Только Word
Введение 3
Глава I. Англоязычная песня как лингвокультурное явление 6
1.1. Общие черты и характер англоязычных песен 6
1.2. Реализация языковых стилей и их особенности в музыкальных композициях разных жанров 17
1.3. Актуальность использования песен на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе 26
Выводы по главе I 33
Глава II. Организация работы по изучению англоязычных песен в средней общеобразовательной школе 35
2.1. Методико-педагогические основы использования песенного материала на уроках английского языка 35
2.2. Использование песен при обучении иноязычному произношению, лексике и грамматике 39
2.3. Применение песен на разных этапах урока английского языка 47
2.4. Система упражнений по использованию песен на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе 52
Выводы по главе II 58
Заключение 59
Список используемых источников и литературы 62
Одной из интересных и важных проблем современной методики преподавания иностранных языков является организация обучения детей разных возрастов с помощью песен. Включение аутентичных текстов в процесс обучения приобретает все большее значение. Известно, что песня, особенно аутентичная, является важным элементом любого языка и поэтому заслуживает самого пристального внимания. Кроме того, песня ‒ это великолепное средство повышения интереса, как к стране изучаемого языка, так и к самому языку, а также весьма эффективный способ повторения языкового материала, особенно на старшем этапе обучения.
Сегодня уже доказано, что овладение иноязычной речью как средством общения невозможно без знаний социокультурных особенностей страны изучаемого языка. Коммуникативный и лингвострановедческий подход к обучению иностранному языку взаимообусловлены и неразрывно связаны.
Использование песен на изучаемом языке весьма актуально по ряду причин. Во-первых, учащиеся сразу приобщаются к культуре страны изучаемого языка, так как школьники, по мнению психолога, особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре. Во-вторых, при работе с этим своеобразным лингвострановедческим материалом создаются условия для всестороннего развития личности учащегося, ибо специально подобранные песни стимулируют образное мышление и формируют хороший вкус. Песенный жанр как один из важных жанров музыкального творчества благодаря наличию вербального текста способен точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка.
Песне, как и другому произведению искусства, присуща коммуникативная функция, т.е. передача заложенного её автором содержания адресату. При этом, в отличие от учебных текстов, которые, прежде всего, информируют читателя (или слушателя), т.е. воздействуют на его интеллект и память, песня в качестве страноведческого материала оказывает воздействие на эмоции человека и его общехудожественную память.
В песнях есть все ‒ и готовые фразы, и живой язык, и та же грамматика. Они дают умение вслушиваться в речь, понимать и запоминать на слух. Использование песни в учебном процессе способствует:
а) укреплению мотивов, обеспечивая благоприятный психологический климат на уроке;
б) расширению лингвокультурологического кругозора за счет получения информации о культуре страны и воспитания эстетических вкусов;
в) совершенствованию аудитивных и речевых продуктивных умений. Роли песни в обучении иностранным языкам посвящен целый ряд работ отечественных и зарубежных авторов (И. Н. Балунец, В.Ф. Аитов, Г. Н. Доля, Д. И. Евладова, Е. П. Карпиченкова, Н. Д. Куметова, И. В. Лабутова, Е. В. Любавина, Д. Бирн. Дж. Уэлман. К. Уилсон. Т. Ллойд и др.). Тем не менее, нельзя сказать, что все вопросы использования песенного материала в учебном процессе достаточно исследованы.
Итак, проблема исследования обозначена в противоречии между потребностями в развитии коммуникативных навыков посредством аутентичных материалов и недостаточной разработанностью вопросов использования песен на уроках английского языка. Всё это и определило актуальность избранной темы выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: англоязычные песни, их особенности и использование в процессе обучения английскому языку.
Предмет исследования: лингвостилистические и культурологические особенности англоязычных песен, а также методы и приемы включения песни в обучение английскому языку.
Цель: всесторонне рассмотреть лингвостилистические и культурологические особенности англоязычных песен и определить эффективность их использования на уроках английского языка для повышения коммуникативной компетенции, мотивации, совершенствования языковых навыков у учащихся....
