Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическое просвещение педагогов в области профилактики социальной дезадаптации подростков

Работа №14870

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
836
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические аспекты психологического просвещения педагогов в области профилактики социальной дезадаптации
подростков 7
1.1. Понятие социальной адаптации личности 7
1.2. Характеристика форм, видов дезадаптированного поведения подростков 11
1.3. Особенности социальной адаптации подростков в условиях
образовательной организации 15
1.4 Психологическое просвещение педагогов в системе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса как важная составляющая профилактики социальной дезадаптации подростков 20
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Экспериментальная работа по психологическому просвещению педагогов в области профилактики социальной дезадаптации подростков 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Изучение уровня и вида социальной дезадаптированности подростков . 33
2.3. Изучение готовности педагогов к деятельности по организации
профилактике социальной дезадаптации подростков 35
2.4. Составление программы, направленной на психологическое просвещение педагогов в области профилактики социальной дезадаптации подростков ... 37
Выводы по главе 2 47
Заключение 49
Список использованной литературы 53
ПРиложения

Актуальность исследования. Человек живет в обществе, он постоянно взаимодействует как с отдельными индивидами, так и с группами людей. И для того, чтобы это взаимодействие было успешным, человек
должен знать и учитывать цели и нормы, принятые в данном обществе,
выполнять определённые существующие правила, находить эффективные варианты поведения. Способность организма приспосабливаться к внешним и внутренним воздействиям называется адаптацией.
В социальной психологии существует понятие социально-психологической адаптации, которое рассматривается как приспособление человека к социальной среде, взаимодействие с ней (Д. А. Андреева, М. Мид, Т. Парсонс, Ж. Пиаже и другие). Психологические механизмы адаптации анализируются в работах Б. Н. Алмазова, С. П. Иваненкова, А. Б. Петровского, А. А. Реана и других.
Особое значение для формирования социологических воззрений на сущность социальной адаптации имели труды Э. Дюркгейма, показавшего, как в процессе адаптации происходит интериоризация индивидом социальных норм; М. Вебера, обосновавшего целерациональность адаптации; Т. Парсонса, понимавшего адаптацию как взаимный компромисс между личностью и обществом; Р. Мертона, описавшего адаптацию в условиях социальной дезорганизации.
Уметь приспосабливаться к условиям социальной среды необходимо человеку любого возраста. Каждому этапу человеческой жизни присущи свои, определенные черты. Человек растет, взрослеет, совершенствуется его психология и физиология. Любой период жизни человека важен, но возраст между 12 и 15 годами признается наиболее трудным в становлении личности. Возрастные особенности подростка часто усложняют его адаптацию в различных социальных условиях. Адаптироваться ему необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к тому промежуточному сообществу, представленному подростками и старшими школьниками, нормы и ценности которого достаточно изменчивы. У подростков социальная адаптация играет важную роль в формировании характера и воспитании личности. Многие подростки нуждаются в помощи при адаптации не только к новому социальному окружению, но и к прежнему окружению, которое представлено набором других социальных ролей.
На пути решения задач преодоления социальной дезадаптации подростков встает несколько проблем:
Во - первых: в обществе сложилась такая социально - экономическая ситуация, которая еще больше осложнила процесс выполнения задач по социализации детей и подростков. Наличие подростковой преступности свидетельствует о неблагополучии общества.
Во - вторых, сократилось количество социальных институтов, занимающихся социализацией детей и подростков; основная нагрузка по воспитанию ребенка легла на школу. Однако педагоги не всегда имеют необходимые знания для осуществления профилактической работы, а то того, насколько эффективно будет осуществляться эта работа, зависит будущее подрастающего поколения.
Проблема исследования состоит в наличии противоречий между наличием социально дезадаптированных подростков и неготовностью педагогов к проведению профилактической работы с такими подростками.
Цель исследования заключается в изучении и организации профилактики социальной дезадаптации подростков посредством
психологического просвещения педагогов.
Объект исследования - социальная дезадаптация подростков.
Предмет исследования - профилактика социальной дезадаптации подростков посредством психологического просвещения педагогов.
