Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция агрессивного поведения подростков посредством психогимнастических упражнений

Работа №14867

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы88 стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
992
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы негативных личностных
особенностей и путей их коррекции в отечественной и зарубежной
психологии 6
1.1. Агрессия: сущность, виды, проявления 6
1.2. Психогимнастические упражнения в работе с личностными и
поведенческими нарушениями 14
1.3. Подросток как субъект взаимодействия общения 21
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение эффективности психогимнастических упражнений в коррекции агрессивного поведения у подростков 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ и описание результатов исследования 32
Выводы по второй главе 47
Заключение 50
Список литературы 52
Приложения 58


Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей.
Агрессивность - свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу [1]. Это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [10].
Хотя явления детской агрессивности и не имеют массового характера, но игнорировать их недопустимо. Разноуровневые социально-экономические условия жизни людей, изменение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить в этих условиях приводят общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно нелегко подрастающему поколению.
Неизмеримое количество внутренних и внешних факторов воздействуют на подрастающего ребенка. Далеко не все дети могут контролировать свои поступки. Столкновение ребенка с миром других детей, а также миром взрослых и самыми разнообразными явлениями жизни далеко не всегда происходит у него безболезненно. Часто при этом у него происходит ломка многих представлений, установок, изменение желаний и привычек, недоверие к другим[5].
На смену одним чувствам приходят другие, которые могут носить и патологический характер. У ребенка формируются внутренние взгляды, враждебные по отношению к другим. Такой ребенок считает агрессивное поведение приемлемым, он не имеет в своем поведенческом «арсенале» другого, положительного опыта.
Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.)[19].
Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы имеет место молодёжная преступность, преступность подростков[35].
Изучением психологических основ проблемы зависимости занимались как зарубежные (И. Голдберг, М. Шоттон, Ш. Текл, К. Янг), так и отечественные (А. Е. Войскунский, О. Ф.Петренко, О. В. Смыслова) исследователи.
Несмотря на теоретическую разработанность проблемы агрессивности подростков, продолжает оставаться актуальным вопрос о коррекции агрессивности в подростковом возрасте. Актуальность выделенной проблемы, имеющиеся научные предпосылки, способствующие дальнейшему изучению, обусловили выбор темы исследования «Коррекция агрессивности у подростков
посредством психогимнастических игр и упражнений».
Цель исследования - изучить эффективность психогимнастических игр и упражнений в коррекции агрессивности подростков.
Объект исследования - агрессивность подростков.
Предмет исследования - процесс коррекции агрессвности подростков.
Гипотеза исследования - психогимнастические игры и упражнения являются эффективным средством коррекции агрессивности подростков.
Сформулированная цель и гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования:
1. Изучить психологические исследования по проблеме агрессии подростков;
2. Провести диагностику агрессивности у подростков;
3. Составить программу коррекции агрессивности у подростков на основе психогимнастических игр и апробировать ее;
4. Оценить эффективность проведенной коррекционной программы.
В процессе решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
-теоретический (анализ психологической литературы по проблеме исследования);
-эмпирические методы (методика Басса - Дарки; методика «Личностная агрессивность и конфликтность», педагогический эксперимент);
- методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.
Опытно-экспериментальная база исследования - муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ №41» города Бийска.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут помочь родителям, педагогам, психологам в организации коррекционной работы с агрессивными подростками.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования были представлены на XII Всероссийской
конференции обучающихся: «НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ».
Структура работы.
Дипломная работа содержит введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей.
Агрессивность - свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу. Это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон).
Неизмеримое количество внутренних и внешних факторов воздействуют на подрастающего ребенка. Далеко не все дети могут контролировать свои поступки. Столкновение ребенка с миром других детей, а также миром взрослых и самыми разнообразными явлениями жизни далеко не всегда происходит у него безболезненно. Часто при этом у него происходит ломка многих представлений, установок, изменение желаний и привычек, недоверие к другим.
Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.).
Несмотря на теоретическую разработанность проблемы агрессивности подростков, продолжает оставаться актуальным вопрос о коррекции агрессивности в подростковом возрасте. Актуальность выделенной проблемы, имеющиеся научные предпосылки, способствующие дальнейшему изучению, обусловили выбор темы исследования «Коррекция агрессивности у подростков посредством психогимнастических игр и упражнений».
Целью исследования стала разработка и апробиробация программы коррекции агрессивности подростков посредством психогимнастических игр и упражнений.
Опытно-экспериментальной базой исследования стало муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа №41» города Бийска.
В работе по программе принимало участие две группы учащихся по 10 человек.
В программе были использованы упражнения психогимнастики в различных модификациях для создания положительного настроя, реконструкции полноценных продуктивных контактов, снятия напряжения, развития контроля, самоконтроля, саморегуляции.
