ГЛАВА I. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Особенности психического развития в раннем возрасте.....................................................................................................................7
1.2. Задачи и содержание сенсорного развития детей раннего возраста....................................................................................................................14
1.3. Условия и методика сенсорного воспитания детей раннего возраста…………………………………………………………………………....24
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Особенности предметно-игровой деятельности детей раннего возраста……………………………………………………………………..…… 34
2.2. НОД по сенсорному развитию для детей раннего возраста………………………………………………………………………...…41
2.3. Организация и анализ опытно-экспериментальной работы по сенсорному развитию детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности….………………………………………………………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….…….……..……….70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………...…74
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………….………78
Сенсорным (от лат. «sensus» – чувства) называется развитие у ребёнка процессов восприятия и представлений о свойствах и качествах предметов: размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д. Ребёнку уже на раннем этапе развития важно помочь освоить мир и подтолкнуть к самосовершенствованию.
Именно эта цель является основополагающей в последовательном сенсорном развитии ребёнка. Конечно же, и без взрослого ребёнок старается освоить и познать мир, но без правильного сенсорного развития, этот процесс может оказаться сложным или неполным.
Согласно мнению специалистов, сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития малыша, а с другой стороны, имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений. И именно ранний возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствовании деятельности органов чувств ребёнка [12].
Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.А. Венгером [5], Л.С. Выготским [7], А.В. Запорожцем [13], А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном и др. У истоков сенсорного воспитания стояли Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева и др.
Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия (С.А. Козлова, Т.А. Куликова [17]).
Развитие восприятия в разные периоды имеет свои особенности. В раннем детстве восприятие остается очень не совершенным; устойчивой связи между словами – названиями цвета (формы, величины и пр.) и конкретным цветом (формой, величиной и пр.) ещё не образовалось. Восприятие ребёнка раннего возраста носит предметный характер, то есть все свойства предмета. Восприятие признаков объекта возникает при выполнении предметной деятельности. У ребёнка раннего возраста обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям; зрительное восприятие становится одним из ведущих и т. д.
У ребёнка раннего возраста развивается пять основных сенсорных качеств: осязание, обоняние, зрение, вкус и слух. Каждому качеству надо уделять особое внимание. Задача взрослых (родителей, воспитателей) – максимальное развитие органов чувств малыша. Ведущий тип деятельности ребёнка раннего возраста – предметно-игровая деятельность, где происходит усвоение способов действий с предметами, поэтому сенсорное воспитание осуществляется в процессе данной деятельности. Психолого-педагогические особенности рассматриваются под углом зрения важности общения ребёнка и взрослого именно в ней (Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, Н.М. Аксарина, Д.А. Фонарев, О.Л. Печора, С.Л. Новоселова, Л.П. Павлова, Э.Г. Пилюгина [26], Г.Г. Филиппова и др.).
Несмотря на это, некоторые теоретические аспекты данной проблемы изучены и разработаны ещё недостаточно. Среди учёных и практиков нет единого мнения относительно того, что следует понимать под сенсорным развитием детей раннего возраста. При определении возможностей сенсорного развития детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности возникают некоторые проблемы.
Решение данной проблемы нашло отражение в теме исследования: «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».
В качестве объекта исследования мы избрали сенсорное развитие детей раннего возраста.
Предмет исследования – сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности....
Тема настоящей выпускной квалификационной работы актуальна. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка.; с другой стороны, имеет самостоятельное значение.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей деятельности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определённую роль. Ведущий тип деятельности ребёнка раннего возраста – предметно-игровая деятельность, поэтому сенсорное воспитание осуществляется в процессе данной деятельности.
В первой главе ВКР рассматривается вопрос особенностей сенсорного развития детей раннего возраста. В первом параграфе дана характеристика особенностей психического развития в раннем возрасте. Отмечается, что в раннем детстве восприятие остается очень несовершенным....