Гипотеза исследования заключается в том, что профилактика социальной дезадаптации подростков возможна при определенных условиях:
1. выявлении уровня и вида дезадаптированного поведения подростков;
2. готовности педагогов к осуществлению профилактической
работы;
3. наличия программы, направленной на психологическое
просвещение педагогов в области профилактики социальной дезадаптации подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты вопроса психологического просвещения педагогов в области профилактики социальной дезадаптации подростков.
2. Выявить уровень и вид социальной адаптации подростков и степень готовности педагогов к профилактике социальной дезадаптации обучающихся.
3. Проанализировать результаты диагностики.
4. Составить программу, направленную, на психологическое просвещение педагогов в области профилактики социальной дезадаптации подростков.
В качестве методов исследования использовались:
теоретические методы - анализ психолого-педагогической литературы, обобщение;
эмпирические методы - тестирование (Шкала социально-психологической адаптированности (шкала СПА), разработанная
К.Роджерсом и Р.Даймондом и адаптированная Т. В. Снегиревой); беседа для педагогов, с целью выявление готовности к осуществлению психологического просвещения в области профилактики социальной дезадаптации подростков, методы количественного и качественного анализа полученных результатов.
Экспериментальная база. Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 им. В. Токарева» г. Бийска. В эксперименте принимали участие 30 подростков и 10 педагогов образовательной организации.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования в педагогической деятельности и деятельности педагогов образовательной организации с целью психологического просвещения педагогов и осуществлению профилактики социальной дезадаптации подростков.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
В первой главе освещены теоретические аспекты психологического просвещения педагогов в области профилактики социальной дезадаптации подростков.
Вторая глава является практической и посвящена описанию экспериментальной работы по психологическому просвещению педагогов в области профилактики социальной адаптации подростков.
В заключении сформулированы основные выводы по работе.
Библиографический список представлен 60 источниками.
В приложении содержится иллюстрационный материал (рисунки, таблицы), программы, направленная на психологическое просвещение педагогов в области профилактики социальной дезадаптации подростков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение теоретических аспектов психологического просвещения педагогов в области профилактики социальной дезадаптации подростков позволило определить понятие социальной адаптации личности ; дать
характеристику форм и видов дезадаптированного поведения подростков; выявить особенности социальной адаптации подростков в условиях образовательной организации, а также определить такую важную составляющую профилактики социальной дезадаптации подростков как психологическое просвещение педагогов в системе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Каждый процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать процессом социально - психологической адаптации личности, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития и социализации навыки и механизмы поведения или открывает новые способы поведения и решения задач, новые программы и планы. Социальная дезадаптация ведет к деградации личности, ее отчужденности или приобретению девиантных форм поведения.
В подростковом возрасте происходит рождение социальной личности, готовой вступить в жизнь. На современном этапе развития общества школы и другие образовательные учреждения призваны научить подростков быть готовыми приспосабливаться к окружающей среде, преодолевать различные жизненные трудности, то есть полноценно функционировать в современном и динамично развивающемся социуме.
Существуют различные классификации дезадаптации по её видам и формам и типологии социально дезадаптированного поведения. Это позволяет более дифференцированно подходить к каждому дезадаптированному подростку и, в конечном счете, определить стратегию работы с ним.
Сегодня одной из целей образовательных организаций является целенаправленная работа, направленная на помощь, поддержку школьника в
решении им задач развития, обучения, воспитания, социализации, которая осуществляется в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Система психолого - педагогического сопровождения в школе включает такое направление как психологическое просвещение педагогов. Психологическое просвещение педагогов направлено на создание условий, в которых они могли бы получить необходимые психолого-педагогические знания и навыки.
Теоретический анализ различных источников по проблеме исследования послужил предпосылкой для проведения экспериментальной работы, целью которой явилось обоснование необходимости психологического просвещения педагогов в области профилактики социальной дезадаптации подростков.
Экспериментальной базой исследования явилась МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 им. В. Токарева» г. Бийска. В исследовании принимали участие 30 подростков в возрасте 14 - 15 лет и 10 педагогов образовательной организации.
В ходе экспериментальной работы решены такие задачи как:
1) проведение диагностики уровня и вида социальной дезадаптированности подростков;
2) выявление степени готовности педагогов к осуществлению профилактики социальной адаптации учащихся;
3) анализ результатов диагностики подростков и педагогов;
4) разработка программы, направленной на психологическое просвещение педагогов в области профилактики социальной дезадаптации подростков.
