Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД 12
1.1 Характеристика молодежи как социально-демографической
группы 12
1.2 Социально-экономическая характеристика молодежи в
постсоветский период 20
1.3 Инструменты работы с молодежью в социальной политике
постсоветского периода 32
ГЛАВА11. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В ЧАСТИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД 42
2.1 Образование и профориентация молодежи Красноярского края в
постсоветский период 42
2.2 Профессиональная занятость молодежи Красноярского края в
постсоветский период 49
2.3 Динамика ценностной ориентации молодежи Красноярского края в
постсоветский период 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
Актуальность исследования. Современное состояние российского общества остро ставит вопрос об отношении государства к молодежи как социально-демографической группе. Перемены, происходящие в российском обществе, ощутимее всего отражаются на молодом поколении, так как именно оно чаще всего оказывается втянутым в конфликты и беспорядки. Молодежь не может быть при этом пассивной стороной и лишь наблюдать, что делается в ее отношении со стороны общества. Молодые люди сами заинтересованы в социальных переменах и должны стремиться внести свой вклад в преобразование общества. От позиций и активности молодого поколения зависит, и будет зависеть не только эффективность социальных преобразований, но и будущее развитие нашей страны. Современные молодые люди выступают как преемники, субъекты общественных отношений, а также различного рода нововведений в социальной, экономической и политической сферах.
Кроме того, именно молодежь представляет собой притягательный и важный объект для пристального внимания и интереса политических партий и общественных объединений по ее политической социализации, по вовлечению ее в активную политическую жизнь.
Особенностью постсоветского периода в развитии России стало появление множества политических движений и группировок, стремящихся к завоеванию политической власти и проведению политических программ через органы управления.
Необходимо отметить, что одновременно с этим происходит значительное омоложение властных структур, что нередко молодые лидеры возглавляют общественные и политические организации и движения, занимают ключевые посты в социальных структурах.
Но, большая часть молодых людей по тем или иным причинам по- прежнему не может обеспечить себе социальное продвижение, которое позволило бы занять достойное место в обществе, хотя от активности молодежи во многом зависит масштаб изменений во всех сферах жизни, а также успех или провал проводимых реформ.
Материальное положение значительной части молодежи хуже, чем населения в целом. Снижение жизненного уровня, появление безработицы, неуверенность в завтрашнем дне приводят к тому, что молодежь может стать движущей силой социального взрыва, а это означает, что изучение социальной активности молодежи представляет сегодня особую актуальность.
Данная тема достаточно многогранна, поэтому центральной проблемой исследования стало изучение именно направлений социальной политики как инструмента работы с молодым поколением, и, прежде всего, через анализ актуальных молодежных проблем, форм участия молодежи в общественнополитической жизни на примере Красноярского края.
Актуальность темы исследования обусловлена характерным для современной отечественной историко-политической науки интересом к исследованию активности молодежи в целом, и в постсоветский период, в частности. Необходимо рассмотреть и определить место и роль молодежной политики региона во влиянии на молодежь и последствия принятых политикоуправленческих решений в данной сфере, что имеет большое значение для будущего развития страны.
Анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что вопрос актуальных проблем молодежи, форм и способов ее участия в делах общества привлекают внимание исследователей различного научного профиля. Историография данной работы включает в себя разноплановую литературу, при оценке которой необходимо исходить из того, что события августа 1991 года являются разделяющим элементом исследования.
Исследование выявило основные векторы и формы молодежной активности. В подходе к проблеме активности можно выделить два основных направления. Первое - шло от «деятельностной» концепции, понимающей активность как деятельность вообще, к пониманию активности как меры деятельности, а также уровню и степени ее интенсивности. Исследователи этого направления анализируют современную социально-экономическую ситуацию в обществе, теоретически и практически обосновывают социальные приоритеты молодежи, а также отмечают факторы, ведущие к активности.С этой точки зрения наибольший интерес представляют работы Е.А. Ануфриева и Г.С. Арефьевой, в которых анализируются причины, ведущие к активной жизненной позиции молодежи. В них также рассматривается личность как объект и субъект общественных взаимоотношений.
...
Молодежь постсоветской России как основной стратегический ресурсобщества, пережила не толькообщенациональный кризис, но и кризис личностного становления,характерный для молодого человека вне зависимости от места и временипроживания. Однако особенно актуальным это становится на фонетех социокультурных изменений, которые происходили в нашейстране, начиная с конца 1980-х годов. Молодежь, совсем недавноказавшаяся предсказуемой и конформной, становится «проблемой» - дляпедагогов, родителей, окружающих. Резко возрастает
преступность,алкоголизм, употребление психоактивных веществ среди тех слоевмолодежи, кто по своему воспитанию и социальному положениюказалось,не склонен к асоциальному поведению.
