Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №148740

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ .4
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФОНЕМАТИЧЕСКОМ ВОСПРИЯТИИ И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Становление фонематического восприятия в норме 6
1.2. Речевое и психическое развитие детей с общим недоразвитием речи 10
1.3. Особенности фонематического восприятия дошкольников с общим недоразвитием речи 14
1.4. Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте 19
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
2.1. Цель, задачи и организация изучения фонематического восприятия 28
2.2. Анализ результатов изучения 31
ГЛАВА III. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
3.1. Цель, задачи и организация обучающего эксперимента 35
3.2. Этапы формирования фонематического восприятия
3.2.1. Узнавание неречевых звуков 37
3.2.2. Различие одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса 40
3.2.3. Различие слов, близких по звуковому составу 41
3.2.4. Дифференциация слогов 43
3.2.5. Дифференциация фонем 44
3.2.6. Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза 46
3.3. Контрольный эксперимент 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 60

Дошкольное детство – это уникальный период, когда происходит общее развитие ребёнка и закладывается фундамент этого развития, поэтому важно устранить все недостатки речи еще в дошкольном возрасте, чтобы они не превратились в стойкий, сложный дефект письма и чтения.
Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе овладения грамотой, письмом и чтением и как следствие программой начального обучения в целом. Без умения четко дифференцировать на слух фонемы родного языка нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает невозможным и полноценное усвоение грамоты.
Помочь детям преодолеть нарушение фонематического восприятия и тем самым заинтересовать их внимание сможет игровая деятельность, потому что игра является основным видом деятельностью в дошкольном возрасте. Игры помогают снять напряжение и скованность детей во время логопедического занятия, а также они помогают логопеду наладить контакт с ребёнком перед предстоящей и длительной логопедической работой.
Объектом исследования является состояние фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи.
Предметом исследования игровая деятельность как средство формирования фонематического восприятия.
Цель исследования: формирование фонематического восприятия дошкольников с речевыми нарушениями в процессе игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме выпускной квалификационной работы.
2. Провести экспериментальное изучение состояния фонематического восприятия.
3. Подобрать систему игр, провести экспериментальное обучение дошкольников по развитию фонематического восприятия в процессе игровой деятельности.
Методы исследования:
1. Анализ литературы по проблеме развития фонематического восприятия у детей с речевыми нарушениями.
2. Констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты.
Гипотеза.
1. У детей дошкольного возраста нарушения фонематического восприятия проявляется в несформированности фонетико-фонематических процессов: слуха, восприятия, анализа и синтеза.
2. Коррекция фонематического восприятия в процессе игровой
деятельности существенно улучшает состояние фонетико-фонематических процессов: слуха, восприятия, анализа и синтеза.
Структура работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из современных представлений о фонематическом восприятии и игровой деятельности, изучения фонематического восприятия у дошкольников с ОНР и логопедической работы по развитию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями.
Практическая значимость работы:
Игры, предложенные в выпускной квалификационно работе, могут быть использованы при коррекции фонематического восприятия не только дошкольников с общим недоразвитием речи, но и при других нарушениях.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи многие исследователи отводят формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов.
В данной работе обследование речи детей проводилось по двум направлениям:
1. Обследование строения и функций артикуляционного аппарата.
2. Обследование фонематического восприятия.
Смешение звуков является одним из наиболее распространённых недостатков у детей дошкольного возраста с ОНР дизартрией, что и было получено в ходе констатирующего эксперимента.
В процессе обследования фонематического восприятия детям предлагалось три блока заданий.
Целью первого блока заданий было выявить сформированность звукового анализа, где предлагались задания «Самый внимательный» и «Звук потерялся». Второй блок заданий состоял из пяти заданий и был направлен на обследование сформированности фонематического слуха. Предлагались задания: «Светофор», «Картинки», «Рассели по домам», «Посчитай звуки», «Звуки поссорились». В третьем блоке предлагалось два задания: «Попугай» и «Сыщик». Все перечисленные задания были направлены на обследование фонематического восприятия.
Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление и звукового анализа, и операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с общим недоразвитием речи не смогут овладеть грамотным чтением и письмом.
В основу логопедической работы нами было положено поэтапное формирование фонематического восприятия в процессе игровой деятельности. В связи с тем, что обследуемые нами дети не испытывали трудности по узнаванию неречевых звуков и различению одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса, то данные этапы работы не проводились нами. На третьем этапе ставилась цель научить детей различать слова близкие по звуковому составу. На четвёртом и пятом этапах проводилась работа над дифференциацией слогов и фонем. На шестом этапе проводилась работа над развитием навыков элементарного звукового анализа и синтеза.
Контрольный эксперимент выявил, что проведенная нами логопедическая работа согласно развитию фонематического восприятия в процессе игровой деятельности у дошкольников была результативной. Степень развития фонематического восприятия у детей существенно увеличилась.
Безусловно, в данной работе отражены только лишь первоначальные шаги в работе над формированием фонематического восприятия, но, тем не менее, и это уже движение вперед к стремительному преодолению недостатков фонематического восприятия до поступления в школу.


1. Богословская, В.В., Общая психология. / В.В. Богословская, А.Г. Ковалёва, А.А. Степанова А.А. – М.: Просвещение., 1981.
2. Варенцова, Н.С. Развитие фонематического слуха у дошкольников /
Н.С. Варенцова, Е.В. Колесникова. – М., 2007.
3. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение., 1988. – 143с.
4. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М.: Творческий центр Сфера, 2007.
5. Жовницкая, О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников / О.Н. Жовницкая. // Начальная школа. – 2001. – № 11.
6. Жукова, Н.С. Логопедия / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. // Основы теории и практики. – М.: Эксмо, 2011.
7. Казанская, В.Л. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия / В.Л. Казанская, Н. Д. Шматко. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. – № 6
8. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. - М.: Книга по Требованию, 2012. – 171 c.
9. Левина, Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи / Р.Е. Левина. – М., 1961.
10. Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н.Д. Левитов – М: Просвещение, 2012.
11. Логопедия Учебник / Под ред. Волковой Л.С. – М.: Владос, 2007.
12. Лопухина, И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение / И.С. Лопухина. – Корона-принт, 2018.
13. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. Книга для логопеда / С.А. Миронова. – Москва: Машиностроение, 2008.
14. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) / Н.В. Нищева. СПб., Детство-Пресс, 2007.
15. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Изд. Центр Академия., 2007....29


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