Для определения уровня и вида социальной дезадаптированности подростков использована Шкала социально-психологической адаптированности (шкала СПА), разработанная К.Роджерсом и Р.Даймондом и адаптированная Т. В. Снегиревой.
Для выявления степени готовности педагогов к осуществлению профилактической работы в области социальной адаптации учащихся проведена беседа с педагогами и выяснено их мнение по 5 вопросам.
По результатам обследования выявлены 3 подростка (или 10 % обследованных), имеющих низкие индексы социально - психологической адаптированности учащихся, что говорит о низком уровне социальной адаптации этих учащихся. Полученные результаты свидетельствуют об отклонениях в сфере субъективных переживаний, наличии негативных установок к себе и другим у подростков, возможно являющихся следствием негативного отношения учителей и сверстников к подростку.
По результатам беседы с педагогами выявлено, что лишь 2 педагога (или 20 % опрошенных) показали высокую степень готовности к проведению профилактической работы в области социальной адаптации подростков. Таким образом выявлена необходимость психологического просвещения педагогов в области социальной дезадаптации подростков. Кроме того, наличие социально - дезадаптированных подростков создает для этого объективные предпосылки.
На формирующем этапе экспериментальной работы разработана программа, целью которой явилось повышение компетентности педагогов в области профилактики социальной дезадаптации подростков.
Программа содержит 6 направлений просвещения педагогов в области профилактики социальной дезадаптации подростков:
1. Организационно-методическая работа.
2. Диагностическая работа.
3. Предупредительно-профилактическая работа с подростками.
4. Индивидуальная работа с дезадаптированными подростками.
5. Проведение воспитательных мероприятий, направленных на
социализацию.
6. Проведение воспитательных мероприятий, направленных на
формирование здорового образа жизни.
Составленная программа по психологическому просвещению педагогов в области профилактики социальной дезадаптации подростков и разработанные в контексте оптимизации взаимодействия в системе «педагог - подростков» рекомендации по конструктивному общению с подростком для педагогов, актуальны и могут быть использованы в целях социально¬психологической адаптации подростков. Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.



1. Албегова, И.Ф. Социальная адаптация [Текст]: учеб. пособие. / И.Ф. Албегова. - Яросл. гос. ун-т. - Ярославль: ЯрГУ, 2006. - 112 с.
2. Алмазов, Б. Н. Средовая адаптация и социальная поддержка в процессе воспитания [Текст] / Б.Н. Алмазов // Семенов Б. Ф. Социальная педагогика. - Свердловск: Ур. университет, 1989. - С. 63-121.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник для высших учебных заведении / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 290с.
4. Багулина, Н.В. Методика работы социального педагога в общеобразовательной школе [Текст] / Н.В. Багулина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). - Т. I. - Пермь: Меркурий, 2011. - с. 99-102.
5. Басов, Н.Ф. Социальный педагог. Введение в профессию [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко. — М.: Академия, 2006. — 256 c.
6. Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт [Текст]: матер. III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и специалистов в рамках Недели науки на фак-те правового и социально-педагогического образования ПГГПУ (25-28 апреля 2016 г., г. Пермь, Россия) : в 2 т. / отв. за вып. Л. А. Метлякова ; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2016. - Т. 2. - 230 с.
7. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии [Текст] / С.А. Беличева. - М.: Консорциум, 1993. - 197 с.
8. Бояринцева, А. В. Саморазвитие субъективности как феномен самобытия человека / А. В. Бояринцева // Личность в социокультурном измерении: история и современность. - 2007. - С. 96 - 100.
9. Вачков, И.В. Групповые методы в работе школьного психолога [Текст] учебно-методическое пособие / И.В. Вачков. - М.: «Ось-89», 2002. -
224 с.
10. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебное пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова; под общ. ред. М.В. Гамезо. - Изд. 2-е. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 512 с.
11. Гилева, Н.С. Психология девиантного поведения [Текст]: учебно¬методическое пособие / Н.С. Гилева - Изд. 2-е, испр. и доп. - Омск: Издательство СибГУФК, 2012. - 128 с.
12. Голуб, Л.Н. Адаптация как социальный процесс [Текст] / Голуб Л.Н. // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. - 2018. - № 1 (65). - с. 64 - 68.
