Особенности современной работы с молодёжью в религиозных организациях (на примере Русской Православной Церкви и церкви «Новое Поколение» г. Красноярска )
Введение 3
Глава 1. Особенности работы с молодежью в Русской Православной Церкви в г. Красноярске 7
1.1. Утверждение и развитие православия в Приенисейской Сибири 7
1.2. Просветительская и социальная работа с молодежью в Русской Православной
Церкви г. Красноярска 11
Глава 2. Особенности работы с молодежью в христианской церкви «Новое
Поколение» г. Красноярска 30
2.1. Церковь «Новое Поколение»; развитие, вероучение и деятельность в
Красноярском крае 30
2.2. Структура и особенности работы с молодёжью в церкви «Новое
Поколение» 33
Заключение 48
Приложения 52
Список сокращенных понятий 72
Список использованных источников 73
На сегодняшний день актуальность данной темы обусловлена тем, что молодое поколение - это часть нашего общества, которая содержит в себе определенный потенциал. И насколько успешно развиваются способности, таланты, нравственные ценности молодежи зависит от социальной и культурной среды, в которой она состоит. Молодежное служение в современных церквях является одной из моделей подобной среды, которая определенным образом развивает молодежь и направляет её потенциал на преобразование общества. Следует отметить, что степень изученности темы данного исследования очень низка. Научной литературы по теме данного исследования крайне мало. Смысл молодости в жизни человека глубоко и всесторонне раскрывает Архиепископ Костромской и Галичский Александр: «молодость - это время, когда человек впервые сталкивается со многими явлениями жизни и часто оказывается не готов к этому столкновению. Это рождает чувство неуверенности, подавленности, потребность в поисках жизненной опоры. Часто молодой человек прибегает к неадекватным попыткам решения своих проблем. В то же время, ища опоры в других, испытывая острую потребность в общении, молодой человек сам становится опорой для своих друзей и близких».
Всё больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения молодежи недостаточно только знаний, даваемых светским образованием. Поэтому, решение проблемы о духовном возрождении молодежи предлагает церковь. Нравственные позывы и импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь и веру. Эти вещи, в первую очередь духовны. И приобрести их, молодежь сможет, только попав в благоприятную духовно-нравственную среду Церкви.
С данной оценкой следует согласиться. Можно лишь добавить, что, как продолжает Александр, архиепископ Костромской и Галичский, молодость это время, когда «человек часто становится перед необходимостью сделать жизненно 3
важный выбор. Ему приходится выбирать профессию, друзей, спутника жизни и, самое важное, делать нравственный выбор. Не имея надлежащего опыта и при отсутствии истинных духовно-нравственных ориентиров, молодой человек теряется на путях жизни. Он боится принять на себя бремя ответственности за свой выбор. Активный поиск смысла жизни может привести молодого человека как на истинный путь принятия ответственности за свою судьбу, так и в ложное состояние, когда эта ответственность перелагается на разных «лжеучителей».
И действительно, говорит архиепископ Галичский, лжеучителей, искажающих истинный смысл Евангельских посланий хватает!
Еще один очень важный момент, на котором останавливается епископ , показывая значение молодости в жизни человека. «...Это время возрастания, становления, развития, обучения человека, его подготовки к взрослой полноценной жизни. В это время человек стремится все постичь самостоятельно, в нем велика сила жизненной активности, потребности в самоутверждении и саморазвитии. Его взгляды часто становятся максималистскими. В то же время, его сердце открыто для деятельного служения, в котором он может найти условия полноценному развитию своего богатого внутреннего потенциала».
С одной стороны, молодой человек стремится к возрастанию, а с другой он уязвим соблазнам и искушениям мира сего. Но подлинный смысл обретает лишь та деятельность, которая направлена на служение Богу и ближним . Так человек преодолевает одиночество и тяжесть своей смертности .
В своем слове на открытии VII-ых Образовательных Рождественских чтений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил: «Непросто складывается жизнь современной российской молодежи. Пьянство, наркомания, разврат, безработица, заброшенность, дедовщина в армии. Молодежи нужнее всего живое дело. А в церкви такое дело всегда есть. Ей нужны помощники, молодые, горячие сердца».
...
В целом, в ходе наших исследований были решены поставленные в начале задачи, определены цели, основные направления работы молодежных отделов церквей РПЦ и НП и, изучена их внутренняя и внешняя деятельность. На основании этого изучения и социологических наблюдений были выявлены некоторые эффективные методы работы с молодежью,- это искренность, честность, прозрачность мотивов и намерений, понимание природы характера молодых людей, заинтересованность и помощь в раскрытии их внутреннего потенциала. Также были выявлены особенности РПЦ и харизматической церкви НП. В РПЦ основной акцент ставится на привлечение молодых людей в приходскую жизнь и их обучение основам христианского вероучения, а в церкви НП молодежь акцентируют на более глубокое поклонение, посредством современной музыки и различных культурно-массовых мероприятий.