Использовался достаточно широкий спектр упражнений - вербальных, и особенно невербальных. Упражнения выполнялись и парно, и всей группой и подгруппами и индивидуально.
Контрольная диагностика экспериментальной группы, после проведения программы коррекции агрессии, выявила снижение показателей агрессивных и враждебных реакций по результатам диагностики Басса-Дарки. Диагностика личностной агрессивности и конфликтности выявила у подростков повышение показателя позитивной агрессивности, а также снижение обобщенного показателя конфликтности, что свидетельствует об эффективности реализованной программы.


1. Агрессия у детей и подростков: учеб. пособие [Текст] / Г.Э. Бреслав, А.Н. Волкова, Г.Г. Гарскова и др.; под ред. Н.М. Платоновой. - СПб.: Речь, 2004. - 335 с.
2. Асмолов, А. Г. Психологическая модель интернет-зависимости личности [Текст] / А. Г. Асмолов, Н. А. Цветкова, А. В. Цветков // Мир психологии. -
2014. - № 1. - С.179-192.
3. Асмолов, А.Г. Синдром Вельда, или поколение, ушедшее в виртуальный мир [Текст] // Психология. Идеи на каждый день. - 2015. - № 6. - С. 68-69.
4. Бадоева, А. Работа школьного психолога по проведению соииально- психологической дезадаптации [Текст]/А. Бадоева, Т.Л. Бадоев// Бюллетень международной Академии психологических наук. - Саратов: Ярославль, - 1995. - 282 с.
5. Бандура, А. Подростковая агрессия [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М., 2000. - 233 с.
6. Битякова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст]/ М.Р. Битякова. - М.: Совершенство, 2004. - 258с.
7. Болтунова , А. И. Особенности межличностного общения среди подростков // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 492-494.
8. Булыгина, Л. Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников / Л. Н. Булыгина // Вопросы психологии. — 2015. — № 2 — С.
149-152
9. Большой психологический словарь [Текст] / Н. Н. Авдеева и др.; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Прайм- Еврознак, 2006. - 666 с.
10. Бэрон, Р. Агрессия. [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон - СПб: Питер, 2001. - 352 с.
11. Варашкевич, С.А. Агрессия и подросток. [Текст] / С.А. Варашкевич. - М.: ИП РАН, 1997. - 154с.
12. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. [Текст] / И.В. Вачков - М.: Издательство «Ось-89», 2012. - 437с.
13. Войскунский, А.Е. Актуальные проблемы психологии агрессивного поведения [Текст] / А.Е. Войскунский // Психологический журнал. - 2014. - т. 25. - № 1. - С. 90-100
14. Гребенкин, Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе [Текст] / Е.В. Гребенкин. - М.: Феникс. - 2006. - 160 с.
15. Гриффит, В. Виртуальный мир рождает реальные болезни [Текст] // Финансовые известия. - Вып. 54. - № 183. - С.27.
16. Давыдов, В.В. Лекции по педагогической психологии [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Академия, 2006. - с. 87.
17. Егоров, А. Ю. Нехимические зависимости / А. Ю. Егоров. - СПб.: Речь, - 2007. - 190 с.
18. Житель Пекина умер от слишком долгого сидения за компьютером
[Электронный ресурс] // NEWSru.com, 2017. - Режим доступа
http: //www. newsru. com/world/17 apr2006/comp. html (дата обращения
22.12.2017)
19. Агрессивные подростки [Электронный ресурс] / Сайт The Liberty - 2011. - Режим доступа http://www.libertyday.ru/275 (дата обращения 22.12.2017)
20. Илюк, Р.Д. Агрессивное поведение и гнев в структуре зависимостей от различных ПАВ. [Текст] / Р.Д. Илюк, Д.И. Громыко, Е.В. Ильюшкина, И.В. Берно-Беллекур // Психическое здоровье. - 2015. - № 12. - С.118-127.
21. Индивидуальные особенности психического развития [Электронный ресурс]// http://business.amiro.ru/knowledge/razvitie-rebenka/indi vidualnye- osobennosti-psihicheskogo-razvitija.
22. Карелина, А. А. Психологические тесты [Текст] / Под ред. А.А. Карелина: В 2т.- М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 322 с.
23. Коваль, Т. В. Особенности межличностных взаимодействий у подростков [Электронный ресурс] / Т.В. Коваль // Психологическая наука и образование: Электронное специализированное научно-практическое периодическое издание (Psyedu.ru). - 2012. - № 4. - Режим доступа: www.psyedu.ru/Joumal/2012/4Z3149.phtml. (дата обращения: 20.11.2017)
24. Кривцова, С.В. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками: практическое руководство для школьного психолога. [Текст] / С.В. Кривцова, Е.Н. Мухаматулина.- М.: Практика, 2002. - 157с.
