Налоговые инструменты поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях экономической нестабильности (Финансовый университет при Правительстве РФ)
|
Проведен анализ данных по 2024 год включительно.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 8
1.1 Сущность малого и среднего предпринимательства и его роль в экономике Российской Федерации 8
1.2 Нормативно-правовая база оказания мер государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства 23
1.3 Налоговые инструменты поддержки деятельности субъектов МСП в системе мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства 32
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ 38
2.1 Сравнительный анализ состояния малого и среднего предпринимательства в Москве и в Ивановской области 38
2.2 Анализ и оценка результативности применения налоговых инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства 55
2.3 Зарубежный опыт поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях экономической нестабильности 70
2.4 Основные недостатки системы мер налоговой поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в т.ч. в условиях нестабильности 78
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ 86
3.1 Направления совершенствования налоговых инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства 87
3.2 Перспективы развития малого и среднего бизнеса и его поддержки в Российской Федерации 106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 120
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 124
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 8
1.1 Сущность малого и среднего предпринимательства и его роль в экономике Российской Федерации 8
1.2 Нормативно-правовая база оказания мер государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства 23
1.3 Налоговые инструменты поддержки деятельности субъектов МСП в системе мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства 32
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ 38
2.1 Сравнительный анализ состояния малого и среднего предпринимательства в Москве и в Ивановской области 38
2.2 Анализ и оценка результативности применения налоговых инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства 55
2.3 Зарубежный опыт поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях экономической нестабильности 70
2.4 Основные недостатки системы мер налоговой поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в т.ч. в условиях нестабильности 78
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ 86
3.1 Направления совершенствования налоговых инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства 87
3.2 Перспективы развития малого и среднего бизнеса и его поддержки в Российской Федерации 106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 120
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 124
В современном мире экономическая нестабильность становится все более привычным явлением, требующим комплексного и гибкого подхода к ее преодолению. Особенно остро эта проблема затрагивает субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП), которые в наибольшей степени подвержены воздействию факторов нестабильности из-за своей специфики. В условиях постоянных колебаний в мировой и национальной экономике важным механизмом поддержки МСП являются налоговые инструменты.
Одной из ключевых задач государственной политики является стимулирование развития малого и среднего бизнеса, поскольку уровень его развития во многом характеризует уровень развития экономики страны. Исследование является актуальным в свете текущей геополитической ситуации, которая характеризуется длительным кризисом, возникшим из-за пандемии Covid-19 и санкционного давления со стороны стран Запада. Актуальность данной темы неоспорима. Во-первых, субъекты МСП играют ключевую роль в экономическом развитии: они являются двигателем инноваций, создают новые рабочие места и способствуют диверсификации экономики. Однако они также наиболее уязвимы перед экономическими потрясениями из-за их ограниченных ресурсов и доступа к капиталу.
Во-вторых, налоговые меры могут стать мощным инструментом стимулирования их развития и устойчивости в условиях нестабильности. Развитию малого и среднего бизнеса препятствуют различные экономические и организационные факторы, которые он не сможет преодолеть без государственной поддержки.
Восстановление экономики страны после кризиса будет проходить гораздо быстрее, если малый и средний бизнес развит и самостоятелен. Это объясняется тем, что субъекты этого сектора способны оперативно реагировать на изменения на рынке, быть гибкими к текущей экономической ситуации и изменять свои характеристики в зависимости от потребностей рынка. Эти факторы способствуют развитию региональных экономик и созданию новых рабочих мест.
Внедрение реформ в области налогообложения в целом, а также в контексте налогообложения малого и среднего предпринимательства, направлено на обеспечение равных условий конкуренции для различных хозяйствующих субъектов. Проблема эффективности налоговой политики и ее воздействия на формирование доходов бюджета стоит довольно остро в последние несколько нет. Исследование указанной проблематики, особенно в контексте малого и среднего бизнеса, приобретает существенную актуальность, поскольку именно налоговая политика предполагает решение проблем, связанных с неравномерностью распределения налоговой нагрузки среди субъектов предпринимательства, тем самым создавая стимулы для дальнейшего устойчивого развития общества.
