Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития у школьников готовности к творческой деятельности 6
1.1 Современные научные подходы в развитии фантазии школьников на уроках изобразительного искусства 6
1.2. Практические подходы в развитии фантазии средствами декоративного искусства на уроках изобразительного искусства 12
1.3. Особенности развития фантазии на уроках изобразительного искусства 25
Глава 2. Методики развития готовности школьников к творческой деятельности средствами живописи на уроках изобразительного искусства в 5 классе 29
2.1 Анализ учебных программ 29
2.2. Педагогический эксперимент 37
2.3. Методические рекомендации по формированию учебных компетенций на уроках изобразительного искусства в 5 классе 51
Заключение 56
Список литературы 59
Приложения 63
Развитие готовности школьников к творческой деятельности важная составляющая процесса обучения изобразительному искусству в школе. Освоение декоративных приёмов пользования художественными материалами, владение цветовой палитрой, техниками, знакомство с закономерностями композиции происходит с первых занятий обучающегося выразить в своём рисунке нечто важное для него, волнующее, значимое. Для самовыражения ученик прибегает к имеющимся у него умениям и навыкам рисования.
На сегодняшний день проблема развития воображения учащихся среднего звена является актуальной и социально значимой. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. До сих пор многие важные для понимания психологической природы фантазии вопросы остаются без ответа, особенно это касается ранних этапов развития.
Предмет «Изобразительное искусство» знакомит учащихся с живописью, графикой, скульптурой, архитектурой и декоративно-прикладным искусством. Учащиеся изучают не только виды искусства, но и жанры. Особое внимание уделяется живописному пейзажу.
Через пейзаж познается реальный мир окружающих вещей, пейзаж учит видеть красоту окружающего мира. Живописный пейзаж является одним из эффективных средств эстетического воспитания, и с помощью изучения особенностей живописного пейзажа можно воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать, творить прекрасное, развить фантазию.
В соответствии с актуальностью проблемы нами была выбрана тема исследования: «Развитие готовности обучающихся к творческой деятельности на уроках ИЗО».
Цель работы – определить психолого-педагогические условия и способы развития творческого воображения при помощи пейзажа на уроках изобразительного искусства,
Для достижения данной цели, мы сформировали следующие задачи:
1) провести анализ психолого-дидактической литературы с целью определения понятия творческой деятельности и фантазии;
2) определить и систематизировать теоретические положения об особенностях деятельности учителя по развитию, формированию, оценке творческой деятельности и фантазии учащихся;
3) предложить методику развития фантазии на уроках изобразительного искусства;
4) обозначить особенности и направления развития фантазии при помощи пейзажа на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования – понятие, содержание и методы развития фантазии средствами декоративного искусства на уроках изобразительного искусства средствами точечной росписи.
Объект исследования – процесс развитие фантазии учащихся среднего звена
Гипотеза исследования: мы полагаем, что разработанный нами дидактический материал будет способствовать формированию фантазии на уроках изобразительного искусства у обучающихся.
Методы исследования:
- анализ искусствоведческой и педагогической литературы,
- анализ учебных программ по изобразительному искусству,
- наблюдение за художественной деятельностью школьников,
- анализ продуктов художественно-творческой деятельности школьников,
- обработка полученных данных,
- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный),...
Исследование на тему «Развитие готовности обучающихся к творческой деятельности на уроках ИЗО» завершено. Цель достигнута, задачи выполнены.
1. Проведен анализ психолого-педагогическая литература, выявлены традиционные подходы к развитию творческого воображения средствами декоративного пейзажа на уроках изобразительного искусства в 5 классе. Проанализировав программы Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой, и В.С. Кузина, мы сделали вывод: что во всех программах присутствуют уроки, опирающиеся на общие методы развития творческого воображения средствами декоративного пейзажа на уроках изобразительного искусства в 5 классе, но программа Б.М. Неменского отличается, прежде всего, тем, что в ней присутствует наибольшее количество уроков, посвященных развитию творческого воображения средствами пейзажа на уроках изобразительного искусства.
