Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 7
1.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи 7
1.2. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе 14
1.3. Особенности развития грамматического строя речи при общем
недоразвитии речи 22
1.4. Обзор методик логопедической работы по развитию
грамматического строя речи при общем недоразвитии речи 29
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 37
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 37
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 42
2.3. Методические рекомендации по развитию словоизменения и
словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 48
Заключение 55
Список литературы 57
Актуальность исследования. В настоящее время в силу множества пагубных биологических причин наблюдается стремительный рост речевой патологии. Среди детей дошкольного возраста наиболее распространенным речевым расстройством является общее недоразвитие речи.
У детей с общим недоразвитием речи возникают значительные трудности в овладении навыками словоизменения и словообразования. Эти трудности обусловлены недостаточной сформированностью речевой функциональной системы, бедностью словаря, ограниченностью лексики.
Изучением особенностей словоизменения и словообразования у детей с общим недоразвитием речи занимались такие ученые как: Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, М. М. Алексеева, В. И. Яшина, А. В. Короткова, А. Г. Арушанова и многие другие. Методическими разработками коррекционной работы занимались Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова.
Ведущей проблемой логопедии является поиск новых форм и методов воспитания и обучения детей.
Формирование словоизменения и словообразования является одним из важнейших условий успешного обучения в школе. Уровень сформированности словоизменения и словообразования имеет большое значение в овладении чтением, письмом, орфографией, имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка.
Тема нашего исследования актуальна, так как своевременное выявление особенностей словоизменения и словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и их коррекция позволяют успешно подготовить детей к обучению в школе.
Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: «Каковы особенности навыков словоизменения и словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня?».
Объект исследования: грамматический строй речи.
Предмет исследования: особенности словоизменения и
словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: выявить особенности и уровни
сформированности навыков словоизменения и словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей с общим недоразвитием речи будут наблюдаться ошибки в словоизменении и словообразовании, выявление этих нарушений позволит нам составить дифференцированные методические рекомендации для их коррекции.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности и уровни сформированности навыка
изменения имен существительных по числам (в И.п., Р.п.), по падежам (в ед.ч., мн.ч.); предложно-падежные конструкции; согласования
существительных с числительными в роде и числе; согласования прилагательных с существительными в роде и числе; образования имен существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов; образования слов, обозначающих детенышей животных от существительных с помощью суффиксов; образования имен существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия; образования относительных и притяжательных прилагательных; образования глаголов с помощью приставок.
3. Составить методические рекомендации по развитию навыков словоизменения и словообразования для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
...
В ходе решения первой задачи мы проанализировали психолого - педагогическую, логопедическую литературу и определили степень изученности таких направлений, как основные сущностные характеристики понятия словоизменения и словообразования, развитие словоизменения и словообразования в онтогенезе, особенности развития словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Также мы проанализировали имеющиеся в литературе методики по формированию словоизменения и словообразования у детей дошкольного возраста.
У детей с общим недоразвитием речи можно выделить следующие особенности словоизменения и словообразования:
• Наиболее сформированными навыками словоизменения и
словообразования оказались: согласование прилагательных с
существительными в роде и числе, изменение имен существительных по падежам, образование слов, обозначающих детенышей животных от существительных с помощью суффиксов.
• Наиболее частыми ошибками в словоизменении и словообразовании оказались: в употреблении предложно-падежных конструкциях, в согласовании существительных с числительным в роде и числе, в образовании притяжательных прилагательных от существительных, в образовании имен существительных при помощи уменьшительноласкательных суффиксов, в образовании относительных прилагательных существительных, в образовании имен существительных, обозначающих профессии лиц, осуществляющих действия.
В исследовании принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
При проведении констатирующего эксперимента использовались общепринятые в логопедии методы обследования словоизменения и словообразования.
Констатирующий эксперимент включает в себя 2 блока заданий:
1 блок. Обследование словоизменения;
2 блок. Обследование словообразования.
По результатам констатирующего эксперимента учащиеся были распределены на уровни успешности следующим образом:
• 0% (0 чел.) на высоком уровне;
• 50% (5 чел.) на среднем уровне;
• 50% (5 чел.) на низком уровне.
В ходе решения третьей задачи нами были подобраны методические рекомендации, направленные на развитие словоизменения и словообразования у двух групп детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Таким образом, цели и задачи, поставленные нами, реализованы, гипотеза доказана.
1. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. - М.: АСТ: Астрель, 2007.
2. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004 - №1.
3. Волковская Т. Н. «Иллюстрированная методика логопедического обследования». - М., 2009.
4. Власовец Т. В. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников».
- М.: Сфера, 2007.
5. Гвоздьев А. Н. « Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка». - Саратов, 1990.
6. Гвоздьев А. Н. «Формирование у ребенка грамматического строя языка». М., 1999.
7. Жукова Н. С. Логопедия: преодоление общего недоразвития у дошкольников. - Екатеренбург, 1998.
8. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. - М.: Просвещение, 1985.
9. Коноваленко С. В., Коноваленко В.В. «Синонимы. Лексико-семантические тренинги для детей 6-9 лет». - М.: ГНОМ и Д, 2005.
10. Коньшина Н. А. «Обогащение словарного запаса младших школьников с общим недоразвитием речи». Журнал: «Логопед», 2005.
11. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя)». - СПб.: СОЮЗ, 1999.
12. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи». - СПб, 2001.
13. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998.
14. Левина Р. Е. «Характеристика общего недоразвития речи у детей». Научно-методический журнал: «Сегодня». 1(23), 2009.
15. Мастюкова Е. М. «Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция». - М.: Просвещение, 1992.
... всего 21 источников