Социальная политика страны в целом и Красноярского края - в частности, оказала большое влияние на становление молодежи данного временного отрезка и, несмотря на многочисленные трудности и ошибки, все же смогла сформировать относительно здоровое общество, в котором мы живем сегодня.
В ходе работы над диссертационным исследованием были достигнуты следующие результаты:
1. Были выделены характерные особенности молодежи как социальнодемографической группы, реализующей три социальные функции:
• воспроизводственную;
• инновационную;
• трансляционную.
2. Была дана социально-экономическая характеристика молодежи в постсоветский период. Среди ключевых аспектов можно выделить:
• высокий уровень безработицы;
• низкий уровень доходов;
• ухудшение уровня жизни;
• рост наркомании и алкоголизма;
• распространение «упаднических» настроений.
3. Были выделены инструменты работы с молодежью в социальной политике постсоветского периода, среди которых можно отметить:
• молодежные организации;
• программы образования и поддержки;
• программы поддержки занятости;
• молодёжные форумы и конференции;
• центры поддержки молодежи;
• социальные программы;
• информационные кампании.
4. Была дана характеристика процессов образования и профориентации молодежи Красноярского края в постсоветский период, реализуемые в различные временные периоды средствами следующих подходов:
• директивный или авторитарный подход;
• просветительский подход;
• просветительский подход;
• диагностический подход;
• воспитательный подход;
• дифференцированный подход;
• социально-профориентационный подход;
• диалогический подход;
• комплексный подход.
5. Была описанапрофессиональная занятость молодежи Красноярского края в постсоветский период через призму проводимых в то время социологических исследований.
6. Была выявленадинамика ценностной ориентации молодежи Красноярского края в постсоветский период, характерная резким снижением значения интегральных ценностей в молодежной среде при одновременном сохранении устойчивой конфигурации базовых ценностей.
Таким образом, все поставленные в рамках исследования задачи выполнены, а цель - достигнута. Полученные в ходе исследования теоретические результаты могут быть использованы в педагогическом процессе высших учебных заведений и как методические материалы для классных часов и внеурочных мероприятий по истории и обществознанию для обучающихся школ.
1. Аксенов Д. Е. Антология педагогической мысли России XVIII /Сост. И. А. Соловков. — М.: Педагогика, 1985.].
2. Ангелов М.А. Роль социальной активности молодежи в построении развитого социалистического общества в Народной Республике Болгарии // Вопросы научного коммунизма. Вып. 44. Республиканский межведомственный научный сборник. -Киев, 1980.
3. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности (личность как объект и субъект общественных взаимоотношений). - М., 1984. Арефьева Г.С. Социальная активность. - М., 1974.
4. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности (личность как объект и субъект общественных взаимоотношений). -М., 1984. Арефьева Г.С. Социальная активность. - М, 1974.
5. Бабакаев Е.В., Иванов В.И. Социально-политические ориентации и жизненные ценности учащейся молодежи // Социально-политические науки. - М., 1991.-№6.
6. Белый О.И. Определение понятия «молодёжь» // Теория и практика общественного развития. 2019. № 12.С. 156-158.
7. Березкина Т.Е., Быкова С.Н., Боровик B.C. Молодежь России: социальное развитие. - М., 1992.
8. Бовкун В.В. Образ жизни советской молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. Москва, 1988. - 142 с.
9. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.: Речь, 2003. 672 с.
10. Борисова Л.Б., Солодова Г.Г., Харченко И.И. Экономическое поведение выпускников средних школ в условиях становления рыночных отношений Новосибирск - Бердск, 1999. С.95
11. Васенина И. Ценностные ориентации студенческой молодежи и экстремизм // Высшее образование в России. 2017.
12. Вишневский Ю.Д., Рубина Л.Я. Социальный облик студенчества 90х //Социс.-М., 1997. -№ 10.
13. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Студент 90-х - социокультурная динамика // Социологические исследования. 2006. № 12. С. 56-63
14. Волков Ю.Г. Социально-политическая активность масс - жизненная черта социалистического образа жизни // Проблемы социалистического образа жизни.- М., 1977.
15. Волков Ю.Е. Социально-политическая активность масс - жизненная черта социалистического образа жизни. - М., 1977.
... всего 81 источников