Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психология и педагогика развития ребенка в условиях специального сопровождения

Работа №148650

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Особенности сенсорного восприятия детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра 7
1.1. Представления о сенсорно-перцептивной сфере в отечественной и
зарубежной научной литературе 7
1.2. Формирование сенсорно-перцептивной сферы в онтогенезе 14
1.3. Клинико-психологическая характеристика детей с расстройствами
аутистического спектра 18
1.4.Особенности сенсорно-перцептивной сферы детей с
расстройствами аутистического спектра 25
Глава II. Изучение особенностей восприятия детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра 37
2.1.Организация, методы и методики исследования 37
2.2.Особенности восприятия дошкольников с расстройством
аутистического спектра 40
Глава III. Методические рекомендации по коррекции и развитию восприятия дошкольников с расстройством аутистического спектра 45
3.1. Теоретические основы организации процесса коррекции сенсорно­перцептивной сферы 45
3.2. Методические рекомендации по развитию сенсорно-перцептивной сферы у детей с расстройством аутистического спектра дошкольного
возраста 50
Заключение 58
Список литературы 60
Приложение 67

Актуальность исследования. Изучение особенностей детей с расстройством аутистического спектра на сегодняшний день является одним из самых актуальных в дефектологии, психологии, медицине, логопедии, психиатрии и других смежных науках. Ученые выявляют биологические, психологические. поведенческие и когнитивные особенности этих детей. Изучая особенности когнитивной сферы в большей степени рассматривается влияние особенностей ВПФ на поведение и коммуникацию детей. Многие исследования в этой области все чаще приходят к единому мнению о том, что первичным является нарушение восприятия, которое в свою очередь ведет за собой основные проявления аутизма.
Сенсорно-перцептивной сферой является важным фундаментом в формировании основных сенсорных эталонов и развитии ВПФ. В дошкольном возрасте восприятие активно развивается в ходе игровой деятельности ребенка, приобретая познавательный характер. Происходит развитие мышление, речи, воображения и других когнетивных функций с помощью сенсорно-чувственных образов [45].
На сегодняшний день в научной литературе описано множество исследований сенсорно-перцептивной сферы. данным направлением в психологии занимались такие ученые как А.Р. Лурия, Е.В. Филлипова, Т.В. Кудрявцева, М. Вертхаймер, В. Келлер, З.М. Истомина, Н.Н. Поддьякова, Л.С. Выготский, К. Коффка, Р.Л. Грегори, О.М. Дьяченко, Дж. Гилфорд, Н.С. Лейтис, Э.П. Торренс, Д.Б. Эльконин, И.М. Сеченов, А.Н. Леонтьев, С.П. Рубенштейн, П.П. Блонский, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Дж. Гибсон, У. Найсер, Дж. Брунер, Г. Гельмгольц, Э. Геринг.
Многие исследования в области изучения нарушения восприятия у детей с РАС, на сегодняшний день позволяют понять, что их сенсорно­перцептивная сфера имеет важное значения в изучении самого нарушения. Таким образом эти исследования показывают, что у каждого ребенка данной категории, имеются особенности хотя бы одной, а чаще всего нескольких
сенсорных систем. Причем главной особенностью восприятия у детей с аутизмом является нарушение его целостности. Те есть, ощущая и обрабатывая в головном мозге информацию от органа чувств, она не складывается в целостную картину, тем самым понимание объекта происходит искаженно. Это ведет за собой последствия в нарушении формирования сенсорных эталонов и понимании окружающей действительности в целом.
Таким образом, исследование восприятия детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра позволит понять особенности и возможности их коррекции.
Проблема исследования. Изучение особенностей восприятия у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра, с целью выявления основных направлений в коррекции, адаптации и социализации данной категории детей.
Цель исследования - изучение особенностей восприятия у детей с расстройством аутистического спектра дошкольного возраста. Разработка методических рекомендаций по развитию и коррекции восприятия данной категории детей.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Выявление особенностей восприятия у детей с расстройством аутистического спектра
3. Составление методических рекомендаций для коррекции восприятия у детей с расстройством аутистического спектра.
Объект исследования: восприятие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности восприятия у детей с расстройством аутистического спектра дошкольного возраста.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив научную литературу по проблеме особенностей восприятия у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра, нам удалось рассмотреть особенности данной категории детей, первичные и вторичные признаки нарушения и основные причины их проявления.
Изучение данной проблемы наиболее актуальна на сегодняшний день так как многие теоретические гипотезы приводят к выводу о том, что именно нарушение восприятия детей с РАС является первичным нарушением, в результате которого формируются остальные признаки аутизма в ходе развития ребенка. Именно через восприятие происходит формирование сенсорных эталонов, которые закладываются в основу развития всех психических функций, а также формируются основные представления об окружающем мире.
Формирование сенсорных эталонов приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте происходит развитие восприятия через ведущий вид деятельности - игру. Через игровую деятельность происходит усвоение таких понятия как: форма, размер, цвет и т.д. В последующем эти эталоны необходимы для формирования основных представлений о предмете и их опознании.
При нарушении сенсорно-перцептивной сферы дети с РАС имеют искаженное представление об окружающих его предметах, о нахождении своего тела в пространстве, расположении предметов в пространстве и т.д. Помимо этого дети данной категории имеют нарушение в дифференциации звуков, нарушена способность в фильтрации значимых стимулов от фоновых, тем самы внимание на источники восприятия рассеивается, препятствуя усвоению значимы сенсорных признаков.
С целью изучения особенностей восприятия у детей дошкольного возраста с РАС, был проведен констатирующий эксперимент на базе “Научно-практической лаборатории инновационных методов обследования и коррекции сенсорных систем человека”, в котором приняли участие 15 человек из которых 11 мальчиков и 4 девочки.
По результатам исследования было выявлено, что у 75 % данной категории детей преобладает нарушение зрительного восприятия, а также нарушена целостность зрительного восприятие. У 20 % детей средний уровень развития целостности восприятия. Помимо этого исследование показало, что у 50% детей имеется нарушение тактильного восприятия и у 30% нарушение слухового восприятия.
В результате анализа данных исследования, были разработаны методические рекомендации для специалистов по работе с детьми данной категории. Основные задачи разработанных рекомендация заключаются в следующем:
1. Развитие тактильного восприятия.
2. Развитие зрительного восприятия.
3. Развитие слухового восприятия.
4. Развитие коммуникации
5. Снижение тревожности.
Для эффективности коррекции и развития восприятия у детей с РАС дошкольного возраста, необходимо использовать игровые методы и методики.
Не менее важным является организация коррекционной работы. Помещение должно быть оборудовано с учетом сенсорных особенностей данной категории детей.


