Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие и характеристика активной гражданской позиции в психолого-педагогической литературе 9
1.2. Специфика формирования активной гражданской позиции в дошкольном детстве 18
1.3. Характеристика проектной деятельности в ДОО 23
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение сформированности активной гражданской позиции у детей старшего дошкольного возраста 28
2.2. Содержание работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста активной гражданской позиции 42
2.3. Определение эффективности использования проектной деятельности в работе по формированию активной гражданской позиции детей старшего дошкольного возраста 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
Сегодня будущее нашей цивилизации все больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознает, что гуманистические ориентиры должны стать исходным при разрешении глобальных проблем.
В настоящее время обществу требуется новый тип личности, люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время общество ощущает «дефицит нравственности» Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. В связи с этим идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение.
Уже в дошкольном возрасте возможно и необходимо формировать основы гражданственности, как личностного качества ребенка – члена общества.
Дети с дошкольного возраста страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Еще, будучи маленькими, они проявляют равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и равнодушие к чужому горю. Недостаточно проводится работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Необходимость целенаправленной работы по гражданско-правовому воспитанию подрастающего поколения отмечена в ряде нормативных документов. Так, в Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость» [12, с. 6].
Таким образом, общество заинтересовано в воспитании гражданских качеств личности, в возможности и необходимости воспитания основ гражданско-правовой культуры, а так же в воспитании патриотов страны. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Заботиться о будущем поколении, уважать себя и учить этому детей. А это возможно только тогда, когда освоена родная культура, включающая в себя такие аспекты, как: традиции и обычаи народа; история его развития; духовное наследие и т. д.
Если целесообразность этого процесса нарушается, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность. Поэтому необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Это подтверждают многочисленные исследования в области дошкольной психологии и педагогики, которые свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек [6].
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
История человечества показывает, что вопросы гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения находились в центре внимания любого государства и решались с учетом социальных потребностей, с использованием различных средств, методов, форм работы.....
Смыслообразующим и значимым фактором перехода общества на подлинный уровень развития и достижения состояния гражданской самодостаточности выступает воспитательный процесс. Становление и развитие демократического общества не возможно без активных, инициативных, интеллектуально развитых, ответственных и законопослушных граждан. Поэтому велика ответственность образовательных организаций всех уровней за формирование будущих граждан, их социально-ролевой готовности к жизнедеятельности в гражданском обществе. Педагогические коллективы должны определить образовательное пространство воспитания гражданственности у подрастающего поколения и разрабатывать организационно-педагогические, программно-методические, управленческие средства его обеспечения.
Многочисленными исследованиями в области философии, социологии, психологии, педагогики убедительно доказано, что период дошкольного детства имеет особое значение в становлении личности человека. Именно в эти годы закладываются такие базовые основы личности, как эмоционально-позитивное отношение к окружающему, нравственно-ценностные ориентации, одобряемые обществом адекватные модели поведения в обществе взрослых и сверстников, ценностные личностные качества, которые помогают ребенку активно осваивать накопленный культурный опыт и занимать гражданскую позицию в социальном мире.
В Национальной доктрине образования, Федеральной программе развития образования, Законе РФ «Об образовании», нормативных актах, регламентирующих процессы управления образовательной системой, в числе ведущих закономерно выдвигается задача демократизации образования, без решения которой невозможно построение и развитие гражданского общества, создание условий для всестороннего личностного развития. В связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования неизмеримо возрастает роль обновления и создания социально-педагогических программ и проектов, направленных на формирование гражданственности как общенациональной ценности.
Именно поэтому так важно, чтобы уже на этапе дошкольного детства ребенок почувствовал привязанность к окружающим людям, интерес к истории и культуре своей страны, ощутил принадлежность к Родине и ее гражданам.
В связи с этим нами было организовано и проведено исследование по формированию активной гражданской позиции у детей старшего дошкольного возраста.
С этой целью в ходе практической части исследования нами был разработан и реализован совместный детско-родительский проект «Мы вместе!», который включал в себя различные формы работы с детьми и родителями, направленные на организацию и проведение волонтерской деятельности в рамках дошкольной образовательной организации. Данная работа была направлена на формирование у детей активной жизненной позиции гражданина, неравнодушного и желающего оказать реальную помощь и поддержку тому, кто в ней нуждается.
В результате систематической, целенаправленной работы у детей были сформированы нравственные качества, элементы гражданственности, патриотизма, но эта работа должна проводиться с детьми в ДОО и семье каждый год более глубже и обширнее, чтобы предотвратить потерю полученных первоначальных знаний по данной тематике.
Результаты контрольного эксперимента показали, что к концу экспериментальной работы в ЭГ значительно увеличилось количество детей с высоким уровнем сформированности активной гражданской позиции (с 0 до 60%), тогда как количество дошкольников с низким уровнем значительно уменьшилось. В КГ группе также произошли изменения, но не столь значительные. ...
1. Асмолов А.Г., Выготский Л.С., Фельдштейн Д.И. и др. Понимание активной позиции личности в процессе ее формирования. – М., 1990. – 240 с.
2. Богомолова М.И., Захарова Л.М. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2011. — 176 с.
3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2000. – 340 с.
4. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель – дети. – М., 1985. – 204 с.
5. Венгер Л.А., Давыдов В.В., Леонтьев А.Н.и др. Концептуальные основы рассмотрения старшего дошкольного возраста как периода максимального раскрытия потенциальных возможностей социальных переживаний. – М., 1997. – 315 с.
6. Герасимова Е.Н., Корепанова М.В., Крулехт М.В., Лыкова В.Я., Маралов В.Г., Ситаров В.А. Идеи о гуманистических принципах организации жизнедеятельности детей. – М., 1993. – 340 с.
7. Гуревич М.И. О роли метода проектов в модернизации образования // http // www/ngc/niro.nnov.ru/3_2004/10.pdf.
8. Давыдова О.И., Богословец Л.Г. Работа педагога с детьми подготовительной к школе группы. // Управление ДОУ. – 2008. – №3. – С. 74-78.
9. Давыдова О.И., Богословец Л.Г. Творческие конкурсы в работе с родителями. // Управление ДОУ. – 2010. – №1. – С.78-83.
10. Давыдова О.И., Маейер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. – М.: Сфера, 2012. – 170 с.
11. Даниленко В.И. Современный политологический словарь. – М.: Изд-во NotaBene, 2000. – 1024 с.
12. Дорошук Л.А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования: автореф, к.п.н. – Челябинск, 2011. – 34 с.
13. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М., 2008. – 156 с.
14. Желтов В.В., Желтов М.В. Политическая социология: учебное пособие. – Кемерово, 2006. – 622 с.
15. Жуйкова Т.П. Характеристика проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста. // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф., Т. I. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 75-78.....32