Введение
Глава 1. Теоретические аспекты психологического просвещения педагогов в области профилактики социальной дезадаптации
подростков 7
1.1. Понятие социальной адаптации личности 7
1.2. Характеристика форм, видов дезадаптированного поведения подростков 11
1.3. Особенности социальной адаптации подростков в условиях
образовательной организации 15
1.4 Психологическое просвещение педагогов в системе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса как важная составляющая профилактики социальной дезадаптации подростков 20
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Экспериментальная работа по психологическому просвещению педагогов в области профилактики социальной дезадаптации подростков 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Изучение уровня и вида социальной дезадаптированности подростков . 33
2.3. Изучение готовности педагогов к деятельности по организации
профилактике социальной дезадаптации подростков 35
2.4. Составление программы, направленной на психологическое просвещение педагогов в области профилактики социальной дезадаптации подростков ... 37
Выводы по главе 2 47
Заключение 49
Список использованной литературы 53
ПРиложения
Актуальность исследования. Человек живет в обществе, он постоянно взаимодействует как с отдельными индивидами, так и с группами людей. И для того, чтобы это взаимодействие было успешным, человек
должен знать и учитывать цели и нормы, принятые в данном обществе,
выполнять определённые существующие правила, находить эффективные варианты поведения. Способность организма приспосабливаться к внешним и внутренним воздействиям называется адаптацией.
В социальной психологии существует понятие социально-психологической адаптации, которое рассматривается как приспособление человека к социальной среде, взаимодействие с ней (Д. А. Андреева, М. Мид, Т. Парсонс, Ж. Пиаже и другие). Психологические механизмы адаптации анализируются в работах Б. Н. Алмазова, С. П. Иваненкова, А. Б. Петровского, А. А. Реана и других.
Особое значение для формирования социологических воззрений на сущность социальной адаптации имели труды Э. Дюркгейма, показавшего, как в процессе адаптации происходит интериоризация индивидом социальных норм; М. Вебера, обосновавшего целерациональность адаптации; Т. Парсонса, понимавшего адаптацию как взаимный компромисс между личностью и обществом; Р. Мертона, описавшего адаптацию в условиях социальной дезорганизации.
Уметь приспосабливаться к условиям социальной среды необходимо человеку любого возраста. Каждому этапу человеческой жизни присущи свои, определенные черты. Человек растет, взрослеет, совершенствуется его психология и физиология. Любой период жизни человека важен, но возраст между 12 и 15 годами признается наиболее трудным в становлении личности. Возрастные особенности подростка часто усложняют его адаптацию в различных социальных условиях. Адаптироваться ему необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к тому промежуточному сообществу, представленному подростками и старшими школьниками, нормы и ценности которого достаточно изменчивы. У подростков социальная адаптация играет важную роль в формировании характера и воспитании личности. Многие подростки нуждаются в помощи при адаптации не только к новому социальному окружению, но и к прежнему окружению, которое представлено набором других социальных ролей.
На пути решения задач преодоления социальной дезадаптации подростков встает несколько проблем:
Во - первых: в обществе сложилась такая социально - экономическая ситуация, которая еще больше осложнила процесс выполнения задач по социализации детей и подростков. Наличие подростковой преступности свидетельствует о неблагополучии общества.
Во - вторых, сократилось количество социальных институтов, занимающихся социализацией детей и подростков; основная нагрузка по воспитанию ребенка легла на школу. Однако педагоги не всегда имеют необходимые знания для осуществления профилактической работы, а то того, насколько эффективно будет осуществляться эта работа, зависит будущее подрастающего поколения.
Проблема исследования состоит в наличии противоречий между наличием социально дезадаптированных подростков и неготовностью педагогов к проведению профилактической работы с такими подростками.
Цель исследования заключается в изучении и организации профилактики социальной дезадаптации подростков посредством
психологического просвещения педагогов.
Объект исследования - социальная дезадаптация подростков.
Предмет исследования - профилактика социальной дезадаптации подростков посредством психологического просвещения педагогов.
Гипотеза исследования заключается в том, что профилактика социальной дезадаптации подростков возможна при определенных условиях:
1. выявлении уровня и вида дезадаптированного поведения подростков;
2. готовности педагогов к осуществлению профилактической
работы;
3. наличия программы, направленной на психологическое
просвещение педагогов в области профилактики социальной дезадаптации подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты вопроса психологического просвещения педагогов в области профилактики социальной дезадаптации подростков.