В настоящее время возникает необходимость в совершенствовании существующей государственной стратегии, ориентированной на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства. Основной фокус в данном контексте сосредотачивается на необходимости проведения системных изменений в области налогообложения данного сегмента предпринимателей. Основной целью таких трансформаций должно быть создание благоприятных условий, способствующих расширению масштабов предпринимательской деятельности.
Для стимулирования развития сектора малого и среднего предпринимательства необходимо применение комплекса разнообразных методов, инструментов и мер регулирования, а также государственной поддержки. Ключевыми этапами, которые государство должно предпринять для создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, могут быть меры по совершенствованию системы налогообложения, расширению доступа бизнеса к финансовой поддержке, а также обеспечение доступа к необходимой информации о мерах поддержки и квалифицированным кадрам.
Целью работы является выявление основных проблем, препятствующих эффективному налоговому стимулированию, и выработка направлений совершенствования применения налоговых мер поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях экономической нестабильности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть сущность субъектов малого и среднего предпринимательства, их экономические особенности и роль в экономике РФ;
2. проанализировать нормативно-правовую базу оказания мер государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в т.ч. изучить практику применения мер налоговой поддержки субъектов МСП в общей системе мер;
3. провести оценку результативности применяемых налоговых инструментов поддержки МСП;
4. исследовать опыт зарубежных стран в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
5. выявить основные недостатки системы мер налоговой поддержки субъектов МСП в РФ, в т.ч. в условиях нестабильности;
6. определить направления совершенствования налоговых инструментов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
Объектом исследования в данной работе является деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства.
Предметом исследования являются налоговые инструменты поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы специалистов в области исследования инструментов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, таких как В.Г. Пансков, Л.И. Гончаренко, С.В. Теребова, М.В. Полинская, С.В. Романова, Д.Д. Буркальцева, К.А. Шехматова, И.В. Максименко, С.К. Токаева, В.Ю. Туаева и других.
При реализации цели и задач исследования использовались системный, абстрактно-логический подходы, а также методы формализации, анализа и синтеза информации, сравнительного анализа, моделирование, графическая интерпретация аналитической информации.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили федеральные и региональные законодательные акты, подзаконные акты министерств и ведомств, регламентирующие деятельность в области поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Все источники можно подразделить на следующие основные группы. Первую группу формируют публикации в средствах массовой информации, аналитических отчетах и официальных сайтах Федеральной службы статистики, Центра развития предпринимательства. Вторую группу источников составляют материалы научно-практических конференций, иная обзорно-аналитическая информация, опубликованная в отечественных и зарубежных научных изданиях и периодической печати.
Теоретическая значимость данной работы состоит обеспечении глубокого анализа налоговых инструментов, применяемых для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях экономической нестабильности. Исследование теоретических аспектов такой поддержки поможет расширить понимание механизмов воздействия налоговой политики на развитие МСП и их устойчивость в условиях перемен. Это важно для дальнейшего совершенствования налоговой системы и разработки эффективных налоговых инструментов государственной поддержки предпринимательства.
Практическая значимость работы проявляется в формулировании рекомендаций для совершенствования налоговой политики в отношении СМСП в условиях экономической нестабильности. Исследование позволит выявить проблемные области в действующих налоговых мерах и предложить практические шаги по их совершенствованию.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В настоящем введении аргументирована актуальность выбранного исследовательского направления, определены основные цели и задачи работы, а также четко выделены объект и предмет анализа.
Первая глава работы посвящена комплексному изучению теоретических и правовых аспектов инструментов поддержки, которые касаются субъектов малого и среднего предпринимательства. Проанализированы нормативные акты, регулирующие деятельность малых предприятий, а также выявлены цели, формы, методы и направления государственной поддержки данной категории предпринимателей.
Вторая глава исследования охватывает анализ результативности инструментов поддержки МСП в условиях экономической нестабильности. Рассмотрены меры поддержки МСП в двух регионах РФ, сделаны выводы о результативности мер поддержки. Также во второй главе проведен анализ международного опыты в области поддержки малого и среднего предпринимательства.
Третья глава настоящей работы содержит сформулированные автором направления совершенствования налоговых инструментов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
В заключении данного исследования подведены общие выводы по проделанной работе, подчеркнуты основные результаты и выделены перспективы для дальнейших исследований в данной области.
