Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития чувства долга и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Общая характеристика волевой сферы детей дошкольного
возраста 6
1.2. Формирование чувства долга у детей дошкольного возраста как
психолого-педагогическая проблема 11
1.3. Самостоятельность детей дошкольного возраста и методы ее
развития 17
1.4. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи
по воспитанию развития чувства долга и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста 22
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Эмпирическое исследование чувства долга и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста 28
2.1. Описание методов и методик исследования 28
2.2. Анализ результатов исследования 30
2.3. Рекомендации родителям по развитию самостоятельности,
чувства долга у детей старшего дошкольного возраста 33
2.4. Рекомендации педагогам по развитию самостоятельности,
чувства долга у детей старшего дошкольного возраста 34
Выводы по второй главе 37
Заключение 38
Библиографический список 40
Приложение 43
Важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность, чувства долга, ответственность, дисциплинированность. Основную роль в развитии волевых качеств ребенка играет его практическая деятельность, в ходе которой он вступает в реальные взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности, при помощи которых овладевает социальными нормами и правилами поведения.
Воспитания чувство долга, самостоятельность является актуальной на современном этапе развития. Все эти качества проявляются в общении и в труде. На сегодняшний день проблемой являются материальные ценности, которые ставятся на первый план, чем духовные представления. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Самым успешным результатом формирование всех ценностных качеств является старший дошкольный возраст.
Изучение проблемы самостоятельности и чувства долга в настоящее время, ведется в различных аспектах. Анализируя психолого-педагогическую литературу, делаем выводы о том, что самостоятельность и чувства долга они взаимосвязаны друг с другом, примером послужили некоторые высказывания ученых, педагогов и психологов.
Демурова Е. Ю. автор рассматривает процесс воспитания дисциплинированности, обосновывая ведущую роль этого качества в воспитании моральных черт человека. Воспитание всех моральных черт человека неразрывно связано с воспитанием сознательной дисциплины. Дисциплинированный человек он: знает правила поведения, понимает их, он привык их выполнять и разумно применяет их в различных случаях жизни. Именно детский сад должен воспитать у детей элементарные устойчивые навыки поведения, подготовить сознание детей к умению разумно воспринимать требования дисциплины, «беспрекословно выполнять их», а также умение сдержать себя от тех действий, которые идут в разрез с требованиями дисциплины.
Борисова З. Н. считает главной задачей у подрастающего поколения, воспитывать чувства долга и ответственность, самостоятельность. По мнению автора, воспитания волевых качеств, происходит в разнообразных формах: в учении, в игре, в коллективной трудовой деятельности и т. д.
В исследовании Порембской Л. А. предметом изучения в дошкольном возрасте, процесс воспитания у детей является самостоятельность. По мнению автора, средством этого воспитания является, бытовой труд, как правило, выполнения несложных обязанностей. Овладение навыками бытового труда способствует стремление к самостоятельности, настойчивости и целеустремленности.
Таким образом, Демурова Е. Ю., Порембская Л. А., Борисова З. Н. рассматривают в своих работах проблемы воспитания у дошкольников отдельных волевых качеств: ответственности, самостоятельности,
дисциплинированности, развития чувства долга. Следует отметить, что, несмотря на это, авторы видят значение этих качеств для жизни ребенка в коллективе. Именно коллектив представляется им одним из существенных условий, способствующих развитию этих качеств [24: С.633-634].
Как показывают современные исследования, в период дошкольного детства у ребенка интенсивно развиваются все психические функции, элементы волевой регуляции поведения, активно усваиваются нравственные формы поведения (Божович Л.И., Валлон А., Дьяченко О.М., Лисина М.И., Силвестру А.И., Обухова Л.Ф., Эльконин Б.Д.) [21: С. 137-141].