2. Выявить уровень и вид социальной адаптации подростков и степень готовности педагогов к профилактике социальной дезадаптации обучающихся.
3. Проанализировать результаты диагностики.
4. Составить программу, направленную, на психологическое просвещение педагогов в области профилактики социальной дезадаптации подростков.
В качестве методов исследования использовались:
теоретические методы - анализ психолого-педагогической литературы, обобщение;
эмпирические методы - тестирование (Шкала социально-психологической адаптированности (шкала СПА), разработанная
К.Роджерсом и Р.Даймондом и адаптированная Т. В. Снегиревой); беседа для педагогов, с целью выявление готовности к осуществлению психологического просвещения в области профилактики социальной дезадаптации подростков, методы количественного и качественного анализа полученных результатов.
Экспериментальная база. Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 им. В. Токарева» г. Бийска. В эксперименте принимали участие 30 подростков и 10 педагогов образовательной организации.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования в педагогической деятельности и деятельности педагогов образовательной организации с целью психологического просвещения педагогов и осуществлению профилактики социальной дезадаптации подростков.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
В первой главе освещены теоретические аспекты психологического просвещения педагогов в области профилактики социальной дезадаптации подростков.
Вторая глава является практической и посвящена описанию экспериментальной работы по психологическому просвещению педагогов в области профилактики социальной адаптации подростков.
В заключении сформулированы основные выводы по работе.
Библиографический список представлен 60 источниками.
В приложении содержится иллюстрационный материал (рисунки, таблицы), программы, направленная на психологическое просвещение педагогов в области профилактики социальной дезадаптации подростков.
Изучение теоретических аспектов психологического просвещения педагогов в области профилактики социальной дезадаптации подростков позволило определить понятие социальной адаптации личности ; дать
характеристику форм и видов дезадаптированного поведения подростков; выявить особенности социальной адаптации подростков в условиях образовательной организации, а также определить такую важную составляющую профилактики социальной дезадаптации подростков как психологическое просвещение педагогов в системе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Каждый процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать процессом социально - психологической адаптации личности, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития и социализации навыки и механизмы поведения или открывает новые способы поведения и решения задач, новые программы и планы. Социальная дезадаптация ведет к деградации личности, ее отчужденности или приобретению девиантных форм поведения.
В подростковом возрасте происходит рождение социальной личности, готовой вступить в жизнь. На современном этапе развития общества школы и другие образовательные учреждения призваны научить подростков быть готовыми приспосабливаться к окружающей среде, преодолевать различные жизненные трудности, то есть полноценно функционировать в современном и динамично развивающемся социуме.
Существуют различные классификации дезадаптации по её видам и формам и типологии социально дезадаптированного поведения. Это позволяет более дифференцированно подходить к каждому дезадаптированному подростку и, в конечном счете, определить стратегию работы с ним.
Сегодня одной из целей образовательных организаций является целенаправленная работа, направленная на помощь, поддержку школьника в
решении им задач развития, обучения, воспитания, социализации, которая осуществляется в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Система психолого - педагогического сопровождения в школе включает такое направление как психологическое просвещение педагогов. Психологическое просвещение педагогов направлено на создание условий, в которых они могли бы получить необходимые психолого-педагогические знания и навыки.
Теоретический анализ различных источников по проблеме исследования послужил предпосылкой для проведения экспериментальной работы, целью которой явилось обоснование необходимости психологического просвещения педагогов в области профилактики социальной дезадаптации подростков.
Экспериментальной базой исследования явилась МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 им. В. Токарева» г. Бийска. В исследовании принимали участие 30 подростков в возрасте 14 - 15 лет и 10 педагогов образовательной организации.
В ходе экспериментальной работы решены такие задачи как:
1) проведение диагностики уровня и вида социальной дезадаптированности подростков;
2) выявление степени готовности педагогов к осуществлению профилактики социальной адаптации учащихся;
3) анализ результатов диагностики подростков и педагогов;
4) разработка программы, направленной на психологическое просвещение педагогов в области профилактики социальной дезадаптации подростков.
