Объект исследования - ПАО «Газпром». Это одна из крупнейших нефтегазовых компаний мира.
Основные направления деятельности — геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа, газового конденсата и нефти, реализация газа в качестве моторного топлива, а также производство и сбыт тепло- и электроэнергии.
Введение 3
1 Теоретические основы понятия контроля коммуникативных каналов в условиях кризиса 5
1.1 Коммуникация в кризисных ситуациях 5
1.2 Управление антикризисными коммуникациями в организациях 9
1.3 Кризисные коммуникации: методология и методы управления 12
2 Анализ управления антикризисными коммуникациями ПАО «Газпром» 18
2.1 Оценка управления предприятием ПАО «Газпром» 18
2.2 Выявление проблем на предприятии 23
2.3 Направления совершенствования управления рисками ПАО «Газпром»….26
Заключение 29
Список использованных источников 32
Актуальность исследования. Изучение антикризисных коммуникаций носит междисциплинарный характер и описывает множество лучших практик и процессов, с помощью которых организации коммуницируют до, во время и после кризиса. Исследования в области антикризисных коммуникаций помогли сформулировать различные определения кризиса, риска, антикризисных стратегий, а также различные типологии риска и кризиса, что позволило, эффективнее строить антикризисные коммуникации в организациях.
Деятельность современных коммерческих предприятий характеризуется высокой подверженностью рискам. Динамика и нестабильность рыночной среды, уязвимость из-за технического прогресса и инноваций, многообразие потенциальных угроз и чрезвычайных ситуаций, стремительное распространение информации по каналам СМИ, интернета и социальных сетей, являются основанием для разработки технологий и механизмов антикризисных коммуникаций, способных адаптировать компанию к сложившимся условиям, принять незамедлительные меры по защите репутации и донесению информации о принимаемых мерах до заинтересованных лиц и общественности. Даже если организация никогда не сталкивалась с кризисами, их прогнозирование и подготовка плана действий является важным элементом коммуникационных стратегий.
Объектом исследования является ПАО «Газпром».
Предметом исследования выступает стратегия антикризисного управления ПАО «Газпром».
Целью исследования является изучение контроля коммуникативных каналов в условиях кризиса.
Задачи исследования:
- изучить понятие коммуникации в кризисных ситуациях;
- проанализировать управление антикризисными коммуникациями в организациях;
- исследовать кризисные коммуникации: методология и методы управления;
- изучить оценку управления предприятием ПАО «Газпром»;
- выявить проблемы на предприятии;
- предложить направления совершенствования управления рисками ПАО «ГАЗПРОМ».
Теоретической основной работы являются труды отечественных и зарубежных авторов по теме антикризисного управления предприятием, научные статьи по данной проблематике, опубликованные в периодической печати, интернет-источники, публикующие статьи экономических журналов, сайты компаний, интернет-форумы, посвященные исследуемой проблеме.
При написании работы использовались методы экономического и управленческого анализа, методы прогнозирования.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников.
Кризисные ситуации являются неотъемлемым атрибутом функционирования предприятия в условиях экономической нестабильности и рыночной экономики. Их наличие носит не только отрицательный, но и положительный характер. Кризисные ситуации можно предвидеть и преодолевать.
Для преодоления, прогнозирования и предотвращения кризисных ситуаций необходимо применять весь арсенал антикризисного управления как на микро-, так и на макроуровне. Необходима разработка мероприятий антикризисного государственного регулирования с использованием накопленного опыта антикризисного регулирования, как в нашей стране, так и за рубежом.
Особое внимание в рамках антикризисного управления должно быть уделено предприятиям сферы услуг, как одной из основных составляющей экономики страны. В работе выявлены основные особенности антикризисного управления предприятием сферы услуг, а именно: изменение критерия принятия управленческих решений, применение наиболее современных и эффективных управленческих инструментов, ускоренная и действенная реакция на изменение внешней среды и др.
В настоящее время организации используют современный инструментарий антикризисного управления не в полном объеме, при этом не разрабатывая стратегические планы. На обанкротившихся предприятиях она проводится в обязательном порядке в процессе процедуры наблюдения и конкурсного управления. В свою очередь, на нормально функционирующих предприятиях диагностика финансового состояния проводится не реже одного раза в год. Таким образом, очевидно, что совершенствование методики по проведению диагностики финансового состояния организации в условиях антикризисного управления на сегодняшний день имеет огромную актуальность и значимость.
Был проведен анализ рыночных рисков в результативной работе нефтегазовой отрасли на примере ПАО «ГАЗПРОМ». Стало ясно, что наиболее важным рыночным риском в работе компаний этой отрасли является риск изменения валюты и процентных ставок.
Основными методами управления рыночными рисками, применяемыми ПАО «ГАЗПРОМ», являются мониторинг обменных курсов и процентных ставок, ограничения и регулярный анализ чистых позиций по каждой валюте. Делается вывод о том, что применяемые методы не позволяют минимизировать рыночный риск, и их влияние по-прежнему значительно. Хеджирование выделяется как наиболее эффективный способ минимизации рыночного риска.