2. Определили и систематизировали теоретические положения об особенностях деятельности учителя по развитию, формированию, оценке творческой деятельности и фантазии учащихся Изучена искусствоведческая литература, выявлены особенности русской декоративной пейзажной живописи конца XIX и XX вв. Таким образом, творческий подход к изображению декоративного пейзажа основывается на тех зрительных образах и впечатлениях, которые художник получает при работе без натуры, создавая замысел декоративной композиции. Основные достоинства декоративного пейзажа – передача определенного состояния освещенности природы, условного пространства, средствами стилизации и обобщения, создания определённого колорита подчёркивающего композицию сюжета. Всего этого художник добивается с помощью творческого воображения, используя средства изображения: цветовые отношения, колористическая согласованность, стиль, техника. Одной из задач художника является
передача в декоративном изображении пейзажа внешнего выражения чувств через композиционно-ассоциативный образ.
3. Разработан и проведен педагогический эксперимент.
Полученные результаты эксперимента, по развитию творческого воображения средствами декоративного пейзажа на уроках изобразительного искусства в 5 классе, показали: что уровень результатов, достигнутый вследствие развития творческого воображения, по разработанной нами методике - выше, чем по традиционной. В экспериментальном классе преобладает высокий уровень достигнутых результатов, показателями этого являются – достаточное владение выразительными и техническими возможностями декоративно-художественного языка, склонность к импровизации, высокий уровень развития творческого воображения средствами декоративного пейзажа, владение целостной художественной картиной мира.
Разработаны методические рекомендации и дидактические пособия к урокам изобразительного искусства в 5 классе, способствующие развитию творческого воображения средствами декоративного пейзажа.
4. Обозначили особенности и направления развития фантазии при помощи пейзажа на уроках изобразительного искусства
Систематичность и последовательность при выполнении задания повысит представление учащихся о возможностях изображения декоративного пейзажа, улучшает результат развития фантазии, художественных знаний и умений учеников. Объяснение и изучение основ живописи предлагается вести при помощи наглядных и динамических пособий, так же необходимо применение презентаций, которое способствует привлечению внимания и проявлению творческой активности учащихся, что важно для развития эстетического отношения к действительности.
Проведя исследование можно сделать вывод, что в школьном возрасте необходимо развивать стремление к познанию, обеспечивая мотивацию, для чего уроки изобразительного искусства подходят идеально.
Для ученика открытие новых материалов, техник изображения, инструментов способствует развитию творческих начал. Что подтвердило высокую эффективность применяемых в ходе эксперимента методических рекомендаций. Это доказывает правильность выбранной нами методики по формированию учебных компетенций средствами пейзажа.
1. Абрямова О.С. Словарь-справочник учителя изобразительного искусства. – Пенза 2017. – 70 с.
2. Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства. – изд. 2-е, доп. – М.: Изд-во Академии художеств СССР, 2015. – 424 с.
3. Беда Г.В. Живопись: учебник для вузов. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.
4. Бесчастнов Н.П. и др., Живопись: учеб. пособие/ – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2018. – 223 с.
5. Виппер Б.Р. Проблема развития натюрморта. – СПб.: Азбука-классика, 2015. – 384 с.
6. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: Искусство, 2016. – 480 с.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество: Психол. очерк. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 93с.
8. Гальперин П.Я. Четыре лекции по психологии: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Книжный дом «Университет», 2018. – 112 с.
9. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов всех специальностей пед. вузов / под общ. ред. М.В. Гамезо. – М.: Педагогическое общество России, 2017. – 512 с. – (Образование XXI века).
10. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М.: Современник, 2016. – 494 с.
11. История изобразительного искусства: учебник для студентов высших пед. учебных заведений: в 2 т. / под ред. Н.М. Сокольниковой. – 2-е изд., стереотипное. – М.: ИЦ «Академия», 2017. – Т. 1. – 304 с.
12. Игнатьев С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей : учеб. пособие для вузов. - М.: Академический проект ; Фонд «Мир», 2017. - 208 с.
13. Игнатьев Е.И. Психология рисунка и живописи. – М.: Просвещение, 2014. – 224 с.
14. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. - М: Высш. шк, 2017 - 272 с.
15. Крупская Н. К. «Об искусстве и литературе».- М.,2015.- 284 с.....41