Для определения уровня и вида социальной дезадаптированности подростков использована Шкала социально-психологической адаптированности (шкала СПА), разработанная К.Роджерсом и Р.Даймондом и адаптированная Т. В. Снегиревой.
Для выявления степени готовности педагогов к осуществлению профилактической работы в области социальной адаптации учащихся проведена беседа с педагогами и выяснено их мнение по 5 вопросам.
По результатам обследования выявлены 3 подростка (или 10 % обследованных), имеющих низкие индексы социально - психологической адаптированности учащихся, что говорит о низком уровне социальной адаптации этих учащихся. Полученные результаты свидетельствуют об отклонениях в сфере субъективных переживаний, наличии негативных установок к себе и другим у подростков, возможно являющихся следствием негативного отношения учителей и сверстников к подростку.
По результатам беседы с педагогами выявлено, что лишь 2 педагога (или 20 % опрошенных) показали высокую степень готовности к проведению профилактической работы в области социальной адаптации подростков. Таким образом выявлена необходимость психологического просвещения педагогов в области социальной дезадаптации подростков. Кроме того, наличие социально - дезадаптированных подростков создает для этого объективные предпосылки.
На формирующем этапе экспериментальной работы разработана программа, целью которой явилось повышение компетентности педагогов в области профилактики социальной дезадаптации подростков.
Программа содержит 6 направлений просвещения педагогов в области профилактики социальной дезадаптации подростков:
1. Организационно-методическая работа.
2. Диагностическая работа.
3. Предупредительно-профилактическая работа с подростками.
4. Индивидуальная работа с дезадаптированными подростками.
5. Проведение воспитательных мероприятий, направленных на
социализацию.
6. Проведение воспитательных мероприятий, направленных на
формирование здорового образа жизни.
Составленная программа по психологическому просвещению педагогов в области профилактики социальной дезадаптации подростков и разработанные в контексте оптимизации взаимодействия в системе «педагог - подростков» рекомендации по конструктивному общению с подростком для педагогов, актуальны и могут быть использованы в целях социально¬психологической адаптации подростков. Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Албегова, И.Ф. Социальная адаптация [Текст]: учеб. пособие. / И.Ф. Албегова. - Яросл. гос. ун-т. - Ярославль: ЯрГУ, 2006. - 112 с.
2. Алмазов, Б. Н. Средовая адаптация и социальная поддержка в процессе воспитания [Текст] / Б.Н. Алмазов // Семенов Б. Ф. Социальная педагогика. - Свердловск: Ур. университет, 1989. - С. 63-121.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник для высших учебных заведении / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 290с.
4. Багулина, Н.В. Методика работы социального педагога в общеобразовательной школе [Текст] / Н.В. Багулина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). - Т. I. - Пермь: Меркурий, 2011. - с. 99-102.
5. Басов, Н.Ф. Социальный педагог. Введение в профессию [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко. — М.: Академия, 2006. — 256 c.
6. Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт [Текст]: матер. III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и специалистов в рамках Недели науки на фак-те правового и социально-педагогического образования ПГГПУ (25-28 апреля 2016 г., г. Пермь, Россия) : в 2 т. / отв. за вып. Л. А. Метлякова ; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2016. - Т. 2. - 230 с.
7. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии [Текст] / С.А. Беличева. - М.: Консорциум, 1993. - 197 с.
8. Бояринцева, А. В. Саморазвитие субъективности как феномен самобытия человека / А. В. Бояринцева // Личность в социокультурном измерении: история и современность. - 2007. - С. 96 - 100.
9. Вачков, И.В. Групповые методы в работе школьного психолога [Текст] учебно-методическое пособие / И.В. Вачков. - М.: «Ось-89», 2002. -
224 с.
10. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебное пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова; под общ. ред. М.В. Гамезо. - Изд. 2-е. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 512 с.
11. Гилева, Н.С. Психология девиантного поведения [Текст]: учебно¬методическое пособие / Н.С. Гилева - Изд. 2-е, испр. и доп. - Омск: Издательство СибГУФК, 2012. - 128 с.
12. Голуб, Л.Н. Адаптация как социальный процесс [Текст] / Голуб Л.Н. // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. - 2018. - № 1 (65). - с. 64 - 68.