Одной из ключевых задач государственной политики является стимулирование развития малого и среднего бизнеса, поскольку уровень его развития во многом характеризует уровень развития экономики страны. Исследование является актуальным в свете текущей геополитической ситуации, которая характеризуется длительным кризисом, возникшим из-за пандемии Covid-19 и санкционного давления со стороны стран Запада. Актуальность данной темы неоспорима. Во-первых, субъекты МСП играют ключевую роль в экономическом развитии: они являются двигателем инноваций, создают новые рабочие места и способствуют диверсификации экономики. Однако они также наиболее уязвимы перед экономическими потрясениями из-за их ограниченных ресурсов и доступа к капиталу.
Во-вторых, налоговые меры могут стать мощным инструментом стимулирования их развития и устойчивости в условиях нестабильности. Развитию малого и среднего бизнеса препятствуют различные экономические и организационные факторы, которые он не сможет преодолеть без государственной поддержки.
Восстановление экономики страны после кризиса будет проходить гораздо быстрее, если малый и средний бизнес развит и самостоятелен. Это объясняется тем, что субъекты этого сектора способны оперативно реагировать на изменения на рынке, быть гибкими к текущей экономической ситуации и изменять свои характеристики в зависимости от потребностей рынка. Эти факторы способствуют развитию региональных экономик и созданию новых рабочих мест.
Внедрение реформ в области налогообложения в целом, а также в контексте налогообложения малого и среднего предпринимательства, направлено на обеспечение равных условий конкуренции для различных хозяйствующих субъектов. Проблема эффективности налоговой политики и ее воздействия на формирование доходов бюджета стоит довольно остро в последние несколько нет. Исследование указанной проблематики, особенно в контексте малого и среднего бизнеса, приобретает существенную актуальность, поскольку именно налоговая политика предполагает решение проблем, связанных с неравномерностью распределения налоговой нагрузки среди субъектов предпринимательства, тем самым создавая стимулы для дальнейшего устойчивого развития общества.
В настоящее время возникает необходимость в совершенствовании существующей государственной стратегии, ориентированной на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства. Основной фокус в данном контексте сосредотачивается на необходимости проведения системных изменений в области налогообложения данного сегмента предпринимателей. Основной целью таких трансформаций должно быть создание благоприятных условий, способствующих расширению масштабов предпринимательской деятельности.
Для стимулирования развития сектора малого и среднего предпринимательства необходимо применение комплекса разнообразных методов, инструментов и мер регулирования, а также государственной поддержки. Ключевыми этапами, которые государство должно предпринять для создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, могут быть меры по совершенствованию системы налогообложения, расширению доступа бизнеса к финансовой поддержке, а также обеспечение доступа к необходимой информации о мерах поддержки и квалифицированным кадрам.
Целью работы является выявление основных проблем, препятствующих эффективному налоговому стимулированию, и выработка направлений совершенствования применения налоговых мер поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях экономической нестабильности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть сущность субъектов малого и среднего предпринимательства, их экономические особенности и роль в экономике РФ;
2. проанализировать нормативно-правовую базу оказания мер государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в т.ч. изучить практику применения мер налоговой поддержки субъектов МСП в общей системе мер;
3. провести оценку результативности применяемых налоговых инструментов поддержки МСП;
4. исследовать опыт зарубежных стран в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
5. выявить основные недостатки системы мер налоговой поддержки субъектов МСП в РФ, в т.ч. в условиях нестабильности;
6. определить направления совершенствования налоговых инструментов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
Объектом исследования в данной работе является деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства.
Предметом исследования являются налоговые инструменты поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы специалистов в области исследования инструментов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, таких как В.Г. Пансков, Л.И. Гончаренко, С.В. Теребова, М.В. Полинская, С.В. Романова, Д.Д. Буркальцева, К.А. Шехматова, И.В. Максименко, С.К. Токаева, В.Ю. Туаева и других.