Рассмотрены направления по совершенствованию регулирования за финансовым риском в ПАО «ГАЗПРОМ»:
1. Сокращение уровня запасов.
Результаты анализа запасов могут привести к следующему:
- сокращение запасов сырья на 50% за счет внедрения их в производство;
- снижение затрат во время работ на 50% за счет сокращения производственной фазы.
2. Уменьшение дебиторских обязательств приведет к распределению обязанностей между бухгалтерским персоналом, определение лица, ответственного за дебиторские обязательства, контроль за выполнением сроков предоплаты и окончательного расчета заказчиками и заказчицами; также необходимо заключение дополнительного договора с текущим должником к соглашению о реструктуризации долга и составление графика платежей по нему.
3. Для снижения уровня кредиторских обязательств была составлена сводная таблица для расчета результативного итога направлений по повышению регулирования за финансовым риском в ПАО «ГАЗПРОМ».
Таким образом, разработанные рекомендации позволят минимизировать финансовый риск ПАО «ГАЗПРОМ» с минимальными потерями и максимальной эффективностью.
1. Акимович Е.В. Обобщенная модель кризисных коммуникаций органов государственной власти в ситуациях социальной напряженности // Теории и проблемы политических исследований. 2018. Том 7. № 5А. С. 133.
2. Бабушкина Е.А., Бирюкова О.Ю., Верещагина Л.С. Антикризисное управление. М.: T8 RUGRAM, 2020. - с. 25-28.
3. Бобылева А.З. Антикризисное управление: механизмы государства, технологии бизнеса: в 2 ч. Ч. 1. М.: Юрайт, 2020. - с. 111-115.
4. Бжассо А.А., Котлярова О.А. Диагностика риска банкротства как основа экономической безопасности предприятия в современных условиях // Экономика и бизнес. Теория и практика. 2020. Т. 2-1(60). - с. 153 -156.
5. Гавра Д.П., Быкова Е.В. Стратегическая кризисная коммуникация: базовые характеристики и интегративное воплощение //Материалы международного форума Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций. № 2. 2017. С. 124.
6. Голуб О.Ю. Кризисные коммуникации: методология и методы управления. Саратов: Вестник Саратовского государственно-экономического университета; 2012. С. 142-145.
7. Меньшиков П.В. Бизнес-PR 4.0. Актуальные аспекты медийной политики в международном бизнесе. Москва, 2018.
8. Меньшиков П.В. Бизнес-PR инновационного уклада экономики. Международные коммуникации. 2017. №2. С. 5.
9. Меньшиков А.А. Связи с общественностью в кризисных ситуациях. Комсомольск-на-Амуре: 2013. С. 41
10. Моисеева А. П. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / Том. политехн. ун-т. – Томск, 2004. – 128 с.
11. Никулин К. Разработка стратегии антикризисного управления как основы экономической безопасности предприятия. М.: ЛитРес, 2020. - с. 98.
12. Рейнольдс Б., Сигер М. Информирование о рисках в кризисных ситуациях и чрезвычайных ситуациях как интегративная модель. Journal of Health Communication, 2015. Том 10(1), с. 43-55.
13. Селлноу Т., Сигер М. Теоретизирование кризисной коммуникации. Малден, Массачусетс: Уайли Блэквелл, 2013, с. 24-33.
14. Сигер М., Ульмер Р., Новак Дж., Селлноу Т. Посткризисный дискурс и организационные изменения, неудачи и обновление // Журнал управления организационными изменениями, 2005. Том 18(1), с. 78-95.
15. Тайбер, З. Ю. Управление антикризисными коммуникациями в организациях / З. Ю. Тайбер // Мир науки. Социология, филология, культурология. - 2023. - Т. 14. - № 1.
16. Ульмер Р., Селлноу Т., Сигер М. Эффективная коммуникация в кризисных ситуациях: переход от кризиса к возможностям. Таузенд Оукс, Калифорния: Sage, 2015, с. 21-42.
17. Ульмер Р. Эффективное антикризисное управление на основе налаженных отношений с заинтересованными сторонами: Maiden Mills на примере компании // Management Communication Quarterly, 2017. Том 14(4), с. 590-615.
18. Хоружий Л.И., Кокорев Н.А., Турчаева И.Н. Учет, отчетность и анализ в условиях антикризисного управления. М.: Инфра-М, 2019. - с. 25-31.
19. Чумиков А. Н. Антикризисные коммуникации: учеб. пособие. М.: Аспект-Пресс, 2013. С. 11.
20. Антикризисные коммуникации: понятие, задачи, этапы // https://www.prstudent.ru/crisis/antikrizisnye-kommunikacii-ponyatie-zadachi-etapy(Дата обращения: 16.05.2024).
21. О «Газпроме» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.gazprom.ru/about/ (Дата обращения: 16.05.2024).