Изучив научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по теме исследования, а также проведя анализ текстов англоязычных песен и рассмотрев оп ыт ис пользования пе сен на ур оках ан глийского языка, мы пришли к следующим выводам.
Англоязычные песни обладают наибольшей популярностью, что объясняется распространением английского языка в мире, их простыми мелодическими рисунками, социально-политической актуальностью и тем, что они являются отражением английской и американской культур с их ценностями и идеалами.
В текстах песен могут присутствовать признаки всех функциональных стилей, но из результатов исследования можно сделать вывод, что в большинстве случаев используется разговорный стиль. Тем не менее в синтаксическом плане англоязычные песни неоднородны: часто они содержат параллельные конструкции, вопросительные и восклицательные предложения, повторы. Среди средств художественной выразительности наиболее популярными являются: метафора, сравнение, эпитет, гипербола. Все эти особенности делают англоязычную песню незаменимым инструментом изучения иностранного языка....
1. Алешинская Е.В. Со временные ан глоязычные му зыкальные ко мпозиции ка к со циолингвистическое яв ление и их ис пользование дл я по вышения ин тереса ст удентов к из учению ан глийского яз ыка // Litera. 2014. № 3. С. 14 8 ‒ 165.
2. Арнольд И.В. Стилистика. Со временный ан глийский язык. Уч ебник дл я ву зов. М.: Наука, 2011. 38 4 с.
3. Бадарацкий А.В. Ст илистические ос обенности те кстов пе сен ам ериканской гр уппы Re d Ho t Ch ili Pe ppers // Мо лодежный на учный фо рум: Гу манитарные на уки: электр. сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. 2018. Режим доступа к журн. UR L: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/12(18).pdf (д ата об ращения: 16.11.2018)
4. Бахтин М.М. Эс тетика сл овесного творчества. Пр облема те кста в лингвистике, фи лологии и др угих гу манитарных науках. Оп ыт фи лософского анализа. М., 1979. 30 0 с.
5. Бычковская Е.В., Гончаренко А.Л. Ра звитие ин тереса к ин остранному яз ыку у шк ольников // Инос транные яз ыки в шк оле. 2008. № 1. С. 51 − 53.
6. Веренинова Ж.Б. Ро ль пе сни пр и об учении ан глийскому пр оизношению // Ин остранные яз ыки в школе. 1998. № 6. С. 65 – 70.
7. Веренинова Ж.Б. Пе сня ка к ме тодический пр иём пр и фо нетической от работке ан глийских ср единных со нантов // Ин остранные яз ыки в школе. 2000. № 5. С. 26 ‒ 31.
8. Гальперин И.Р. Ст илистика ан глийского языка. Уч ебник. М.: Либроком. 2014. 33 4 с.
9. Гальскова Н. Д. Со временная ме тодика об учения ин остранному яз ыку: по собие дл я уч ителя. М: АРКТИ‒Глосса, 2000. 16 5 с.
10. Гебель С.Ф. Ис пользование пе сни на ур оках ин остранного яз ыка // Ин остранные яз ыки в школе. 2009. № 5. С.28 − 31.
11. Дьяченко Н.П. Стихи, ри фмовки и пе сни ка к ср едство по вышения эф фективности ур ока англ ийского яз ыка // Пе дагогический вестник. 2004. № 3. С. 30 − 33.
12. Елухина Н.В. Об учение сл ушанию ин оязычной ре чи // Иностранные языки в школе. 1995. № 5. С. 20 ‒ 23.
13. Карпинченкова Е.П. Ро ль му зыки и пе сен в из учении ан глийского яз ыка // Ин остранные яз ыки в школе. 1995. № 5. С.45 ‒ 46.
14. Комарова Ю. А. Ис пользование со временного пе сенного ма териала в об учении ин остранным яз ыкам уч ащихся ст арших кл ассов // Ин остранные яз ыки в школе. 2008. № 4. С. 40 – 41.
15. Кострюкова О.С. Те кст со временной по пулярной ли рической пе сни в когнитивном, ко ммуникативном и ст илистическом ас пектах: дис. ... канд. филол. на ук: 10.02.01 / М., 2007. 25 1 с....38