При реализации цели и задач исследования использовались системный, абстрактно-логический подходы, а также методы формализации, анализа и синтеза информации, сравнительного анализа, моделирование, графическая интерпретация аналитической информации.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили федеральные и региональные законодательные акты, подзаконные акты министерств и ведомств, регламентирующие деятельность в области поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Все источники можно подразделить на следующие основные группы. Первую группу формируют публикации в средствах массовой информации, аналитических отчетах и официальных сайтах Федеральной службы статистики, Центра развития предпринимательства. Вторую группу источников составляют материалы научно-практических конференций, иная обзорно-аналитическая информация, опубликованная в отечественных и зарубежных научных изданиях и периодической печати.
Теоретическая значимость данной работы состоит обеспечении глубокого анализа налоговых инструментов, применяемых для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях экономической нестабильности. Исследование теоретических аспектов такой поддержки поможет расширить понимание механизмов воздействия налоговой политики на развитие МСП и их устойчивость в условиях перемен. Это важно для дальнейшего совершенствования налоговой системы и разработки эффективных налоговых инструментов государственной поддержки предпринимательства.
Практическая значимость работы проявляется в формулировании рекомендаций для совершенствования налоговой политики в отношении СМСП в условиях экономической нестабильности. Исследование позволит выявить проблемные области в действующих налоговых мерах и предложить практические шаги по их совершенствованию.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В настоящем введении аргументирована актуальность выбранного исследовательского направления, определены основные цели и задачи работы, а также четко выделены объект и предмет анализа.
Первая глава работы посвящена комплексному изучению теоретических и правовых аспектов инструментов поддержки, которые касаются субъектов малого и среднего предпринимательства. Проанализированы нормативные акты, регулирующие деятельность малых предприятий, а также выявлены цели, формы, методы и направления государственной поддержки данной категории предпринимателей.
Вторая глава исследования охватывает анализ результативности инструментов поддержки МСП в условиях экономической нестабильности. Рассмотрены меры поддержки МСП в двух регионах РФ, сделаны выводы о результативности мер поддержки. Также во второй главе проведен анализ международного опыты в области поддержки малого и среднего предпринимательства.
Третья глава настоящей работы содержит сформулированные автором направления совершенствования налоговых инструментов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
В заключении данного исследования подведены общие выводы по проделанной работе, подчеркнуты основные результаты и выделены перспективы для дальнейших исследований в данной области.
В современной экономической парадигме малый и средний бизнес играют ключевую роль в обеспечении мобильности и гибкости на рынке, способствуя развитию глубокой специализации и кооперации. Они не только заполняют пустующие ниши рынка, но и создают условия для конкуренции и развития предпринимательства, необходимые для эволюции рыночной экономики.
Исследование подтвердило, что развитие малого и среднего бизнеса в развитых странах происходит более быстрыми темпами, что обеспечивает более высокую долю МСП в ВВП зарубежных стран. В связи с этим следует подчеркнуть важность разработки и применения эффективных налоговых инструментов для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Разнообразные меры налоговой поддержки такие как льготы, освобождение или увеличение сроков уплаты налогов, специальные режимы налогообложения, преференциальные налоговые зоны и т.д. играют ключевую роль в стимулировании развития МСП в периоды экономических кризисов и нестабильности.
Однако, несмотря на широкий спектр налоговых инструментов, важно признать, что их эффективность может быть ограничена различными факторами, такими как сложность налогового законодательства, бюрократические барьеры, недостаточная информированность предпринимателей и др. Поэтому важно постоянно анализировать и совершенствовать налоговую политику, учитывая текущие потребности и вызовы, с которыми сталкиваются субъекты МСП.
Кроме того, необходимо активно использовать международный опыт и лучшие практики налоговой поддержки МСП для адаптации их к особенностям российской экономики. Обмен опытом с развитыми странами в области налоговой поддержки предпринимательства может стать ценным источником знаний и новаторских подходов.