13. Горобец, Н.А. Деятельность социального педагога в образовательной организации [Текст] / Н.А. Горобец // Защита детства: социальные, правовые и педагогические аспекты. - 2016. - с. 113 - 117.
14. Губанова, М.И. Педагогическое взаимодействие [Текст]: учебное пособие / М.И. Губанова. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2010. - 96 с.
15. Гуров, В.Н. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа [Текст]: учебное пособие / В.Н. Гуров, Л.Я. Селюкова. - Ставрополь: Ставропольский КИУУ, 1993. - 184 с.
16. Дубровин, Д. Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / Д.Н. Дубровин. - М., 2005. - 135 с.
17. Дубровин, Д.Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения в старшем подростковом возрасте [Текст] / Д.Н. Дубровин // Мир психологии. - 2007. - № 4. - С. 64-75.
18. Ежова, Н.Н. Справочник практического психолога [Текст]/ Н.Н. Ежова. - 2-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2011. - 381 с.
19. Ефименко, М.В. Социальное сопровождение ребенка в процессе
обучения и воспитания; формы и методы работы [Текст] / М.В. Ефименко //
Защита детства: социальные, правовые и педагогические аспекты. - 2016. - с. 117 - 120.
20. Зволейко, Е.В. Сопровождение как основная стратегия деятельности специального психолога и педагога [Текст] / Е. В. Зволейко // Гуманитарный вектор. - 2010. - № 2 (22). - с. 60 - 65.
21. Зимбардо, Ф. Застенчивость [Текст] / Ф. Зимбардо; Пер. с англ.: С.С. Степанов. — М.: Педагогика, 1991. — 208 с.
22. Зотова, О.И. Некоторые аспекты социально - психической адаптации личности [Текст] / О.И. Зотова, И.К. Кряженова. - М.: Наука, 1979.
- 481 с.
23. Казанская, В.Г. Подросток: социальная адаптация [Текст]: Книга для психологов, педагогов и родителей / В.Г. Казанская. - СПб: Питер, 2011.
- 186 с.
24. Капина, О.А. Выбор профессии: теория и практика психологического сопровождения подростков в условиях малого города [Текст]: учебное пособие / О.А. Капина. - Архангельск : САФУ, 2014. - 100 с.
25. Капланский, А. В. Психолого-педагогическая концепция «сопровождения» в образовательном учреждении. Инновации в российском образовании: специальное (коррекционное) образование [Текст] / А.В. Капланский, С.Д. Забрамная. - М.: Изд-во МГУП, 2000. - 80 с.
26. Крылова, Т.А. Методические рекомендации для педагогов- психологов, социальных педагогов по профилактике дезадаптации детей и подростков [Текст] / Т.А. Крылова. - Вологда: АОУ ВО ДПО «ВИРО», 2016.
- 27 с.
27. Колесникова, Г.И. Психопрофилактика. Психокоррекция [Текст]: учебное пособие / Г.И. Колесникова. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 175 с.
28. Коротаева, Е.В. Основы педагогических взаимодействий [Текст]: учебное пособие / Е.В. Коротаева. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 160 с.
29. Лихачева, А.Н. К вопросу о деятельности социального педагога в современном общеобразовательном учреждении [Текст] / А.Н. Лихачева // Защита детства: социальные, правовые и педагогические аспекты. - 2016. - с.
129 - 132.
30. Лукащук, Е.С. О результатах реализации психолого - педагогической программы поддержки саморазвития подростков в условиях общеобразовательной школы [Текст] / Е.С. Лукащук // Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт. - 2016. - Т.2. - с. 119 - 122.
31. Мазурова, Е.В. Методические материалы по организации профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении [Текст] / Е.В. Мазурова . - Барнаул: Городской психолого-педагогический центр, 2009. - 130 с.
32. Максимова, Н.Ю. Курс лекций по детской патопсихологии [Текст]: Учебное пособие / Н.Ю. Максимова, Е.Л. Милютина. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 576 с.
33. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / В.Г. Маралов. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2004. — 256 с.
34. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика [Текст]: Учебник / Л.В. мардахаев. - М.: Гардарики, 2005 - 269 с.
