительном порядке отказаться от освобождения от уплаты НДС;
5) законодательное закрепление статуса плательщика налога на профессиональный доход в качестве субъекта малого и среднего предпринимательства;
6) расширение перечня видов деятельности, при ведении которых вновь созданные индивидуальные предприниматели вправе применять налоговые каникулы.
В завершающем параграфе выпускной квалификационной работы автором приведен расчет налоговой нагрузки для предложенной автором прогрессивной шкалы налогообложения.
В заключении данной выпускной квалификационной работы хочется отметить, что для обеспечения эффективной поддержки малого и среднего бизнеса в условиях экономической нестабильности необходимо совершенствовать и дополнять инструментарий налоговой политики. Однако несмотря на значительное количество налоговых инструментов, их применение требует внимательного анализа эффективности. Необходимо постоянно оценивать результаты использования налоговых инструментов и механизмов стимулирования предпринимательской активности с учетом текущей экономической ситуации.
По мнению автора, необходимо вести постоянные исследования в области налоговой поддержки малого и среднего бизнеса с учетом изменяющихся экономических условий. Такие исследования могут способствовать разработке более эффективных налоговых механизмов, способных обеспечить устойчивое развитие субъектов предпринимательства в условиях экономической нестабильности.
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями от 01.07.2020 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 01.11.2023)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 04.08.2023) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения 01.11.2023)
3. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 10.07.2023) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения 01.11.2023)
4. Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2022) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения 01.11.2023)
5. Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ред. от 04.08.2023) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения 01.11.2023).
6. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 04.08.2023) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения 01.11.2023).
7. Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" от 27.11.2018 N 422-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311977/ (дата обращения 28.04.2024 г.)
8. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // СЗ РФ. 2016. № 15. Ст. 2097. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения 01.11.2023)
9. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года») [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения 01.11.2023)
10. Письмо ФНС РФ от 02.02.2005 N 02-1-07/2 "О порядке учета в целях налогообложения прибыли процентов по инвестиционному налоговому кредиту" [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52306/ (дата обращения 28.04.2024 г.)
11. Закон города Москвы от 26.11.2008 № 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве (ред. от 13.10.2023 г.)
12. Малое и среднее предпринимательство в России. 2022: Стат.сб./ М 19 Росстат. - M., 2022. – 101 с
13. Доклад «О состоянии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию за 2019–2022 гг.» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/24f01970a69e33b47c3142da6f3be5d9/doklad_o_sostoyanii_msp_v_rossiyskoy_federacii_i_merah_po_ego_razvitiyu_za_20192022_gg.pdf (дата обращения 02.03.2024).
14. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения 01.11.2023)
15. Буркальцева, Д.Д. Налоговая система: функции в системе общественных отношений / Д.Д. Буркальцева, Е.К. Домбровская // В сборнике: Финансовые рынки и инвестиционные процессы Сборник трудов IV Международной научно-практической конференции. - 2023. - С. 45-47.
16. Гончаренко, Л.И. Налоговые инструменты стимулирования развития малого и среднего предпринимательства: исторический аспект и перспективы развития в России / Л.И. Гончаренко, Н.П. Мельникова // Налоги и налогообложение, 2022. - № 1. – С. 122-124
17. Гончаренко, Л.И. Об основных направлениях налоговой политики на 2022 год и на период 2023-2024 годов / Л.И. Гончаренко, Ю.В. Малкова, Л.В. Полежарова, А.В. Тихонова, М.М. Юмаев // Экономика. Налоги. Право. – 2022. - № 1. – С. 23-34.
18. Гончаренко, Л.И. Специальные налоговые режимы как инструменты пространственного экономического развития в новых условиях / Л.И. Гончаренко, А.С. Адвокатова, Ю.Ю. Косенкова // Экономика. Налоги. Право. – 2021. - № 14(6). – С.127-136.
19. Горфинкель, В.Я. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика / В.Я. Горфинкель. - М.: НФРА-М, 2014. – 349 с.
20. Ким, Л.А. Экономические и налоговые стимулы как инструмент поддержки малого бизнеса в Российской Федерации / Л.А. Ким // Развитие науки и техники: механизм выбора и реализации приоритетов: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2022. - С. 130-133.
21. Левкушова, О.А. Основные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РФ на 2022 год / О.А. Левкушова, Д.П. Захарова, Д.В. Клевцова // Вестник академии знаний. – 2022. - №50(3). – С. 197-202.