В ходе работы автором были выполнены следующие задачи:
1. рассмотрена сущность субъектов малого и среднего предпринимательства, их экономические особенности и роль в экономике РФ;
2. проанализирована нормативно-правовая база оказания мер государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в т.ч. изучена практика применения мер налоговой поддержки субъектов МСП в общей системе мер;
3. проведена оценка результативности применяемых налоговых инструментов поддержки МСП;
4. исследован опыт зарубежных стран в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
5. выявлены основные недостатки системы мер налоговой поддержки субъектов МСП в РФ, в т.ч. в условиях нестабильности;
6. определены направления совершенствования налоговых инструментов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Система налоговых инструментов поддержки малых и средних предприятий должна учитывать и интересы бизнеса, и интересы государства. Данная политика должна быть направлена и на стимулирование развития МСП, и на наполнение бюджетов всех уровней налоговыми поступлениями от бизнеса всех категорий. В связи с этим автором были предложены следующие направления совершенствования:
1) изменение механизма предоставления инвестиционного налогового кредита, которое включает в себя разработку отраслевых методических рекомендаций по выбору сроков действия договоров ИНК, установлению сроков и ставок; уменьшение перечня документов, необходимых для подачи заявки на ИНК (автором предлагается исключить из перечня документы, которые уже есть у ФНС, например, справку об отсутствии задолженности по налогам и сборам); утверждение права налогоплательщика на включение в состав расходов по налогу на прибыль процентов по ИНК; расширение перечня налогов, которые могут быть уменьшены при заключении договора ИНК, путем добавления налога, взимаемого с плательщиков УСН; увеличение срока предоставления ИНК с 1-5 до 10 лет для субъектов МСП;
2) развитие многостороннего взаимодействия между налогоплательщиком, банковскими организациями и налоговой службой с целью повышения доступа налогоплательщиков к финансовым ресурсам на примере китайского финансового механизма bank-tax-interaction (BTI);
3) введение прогрессивной шкалы налогообложения по налогу на прибыль для налогоплательщиков, доходы которых находятся в диапазоне от 200 до 800 млн рублей; в качестве альтернативы данного предложения по стимулированию развития МСП автор предлагает расширить лимит доходов УСН до 800 млн рублей, чтобы не только микро, но и все малые предприятия могли использовать специальный режим налогообложения. В качестве компенсации потерь бюджета автор предлагает увеличить ставку налога на прибыль организаций для крупнейших налогоплательщиков на 2%;
4) возможность налогоплательщиков-субъектов малого и среднего предпринимательства в заявительном порядке отказаться от освобождения от уплаты НДС;
5) законодательное закрепление статуса плательщика налога на профессиональный доход в качестве субъекта малого и среднего предпринимательства;
6) расширение перечня видов деятельности, при ведении которых вновь созданные индивидуальные предприниматели вправе применять налоговые каникулы.
В завершающем параграфе выпускной квалификационной работы автором приведен расчет налоговой нагрузки для предложенной автором прогрессивной шкалы налогообложения.
В заключении данной выпускной квалификационной работы хочется отметить, что для обеспечения эффективной поддержки малого и среднего бизнеса в условиях экономической нестабильности необходимо совершенствовать и дополнять инструментарий налоговой политики. Однако несмотря на значительное количество налоговых инструментов, их применение требует внимательного анализа эффективности. Необходимо постоянно оценивать результаты использования налоговых инструментов и механизмов стимулирования предпринимательской активности с учетом текущей экономической ситуации.
По мнению автора, необходимо вести постоянные исследования в области налоговой поддержки малого и среднего бизнеса с учетом изменяющихся экономических условий. Такие исследования могут способствовать разработке более эффективных налоговых механизмов, способных обеспечить устойчивое развитие субъектов предпринимательства в условиях экономической нестабильности.
Исследование подтвердило, что развитие малого и среднего бизнеса в развитых странах происходит более быстрыми темпами, что обеспечивает более высокую долю МСП в ВВП зарубежных стран. В связи с этим следует подчеркнуть важность разработки и применения эффективных налоговых инструментов для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Разнообразные меры налоговой поддержки такие как льготы, освобождение или увеличение сроков уплаты налогов, специальные режимы налогообложения, преференциальные налоговые зоны и т.д. играют ключевую роль в стимулировании развития МСП в периоды экономических кризисов и нестабильности.
Однако, несмотря на широкий спектр налоговых инструментов, важно признать, что их эффективность может быть ограничена различными факторами, такими как сложность налогового законодательства, бюрократические барьеры, недостаточная информированность предпринимателей и др. Поэтому важно постоянно анализировать и совершенствовать налоговую политику, учитывая текущие потребности и вызовы, с которыми сталкиваются субъекты МСП.