1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Просвещение, 1961. - 209с.
2. Андреева С.В. Применение метода сенсорно-акустического зашумления в коррекцинно-логопедической работе // Аутизм и нарушения развития. - 2018. - Т. 16, № 2. - С. 9-20.
3. Айрес, Э.. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. / Э.Д. Айрес [пер. с англ. Юлии Даре]. - Москва: Теревинф, 2009. - 272 с.
4. Башина В. М. Аутизм в детстве. - М.: Медицина, 1999. - 240с.
5. Богдашина О. Аутизм. Определение и диагностика. Донецк, 1999. С. 213.
6. Богдашина О. Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме. Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2017.
7. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком: моногр. - М.: Издательство Московского университета, 1982. - 200 с.
8. Беттельхейм Б. Пустая крепость: Детский аутизм и рождение Я. М.: Академический Проект: Традиция, 2004.783 с.
9. Брин И. Л., Демикова Н. С., Дунайкин М. Л., Морозов С. А. и др. К медико-психолого-педагогическому обследованию детей с аутизмом. — М.: «СигналЪ», 2002.
10. Венгер Л.А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте. — М, 1968. -264с.
11. Власова О.А. Организация психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков с РАС в Алжире: методологические основы и практика // Аутизм и нарушения развития. - 2018. - Т. 16, № 1. - С. 51-60.
12. Вольперт И. Е. Игровая терапия // Рук. по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. Ташкент, 1979. С. 232-245.
13. Вольперт И. Е. Психотерапия. Л.: Медицина, 1972. 232 с.
14. Восприятие. Механизмы и модели. - М.: Мир, 2004. - 358 c.
15. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1985. - 173 с.
... всего 84 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