25. Куликов, Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики [Текст]: учеб. пособие / Л. В. Куликов.
- СПб: Питер, 2004. - 463 с.
26. ЛиДерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками [Текст] / А.Г. Лидерс
- М.: Академия, 2004. - 256с.
27. Личко, А.Е. Подростковая психиатрия [Текст ] / А.Е. Личко. - М.: Просвещение, 1999. - 430 с.
28. Малкова, Е.Е. Клинико-психологические феномены формирования агрессивного поведения [Электронный ресурс] / Е.Е. Малкова, Н.И. Калин // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2015. - N 4 (15). - Режим доступа: http:ZZmedpsy.ru (дата обращения: 21.12.2017)
29. МарДахаев, Л.В. Социальная педагогика [Текст] / Л.В. Мардахаев. - М.: Гайдарики, 2010. - 207 с.
30. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» [Текст] / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб., 2002. - С.142-146
31. Международная академия психологических наук. Седьмая волна психологии. Выпуск 1. / Под ред. В. Козлова, Н. Качановой. - Ярославль, Минск, 2014. - 289 с.
32. Можгинский, Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм [Текст] / Ю.Б. Можгинский. - СПб. : Издательство «Лань», 1999.
- 128 с.
33. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, — 2001. — 320 с.
34. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина - М. : Издательский центр «Академия»,
2000. - 456 с.
35.Онлайн-конференция Интернет-зависимость и агрессия: опасность или просто дух времени? [Электронный ресурс] Режим доступа, http://pressria.rU/online/948520175.html#speakers (дата обращения:
21.12.2017)
36. Предупреждение и коррекция поведенческих расстройств у детей [Текст] : учебно-методическое пособие / Е.В. Соколова, К. Ю. Гуляева. - Новосибирск : Изд. НГИ, 2003. - С. 27
37. Психогимнастика как средство развития и формирования эмоцио-нального благополучия дошкольников: практический материал. - Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. - 27 с.
38. Прихожан, А.М. Тренинг коммуникативных умений. [Текст] / А.М. Прихожан. - М. : Просвещение, 1994. - 191 с.
39. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / Под общей редакцией Реана А. А. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2002. - 656 с.
40. Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. [Текст] // Пер. с англ. общ. ред. Петровский А.А. - М. : Прогресс, 1990. - 412с.
41. Сакович, Н.А. Игры в «тигры» [Электронный ресурс] // Deti.by : [сайт]. - 2014. - Режим доступа: http: //deti. by/advice/sakovich _advice/ti ger_ games. html (дата обращения 19.10.2017)
42. Сафронова, В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] /В.М. Сафронова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - с.192.
43. Сельченок, К.В. Психология человеческой агрессивности. [Текст] / К.В. Сельченок. - Минск. : Харвест, 2009. - 656 с.
44. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст]: учебное пособие / Л.М. Семенюк. - Москва-Воронеж : МПСИ: МОДЭК, 1996. - 96 с.
45. Семенкова, С.И. Уроки добра. Коррекционно-развивающая программа для / С.И.Семенкова. - М.: АРКТИ, 2014.
46. СкороДумов, О. Самые первые виртуальные похороны в Интернете [Электронный ресурс] / О. Скородумов // Samogo.Net, 2014. - Режим доступа http://samogo.net/articles.php?id=1689 (дата обращения 19.10.2017)
47. Старшенбаум, Г.В. Аддиктология. Психология и психотерапия зависимостей [Текст] / Г.В. Старшенбаум. - М. : Когито-Центр, 2006. - С. 141
48. Тренинг коммуникативных умений [Текст]: метод. разработки занятий / А.С. Прутченков. - Москва : Новая школа, 1993. - 48 c.
49. Фомичева, Ю.В. Психологические корреляты увлеченности
компьютерными играми [Текст] // Вестник МГУ. - Сер 4. Психология. - 1991. - №3. - С. 27-39.
50. Фромм, Э Анатомия человеческой деструктивности [Текст] / Э. Фромм. - М.: АСТ, 2004. - 635 с.
51. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов [Текст] / И.А. Фурманов. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 351 с.
52. Шипова, Л.В. Этологический подход к пониманию сущности и причин
агрессии человека [Электронный ресурс] // Проблемы социальной психологии личности. - Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. - 2014 Режим доступа
http: //psyj ournals. ru/s gu_socialpsy/issue/30273_full. shtml (дата обращения
29.11.2017)
53. Чистякова, М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.
54. Юрьева, Л.Н. Агрессия: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография [Текст] / Т.Ю. Больбот, Л.Н. Юрьева. - Днепропетровск : Пороги, 2006. - 196с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