22. Максименко, И.В. Роль малого бизнеса в экономической системе страны / И.В. Максименко, Е.П. Олейник // Наука и современность. Сборник трудов Всероссийская научно-практическая конференция студентов и молодых ученых. - 2020. - С. 63-67.
23. Маркеева, Е.А. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России / Е.А. Маркеева // Наука через призму времени. - 2021. - № 1 (10). - С. 91-94
24. Пансков, В. Г. О перестройке системы налогообложения малого предпринимательства / В. Г. Пансков // Финансы. – 2022. – № 1. – С. 13-19.
25. Плотникова, Е.В. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в условиях ужесточения санкций / Е.В. Плотникова, Л.В. Лазько, А.В. Кулик // Естественно-гуманитарные исследования. - 2022. - № 43 (5). - С. 230-235
26. Полинская, М.В. Налоговые инструменты финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. – Краснодар, 2023. – 100 с.
27. Пьянова, М.В. Налоговое регулирование малого предпринимательства: патентное налогообложение / М.В. Пьянова // Экономика. Налоги. Право. - 2022. - Т. 15. - № 5. - С. 124-137.
28. Романова, С.В. Налоговые льготы как метод стимулирования малого предпринимательства / С.В. Романова, К.А. Авалджян // Научная весна – 2023. Экономические науки. Сборник научных трудов: научное электронное издание. Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ в г. Шахты. - 2023. - С. 130-135.
29. Ромашинина, Т.С. Механизмы, программы и система поддержки предпринимательства в регионе / Т.С. Ромашихина // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2019. - № 1 (145). - С. 98-101.
30. Сигаева, Е. Отсрочка по УСН для субъектов малого бизнеса в 2022 году: условия и график платежей [Электронный ресурс]. – URL: https://nalog-nalog.ru/usn/planiruetsya-otsrochka-po-usn-dlya-subektov-malogo-biznesa-no-ne-vseh/ (дата обращения 11.11.2023).
31. Теребова, С.В. Налоговое стимулирование малого бизнеса в условиях экономической нестабильности / С.В. Теребова // Проблемы развития территории. – 2023. - № 1. – Том 27. – С. 92-112.
32. Токаева, С.К. Роль налогового потенциала в формировании доходов региональных и местных бюджетов / С.К. Токаева, В.Ю. Туаева // В сб.: Актуальные вопросы социально-экономического развития регионов России. Сб. трудов. Владикавказ, 2023. - С. 132–137.
33. Ульянов, А. Топ-10 налоговых стимулов для МСП в 2023 году / А. Ульянов [Электронный ресурс]. – URL: https://kontur.ru/articles/46324-msp_stimul (дата обращения 10.11.2023).
34. Федотова, Т.В. Анализ динамики развития малого и среднего бизнеса в России / Д.В. Федотова, И.В. Шмарова // Весенние дни науки: сборник докладов. - Екатеринбург, 2022. - С. 428-432.
35. Хавина, Л.В. Современная ситуация состояния малого и среднего бизнеса / Л.В. Хавина // Теоретическая и прикладная экономика. - 2022. - № 2. - С. 28-36.
36. Шехматова, К.А. Состояние малого и среднего бизнеса в России: проблемы и перспективы развития / К.А. Шехматова // Глобальные и локальные тренды в управлении, экономике, юриспруденции. Материалы XIX Международной научно-практической конференции. В 4-х томах. - Воронеж, 2022. - С. 637-640.
37. Юсупова, М.В. Роль малого предпринимательства в экономике России / М.В. Юсупова // Вектор экономики. – 2020. - № 8.
38. Как ИП сэкономить на УСН «Доходы минус расходы» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/pro_business/usn-dohodyi-minus-rashodyi/ (дата обращения 10.11.2023).
39. Меры поддержки малого бизнеса [Электронный ресурс]. – URL: https://www.klerk.ru/blogs/moysklad/588900/ (дата обращения 01.11.2023).
40. Налоговые каникулы по ИП продлили до 2024 года [Электронный ресурс]. – URL: https://www.glavbukh.ru/news/38725-nalogovye-kanikuly-po-usn-prodlili-do-2024-goda (дата обращения 11.11.2023).
41. Официальный сайт Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: http://government.ru/docs/45078/ (дата обращения 11.11.2023).
42. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. – URL: gks.ru (дата обращения 01.11.2023).
43. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ [Электронный ресурс]. – URL: https://www.nalog.gov.ru/ (дата обращения 01.03.2024).
44. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.html (дата обращения 01.11.2023).
45. Самозанятые // Платформа поставки данных ФНС России URL: https://geochecki-vpd.nalog.gov.ru/self-employment (дата обращения: 14.04.2024).
46. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по г. Москве и Московской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mosstat.gks.ru/ (дата обращения 25.01.2024 г.)
47. Официальный сайт Центра развития предпринимательства Московской области [Электронный ресурс]. – URL: https://mspmo.ru/lending/gosudarstvennye-programmy-ligotnogo-kreditovaniya/ (дата обращения 10.11.2023).
48. Департамент экономического развития и торговли Ивановской области // Статистика и аналитика URL: https://derit.ivanovoobl.ru/deyatelnost/maloe-i-srednee-predprinimatelstvo/statistika-i-analitika/ (дата обращения: 15.04.2024).
49. Поддержка граждан и бизнеса // Правительство Ивановской области URL: https://ivanovoobl.ru/ (дата обращения: 11.04.2024).
50. Инвестиции в основной капитал по полному кругу хозяйствующих субъектов [Электронный ресурс]. – URL: https://fedstat.ru/indicator/59047 (дата обращения 10.03.2024).
51. Индекс экономической политики в сфере МСП: страны Восточного партнерства 2016. Оценка применения Европейского акта о малом бизнесе. – 2016. – 6 с. – URL: https://www.oecd.org/globalrelations/SME_Policy_Index_Eastern_Partners_2016_Russian.pdf (дата обращения 13.04.2024).
52. Итоговый рейтинг регионов России – 2023 // РИА Новости URL: https://ria.ru/20231225/itogi-1917517698.html (дата обращения: 12.04.2024).
53. Меры поддержки экономики // Антикризисные меры поддержки бизнеса в Москве URL: https://helpmoscoweconomy.ru/ (дата обращения: 10.04.2024).
54. Оборот (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) малых предприятий (включая микропредприятия) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.fedstat.ru/indicator/59572 (дата обращения 13.04.2024).
55. Оборот средних организаций с 2017 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.fedstat.ru/indicator/57718 (дата обращения 13.04.2024).
56. Объем выручки (с учетом налогов и аналогичных обязательных платежей) от продажи товаров, продукции, работ, услуг по всем видам деятельности с 2017 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.fedstat.ru/indicator/58488 (дата обращения 13.04.2024).
57. Объем консолидированной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. – URL: https://www.fedstat.ru/indicator/61520 (дата обращения 13.04.2024).
58. Рынок труда, занятость и заработная плата // Федеральная служба государственной статистики URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries (дата обращения: 14.04.2024).
59. Состояние российской экономики и деятельность компаний: результаты мониторинга РСПП [Электронный ресурс]. – URL: https://rspp.ru/activity/analytics/sostoyanie-rossiyskoy-ekonomiki-i-deyatelnost-kompaniy-rezultaty-monitoringa-rspp-v-i-kvartale-2023-/ (дата обращения 24.04.2024 г.)
60. Средняя численность работников малых предприятий (включая микропредприятия) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.fedstat.ru/indicator/59570 (дата обращения 13.04.2024).
61. Упрощенная система налогообложения: изменения с 2022 года [Электронный ресурс]. – URL: https://www.nalog.gov.ru/rn28/news/activities_fts/11832710/ (дата обращения 11.11.2023).
62. Цифровая платформа МСП [Электронный ресурс]. – URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/cifrovaya_platforma_msp/ (дата обращения 12.11.2023).
63. Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей [Электронный ресурс]. – URL: https://fedstat.ru/indicator/59545 (дата обращения 13.04.2024).
64. Численность работников в расчете на 1 субъекта малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. – URL: https://www.fedstat.ru/indicator/61285 (дата обращения 13.04.2024).
65. Число занятых в бизнесе индивидуального предпринимателя с 2017 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.fedstat.ru/indicator/58492 (дата обращения 13.04.2024).
66. Эксперты объяснили, почему в России доля бизнеса уступает экономикам Европы и Азии // Общественная организация: Деловая Россия URL: https://deloros.ru/press-centr/publikacii/eksperty-obyasnili-pochemu-v-rossii-dolya-biznesa-ustupaet-ekonomikam-evropy-i-azii/ (дата обращения: 04.05.2024).
67. Pengfei Luo, Dandan Song, Biao Chen Investment and financing for SMEs with bank-tax interaction and public-private partnerships // International Review of Economics and Finance - 2020. - №65. P.163-172
68. Small Business Act” for Europe / Communication from the Commission to the Council, the European Parliament, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. COM (2023) 394 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/EN/legal-content/summary/a-small-business-act-for-european-smes.html (дата обращения: 04.04.2024).