13. Горобец, Н.А. Деятельность социального педагога в образовательной организации [Текст] / Н.А. Горобец // Защита детства: социальные, правовые и педагогические аспекты. - 2016. - с. 113 - 117.
14. Губанова, М.И. Педагогическое взаимодействие [Текст]: учебное пособие / М.И. Губанова. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2010. - 96 с.
15. Гуров, В.Н. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа [Текст]: учебное пособие / В.Н. Гуров, Л.Я. Селюкова. - Ставрополь: Ставропольский КИУУ, 1993. - 184 с.
16. Дубровин, Д. Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / Д.Н. Дубровин. - М., 2005. - 135 с.
17. Дубровин, Д.Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения в старшем подростковом возрасте [Текст] / Д.Н. Дубровин // Мир психологии. - 2007. - № 4. - С. 64-75.
18. Ежова, Н.Н. Справочник практического психолога [Текст]/ Н.Н. Ежова. - 2-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2011. - 381 с.
19. Ефименко, М.В. Социальное сопровождение ребенка в процессе
обучения и воспитания; формы и методы работы [Текст] / М.В. Ефименко //
Защита детства: социальные, правовые и педагогические аспекты. - 2016. - с. 117 - 120.
20. Зволейко, Е.В. Сопровождение как основная стратегия деятельности специального психолога и педагога [Текст] / Е. В. Зволейко // Гуманитарный вектор. - 2010. - № 2 (22). - с. 60 - 65.
21. Зимбардо, Ф. Застенчивость [Текст] / Ф. Зимбардо; Пер. с англ.: С.С. Степанов. — М.: Педагогика, 1991. — 208 с.
22. Зотова, О.И. Некоторые аспекты социально - психической адаптации личности [Текст] / О.И. Зотова, И.К. Кряженова. - М.: Наука, 1979.
- 481 с.
23. Казанская, В.Г. Подросток: социальная адаптация [Текст]: Книга для психологов, педагогов и родителей / В.Г. Казанская. - СПб: Питер, 2011.
- 186 с.
24. Капина, О.А. Выбор профессии: теория и практика психологического сопровождения подростков в условиях малого города [Текст]: учебное пособие / О.А. Капина. - Архангельск : САФУ, 2014. - 100 с.
25. Капланский, А. В. Психолого-педагогическая концепция «сопровождения» в образовательном учреждении. Инновации в российском образовании: специальное (коррекционное) образование [Текст] / А.В. Капланский, С.Д. Забрамная. - М.: Изд-во МГУП, 2000. - 80 с.
26. Крылова, Т.А. Методические рекомендации для педагогов- психологов, социальных педагогов по профилактике дезадаптации детей и подростков [Текст] / Т.А. Крылова. - Вологда: АОУ ВО ДПО «ВИРО», 2016.
- 27 с.
27. Колесникова, Г.И. Психопрофилактика. Психокоррекция [Текст]: учебное пособие / Г.И. Колесникова. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 175 с.
28. Коротаева, Е.В. Основы педагогических взаимодействий [Текст]: учебное пособие / Е.В. Коротаева. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 160 с.
29. Лихачева, А.Н. К вопросу о деятельности социального педагога в современном общеобразовательном учреждении [Текст] / А.Н. Лихачева // Защита детства: социальные, правовые и педагогические аспекты. - 2016. - с.
129 - 132.
30. Лукащук, Е.С. О результатах реализации психолого - педагогической программы поддержки саморазвития подростков в условиях общеобразовательной школы [Текст] / Е.С. Лукащук // Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт. - 2016. - Т.2. - с. 119 - 122.
31. Мазурова, Е.В. Методические материалы по организации профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении [Текст] / Е.В. Мазурова . - Барнаул: Городской психолого-педагогический центр, 2009. - 130 с.
32. Максимова, Н.Ю. Курс лекций по детской патопсихологии [Текст]: Учебное пособие / Н.Ю. Максимова, Е.Л. Милютина. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 576 с.
33. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / В.Г. Маралов. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2004. — 256 с.
34. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика [Текст]: Учебник / Л.В. мардахаев. - М.: Гардарики, 2005 - 269 с.