Деятельность работы с молодежью широка и разнообразна, она охватывает многие области жизни людей. Сегодня лидеры молодежных отделов продолжают разрабатывать различные новые программы. Но все-таки следует сказать, что молодежный отдел находиться на начальном этапе своего формирования и представляет собой несколько неустойчивое образование, в виду того, что не хватает людей, которые были бы готовы целиком отдаться делу. Поэтому молодежному отделу для того, чтобы его деятельность успешно осуществлялась, необходима четкая организация работы, за счет выстраивания четкой структуры лидерства и привлечения активных молодых людей. Отсюда следует, что на данном этапе молодежные лидеры организуют деятельность служения таким образом, чтобы обеспечить рост, развитие церкви, привлекая в нее молодежь.
Можно сказать, что деятельность молодежного отдела эффективно влияет на привлечение молодежи в церковь. Об этом говорит тот факт, что за последнее время количество членов молодежного служения выросло в три раза. Но однозначно на этот вопрос ответить нельзя, если учесть тот факт, что каждого молодого человека в зависимости от его индивидуальных личностных особенностей деятельность молодежного отдела может, как привлекать, так и не вызывать положительных эмоций. Следует обратить внимание, что количественный состав молодых людей в РПЦ и церкви НП приблизительно одинаков. Хотя Православная Церковь на сегодняшний день является государственной и культурообразующей церковью и, соответственно, более массовой в Российской Федерации, харизматические церкви нашей страны составляют достойную «конкуренцию» государственной Церкви.
Но в целом ведется довольно активная работа с молодежью всеми христианскими церквями. Но, считаю важным отметить тот факт, что на сегодняшний день между РПЦ и протестантскими церквями и служителями прослеживается некая конфронтация из-за разности учений и принципов служения. И это очень негативно влияет на достижение эффективных результатов в работе с молодежью. И в заключение хотелось бы процитировать слова Иисуса Христа из евангелия от Иоанна главы 17: «21 да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня.
И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.
Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Иоан.17:21-23). Это очень сильное послание Христа всем христианам. К сожалению, сегодня наблюдается иная реальность поэтому, существует определенный перечень проблем, которые предстоит решать всему христианскому сообществу, - это объединение и консолидация основных видов деятельности: проведение совместных евангелизационных мероприятий, различных обучающих конференций, организация совместных площадок общения и деления опытом и т.д. И все это возможно осуществить только лишь при сильном желании сотрудничества и согласии вышестоящих церковных лидеров, пасторов и митрополитов.
Много молодых людей по-прежнему воспринимают церковь как « сплошное нельзя». Но с другой стороны интерес молодых людей к религии и церкви постоянен, очень большое число молодежи воспринимает веру всерьез. Очень важно донести сегодня до каждого молодого человека правильную и адекватную информацию о вере и церковной жизни. Вот результаты Всероссийского репрезентативного опроса, проведенного блог-координатором службы СРЕДА к.п.н. Алиной Юрьевной Багриной, выборка 1500 человек.
...
1. Августин Аврелий Исповедь. / Пер. с лат. и коммент. М.Е. Сергеенко; Предисл. и послесл. Н.И. Григорьевой. - М.: Гендальф, 1992. - 544 с.
2. Августин Аврелий О Граде Божием. - Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000. -1296 с.
3. Викторук Е.Н., Москвич Ю.Н. Культурные и ментальные запросы инновационного развития и ценности студенческой молодежи //Человек: образ и сущность. 2012. № 2012. С. 122-139.
4. Григорьева Л. И. Новые религиозные движения и государство в современной России. — М.: «Прогресс», 2001.
5. Лункин Р Пятидесятничество и харизматическое движение Т. II // Современная религиозная жизнь России: Опыт систематического описания. Т. I / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. М.: Кестонский Институт; Логос, 2003. С. 241—387;
Куропаткина О. Харизматы: сектанты или христиане?
6. Мельник В.И. Молодежь в пятидесятничестве: поиски идеала / В. И. Мельник. Львов: Свит, 1992. - 196 с.
7. Минеев В.В., Нефедов В.П. От смерти - к жизни. - Красноярск: Изд-во института физики, 1989. - 50 с.
8. Минеев В.В., Нефедов В.П. Человек и его смерть. - Красноярск: Изд-во института физики, 1990. - 50 с.
9. Марченков В.Г. Начала православия. М.:Петит,1991.
10. http://sreda.org/ru/opros/tserkov-i-molodezh.
11. http://www.docme.ru/doc/7876/koncepciya-molodezhnogo-sluzheniya-russkoj- pravoslavnoj -cerkv
12. http://xn—7sbaj ooardzqoigdm 1c3a3j4b.xn--p1ai/news.php
13. Архиепископ Костромской и Галичский Александр. Церковь и молодежь в России на пороге XXI века // Православная газета. Екатеринбург. № 24 (116). 8 декабря 1999 //http://svt-stefan.ru/zhizn-prixoda/molodezhnoe-sluzhenie/
14. Ледяев А. Идите и научите. 1994 г. - 100 с.
15. Устав местной религиозной организации Церковь Евангельских Христиан «Новое Поколение» г. Сосновоборск 2006 г.
... всего 30 источников