Цель: изучение особенностей развития чувства долга и
самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования чувство долга и самостоятельность детей старшего дошкольного возраста;
2. Проанализировать понятия «самостоятельность» и «чувство долга» как показатели волевой сферы;
3. Провести эмпирическое исследование чувства долга и самостоятельность детей старшего дошкольного возраста.
...
Проблема самостоятельности и чувства долга на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих возможностей к независимости от взрослых и повседневной жизни. Фундамент развития закладывается в раннем и дошкольном возрасте, дальнейшее развитие как личностного качества в период дошкольного детства связанно с развитием основных видов деятельности: игры, бытового труда, художественной, учебной деятельности.
29% - дети с высоким уровнем способны удержать и достигать
поставленную педагогом цель, некоторые самостоятельно способны ставить цели. Это хорошо проявлялось в игровой деятельности, в планировании своих действий.
12% - дети средним уровнем в ситуации неуспеха смогли
мобилизоваться, проявить упорство. Для достижения успеха они могли еще раз спросить у воспитателя, посидеть, самостоятельно подумать. При возникновении препятствий в деятельности.
59% - дети с низким уровнем отвлекали других детей, не сдерживали эмоции, отказывались от задания, не выполняли требования воспитателя, недостаточно сформированы волевые привычки.
Таким образом, в результате планомерного воспитания детей старшего дошкольного возраста, развивается способность произвольно управлять поступками и чувствами на основе моральных требований. Активно формируются самостоятельность, дисциплинированность, чувство долга, элементы ответственности и самоконтроля, а также ряд привычек культурного поведения, умение поддерживать доброжелательные, дружеские отношения со сверстниками, проявлять уважение и внимание к старшим.
Чувство долга и самостоятельность проявляется у детей при выполнениях поручений воспитателя, в трудовой, игровой деятельности, умение преодолевать трудности в ситуации неуспеха, оказать помощь товарищам и в повседневной жизни.
Нами были подобраны подвижные игры, конспекты непосредственно - образовательной деятельности, использование которых позволит сформировать чувства долга и самостоятельность детей старшего дошкольного возраста.
1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика / Ю. П. Азаров. - СПб.: Питер, 2011. - 400 с.
2. Буре Р.С. Развитие самостоятельности и организованности в повседневной жизни детского сада / Р.С. Буре. - М.: АПН РСФСР, 1962. - 319 с.
3. Буре Р.С., Година Г. Н. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Р.С. Буре, Г. Н. Година. - М.: Просвещение, 1989. - 16 с.
4. Воробьева М.В. Воспитание положительного отношения к сверстникам
/ М.В. Воробьева / Дошкольное воспитание. - 1988.- №7. - С.1.
5. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте //Выготский Л.С. Соч.: В 2 т. - М.: Прессиздат., 1982. - Т. 2. - С. 284.
6. Грушева О.А Особенности самопознания в дошкольном возрасте //Народное образование. Педагогика . 2015. - № 37-1. С. 151.
7. Дарвиш О. Б. Возрастная психология: учебное пособие / О. Б. Дарвиш.
- Владос-Пресс М.: 2005 с.- 14.
8. Дружинин В. Е. Психология эмоций, чувств, воли. /В.Е. Дружинин - М.: Сфера, 2003. - 59-65 с.
9. Житникова Л.М. Учим детей запоминать. / Л.М. Житникова. - М.: Приор 1985. - 10 с.
10. Запорожец, А. В. Психология действия / А. В. Запорожец. — М., 1965.4 с.
11. Ильин Е.П. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности / Е.П. Ильин. - Питер.: Серия «Мастера психологии, 2001. - 752 с.
12. Коновалова Т. А. Международный журнал экспериментального образования // Влияние семьи на развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. - 2011. - № 6. - С.1.
13. Кузьмина С.И. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. -№ 7. С. - 4.
14. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ / В. А. Крутецкий — М.: Просвещение, 1980.—352 с.
15. Лопсонова Зинаида Баторовна // Народное образование. Педагогика.
2013. - № 1. С.- 1.
... всего 32 источников