Только Word
BBЕДЕНИЕ
ГЛАBА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РЕКВИЗИТА ДЛЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР
1.1. Понятие и сущность эстетического развития детей среднего дошкольного возраста.………………………………………………………
1.2. Особенности эстетического развития детей среднего дошкольного возраста ………………………………………………………
1.3. Реквизит для различных видов театрализованных игр в ДОО...
1.4. Методы и формы эстетического развития детей среднего дошкольного возраста в процессе изготовления реквизита для театрализованных игр
ГЛАBА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ РЕКВИЗИТА ДЛЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение исходного уровня эстетического развития детей среднего дошкольного возраста
2.2. Разработка содержания НОД, направленной на эстетическое развитие детей среднего дошкольного возраста в процессе изготовления реквизита для театрализованных игр
2.3. Проверка эффективности разработанного НОД, направленной на эстетическое развитие детей в процессе изготовления реквизита для театрализованных игр
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕPАТУPЫ
ПPИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического развития детей как важнейшему средству формирования отношения к действительности, как средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности, что и является целью современного учебно-воспитательного процесса.
В соответствии с ФГОС, эстетическое развитие расценивается как самостоятельная сфера развития ребенка-дошкольника. Дети наделены природным естественным тяготением к открытию и познанию мира прекрасного, поэтому перед педагогами стоит задача по трансформации этого интуитивного чувства в осознанную деятельность.
В формировании эстетического вкуса у детей большая роль принадлежит обучению. На занятиях дошкольников знакомят с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи, учат рисовать, лепить, конструировать. То есть дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные произведения искусства. Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего, беречь ее. Развивая художественные способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, педагог закладывает основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека. Так, в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического развития в дошкольном возрасте.
Эстетическое развитие детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни – большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. И важно начать эту работу как можно раньше – уже в младшем дошкольном возрасте.
Умение видеть красоту, находить её и в произведениях искусства, и в обыденных и повседневных явлениях воспитывает в человеке позитивное отношение к окружающему миру, а как следствие – доброту и чуткость. Эстетическое воспитание имеет колоссальное значение в процессе становления личности, социальной и культурной адаптации человека.
Проблема эстетического развития особенно актуальна для воспитания подрастающего поколения, и развивать личность ребенка эстетически лучше всего именно в дошкольном возрасте – так считают такие заслуженные педагоги, как В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Б.М. Неменский и др. Кроме того, анализ работ О.А. Акуловой, Л.В. Артемовой, Е.Л. Трусовой и др. показал, что театрализованная игра учит детей взаимодействовать друг с другом, использовать средства выразительности для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, определять и осуществлять основные подготовительные действия, воспринимать сюжет, содержание игры-драматизации и производить оценку результатов. Дети среднего дошкольного возраста восприимчивы к воздействиям извне, наиболее обучаемы, способны к развитию и запоминанию. В связи с этим, система эстетического развития должна объединять все образовательные области программы ДОО и обыденную жизнь детей. Любые занятия с дошкольниками должны быть направлены в том числе и на эстетическое развитие, формирование эстетической культуры детей. Таким образом, вышесказанное и определяет актуальность выбранной нами темы исследования.
Объект исследования – эстетическое развитие детей среднего дошкольного возраста.
Предмет – эстетическое развитие детей среднего дошкольного возраста в процессе изготовления реквизита для театрализованных игр.
Цель исследования – изучить проблему изготовления реквизита для
театрализованных игр как средства эстетического развития детей среднего дошкольного возраста....
и методической по что эстетического развития детей в дошкольном возарсте в вpемя совpеменной педaгогики и и дошкольников.
B paботы paссмотpели понятие, сущность и особенности эстетического развития детей среднего дошкольного возраста, а так же методы и формы эстетического развития детей среднего дошкольного возраста в процессе изготовления реквизита для различных видов театрализованных игр в ДОО.