35. Мишин, Г. А. Социально-психологическая адаптация подростков в новых условиях обучения [Текст] / Г.А. Мишин // Молодой ученый. - 2016. - №1.1. - С. 15-18.
36. Молодцова, Т.Д. Основные виды и типы подростковой дезадаптации [Текст] / Т.Д. Молодцова // Концепт. - 2013. - № 05 (май). - с. 51 - 55.
37. Немов, Р.С. Психология. Общие основы психологии [Текст] / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 688 с.
38. Онуфриенко, О.Н. Профессиональная деятельность социального педагога и её особенности [Текст] / О.Н. Онуфриенко // Защита детства: социальные, правовые и педагогические аспекты. - 2016. - с. 135 - 137.
39. Организация работы с молодежью [Текст]: учебное пособие / под ред. Е.П. Агапова, Л.С. Деточенко. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 738 с.
40. Пахальян, В.Э. Психопрофилактика в практической психологии образования [Текст]: учебное пособие / В.Э. Пахальян. - М. : ПЕР СЭ, 2003. -
208 с.
41. Педагогическая поддержка ребенка в образовании [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Н. Н. Михайлова и др.; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой ; науч. ред. Н. Б. Крылова. - М. : Академия, 2006. - 282 с.
42. Позднякова, О.В. Социальная адаптация как стадия социализации личности [Текст] / О. В. Позднякова // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 5-6 (027-028). - с. 362 - 366.
43. Профилактика нарушений психологического здоровья учащихся методические рекомендации для педагогов, психологов, социальных педагогов [Текст] / Сост. Е.В. Мазурова, Т.И. Серова. - Барнаул: Городской психолого-педагогический центр, 2012. - 148 с.
44. Психолого-педагогическое сопровождение образовательной среды в условиях внедрения новых образовательных стандартов [Текст]: монография / И.С. Якиманская, Н.Н. Биктина, Е.В. Логутова, А.М. Молокостова. - - Оренбург : ОГУ, 2015. - 124 с.
45. Рабочая программа дисциплины «Психолого-педагогическое просвещение субъектов образовательного процесса» [Текст] / сост. Е.А. Числова. - Волжский: ВИЭПП, 2016. - 18 с.
46. Реан, А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика [Текст] / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. — СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2006. - 479 с.
47. Рогалева, Г.И. Социальная адаптация студентов на основе педагогической поддержки [Текст] / Г.И. Рогалева // Молодой ученый. —
2015. — №1. — С. 479-484.
48. Родионов, В.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе [Текст] / В.А. Родионов, М.А. Ступницкая. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 160 с.
49. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2002. - 720 с.
50. Семаго, М. М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования [Текст] / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. -
М.: АРКТИ, 2005. - 336 с.
51. Слюсарев, Ю. В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ю.В. Слюсарев. - СПб., 1992. - 16 с.
52. Социальная педагогика [Текст]: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. — М.: ВЛАДОС, 2000 — 416 с.
53. Технология социальной адаптации несовершеннолетних, преступивших закон, «Работа над ошибками». - Сургут: Центр социальной помощи семье и детям «Зазеркалье», 2011. - 13 с.
54. Философские проблемы теории адаптации [Текст] / Под ред. Г.И. Царегородцева. - М.: Мысль, 1975. - 277 с.
55. Фиофанова, О.А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения [Текст]: учебное пособие / О.А. Фиофанова. - М.: Флинта, 2012. - 120 с.
56. Формы дезадаптации несовершеннолетних [Электронный ресурс]
- Режим доступа: http://webkonspect.com/?room=
profile&id=1718&labelid=21726 (дата обращения 20.05.2018).
57. Хаустова, А.И. Социально-психологическая адаптация [Текст] / А.И. Хаустова // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 614-617.
58. Чупров, Л.Ф. Психологическое просвещение в системе
психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и
методика [Текст] / Л.Ф. Чупров. - М.: OIM.RU, 2013. - 75 с.
59. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога [Текст]: учеб. пособие высш. учеб. заведений / М.В. Шакурова. —5¬е испр. и доп. — М.: Академия», 2008. - 272 с.
60. Яицкая, Н. И. Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ [Текст] / Н.И. Яицкая, Е.В. Цыбуленко // Образование и воспитание. — 2017. — №1.1. — С. 45-47.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