Кроме того, необходимо активно использовать международный опыт и лучшие практики налоговой поддержки МСП для адаптации их к особенностям российской экономики. Обмен опытом с развитыми странами в области налоговой поддержки предпринимательства может стать ценным источником знаний и новаторских подходов.
В ходе работы автором были выполнены следующие задачи:
1. рассмотрена сущность субъектов малого и среднего предпринимательства, их экономические особенности и роль в экономике РФ;
2. проанализирована нормативно-правовая база оказания мер государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в т.ч. изучена практика применения мер налоговой поддержки субъектов МСП в общей системе мер;
3. проведена оценка результативности применяемых налоговых инструментов поддержки МСП;
4. исследован опыт зарубежных стран в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
5. выявлены основные недостатки системы мер налоговой поддержки субъектов МСП в РФ, в т.ч. в условиях нестабильности;
6. определены направления совершенствования налоговых инструментов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Система налоговых инструментов поддержки малых и средних предприятий должна учитывать и интересы бизнеса, и интересы государства. Данная политика должна быть направлена и на стимулирование развития МСП, и на наполнение бюджетов всех уровней налоговыми поступлениями от бизнеса всех категорий. В связи с этим автором были предложены следующие направления совершенствования:
1) изменение механизма предоставления инвестиционного налогового кредита, которое включает в себя разработку отраслевых методических рекомендаций по выбору сроков действия договоров ИНК, установлению сроков и ставок; уменьшение перечня документов, необходимых для подачи заявки на ИНК (автором предлагается исключить из перечня документы, которые уже есть у ФНС, например, справку об отсутствии задолженности по налогам и сборам); утверждение права налогоплательщика на включение в состав расходов по налогу на прибыль процентов по ИНК; расширение перечня налогов, которые могут быть уменьшены при заключении договора ИНК, путем добавления налога, взимаемого с плательщиков УСН; увеличение срока предоставления ИНК с 1-5 до 10 лет для субъектов МСП;
2) развитие многостороннего взаимодействия между налогоплательщиком, банковскими организациями и налоговой службой с целью повышения доступа налогоплательщиков к финансовым ресурсам на примере китайского финансового механизма bank-tax-interaction (BTI);
3) введение прогрессивной шкалы налогообложения по налогу на прибыль для налогоплательщиков, доходы которых находятся в диапазоне от 200 до 800 млн рублей; в качестве альтернативы данного предложения по стимулированию развития МСП автор предлагает расширить лимит доходов УСН до 800 млн рублей, чтобы не только микро, но и все малые предприятия могли использовать специальный режим налогообложения. В качестве компенсации потерь бюджета автор предлагает увеличить ставку налога на прибыль организаций для крупнейших налогоплательщиков на 2%;
4) возможность налогоплательщиков-субъектов малого и среднего предпринимательства в заявительном порядке отказаться от освобождения от уплаты НДС;
5) законодательное закрепление статуса плательщика налога на профессиональный доход в качестве субъекта малого и среднего предпринимательства;
6) расширение перечня видов деятельности, при ведении которых вновь созданные индивидуальные предприниматели вправе применять налоговые каникулы.
В завершающем параграфе выпускной квалификационной работы автором приведен расчет налоговой нагрузки для предложенной автором прогрессивной шкалы налогообложения.
В заключении данной выпускной квалификационной работы хочется отметить, что для обеспечения эффективной поддержки малого и среднего бизнеса в условиях экономической нестабильности необходимо совершенствовать и дополнять инструментарий налоговой политики. Однако несмотря на значительное количество налоговых инструментов, их применение требует внимательного анализа эффективности. Необходимо постоянно оценивать результаты использования налоговых инструментов и механизмов стимулирования предпринимательской активности с учетом текущей экономической ситуации.
По мнению автора, необходимо вести постоянные исследования в области налоговой поддержки малого и среднего бизнеса с учетом изменяющихся экономических условий. Такие исследования могут способствовать разработке более эффективных налоговых механизмов, способных обеспечить устойчивое развитие субъектов предпринимательства в условиях экономической нестабильности.
Подобные работы
- ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РФ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2025 - Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства (Южно-Уральский Институт Управления и Экономики)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2019 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018