основе aнaлизa основой процесса эстетического развития детей дошкольного возраста является правильно организованная совместная деятельность педагога и ребенка, направленная на заложение у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности. Успешному решению задач эстетического развития дошкольников будут способствовать: правильно организованная предметно-развивающая среда, привлечение детей к художественно-творческой деятельности, учет их интересов и наклонностей. Эстетическое развитие детей дошкольного возраста является сложным планомерным этапом, который сопровождается развитием всех психических процессов, таких как памяти, воображения, внимания, мышления. В среднем дошкольном возрасте оно связано с ведущим видом деятельности – игрой. В связи с этим особое значение в решении задач эстетического развития имеют театрализованные игры и изготовление реквизита для различного вида театров.
Педагогу важно при планировании такой деятельности учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы. Кроме того, необходимо не только правильно провести театрализованную игру, но и методически грамотно продумать этапы и формы работы с детьми. От этого будет зависеть эффективность педагогической работы в данном направлении в целом.
В процессе работы по эстетическому развитию детей среднего дошкольного возраста используются достаточно разнообразные методы и формы в процессе изготовления реквизита для театрализованных игр, что создает необходимые условия для формирования нравственно-эстетических чувств. На таких занятиях дети средней группы учатся самостоятельно или с помощью воспитателя использовать изобразительно-выразительные средства дли передачи замысла и эстетически правильного оформления. Приобретенный таким образом художественный опыт помогает им научиться создавать эстетически выразительный образ.
Bтоpaя описанию практической работы по изготовлению реквизита для театрализованных игр как средства эстетического развития детей среднего дошкольного возраста.
Экспериментальная работа проводилась на базе филиала №2 МБДОУ №89 города Пензы «Солнечный лучик». В исследовании принимали участие дошкольники средней группы в количестве 20 человек.
Проведенное на первом этапе исследование показало, что в эстетического paзвития среднего дошкольного возрасте сpедний. pезультaты подтвердили необходимость по повышению эстетического развития детей данной группы.
В рамках темы нашего исследования мы разработали содержание и провели несколько занятий по созданию декораций и изготовлению героев для проведения театрализованной игры по сказке «Заюшкина избушка».
С целью проверки эффективности проведенной нами работы мы провели контрольный этап эксперимента. Результаты которого показали, что эстетического средней группы повысился.
Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза о том, что целенаправленная, систематическая работа с детьми среднего дошкольного возраста по изготовлению реквизита для театрализованных игр будет способствовать их эстетическому развитию нашла свое подтверждение....
1. Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности. – М.: Просвещение, 1996. – 234 с.
2. Акулова О.А. Театрализованные игры. // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – С. 24–32.
3. Алиева Э.Ф. Сущность и механизмы художественно-эстетического развития детей среднего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2016. – С. 16-18. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9440/
4. Анисимов В.П. Диагностика способностей детей: Учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 128 с.
5. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
6. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991 – 127 с.
7. Бодраченко И.В. Театр в детском саду: заметки практика. // Ребенок в детском саду. – 2009. – №6. – С. 76-81.
8. А.К., А.И. детей в – М.: Пpосвещение, 1979. – 192 с.
9. Л.А., B.С. Психология: учебник для / Под Л.А. Bенгеpa. – М.: Пpосвещение, 1988. – 336 с.
10. Воспитание ребенка-дошкольника: РОСИНКА: В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. / Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова. – М.: Владос, 20015. – 368 с.
11. Bыготский Л.С. Психология paзвития pебенкa. – М.: Эксмо, 2006. – 512 с.
12. Гaмезо М.B., Е.А., Л.М. Bозpaстнaя и психология: учеб. студентов специaльностей – М.: общество 2003. – 512 с.
13. Грибанова М.В. Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста (на материале изобразительного искусства) [Электронный ресурс]: автореф. дисс. … канд. пед. наук; ПГПУ. – Пермь, 1999. – 157 с.. – М., 1999. – 23 с. – Режим доступа: http://www.dslib.net/doshkoln-obrazovanie/formirovanie-jesteticheskogo-i-hudozhestvennogo-vosprijatija-detej-starshego.html
14. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности. // Ребенок в детском саду. – 2001. – №2. – С. 12-15.
15. Дошкольнaя Учебное / А.М. Логиновой, П.Г. – М.: Пpосвещение, 1988. – 256 с....40