35. Мишин, Г. А. Социально-психологическая адаптация подростков в новых условиях обучения [Текст] / Г.А. Мишин // Молодой ученый. - 2016. - №1.1. - С. 15-18.
36. Молодцова, Т.Д. Основные виды и типы подростковой дезадаптации [Текст] / Т.Д. Молодцова // Концепт. - 2013. - № 05 (май). - с. 51 - 55.
37. Немов, Р.С. Психология. Общие основы психологии [Текст] / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 688 с.
38. Онуфриенко, О.Н. Профессиональная деятельность социального педагога и её особенности [Текст] / О.Н. Онуфриенко // Защита детства: социальные, правовые и педагогические аспекты. - 2016. - с. 135 - 137.
39. Организация работы с молодежью [Текст]: учебное пособие / под ред. Е.П. Агапова, Л.С. Деточенко. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 738 с.
40. Пахальян, В.Э. Психопрофилактика в практической психологии образования [Текст]: учебное пособие / В.Э. Пахальян. - М. : ПЕР СЭ, 2003. -
208 с.
41. Педагогическая поддержка ребенка в образовании [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Н. Н. Михайлова и др.; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой ; науч. ред. Н. Б. Крылова. - М. : Академия, 2006. - 282 с.
42. Позднякова, О.В. Социальная адаптация как стадия социализации личности [Текст] / О. В. Позднякова // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 5-6 (027-028). - с. 362 - 366.
43. Профилактика нарушений психологического здоровья учащихся методические рекомендации для педагогов, психологов, социальных педагогов [Текст] / Сост. Е.В. Мазурова, Т.И. Серова. - Барнаул: Городской психолого-педагогический центр, 2012. - 148 с.
44. Психолого-педагогическое сопровождение образовательной среды в условиях внедрения новых образовательных стандартов [Текст]: монография / И.С. Якиманская, Н.Н. Биктина, Е.В. Логутова, А.М. Молокостова. - - Оренбург : ОГУ, 2015. - 124 с.
45. Рабочая программа дисциплины «Психолого-педагогическое просвещение субъектов образовательного процесса» [Текст] / сост. Е.А. Числова. - Волжский: ВИЭПП, 2016. - 18 с.
46. Реан, А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика [Текст] / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. — СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2006. - 479 с.
47. Рогалева, Г.И. Социальная адаптация студентов на основе педагогической поддержки [Текст] / Г.И. Рогалева // Молодой ученый. —
2015. — №1. — С. 479-484.
48. Родионов, В.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе [Текст] / В.А. Родионов, М.А. Ступницкая. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 160 с.
49. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2002. - 720 с.
50. Семаго, М. М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования [Текст] / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. -
М.: АРКТИ, 2005. - 336 с.
51. Слюсарев, Ю. В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ю.В. Слюсарев. - СПб., 1992. - 16 с.
52. Социальная педагогика [Текст]: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. — М.: ВЛАДОС, 2000 — 416 с.
53. Технология социальной адаптации несовершеннолетних, преступивших закон, «Работа над ошибками». - Сургут: Центр социальной помощи семье и детям «Зазеркалье», 2011. - 13 с.
54. Философские проблемы теории адаптации [Текст] / Под ред. Г.И. Царегородцева. - М.: Мысль, 1975. - 277 с.
55. Фиофанова, О.А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения [Текст]: учебное пособие / О.А. Фиофанова. - М.: Флинта, 2012. - 120 с.
56. Формы дезадаптации несовершеннолетних [Электронный ресурс]
- Режим доступа: http://webkonspect.com/?room=
profile&id=1718&labelid=21726 (дата обращения 20.05.2018).
57. Хаустова, А.И. Социально-психологическая адаптация [Текст] / А.И. Хаустова // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 614-617.
58. Чупров, Л.Ф. Психологическое просвещение в системе
психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и
методика [Текст] / Л.Ф. Чупров. - М.: OIM.RU, 2013. - 75 с.
59. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога [Текст]: учеб. пособие высш. учеб. заведений / М.В. Шакурова. —5¬е испр. и доп. — М.: Академия», 2008. - 272 с.
60. Яицкая, Н. И. Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ [Текст] / Н.И. Яицкая, Е.В. Цыбуленко // Образование и воспитание. — 2017. — №1.1. — С. 45-47.